ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-367/2021 от 08.12.2021 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 33-4038 судья Сафронова И.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 декабря 2021 г. г.Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Селищева В.В.

судей Старцевой Т.Г., Калининой М.С.

при секретаре Шевяковой Л.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-367/2021 по иску Пономаревой Е.Н. к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области об изменении даты увольнения, взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации (процентов) за задержку указанных сумм и компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 31 мая 2021 г.

Заслушав доклад судьи Старцевой Т.Г., судебная коллегия

установила:

Пономарева Е.Н. обратилась в суд с иском, впоследствии уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Управлению Федеральной налоговой службы России по Тульской области об изменении даты увольнения, взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации (процентов) за задержку указанных сумм и компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ заключенный с ней служебный контракт был расторгнут, а она уволена с гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе. О своем увольнении именно с ДД.ММ.ГГГГ она узнала из уведомления об увольнении, полученного ДД.ММ.ГГГГ посредством службы курьерской доставки. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с приказом об увольнении она ознакомлена не была. Трудовая книжка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истцом не получена, о чем исходя из вышеуказанного уведомления об увольнении, был составлен соответствующий акт без ее присутствия. Также ДД.ММ.ГГГГ в ее присутствии и с ее ознакомлением был составлен акт об отказе в получении истцом трудовой книжки с датой увольнения именно ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей был выдан листок нетрудоспособности. О нахождении на больничном ею сообщалось работодателю и его правопреемнику. Считает свое увольнение именно с ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным. Кроме того, при увольнении работодатель произвел ей все необходимые выплаты не в полном объеме, поскольку при исчислении отпускных за ДД.ММ.ГГГГ, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении в размере 4-кратного денежного содержания не были учтены выплаченные ей суммы материального стимулирования. В результате ей недоплачено 23366,61 рубля за период нахождения в отпусках в 2020 году, 61059 рубля компенсации при увольнении (4-кратный размер ежемесячного денежного содержания), 13549,08 рубля компенсации на неиспользованный отпуск, 3594,69 рубля компенсации за задержку на день подачи иска выплаты причитающихся ей сумм. Указанными действиями ей причинен моральный вред, который она оценивает в 26097,63 рублей. Просила взыскать все недоплаченные суммы, компенсацию морального вреда и компенсацию за задержку выплаты в указанных размерах, а также компенсацию за задержку выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты спорных сумм, возложив обязанность по налогообложению взысканных сумм на ответчика. Также просила изменить дату ее увольнения в силу п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.04.2004 года «О государственной гражданской службе РФ, поскольку увольнение работника в период его болезни не допускается.

Истец Пономарева Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом уточнений, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика УФНС России по Тульской области по доверенности Креховец В.В. в судебном заседании иск не признала, в его удовлетворении просила отказать в полном объеме за необоснованностью.

Решением Узловского городского суда Тульской области от 31.05.2021 исковые требования Пономаревой Е.Н. удовлетворены частично.

Суд решил: изменить дату увольнения Пономаревой Е.Н. с государственной гражданской службы РФ в силу п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.04.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с УФНС по Тульской области в пользу Пономаревой Е.Н. недополученные суммы оплаты ежегодного отпуска за 2020 год в сумме 19997 рублей 81 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 9063 рублей 45 копеек, компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в размере 61059 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей и компенсацию за задержку выплаты указанных сумм за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3268 рублей 79 копеек.

Обязать УФНС по Тульской области рассчитать и выплатить Пономаревой Е.Н. компенсацию за задержку выплаты недоплаченных сумм за период с ДД.ММ.ГГГГ по день их фактической выплаты в соответствии со ст. 236 ТК РФ и удержать со всех выплаченных сумм налоги и сборы в соответствии с НК РФ, перечислив их в соответствующие бюджеты.

Обязать УФНС по Тульской области в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по данному делу сообщить в ГУ Управление ПФ РФ в г.Узловая Тульской области (межрайонное) уточненные сведения о продлении трудового стажа Пономаревой Е.Н.

В апелляционной жалобе ответчик УФНС России по Тульской области просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Выражает несогласие с выводом суда о наличии правовых оснований для изменения даты увольнения истца, полагая, что права Пономаревой Е.Н. в данном случае не нарушены. Временная нетрудоспособность истца, наступившая в период реорганизации налогового органа, не могла повлиять на издание работодателем приказа об увольнении истца более поздней датой, поскольку Инспекция была упразднена ДД.ММ.ГГГГ. Скриншот текстового сообщения о нахождении на больничном, принятый судом первой инстанции в качестве доказательства, не отвечает признакам относимости, допустимости и достоверности. Работодатель не был уведомлен о нахождении Пономаревой Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ на больничном. Полагает, что с Пономаревой Е.Н. при увольнении произведен полный расчет. Выражает несогласие с выводом суда о том, что материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и должно учитываться при расчете. Указывает, что материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания, истцом не доказан факт причинения ей морального вреда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах, установленных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя УФНС России по Тульской области по доверенности Креховец В.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Пономарева Е.Н. работала в МИ ФНС №9 по Тульской области в должности <данные изъяты> на основании служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ.

Условиями служебного контракта, дополнительного соглашения №1 к служебному контракту Пономаревой Е.Н. установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, иных надбавок – ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем МФНС России №9 по Тульской области, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами РФ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ с Пономаревой Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ расторгнут служебный контракт, и она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы <данные изъяты> и уволена с государственной гражданской службы РФ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по п. 8.2 ч. 1 чт. 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

На основании данного приказа истцу подлежали выплате четырехмесячное денежное содержание в соответствии со ст. 3.1 ст. 37 вышеуказанного Закона и компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска: за 15 календарных дней неиспользованного ежегодного основного отпуска за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за 1,75 календарных дней неиспользованного ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за 0,75 календарных дня неиспользованного ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсация за 366 календарных дней выслуги по закону о ЧАЭС (стаж 19 г. 4 м).

Фактически ей было выплачено четырехмесячное денежное содержание в размере 90328,32 рубля, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск за 17,5 календарных дня в размере 12833,45 рубля, что не отрицалось ответчиком и подтверждается справкой 2-НДФЛ и соответствующими расчетами.

Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области от 16.09.2020 Межрайонная инспекция ФНС России № 9 по Тульской области реорганизована с 11.01.2021 путем присоединения к УФНС России по Тульской области.

Судом установлено, что руководителем ФНС России в период 2019-2020 г.г. издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России поквартально, приказами руководителя ФНС России истцу ежемесячно выплачивались премии за показатели эффективности в качестве материального стимулирования.

При обращении в суд с данным иском Пономарева Е.Н. указала, что ответчиком при расчете указанных выплат, а также при расчете выплат в связи с нахождением в отпусках в период 2020 года необоснованно не учтены выплаченные суммы материального стимулирования

В возражениях представитель ответчика, не оспаривая данного обстоятельства, исковые требования Пономаревой Е.Н. не признал, ссылаясь на то, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых ФНС на основании постановлений Правительства РФ, а потому не подлежат учету при расчете денежного содержания для исчисления отпускных и компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», в связи с чем должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, что сделано не было, выплаченные истцу средства материального стимулирования, указанные в иске, ответчиком не учтены.

Судебная коллегия находит выводы суда в вышеупомянутой части правильными, а доводы ответчика о том, что указанное истцом материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

Согласно ч.ч. 1,7 ст. 11 ТК РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения, и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно положениям данного федерального закона, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом (п.4 ч.1 ст.14);

оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч.1 ст.50);

денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты) (ч.2 ст.50);

к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст.50);

гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч.10 ст.50).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562.

В соответствии с положениями указанных Правил, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск (абз.1 п.6);

в случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз.1 п.8);

месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (аб.2 п.8).

В силу ч.1 ст.51 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклад за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премии за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячное денежное поощрение - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; 7) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.3 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч.6 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В силу п.8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Таким образом, фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется, в том числе, и за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Из анализа приведенных выше нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п.6,8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Ссылка в апелляционной жалобе на необоснованность учета судом позиции, изложенной в вышеупомянутом письме Министерства финансов Российской Федерации, не имеющем нормативной силы, судебной коллегией отклоняется, ввиду следующего.

Указанное письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, содержащее разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, оценено судом в совокупности с иными доказательствами и с учетом Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, согласно которому на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.

Также в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 5905-17 средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 10 июля 2008 г. № 02-08/07-2248П.

Ссылки апеллянта на письмо Минфина России от 27 апреля 2021 г. № 14-03-03/32289, в котором даны иные разъяснения, не может повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку такие разъяснения даны уже после увольнения истца.

Согласно служебному контракту, заключенному работодателем с Пономаревой Е.Н., гражданскому служащему производятся выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации.

Пономарева Е.Н. на основании приказов Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области являлась получателем материального стимулирования.

Таким образом, поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете её среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Иных оснований для получения средств материального стимулирования ответчиком не предоставлено.

Ссылки ответчика на Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. № 283-14, от 17 февраля 2020 г. № 168-8, от 10 июня 2020 г. № 843-33 не могут свидетельствовать о незаконности принятого судом решения и не являются основанием для вывода об иной природе полученного истцом материального стимулирования, не включенного ответчиком в расчет четырехмесячного денежного содержания при увольнении, отпускных и компенсационных выплат.

Природа полученных истцом средств материального стимулирования и их источник следуют непосредственно из содержания приказов руководителя ФНС о таких выплатах.

ФНС России по Тульской области является получателем средств бюджетных ассигнований для материального стимулирования государственных гражданских служащих территориальных органов в виде премий. Руководителем ФНС России по Тульской области издавались приказы о премировании сотрудников и производились выплаты премий за показатели эффективности за счет бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Между тем, как отмечено в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2019 г. № 34-КГ19-2, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности,

Следовательно, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете отпускных, компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.

При таких обстоятельствах, правильно руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика в пользу Пономаревой Е.Н. задолженности по оплате ежегодного отпуска, неиспользованного отпуска и компенсации при увольнении.

При определении суммы недоплаты судом правильно принят расчет, произведенный ответчиком, с которым согласился истец.

Довод апеллянта о необоснованном взыскании в пользу истца компенсации морального вреда ввиду отсутствия доказательств физических и нравственных страданий также не являются основанием для отмены решения суда, поскольку неправомерность действий ответчика, обусловленная выплатой отпускных и соответствующих компенсаций, причитающихся истцу, не в полном объеме, установлена в ходе разбирательства по делу.

На основании ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда.

Статья 237 ТК РФ предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как разъяснено в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу ст. ст. 21 (абз.14 ч.1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Установив факт нарушения работодателем прав работника на своевременное получение денежного содержания в объеме, установленном законодательством, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 237 ТК Российской Федерации, правомерно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, размер которой определен судом исходя из конкретных обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины ответчика, иных заслуживающих внимания обстоятельств. Оснований для его уменьшения по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.

Согласно ч. 6 ст. 81 ТКРФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

В силу ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 8.1 части 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

В соответствии с ч. 7 ст. 394 Трудового кодекса РФ если после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. В случае, когда к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.

В данном ситуации истец не настаивала на восстановлении ее на государственной гражданской службе, а просила лишь изменить дату ее увольнения с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ – дату закрытия листка нетрудоспособности.

Разрешая настоящий спор по существу и принимая решение об удовлетворении исковых требований в части изменения даты увольнения Пономаревой Е.Н., суд первой инстанции исходил из того, что увольнение работника произошло в период временной нетрудоспособности работника, в связи с чем в соответствии с ч. 7 ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации изменил дату увольнения истца с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ.

Соглашаясь с выводами суда о наличии правовых оснований для изменения даты увольнения Пономаревой Е.Н. по мотивам, приведенным в решении суда, основанным на установленных по делу обстоятельствах и приведенных выше правовых нормах, регулирующих спорные правоотношения, судебная коллегия не может согласиться с датой, определенной судом первой инстанции в качестве даты увольнения истца.

В силу ч.3 ст. 84.1 Трудового кодекса РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Пономарева Е.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась временно нетрудоспособной с выдачей ей листка нетрудоспособности. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ являлись выходными днями. Таким образом, первым рабочим днем после закрытия листка нетрудоспособности истца являлся ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим судебная коллегия полагает необходимым изменить решение Узловского районного суда Тульской области от 31.05.2021 в части даты увольнения Пономаревой Е.Н., указав дату увольнения – ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что временная нетрудоспособность истца, наступившая в период реорганизации налогового органа, не могла повлиять на издание работодателем приказа об увольнении истца более поздней датой, поскольку Инспекция была упразднена 11.01.2021, нельзя признать состоятельными, поскольку, как правильно признал суд первой инстанции, в данном случае ликвидации налогового органа не производилось, а имела место его реорганизация путем присоединения к Управлению Межрайонной ИФНС №9 по Тульской области с 11.01.2021 года (приказ УФНС России по Тульской области №01-09/98@ от 16.09.2020 года). При этом в соответствии со ст. 57 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица все его права и обязанности переходят к правопреемнику, а именно УФНС России по Тульской области.

Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе о том, что работодатель не был уведомлен о нахождении Пономаревой Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ на листке нетрудоспособности, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на другую оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ. Тот факт, что суд не согласился с доводами истца, иным образом оценил доказательства и пришел к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения и не может служить основанием для его отмены.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Узловского городского суда Тульской области от 31 мая 2021 г. изменить в части удовлетворенных исковых требований об изменении даты увольнения Пономаревой Е.Н.

Абзац 2 резолютивной части указанного решения изложить в следующей редакции:

Изменить дату увольнения Пономаревой Е.Н. с государственной гражданской службы Российской Федерации - Федеральной налоговой службы в силу п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.04.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», установив в качестве даты увольнения – ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.12.2021.