ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3651/19 от 07.11.2019 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Бырина Д.В.

Дело № 2-3651/2019

№ 33-3332-2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

7 ноября 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Брандиной Н.В.

судей

ФИО1

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Управлению Росгвардии по Мурманской области о праве на выплату надбавки к должностному окладу за службу, связанную с использованием специального альпинистского снаряжения, специальных спусковых устройств и приспособлений

по апелляционной жалобе Управления Росгвардии по Мурманской области на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 июля 2019 г., которым постановлено:

«Иск ФИО4 к Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Управлению Росгвардии по Мурманской области о праве на выплату надбавки к должностному окладу за службу, связанную с использованием специального альпинистского снаряжения, специальных спусковых устройств и приспособлений удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Росгвардии по Мурманской области о приостановлении ФИО4 надбавки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 27 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат, утвержденного Приказом Росгвардии от 26.09.2017 № 406, с 01.01.2019.

Обязать Управление Росгвардии по Мурманской области производить ФИО4 выплату надбавки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 27 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат, утвержденного Приказом Росгвардии от 26.09.2017 № 406, с 01.01.2019».

Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В., выслушав объяснения представителя Управления Росгвардии по Мурманской области ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы истца ФИО4 и его представителя ФИО6, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО4 обратился в суд с иском к Управлению Росгвардии по Мурманской области о праве на выплату надбавки к должностному окладу за службу, связанную с использованием специального альпинистского снаряжения, специальных спусковых устройств и приспособлений.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с _ _ 2016 г. проходит службу в *** Управления Росгвардии по Мурманской области в должности *** (водолазный специалист).

С 2010 г. имеет допуск к работе со специальным альпинистским снаряжением, специальными устройствами и приспособлениями. За службу с использованием указанного снаряжения в соответствии с подпунктом 2 пункта 27 Порядка, утвержденного Приказом Росгвардии от 26 сентября 2017 г. № 406, предусмотрена выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу в размере 20%.

Решением начальника Управления Росгвардии по Мурманской области от 11 января 2019 г. выплата спорной надбавки к должностному окладу сотрудникам, не замещающим установленные штатным расписанием соответствующие должности, приостановлена.

Считал решение ответчика незаконным, поскольку выплата спорной надбавки за службу с использованием указанного снаряжения осуществлялась, в том числе и сотрудникам, не замещающим штатные должности высотников, как в период прохождения службы в органах внутренних дел МВД России, так и после перехода на службу в войска национальной гвардии РФ. Кроме того, в соответствии с должностной инструкцией в его должностные обязанности входит личное участие в специальных операциях (мероприятиях) с использованием специального альпинистского снаряжения, специальных спусковых устройств и приспособлений, к участию в которых он фактически привлекается ответчиком.

Уточнив исковые требования, истец просил признать незаконным решение Управления Росгвардии по Мурманской области о приостановлении выплаты спорной надбавки и обязать ответчика производить ему соответствующую выплату.

Протокольным определением суда от 24 июня 2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Истец ФИО4 в судебном заседании просил иск удовлетворить.

Представитель ответчиков Управления Росгвардии по Мурманской области и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации ФИО5 иск не признал.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Управления Росгвардии по Мурманской области ФИО5 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что в соответствии со штатным расписанием и Положением о совмещении должностей выплата спорной надбавки к должностному окладу возможна при совмещении сотрудником обязанностей, однако в период с января 2019 года по настоящее время истец к временному исполнению обязанностей, связанных с использованием специального альпинистского снаряжения, спусковых устройств и приспособлений по вакантным и невакантным должностям, не привлекался.

Настаивает на том, что выплата надбавки к должностному окладу за службу, связанную с использованием специального альпинистского снаряжения, специальных спусковых устройств и приспособлений, сотрудникам, замещающим нештатные должности высотников, не предусмотрена.

Приводит доводы о том, что предусмотренная подпунктом 2 пункта 27 Порядка спорная надбавка устанавливается за фактическое исполнение мероприятий, связанных с использованием указанного снаряжения, спусковых устройств и приспособлений, которые являются основной (постоянной) деятельностью при прохождении службы, тогда как согласно должностной инструкции истца его работа, связанная с использованием такого снаряжения, не является основной по должности.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО4 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления Росгвардии по Мурманской области – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по доводам жалобы.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, в необходимом объеме исследовал представленные доказательства и должным образом применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Правовое регулирование деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации определяется Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

В силу статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, распространяются положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13 указанного федерального закона).

Положением пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что профессиональная служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), утверждаемым (утверждаемой) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем.

Согласно пункту 7 части 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действие которого распространено на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в Росгвардии, сотрудникам устанавливаются дополнительные выплаты, в том числе надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. № 1122 в соответствии с Федеральными законами «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утверждены Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время и Правила выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

Установление и выплата сотрудникам надбавки в зависимости от условий выполнения задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, предусмотрено пунктом 3 вышеназванных Правил выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. № 1122, в том числе, за службу, связанную со снайперским оружием, с использованием специального альпинистского снаряжения, специальных спусковых устройств и приспособлений.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 № 510 утверждено Положение о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, согласно подпункту 13 пункта 14 которого директор определяет порядок обеспечения военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии денежным довольствием; устанавливает, исходя из окладов по типовым воинским должностям военнослужащих и должностям сотрудников войск национальной гвардии, утвержденных Правительством Российской Федерации, размеры окладов (тарифных разрядов) по другим (нетиповым) воинским должностям соответствующих категорий военнослужащих и должностям сотрудников войск национальной гвардии, а также устанавливает дополнительные выплаты военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание войск национальной гвардии.

В соответствии с частью 18 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и подпунктом 13 пункта 14 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510, Приказом Росгвардии от 26 сентября 2017 г. № 406 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат (далее – Порядок от 26 сентября 2017 г. № 406).

Подпунктом 2 пункта 27 Порядка от 26 сентября 2017 г. № 406 установлено, что надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, выплачивается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 14 статьи 2 Федерального закона № 247-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. № 1122) за службу, связанную со снайперским оружием, с использованием специального альпинистского снаряжения, специальных спусковых устройств и приспособлений, в размере 20 процентов от должностного оклада.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО4 в период с _ _ 1998 г. по _ _ 2016 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, с _ _ 2016 г. непрерывно проходит службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации на основании заключенного контракта о службе от _ _ 2016 г. на неопределенный срок, в должности *** Управления Росгвардии по Мурманской области.

28 декабря 2018 г. Врио командира СОБР Управления Росгвардии по Мурманской области утвержден должностной регламент (должностная инструкция) оперуполномоченного по особо важным делам (водолазный специалист) группы тактики применения сил и средств отделения планирования и взаимодействия при проведении специальных операций специального отряда быстрого реагирования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Мурманской области (далее – Управление Росгвардии по Мурманской области).

Согласно пункту 1 должностного регламента (должностной инструкции) оперуполномоченный по особо важным делам (водолазный специалист) группы тактики применения сил и средств отделения планирования и взаимодействия при проведении специальных операций специального отряда быстрого реагирования Управления Росгвардии по Мурманской области (далее – оперуполномоченный по ОВД (водолазный специалист) отделения планирования и взаимодействия при проведении СО СОБР) осуществляет свою деятельность на основе плановых заданий и поручений непосредственного руководителя в соответствии с нормативными правовыми актами, а также настоящей должностной инструкцией.

В целях реализации возложенных задач и функций оперуполномоченный по ОВД (водолазный специалист) отделения планирования и взаимодействия при проведении СО СОБР имеет право, в том числе пользоваться правами военнослужащего (сотрудника) Росгвардии, предусмотренными Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», а также полномочиями, предусмотренными другими нормативными правовыми актами, для надлежащего выполнения обязанностей по занимаемой должности (пункты 9, 9.6 должностной инструкции).

В целях реализации возложенных задач и функций оперуполномоченный по ОВД (водолазный специалист) отделения планирования и взаимодействия при проведении СО СОБР, согласно пункту 10 должностной инструкции обязан лично участвовать в специальных операциях (мероприятиях), включая операции (мероприятия) с использованием специального альпинистского снаряжения, специальных спусковых устройств и приспособлений (пункт 10.19 должностной инструкции).

Наличие у истца профессионального образования, предоставляющего ему допуск к работе со специальным альпинистским снаряжением, специальными спусковыми устройствами и приспособлениями, прохождение им в _ _ 2010 года курсов повышения квалификации по категории – горная и высотная подготовка сотрудников, стороной ответчика не оспаривалось.

Из представленной командиром СОБР Управления Росгвардии по Мурманской области справки от 21 июня 2019 № * следует, что *** ФИО4 в соответствии с должностной инструкцией обязан лично участвовать в специальных операциях (мероприятиях), включая операции (мероприятия) с использованием специального альпинистского снаряжения, специальных спусковых устройств и приспособлений, а также участвовать в практических и теоретических занятиях по десантной подготовке, высотной подготовке в рамах системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников специальных подразделений Росгвардии.

Согласно расписанию занятий по профессиональной служебной и физической подготовке сотрудников *** Управления Росгвардии по Мурманской области, утвержденному командиром СОБР Управления Росгвардии по Мурманской области, с отражением результатов занятий в установленном порядке в журнале учета служебной и профессиональной подготовки СОБР, *** ФИО4 в рамках десантной подготовки _ _ г., _ _ г., _ _ г. и _ _ г. участвовал в групповых занятиях по десантированию из вертолета различными способами; _ _ г. принимал участие в наземной отработке элементов прыжка из вертолета; в рамках высотной подготовки _ _ г. участвовал в групповом занятии по теме: «Альпинистское снаряжение, используемое при спуске с высотных зданий. Приемы страховки, самостраховки, требования безопасности»; _ _ г. и _ _ г. участвовал в групповых занятиях по теме: «Техник спуска с высотного здания. Спуск по зданию»; _ _ г. участвовал в групповом занятии по теме: «Техника спуска по зданию. Метание штурмовой гранаты в окно при спуске с высотного здания»; _ _ г. участвовал в групповом занятии по теме: «Способы проникновения в высотное здание». Все учебные вопросы отработаны в полном объеме, нарушений мер безопасности не допущено (л.д.61).

Судом также установлено, что решением Управления Росгвардии по Мурманской области ФИО4 приостановлена выплата спорной надбавки за службу, связанную со снайперским оружием, с использованием специального альпинистского снаряжения, специальных спусковых устройств и приспособлений, с 1 января 2019 г.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению, оценив исследованные по делу доказательства в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения ответчика о приостановлении выплаты истцу надбавки к должностному окладу за службу, связанную с использованием специального альпинистского снаряжения, специальных спусковых устройств и приспособлений, предусмотренной подпунктом 2 пункта 27 Порядка, утвержденного Приказом Росгвардии от 26 сентября 2017 г. № 406, в связи с чем обязал ответчика производить истцу выплату указанной надбавки.

Свой вывод суд обосновал наличием совокупности предусмотренных законом условий для производства спорной выплаты, а именно: наличие в должностном регламенте (должностной инструкции) истца служебных обязанностей по участию в специальных операциях (мероприятиях) с использованием специального альпинистского снаряжения, спусковых устройств и приспособлений; наличие у истца соответствующего допуска к выполнению указанных обязанностей; фактическое привлечение истца к осуществлению (выполнению) данной деятельности.

Оснований не согласиться с указанным выводом суда, который соответствует установленным по делу обстоятельствам, не противоречит подлежащим применению нормам материального права, судебная коллегия не усматривает.

Давая правовую оценку доводам стороны ответчиков, повторяемым в апелляционной жалобе, об отсутствии у истца права на получение спорной надбавки, выплата которой предусмотрена исключительно сотрудникам Росгвардии, замещающим установленные штатным расписанием соответствующие должности (высотников), к которым истец не относится, суд первой инстанции обоснованно указал, что при равных условиях осуществления сотрудниками Росгвардии служебной деятельности, выплата спорной надбавки не может быть поставлена в зависимость от того, является ли лицо штатным сотрудником по замещающей должности, поскольку это противоречит основным принципам трудового законодательства.

Приведенное суждение суда заслуживает внимания.

Так, положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия которого распространено на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в Росгвардии (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ), предусмотрено, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, равенство прав и возможностей работников.

Положением статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

Кроме того, согласно представленной в материалы дела телеграмме заместителя директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ – главнокомандующего войсками национальной гвардии РФ № * от 26 апреля 2019 г., согласованной руководителем ФЭД Росгвардии, начальниками УПСпН Росгвардии и ГУПВ Росгвардии, адресованной командующему округами войск национальной гвардии РФ, начальникам территориальных органов Росгвардии, в которой даны разъяснения по вопросу выплат сотрудникам СОБР и ОМОН территориальных органов Росгвардии (далее - сотрудники) надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время – за службу, связанную с использованием специального альпинистского снаряжения, специальных спусковых устройств и приспособлений, указанная надбавка устанавливается сотрудникам, в должностных регламентах (должностных инструкциях) которых предусмотрены обязанности по использованию специального альпинистского снаряжения, специальных спусковых устройств и приспособлений.

В данных должностных регламентах (должностных инструкциях) делается пометка о том, что фактическое выполнение сотрудником обозначенных обязанностей возможно только при наличии у него соответствующего допуска.

Условием для правомерного установления надбавки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 27 Порядка, является наличие в должностном регламенте (должностных инструкциях) сотрудника служебных обязанностей по использованию специального альпинистского снаряжения, (специальных спусковых устройств и приспособлений), а также соответствующего допуска к выполнению указанных обязанностей (л.д. 33-34).

С учетом изложенного наличие в должностном регламенте по замещаемой истцом должности приведенных выше служебных обязанностей, а также наличие у истца соответствующего допуска к их выполнению, является совокупностью условий для правомерного установления истцу надбавки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 27 Порядка от 26 сентября 2017 г. № 406.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, вывод суда об удовлетворении требований истца судебная коллегия находит правильным.

Правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, ссылок на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит. В целом доводы апелляционной жалобы содержат изложение обстоятельств настоящего спора и собственную оценку заявителя действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росгвардии по Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: