ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3650/19 от 15.10.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

СудьяСамойлова Е.В. Дело № 33-17482/2019

(№ 2-3650/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 15.10.2019

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Ковелина Д.Е.,

судей Седых Е.Г., Федина К.А.

при помощнике судьи Весовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 15.10.2019 гражданское дело по иску военного прокурора Пензенского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» и Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 10.07.2019.

Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., судебная коллегия

установила:

военный прокурор Пензенского гарнизона обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» с требованием о возложении обязанности обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

В обоснование иска указал, что военной прокуратурой Пензенского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства по охране лесов, в ходе которой установлено, что пожарно-химическая станция 2 типа Пензенского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации не укомплектована и не готова к работе в пожароопасный сезон, отсутствуют необходимые единицы техники и оборудования для тушения лесных пожаров.

Просит обязать ответчиков в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обеспечить Пензенский филиал ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации средствами предупреждения и тушения лесных пожаров пожарнохимическую станцию II типа: 1 легковым автомобилем (повышенной проходимости); 1 армейским автомобилем многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 1 т.); 1 экскаватором 0,15 - 0,25 куб.м пневмоколесный, тракторный; 1 трактором для буксировки техники и вспомогательных работ; 1 радиостанцией стационарной (типа Р-168-100К) с выносной наружной антенной; 2 емкостями для воды; 8 радиостанциями носимыми (типа Р-168-0,5 У); 12 головками соединительными напорными (рукавная); 12 головками переходными напорными; 2 развертываниями трехходовыми; 1 пилой поперечной. Обязать ФКУ «Объединенное стратегическое командование» в течении 6 месяцев, со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение ремонта неисправных: бульдозера на тракторе до 10 тс; звуковещательного устройства (переносного).

Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 10.07.2019 исковые требования Пензенского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» и Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров удовлетворены.

ФКУ «Объединенное стратегическое командование» обязано в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обеспечить Пензенский филиал средствами предупреждения и тушения лесных пожаров пожарнохимическую станцию II типа: 1 легковым автомобилем (повышенной проходимости); 1 армейским автомобилем многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 1 т.); 1 экскаватором 0,15 - 0,25 куб.м пневмоколесный, тракторный; 1 трактором для буксировки техники и вспомогательных работ; 1 радиостанцией стационарной (типа Р-168-100К) с выносной наружной антенной; 2 емкостями для воды; 8 радиостанциями носимыми (типа Р-168-0,5 У); 12 головками соединительными напорными (рукавная); 12 головками переходными напорными; 2 развертываниями трехходовыми; 1 пилой поперечной.

ФКУ «Объединенное стратегическое командование» обязано в течение 6 месяцев, со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение ремонта неисправных: бульдозера на тракторе до 10 тс; звуковещательного устройства (переносного).

Оспаривая законность и обоснованность принятого решения, ответчик Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким органом, уполномоченным Министерством обороны Российской Федерации в сфере осуществления пожарного надзора на вверенных земельных участках, является ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации, которое является автономным учреждением и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно ст. 2 Устава ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях защиты, воспроизводства, охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах на землях Министерства обороны Российской Федерации) лесов в целях обеспечения реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации. Именно указанное учреждение наделено Министерством обороны Российской Федерации специальными полномочиями в сфере обеспечения охраны лесов от пожаров и является по настоящему гражданскому делу надлежащим ответчиком, однако к участию в деле указанное юридическое лицо не привлекалось. Ссылаются на Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», в котором содержится перечень органов пожарного надзора, являющийся исчерпывающим. Организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора на объектах обороны возложены на Главное управление контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации. Согласно же п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, то есть действия истца направлены на вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность Министерства обороны Российской Федерации. Указывают также, что направление в установленном порядке заявок на обеспечение недостающим пожарно-техническим имуществом директором Пензенского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации, к ведению которого относятся пожарно-химические станции 2 типа, является обстоятельством, имеющим значение для дела, однако доказательств направления указанных заявок истцом в материалы дела не представлено, а значит истцом не представлено доказательств бездействия со стороны ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа». Настаивают на том, что иск прокурора основан не на фактах, а на предположениях возможного нарушения прав неопределенного круга лиц в будущем.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 15.10.2019 определением от 06.09.2019, неявившиеся лица извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, 09.09.2019 и 26.09.2019 информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru). Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения неявившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, неявившиеся лица об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что военной прокуратурой Пензинского гарнизона с целью предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2019 года в пожарно-химической станции II типа Пензенского филиала Федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Пензенский филиал ФГАУ «Оборонлес» Министерства обороны Российской Федерации) проведена проверка исполнения законодательства по охране лесов, по результатам проверки установлено, что в пожарно-химической станции II типа Пензенского филиала Федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» отсутствуют необходимые единицы техники и оборудования для тушения лесных пожаров.

Из материалов дела следует, что на землях обороны и безопасности, расположенных на территории Пензенской области, функции по обеспечению охраны, защиты и воспроизводства, использованию лесов осуществляет пожарно-химическая станция II типа. Пожарно-химическая станция входит в состав Пензенского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации.

Из акта № 5 оценки готовности Пензенского филиала ФГАУ «Оборонлес» Министерства обороны России, ПХС-2 к пожароопасному сезону 2019 года следует, что ПХС-2 не доукомплектована в соответствии с утвержденными нормами.

Директором Пензенского филиала ФГАУ «Оборонлес» Министерства обороны на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 24.02.2016 № 85 в связи с недостаточным укомплектованием средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в довольствующие органы в течение 2018-2019 годов направлялись заявки, содержащие просьбу обеспечить необходимой техникой и оборудованием для тушения лесных пожаров.

Руководствуясь статьями 51, 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, Порядком закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны», Приказом Министра обороны Российской Федерации № 85 от 24.02.2016 «Об утверждении Нормы обеспечения пожарно-технических станций филиалов ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации техникой, оборудованием, инвентарем и материалами», директивой первого заместителя Министра обороны Российской Федерации - начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 06.05.2017 № 205/2/2017, директивой Министра оборона Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу от 22.03.2018 № 205/2/145, направленных, в том числе командующим войсками военных округов, руководителям центральных военного органов управления, довольствующих органов, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска военного прокурора Пензенского гарнизона в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» о возложении обязанности обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Данный вывод подробно мотивирован, основан на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал надлежащую правовую оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» утвержден Порядок закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны. Порядком предусмотрено закрепление за Министерством обороны Российской Федерации лесов, расположенных на землях обороны, с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны. Также установлено, что на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность организации ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по их лесоустройству и государственному учету.

Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ( / / ), предусмотрено осуществление Министерством обороны Российской Федерации правомочий в отношении лесов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ( / / ) государственное учреждение «674 Квартирно-эксплуатационный отдел войсковой части 25969» переименовано в Федеральное государственное автономное учреждение «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации, которое прямо подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, одной из задач деятельности Федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации является ведение лесного хозяйства, защита, воспроизводство, охрана лесов, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

В целях обеспечения осуществления указанных функций на землях, предоставленных Министерству обороны Российской Федерации, расположенных в границах Пензенской, Саратовкой и Ульяновской областей, приказом начальника Федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации от ( / / ) создан филиал Федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации, в состав которого входит пожарно-химическая станция II типа (..., станция Елюзань, Микрорайон Лесорубов, ...).

Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения подержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций, создало ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа».

ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» осуществляет организацию всех видов боевого, технического, тылового, финансового, медицинского обеспечения подчиненных ему войск и организаций.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 85 от 24.02.2016 «Об утверждении Нормы обеспечения пожарно-химических станций филиалов ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации техникой, оборудованием, инвентарем и материалами» обязанность по обеспечению ПХС филиалов техникой, оборудованием, инвентарем и материалами возложена Министерством обороны Российской Федерации на довольствующие органы военного управления, к которым отнесены: Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации, Штаб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, Управление начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации, Главное управление связи Вооруженных Сил Российской Федерации, Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации, Главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны Российской Федерации.

Указанные Центральные органы военного управления осуществляют соответствующее обеспечение в соответствии с утвержденными планами-графиками размещения заказов на текущий год и планами закупок на последующие годы (пункт 2 вышеназванного Приказа).

На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 31.07.2017 № 466 «Об утверждении Норм обеспечения техническим имуществом учреждений лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации» учреждения лесного хозяйства Министерства обороны обеспечиваются техническим имуществом централизованно через довольствующие службы военных округов согласно табелям и штату.

В соответствии с требованиями директивы Министра оборона Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу от 22.03.2018 № 205/2/145 в целях обеспечения пожарной безопасности объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, подготовки войск (сил) к пожароопасному сезону 2018 года, в также недопущения гибели и травматизма личного состава, уничтожения имущества при пожарах потребовано на всех объектах, расположенных в границах лесничеств Министерства обороны Российской Федерации, филиалов Устава ФГАУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации и филиалов Устава ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации, своевременно обеспечить техникой, оборудованием, горючим и смазочными материалами, согласно утвержденному штатному расписанию.

Обязанность по выполнению директивы Министра оборона Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу от 22.03.2018 № 205/2/145 возложена на Главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, Командующих войсками военных округов, Командующего Северным флотом, Командующих родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, Руководителей центральных органов военного управления.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.10.2012 № 3333 утверждена «Инструкция по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах Российской Федерации и норм снабжения (комплектования) пожарно-технической продукцией и другим имуществом», которая также предписывает заявки на пожарно-техническую продукцию направлять в управление планирования и координации материально-технического обеспечения военных округов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» является надлежащим ответчиком по иску военного прокурора Пензинского гарнизона в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о возложении обязанности обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

В соответствии с частью 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи ст.53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Пункт 15 Инструкции по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах Российской Федерации и норм снабжения (комплектования) пожарно-технической продукцией устанавливает, что комплектование воинских частей (организаций) пожарно-технической продукцией осуществляется в соответствии с установленными нормами, штатами и сроками службы этой продукции.

Согласно пункту 10 указанной Инструкции комплектование объектов защиты пожарно-технической продукцией, не указанной в настоящей Инструкции, осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

На основании п. 2 Положения о пожарно-химических станциях (далее - Положение о ПХС), утвержденного Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 № 167, ПХС формируются на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения.

В соответствии с п. 1 раздела VI Положения о ПХС, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. В приложении 2 к п. 1 данного раздела приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.

Данный перечень определен законодателем в качестве примерного, поскольку в силу прямого указания п. 1 раздела VI Положения о ПХС определение конкретного вида и количества пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта зависит от лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ( / / ) утверждены нормы обеспечения пожарно-химических станций филиалов Федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации техникой, оборудованием, инвентарем и материалами». В Приложении к данному Приказу содержится перечень и количество техники, оборудования, инвентаря и материалов на пожарно-химическую станцию.

Заявленный прокурором перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров и иной пожарно-технической продукции, которыми он просит обеспечить ПХС-2, полностью корреспондирует изложенным выше положениям закона и Приказам Министра обороны Российской Федерации от ( / / ) и от ( / / ).

Инструкцией по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах Российской Федерации и норм снабжения (комплектования) пожарно-технической продукцией и другим имуществом установлено, что заявки на пожарно-техническую продукцию составляются воинскими частями (организациями) на предстоящий (планируемый) год и направляются в управления планирования и координации материально-технического обеспечения военных округов. Обобщенные заявки за военный округ представляются в Департамент планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела подтверждается, что директором Пензенского филиала ФГАУ «Оборонлес» Минобороны Российской Федерации в связи с недостаточным укомплектованием средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в довольствующие органы военного управления в течение 2018 2019 годов направлялись заявки, содержащие просьбу обеспечить необходимой техникой и оборудованием для тушения лесных пожаров (том 1 л.д. 27-81). Доказательств, подтверждающих обеспечение ПХС-2 пожарно-технической продукцией и другим имуществом по номенклатуре и количеству, не представлено.

Также вопреки доводам жалобы военный прокурор Пензинского гарнизона, действуя в пределах предоставленных ему законом полномочий, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.01.2014 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился с иском к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» и Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Непринятие мер по обеспечению ПХС-2 необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров создают угрозу причинения ущерба государству, уничтожения лесных насаждений, гибели и опасности травмирования людей.

Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется, поскольку обжалуемое решение постановлено с соблюдением положений статей 2, 5, 8, 10, 12, 56, 59, 60, 67, 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в пунктах 1-6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».

Нарушения или неправильное применение норм материального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущены, постановленное по делу решение является законным и обоснованным, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, - несостоятельными.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы истца не имеется.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 10.07.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» - без удовлетворения.

Председательствующий: Д.Е. Ковелин

Судьи: Е.Г. Седых

К.А. Федин