ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-363/20 от 08.07.2020 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Зрелкина Е.Ю. Дело № 33-394

номер дела в суде первой инстанции 2-363/2020

УИД 02RS0001-01-2020-000174-23

номер строки в статистическом отчете 2.098

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июля 2020 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Шинжиной С.А.,

судей – Антуха Б.Е., Черткова С.Н.,

при секретаре – Молодых Л.С.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 12 марта 2020 года, которым постановлено

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 социальную выплату на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, в размере 581 500 рублей.

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании социальной выплаты с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Произвести поворот исполнения решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 сентября 2018 года.

Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай денежные средства в размере 581 500 рублей.

Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о взыскании социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения в размере 581 500 руб. за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилого фонда, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Республики Алтай. Требования мотивированы тем, что истец на основании решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18.04.2018 года включен в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, по адресу: <адрес>, <адрес>, утвержденный распоряжением Главы Республики Алтай от 05.07.2018 года. Однако указанная социальная выплата истцу не выплачена в связи с отсутствием финансирования. Учитывая площадь поврежденного жилого помещения (116,3 кв.м.), истец просит взыскать с ответчика социальную выплату в размере 581 500 руб.

Определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 23.01.2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Не согласившись с решением суда в части удовлетворения заявленных требований и взыскания денежных средств с Минфина России, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации подало апелляционную жалобу. В обоснование жалобы указывает, что в силу ч.1 ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера относится к расходным обязательствам Российской Федерации. При этом указанная норма не регулирует взаимоотношения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также гражданами, а лишь указывает на полномочия при наступлении определенных действий, не является безусловным основанием для взыскания денежных средств с Российской Федерации в пользу гражданина на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации. Обращает внимание на момент возникновения расходных обязательств Российской Федерации по принятию мер, связанных с ликвидацией последствий после наводнения, об исполнении Российской Федерацией таких расходных обязательств, а также об особенностях межбюджетных отношений между Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.12.2014 г. №1365, от 07.05.2015 г. №447 утверждены соответствующие Правила предоставления в 2014 и 2015 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков. Указывает, что на последующие годы нормативных правовых актов Правительством РФ не издавалось, правовых оснований, предусмотренных БК РФ, для распределения и доведения средств федерального бюджета до бюджета Республики Алтай не имеется. Полагает, что само по себе наличие списка граждан и его пополнение (изменение) независимо от законодательно установленных сроков его составления не является основанием для взыскания денежных средств на проведение капитального ремонта. Кроме того, судом при вынесении решения неправильно применены положения ГК РФ о взыскании убытков. Применяя к указанным правоотношениям положения статей 16, 1069 ГК РФ, суд не устанавливает доказанности их состава, в частности противоправности и виновности действий ответчика. Отсутствие одновременно всех вышеуказанных условий не позволяет применить в отношении ответчика положения ГК РФ об убытках, в связи с чем, взыскание средств в пользу истца с Российской Федерации в лице Минфина России необоснованно.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, <адрес>

Вступившим в законную силу решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18.04.2018 года на Министерство регионального развития Республики Алтай возложена обязанность включить ФИО1 в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Республики Алтай.

На основании указанного решения суда Министерством регионального развития Республики Алтай истец включен в список на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.

Согласно списку граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений, утвержденного распоряжением Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 30.06.2016 года № 369-рГ, в редакции от 05.07.2018 года № 362-рГ, размер государственной поддержки ФИО1, собственнику поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: РА, <адрес>, <адрес><адрес>, составляет 581 500 руб., исходя из расчета 116,3 кв.м. площади поврежденного жилищного фонда * 5 тыс. руб. стоимости 1 кв.м. поврежденного жилищного фонда (п. 40.1).

Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 сентября 2018 г. с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в пользу ФИО1 взыскана социальная выплата на проведение капитального ремонта жилого помещения в размере 581 500 рублей за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилого фонда, поврежденного в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Республики Алтай.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 23 января 2019 г. указанное решение суда оставлено без изменения.

Во исполнение вышеуказанного решения суда Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай истцу перечислены денежные средства в сумме 581 500 рублей за счет средств республиканского бюджета в рамках «Мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации за счет средств добровольных пожертвований, в рамках непрограммных расходов органов государственной власти Республики Алтай», что подтверждается платежным поручением от 21.02.2019 года, расшифровкой кодов расходов.

Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2019 года решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28.09.2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 23.01.2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статей 16, 1069, 1071 ГК РФ, статьями 18, 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Порядком предоставления социальной выплаты гражданам на проведение капитального ремонта жилых помещений, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 13.10.2014 N 295, Правилами предоставления в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2014 N 1365, Правилами предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2015 года N 447, суд первой инстанции исходил из того, что истец, включенный в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений, и не получивший такой выплаты, имеет право на возмещение ущерба, причиненного его имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, за счет средств федерального бюджета, поскольку ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации, в связи с чем, обоснованно удовлетворил исковое требование ФИО1 в части взыскания в его пользу с Минфина России за счет средств казны Российской Федерации социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения в размере 581 500 рублей.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным при рассмотрении дела фактическим обстоятельствам.

Довод апелляционной жалобы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации об отсутствии правовых оснований для взыскания социальной выплаты с Российской Федерации в лице Минфина России несостоятелен. Отклоняя указанный довод, судебная коллегия исходит из того, что предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, является расходным обязательством Российской Федерации. Российской Федерацией доказательств принятия мер по достаточному и полному финансированию субъекта путем предоставления Республике Алтай из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на оказание социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшим в результате паводка в мае-июне 2014 года, на основании судебных решений, вступивших в законную силу, не представлено.

При этом судебная коллегия полагает, что реализация права граждан на получение социальной выплаты не может быть поставлена в зависимость от неисполнения Российской Федерацией своих расходных обязательств или от неэффективного использования Республикой Алтай предоставленных межбюджетных трансфертов на оказание социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате паводка в мае-июне 2014 года.

Завершение финансирования также не может служить основанием и препятствием к реализации имеющихся у истца прав на получение социальной выплаты, поскольку государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по оказанию социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате паводка в мае-июне 2014 года, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

Доводы апелляционной жалобы о том, что само по себе наличие списка граждан и его пополнение (изменение) независимо от законодательно установленных сроков его составления не является основанием для взыскания денежных средств на проведение капитального ремонта, не могут быть приняты во внимание, поскольку изменения в списки были внесены на основании вступивших в законную силу решений суда, которыми признано право граждан, в настоящем случае ФИО1, на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения и на включение в соответствующие списки для получения названной социальной выплаты.

Таким образом, указанные доводы жалобы противоречат принципу обязательности судебных постановлений, вступивших в законную силу, и не соответствуют правовому регулированию спорных отношений.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иное, ошибочное толкование норм материального права, в связи с чем, не могут повлиять на законность состоявшегося решения суда.

Поскольку в остальной части решение суда сторонами не обжалуется, предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 12 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий судья С.А. Шинжина

Судьи Б.Е. Антух

С. Н. Чертков