ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-364/20 от 04.06.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0044-01-2019-004885-37

Судья Карапетян Е.В. Дело № 2-364/2020 (№ 33-7399/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 04 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Кокшарова Е.В., Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску ФИО1 к администрации городского округа Первоуральск, территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Первоуральску о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, взыскании компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе представителя истца ФИО2 на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 06.02.2020.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя истца ФИО2 (нотариальная доверенность от 22.08.2019 сроком на 5 лет), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Администрации ГО Первоуральск и третьего лица ПМКУ «Расчетно-кассовый центр» ФИО3 (доверенности от 29.01.2020 № 967/2020 сроком на 1 год и б/н от 01.12.2019 сроком на 1 год, соответственно), возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратился в суд с указанным иском к администрации городского округа Первоуральск (далее по тексту Администрация) и территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Первоуральску (далее по тексту Управление), ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.

Истец является инвалидом 1 группы с детства по зрению ... бессрочно, нетрудоспособен. До 2010 г. истцу как инвалиду на основании соответствующего заявления предоставлялась социальная льгота в виде 50% скидки на оплату жилья и коммунальных услуг. Однако с 01.01.2010 Администрация перестала предоставлять указанную льготу, требуя от истца повторного написания заявления на получение компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что истец полагает незаконным и нарушающим его права как инвалида на социальное обеспечение. Указал на причинение ему морального вреда неправомерным поведением ответчика.

На основании изложенного, ФИО4 просил: признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непредоставлении мер социальной поддержки в размере 50% компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг; обязать Администрацию в течение одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу произвести начисление льготной компенсации; взыскать с Администрации льготную компенсацию за период с 01.01.2010 по 01.11.2019 и компенсацию морального вреда в размере 500000 руб. Также истец просил возместить ему расходы на оплату услуг представителя в размере 35000 руб.

Каких-либо материальных требований к Управлению истцом не заявлено. Как пояснил суду первой инстанции представитель истца ФИО2, Управление указано им в исковом заявлении в статусе ответчика по настоянию ФИО1

Представитель ответчика и привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Первоуральского муниципального казенного учреждения «Расчетно-кассовый центр», ФИО3 возражала против удовлетворения иска. Указала, что предоставление спорной компенсации носит заявительный характер. Однако истец с соответствующим заявлением после 01.01.2010 к ответчику не обращался. При этом начиная с 2011 г. истцу неоднократно сообщалось о заявительном характере назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также каждый раз по почте направлялись бланк заявления о назначении компенсации расходов и пустой конверт для отправки почтой заявления о назначении компенсации в уполномоченный орган. 29.05.2015 представители Администрации и ПМКУ «РКЦ» выезжали к истцу домой для урегулирования и решения вопроса по выходу из сложившейся ситуации, однако истец в очередной раз отказался заполнить письменное заявление о назначении спорной компенсации. В ноябре 2019 г. по поручению Администрации директором ПМКУ «РКЦ» был сделан звонок ФИО1 с очередным предложением подъехать к истцу для оформления заявления о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, но истец вновь отказался. Отсутствие от истца письменного заявления, в котором необходимо указать способ получения компенсации, препятствует ее назначению. Кроме того, с 12.02.1982 по 19.07.2013 истец был зарегистрирован по адресу: ..., с 10.12.2013 по настоящее время истец зарегистрирован по адресу:.... Однако и после смены места жительства ФИО1 с заявлением о назначении ему по новому адресу компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не обращался.

Ответчик Управление также возражал против удовлетворения иска ФИО1 по доводам, аналогичным доводам возражений Администрации.

Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 06.02.2020 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

С таким решением истец не согласился. В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам. В обоснование жалобы приводятся следующие доводы. Право истца на получение спорной компенсации судом установлено и ответчиками не оспаривалось. Данное право нарушено с 01.01.2010, когда Администрация в отсутствие законных оснований перестала предоставлять истцу указанную меру социальной поддержки, необоснованно требуя от истца повторного написания заявления о ее назначении. Необходимость в написании заявления отсутствовала, поскольку по состоянию на 01.01.2010 истец являлся получателем указанной льготы и от ее получения не отказывался. То обстоятельство, что до января 2010 г. указанная мера социальной поддержки предоставлялась в виде скидки 50% на оплату жилья и коммунальных услуг, а с января 2010 г. – в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, правового значения не имеет, поскольку и скидка, и компенсация в любом случае имеет денежное выражение. Судом не учтено, что истец всегда исправно исполнял и исполняет по настоящее время обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не имеет задолженности по платежам, что само по себе исключало возможность приостановления предоставления ему спорной льготы с 01.01.2010. Ссылку суда на п. 10 постановления Правительства Свердловской области от 29.10.2009 № 1557-ПП полагает несостоятельной, поскольку акты субъекта Российской Федерации не должны умалять прав истца и ухудшать его положение, в частности, возлагать на него какие-либо новые обязанности в условиях, когда он уже подтвердил свое право на получение компенсации и она ему длительное время предоставлялась.

В возражениях на апелляционную жалобу представители Управления и Администрации просят оставить решение суда без изменения, указывая на несостоятельность доводов апеллянта.

В судебное заседание истец, представитель Управления не явились, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Истец воспользовался правом на участие в деле через представителя. Управление в лице начальника ФИО5 ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ..., имеет статус инвалида первой группы с детства, инвалидность установлена бессрочно. Данное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела копией справки МСЭ № 2406374 от 09.12.2003 (л.д. 33), стороной ответчика не оспаривалось.

Из согласованных пояснений сторон следует, что до 01.01.2010 истцу как инвалиду предоставлялась мера социальной поддержки в виде скидки 50% на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении жилого помещения по адресу: .... С 01.01.2010 указанная мера социальной поддержки не предоставляется, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не назначалась.

Ответчики, не оспаривая, что истец как инвалид относится к категории граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, обосновывают непредоставление истцу с 01.01.2010 компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг тем, что назначение указанной льготы носит заявительный характер, а истец с соответствующим письменным заявлением в уполномоченный орган не обращался.

Истец настаивает на том, что поскольку ранее (до 01.01.2010) с заявлением о предоставлении ему скидки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг он уже обращался и являлся получателем указанной меры социальной поддержки, необходимость в повторной подаче заявления отсутствует.

Разрешая заявленный иск, суд первой инстанции согласился с правовой позицией ответчиков и исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством предоставление спорной меры социальной поддержки носит заявительный характер, с соответствующим заявлением истец в Администрацию не обращался ни в отношении жилого помещения, в котором был зарегистрирован до 19.07.2013, ни в отношении жилого помещения, в котором зарегистрирован и проживает с 10.12.2013 по настоящее время.

Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995 № 81-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который, в частности, устанавливает меры социальной защиты названной категории граждан.

Согласно п. 2 ст. 4 указанного Федерального закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 5 этого же закона).

Частью 3 статьи 17 указанного Федерального закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлена скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» были утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 15 которых для получения указанных льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, необходимо было обращаться в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья и коммунальных услуг, и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.). Названное постановление Правительства РФ утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 05.04.2018 № 410.

В рамках реформирования системы социальной защиты населения приняты Федеральные законы от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 29.12.2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», изменившие условия предоставления ряда мер социальной защиты инвалидов, суть которых сводится к замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации и передаче ряда полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации.

Приведенная выше норма ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не претерпела изменений после внесения в него изменений Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований».

Вместе с тем, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен статьей 28.2, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 861 утверждены Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции.

Пунктом 1 Методики предусмотрено, что распределение субвенций отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов осуществляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при выполнении соответствующих полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О форме содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» необходимым условием предоставления финансовой поддержки за счет фонда является наличие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.

Таким образом, форма предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе и обязаны осуществлять собственное правовое регулирование мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилья и коммунальных услуг и определять в том числе условия и порядок оказания такой поддержки.

На территории Свердловской области порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг до 01.01.2010 определялся постановлением Правительства Свердловской области от 22.05.2006 № 423-ПП «О реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов на территории Свердловской области». В соответствии с утвержденным данным постановлением «Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов на территории Свердловской области» инвалидам предоставлялись меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) и 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления) (п. 5). Для оформления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг необходимо было представить следующие документы: письменное заявление; документ, подтверждающий право на меры социальной поддержки, выданный в порядке, установленном федеральным законодательством; паспорт или документ, его заменяющий (п. 6). Предоставление мер социальной поддержки гражданам осуществлялось организациями различных форм собственности, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и (или) осуществляющими начисление платежей по оплате жилищно-коммунальных услуг, заготовке и доставке топлива (п. 7).

Постановление Правительства Свердловской области от 22.05.2006 № 423-ПП утратило силу с 01.01.2010 в связи с изданием постановления Правительства Свердловской области от 29.10.2009 № 1557-ПП «О Порядке рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации» (далее Порядок), которое было принято в соответствии, в том числе, Законом Свердловской области от 09.10.2009 № 79-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (данное постановление также утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП).

Пунктом 2 Порядка было установлено, что компенсация расходов - это социальная выплата, которая является денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными законами, указанными в пункте 1 настоящего Порядка. Компенсация расходов предоставляется гражданам по месту их жительства (пребывания) на территории Свердловской области (пункт 3). Право на компенсацию имеют инвалиды, в том числе ВИЧ-инфицированные - несовершеннолетние в возрасте до 18 лет (подпункт 1 пункта 6.2). Назначение компенсаций расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 7).

В соответствии с пунктом 9 Порядка гражданам, которым не предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31.12.2009, получившим право на их предоставление после 1 января 2010 года, компенсация расходов назначается на основании заявления о назначении компенсации расходов с указанием способа ее выплаты по форме согласно приложению № 1, к которому должны прилагаться документы, подтверждающие право на получение указанной компенсации.

Согласно пункту 10 Порядка гражданам, которым предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года, и имеющим право на их получение с 1 января 2010 года, компенсации расходов назначаются по заявлению с указанием способа выплаты без предоставления документов, указанных в подпунктах 1 – 3 пункта 9 настоящего Порядка.

Решение о назначении либо отказе в назначении компенсации расходов принимается руководителем уполномоченного органа в 10-дневный срок с даты подачи заявления о назначении компенсации расходов гражданами, которым предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года и которые имеют право на их предоставление с 1 января 2010 года, либо с даты подачи заявления и документов, указанных в подпунктах 1 – 3 пункта 9 настоящего Порядка, гражданами, получившими право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг после 1 января 2010 года (пункт 13 Порядка).

Назначение компенсаций расходов производится с месяца обращения в уполномоченный орган по месту жительства гражданина с документами, указанными в подпунктах 1 – 3 пункта 9 настоящего Порядка (пункт 26 Порядка).

Гражданам, которым предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года, имеющим право на получение компенсации расходов с 1 января 2010 года, обратившимся с заявлением о назначении компенсации расходов в течение трех лет, компенсации расходов назначаются с 1 января 2010 года (пункт 27 Порядка).

Таким образом, с 01.01.2010 Свердловская область как субъект Российской Федерации, приняв Закон Свердловской области от 09.10.2009 № 79-ОЗ и определив форму предоставления мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (вместо предоставления 50% скидки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), действовала в пределах предоставленной ей компетенции и осуществила правовое регулирование в пределах имеющихся у нее полномочий, предоставленных ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Поскольку полномочия по предоставлению инвалидам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также средства на осуществление данных полномочий переданы Российской Федерацией в ведение ее субъектов, последние вправе устанавливать положения, определяющие порядок получения инвалидами мер социальной поддержки в определенной субъектом Российской Федерации форме, а также регламентирующие деятельность уполномоченных органов по предоставлению указанных мер.

При таком положении доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца необходимости обращения после 01.01.2010 с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с указанием способа выплаты компенсации со ссылкой на то, что истец по состоянию на 31.12.2009 являлся получателем меры социальной поддержки в виде скидки 50% на оплату жилья и коммунальных услуг, несостоятельны и противоречат приведенным выше нормативным положениям.

При этом, вопреки доводам апеллянта, нормы Порядка, регулирующие процедуру оформления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не нарушают прав истца как инвалида, не ухудшают его положение и не возлагают каких-либо новых обязанностей.

Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием этого Федерального закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие о том, что при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (ч. 2 ст. 153 того же Федерального закона).

Анализ положений п.п. 2, 3, 7, 9, 10, 13, 26, 27 Порядка в их системной взаимосвязи с приведенными выше положениями Федеральных законов от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 22.08.2004 № 122-ФЗ свидетельствует, по мнению судебной коллегии, что регламентация деятельности уполномоченных органов по оформлению меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установление порядка первичного обращения граждан-получателей льгот в уполномоченные органы государственной власти с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки, и определение сроков ежемесячной выплаты компенсации и порядка ее получения гражданами не ухудшает условия предоставления мер социальной поддержки, определенные федеральным законодателем.

Так, Порядком было определено, что граждане, которым предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года, имеющие право на получение компенсации расходов с 1 января 2010 года, не должны предоставлять вместе с заявлением документы, подтверждающие их право на получение указанной меры социальной поддержки. При обращении указанной категории граждан с заявлением в течение трех лет (т.е. до 31.12.2013) компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг подлежала назначению с 01.01.2010.

Установленная Порядком для граждан-получателей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31.12.2009 необходимость подачи заявления о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которое могло быть направлено по почте (п. 11 Порядка), вызвана тем, что в отличие от предоставлявшейся ранее меры социальной поддержки в виде скидки 50% на оплату жилья и коммунальных услуг компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предполагает оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100% и последующее получение денежной компенсации в размере 50% понесенных расходов. Соответственно, уполномоченный орган должен быть уведомлен о способе получения гражданином указанной компенсации.

Из материалов дела следует и истцом не отрицалось, что в период с 2011 по 2019 гг. ФИО1 ответчиками неоднократно разъяснялось, что с 01.01.2010 изменилась форма предоставления мер социальной поддержки инвалидов на оплату жилья и коммунальных услуг, для назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг необходимо подать письменное заявление, которое может быть подано как самим истцом, так и его представителем по доверенности, при этом истцу предоставлялся бланк заявления и пустой конверт для отправки заявления о назначении компенсации в уполномоченный орган по почте, непосредственно к истцу домой приезжали представители администрации с целью оформления указанного заявления, однако истец от подачи заявления последовательно отказывался, ошибочно полагая, что такое заявление подавать не должен (л.д. 47, 45, 51-54, 56-63, 67-70, 131-133, 136-138).

Спорная ситуация неоднократно являлась предметом проверки Правительства Свердловской области в лице Министерства социальной политики Свердловской области и органов прокуратуры по жалобам истца, в ответах на которые истцу также разъяснялась необходимость подачи заявления о назначении спорной компенсации (л.д. 49, 50, 55, 64-70, 129, 130).

Доводы апеллянта о том, что Администрация была уведомлена о способе получения спорной меры социальной поддержки, поскольку истец в своих неоднократных письменных обращениях и в устных звонках требовал возобновить предоставление меры социальной поддержки, сделать перерасчет и выслать положенную компенсацию вместе с пенсией через «Почту России», не могут быть приняты во внимание, поскольку такие обращения истца нельзя расценить как заявление о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с указанием способа ее получения, форма которого установлена Приложением № 1 к Порядку.

Ссылка представителя истца в апелляционной жалобе на то, что суд не учел надлежащее исполнение истцом обязанности по оплате жилья и коммунальных услуг, отсутствие у истца задолженности как по состоянию на 01.01.2010, так и в настоящее время, не свидетельствует о наличии оснований к отмене обжалуемого решения суда, поскольку данное обстоятельство правового значения не имеет. Непредоставление истцу с 01.01.2010 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не связано с наличием либо отсутствием у истца указанной задолженности, а вызвано отсутствием соответствующего заявления истца как основания для назначения такой компенсации.

Несостоятельной является и ссылка в апелляционной жалобе на п. 28 «Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП. Названным пунктом определены основания прекращения выплаты компенсации расходов, отсутствие заявления о назначении компенсации в перечень этих оснований не входит, что, по мнению апеллянта, свидетельствует о незаконности прекращения предоставления истцу меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг с 01.01.2010. Между тем, ответчиками не принималось решение о прекращении выплаты истцу спорной компенсации, поскольку в установленном законом порядке она истцу (ввиду отсутствия заявления) даже не назначалась, в связи с чем указанная норма применению в споре не подлежит. Кроме того, постановление Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП принято после возникновения спорных правоотношений, правовых оснований для распространения его действия на 2010 г. не имеется.

При разрешении спора судом также обоснованно учтено, что с 13.12.2013 истец зарегистрирован в жилом помещении по иному адресу, нежели тот, по которому ему предоставлялась скидка 50% на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Перемена места жительства в силу п. 28 «Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП, является основанием для прекращения выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсации по новому месту жительства (пребывания) осуществляется по обращению гражданина в уполномоченный орган по месту жительства (пребывания) (п. 18 указанного Порядка). Однако и по новому месту жительства истец с соответствующим заявлением в уполномоченный орган не обращался.

С учетом изложенного, оснований полагать, что права на истца на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ответчиками были нарушены, не имеется. С 01.01.2010, в связи с изменением формы предоставления меры социальной поддержки инвалидов на оплату жилья и коммунальных услуг, для назначения компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг необходимо было обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением с указанием способа выплаты компенсации. Истец ошибочно расценивает такое заявление как повторное, поскольку ранее ему указанная компенсация не назначалась и не выплачивалась.

Поскольку факт нарушения ответчиками прав истца на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашел, в удовлетворении исковых требований ФИО1 судом обоснованно отказано.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения настоящего спора, нуждались в проверке и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений процессуальных норм, повлекших неправильное разрешение спора, а также процессуальных нарушений, которые в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются безусловным основанием для отмены решения суда, по материалам дела судебной коллегией не усматривается.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 06.02.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца, поданную и подписанную представителем по доверенности ФИО2, – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Кокшаров Е.В.

Редозубова Т.Л.