Судья Улитина О.А. № 2-3687/2020
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 05 августа 2020 года № 33-3132/2020
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Дечкиной Е.И., Арсеньевой Н.П.
при секретаре Железовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Вытегорского района Вологодской области Пахолкова А.В. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 19 мая 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Вытегорского района Вологодской области к Казенному учреждению Вологодской области «Управление автомобильных дорог Вологодской области» об обязании организовать электроосвещение автомобильной дороги отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Дечкиной Е.И., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Рогозина А.Н., судебная коллегия
установила:
30 января 2020 года в прокуратуру Вытегорского района Вологодской области поступило обращение от жителя д. Паньшино ФИО1, которое со ссылкой на нарушение прав жителей населенного пункта на безопасные условия проживания и доступность общего образования для детей, содержало просьбу провести проверку на предмет исполнения собственником норм и правил содержания автодороги «Демино-Ольково» в части организации искусственного освещения и обустройства остановочного пункта вышеуказанного населенного пункта.
27 февраля 2020 года прокуратурой проведена проверка состояния автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения «Демино-Ольково», проходящей через населенный пункт д. Паньшино Вытегорского района, в ходе которой установлено, что казенным учреждением «Управление автомобильных дорог Вологодской области» (далее – КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области», Управление) не исполняются обязанности по надлежащему содержанию состояния улично-дорожной сети, а именно: не установлено стационарное электрическое освещение в населенном пункте и на расстоянии не менее 100 метров от него.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Вытегорского района Вологодской области 14 апреля 2020 года обратился в суд с иском к КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области», в котором просил обязать ответчика установить надлежащее стационарное электроосвещение автомобильной дороги «Демино-Ольково», проходящей через населенный пункт д. Паньшино Вытегорского района и на расстоянии не менее 100 метров от него, в срок до 01 декабря 2020 года.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Оленева А.Н. исковые требования просила удовлетворить.
Представитель ответчика КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» по доверенности Царева Ю.А. с иском не согласилась. Представила отзыв, в котором указала, что удовлетворение исковых требований повлечет вмешательство суда в деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению установленных полномочий, что является недопустимым. Сослалась на то, что ответчиком принимаются меры для включения дороги «Демино-Ольково» в программу 2021 года, с этой целью заключен контракт по разработке проектной документации на устройство искусственного электроосвещения.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Вытегорского района Вологодской области Пахолков А.В. ставит вопрос об отмене судебного акта по мотиву его незаконности и несоответствия фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что ответчик является лицом ответственным за содержание в надлежащем состоянии спорного участка автодороги «Демино-Ольково», ранее был привлечен к административной ответственности за неисполнение данной обязанности. Полагает, что исковое заявление не направлено на перераспределение бюджетных денежных средств, а преследует своей целью защиту прав граждан. Обращает внимание, что обустройство стационарного освещения дороги в д. Паньшино не предусмотрено ни действующей государственной программой Вологодской области «Развитие транспортной системы Вологодской области на 2014 - 2020 годы», ни программой «Дорожная сеть и транспортное обслуживание в 2021-2025 годах», при этом заключение контракта с ООО «ПожИндустрия» на выполнение работ по разработке проектной документации не свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком обязанности по содержанию дороги.
Судебная коллегия, проверив обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления, полагает, что судебный акт подлежит отмене.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора Вытегорского района Вологодской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции исходил из того, что финансирование мероприятий по устройству стационарного электроосвещения на автомобильной дороге «Демино-Ольково» у д. Паньшино государственной программой Вологодской области «Развитие транспортной системы Вологодской области на 2014 – 2020 годы» не предусмотрено; обращаясь с настоящим иском, прокурор фактически ставит перед судом вопрос о перераспределении бюджетных денежных средств, чего суд делать не вправе, поскольку только владелец дороги, полномочия которого в Вологодской области осуществляет Управление, при недостаточности финансирования вправе определять дороги, требующие проведения неотложных ремонтных работ.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, полагая, что доводы апелляционного представления заслуживают внимания.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дроги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Закона).
Согласно пункту 1 статьи 12 вышеназванного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечить безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативных документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 112 Федерального закона от 10 декабря 1995 года « 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения» установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «О безопасности дорожного движения» осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких дорог.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с постановлением правительства Вологодской области от 14 января 2013 года № 13 «Об автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся на территории Вологодской области», автомобильная дорога «Демино-Ольково» протяженностью 22,538 км отнесена к числу автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Вытегорского муниципального района.
Согласно пункту 2.1.1 Устава КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области в сфере автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, переданных в оперативное управление, и осуществления на них дорожной деятельности.
Пунктом 2.2.1.2 Устава предусмотрено, что КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» выполняет функции государственного заказчика в соответствии с действующим законодательством при размещении заказов на оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления.
В связи с изложенным, КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать состояние автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, обеспечивающее безопасное движение участников дорожного движения.
Таким образом, именно КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» является лицом, на которое возложена обязанность по надлежащему содержанию автомобильных дорог, поскольку указанный участок дороги принадлежит Учреждению на праве оперативного управления.
Как следует из материалов дела, 08 мая 2019 года постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 63, вступившим в законную силу, КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области», Управление признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа.
Судебным актом установлено, что Управление, являясь лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Кузнецовка - Большое Село - Антоновка» в нарушение пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», пункта 2.5 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», допустило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно: отсутствует стационарное электрическое освещение на 6 км автодороги «Демино-Ольково», проходящей по населенному пункту и за его пределами на расстоянии не менее 100 метров от него.
Факт несоответствия состояния автомобильной дороги «Демино-Ольково», требованиям безопасности дорожного движения, а именно отсутствие стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги, проходящей через д. Паньшино, то есть в границах населенного пункта, создающее опасность для жизни и здоровья граждан, объективно подтвержден и не отрицается ответчиком.
Доказательств тому, что автомобильная дорога «Демино-Ольково», проходящая через д. Паньшино, находится в состоянии, позволяющем беспрепятственно передвигаться по ней автомобилям и гражданам, проживающим в населенном пункте, ответчиком в материалы дела не представлено.
С аргументом апелляционного представления о том, что исковые требования не направлены на перераспределение бюджетных средств, а преследует целью защиту интересов граждан, нельзя не согласиться.
Само по себе отсутствие в бюджете необходимых денежных средств на устранение выявленных недостатков, на чем настаивал представитель ответчика, не имеет правового значения для рассматриваемого спора и потому не является основанием для освобождения Управления от выполнения возложенных на него законом обязанностей.
Постановлением Правительства Вологодской области от 20 мая 2013 года № 520 утвержден Порядок организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Вологодской области (далее – Порядок).
Пунктом 6 Порядка установлено, что в случае если размер средств на ремонт автомобильных дорог, предусмотренный проектом закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, ниже потребности, определенной в соответствии с нормативами денежных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства области, владельцем дорог в пределах предусмотренных средств формируется перечень объектов, требующих проведения неотложных ремонтных работ.
Из изложенного следует, что владелец дороги, полномочия которого в Вологодской области осуществляет КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области», при недостаточности финансирования вправе определять дороги, требующие проведения неотложных ремонтных работ.
С целью формирования единого транспортного пространства Вологодской области на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры Постановлением Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года № 1100 утверждена государственная программа Вологодской области «Развитие транспортной системы Вологодской области на 2014 – 2020 годы».
Вместе с тем, установка стационарного электроосвещения автомобильной дороги «Демино-Ольково», проходящей через населенный пункт д. Паньшино Вытегорского района вышеназванной государственной Программой не предусмотрена.
Финансирование такого мероприятия не включено и в государственную программу Вологодской области «Дорожная сеть и транспортное обслуживание в 2021 – 2025 годах», что ответчиком не оспаривается.
Требования, заявленные прокурором, по мнению судебной коллегии, в полной мере согласуются с целями и задачами названных программ.
Как следует из материалов дела, несоответствующее предъявляемым требованиям состояние дороги «Демино-Ольково» имеется на протяжении продолжительного периода времени, устранение выявленных недостатков действующей и будущей программами не предусмотрены, следовательно, непринятие своевременных мер по обследованию, финансированию, планированию работ, направленных на приведение ее в надлежащее состояние, не может ограничивать право граждан на обеспечение безопасности дорожного движения.
При этом судебная коллегия учитывает, что приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности является одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения (статья 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»), что в нарушение требований закона не было учтено судом первой инстанции.
Непринятие ответчиком надлежащих мер в области безопасности дорожного движения является не только нарушением действующего законодательства, но и влечет за собой повышение аварийности на дороге, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в д.Паньшино, причинение имущественного ущерба автовладельцам.
Поскольку безопасность жителей населенного пункта и иных граждан, а также участников дорожного движения не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета муниципального образования, отсутствие денежных средств на строительство сети уличного освещения спорного участка дороги в данном случае правового значения для дела не имеет.
Утверждение представителя ответчика о прнятых мерах по разработке проектной документации на устройство искусственного электроосвещения указанного участка дороги не может быть принято во внимание, поскольку государственный контракт на выполнение проектных работ, заключенный 20 августа 2019 года, не исполнен. Объективных подтверждений тому, что выполнение работ запланировано на 2021 год, не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 19 мая 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Вытегорского района Вологодской области к Казенному учреждению Вологодской области «Управление автомобильных дорог Вологодской области» удовлетворить.
Возложить на Казенное учреждение Вологодской области «Управление автомобильных дорог Вологодской области» обязанность установить надлежащее стационарное электроосвещение автомобильной дороги «Демино-Ольково», проходящей через населенный пункт д. Паньшино Вытегорского района Вологодской области и на расстоянии не менее 100 метров от него, в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: