Судья Кузьмич Н.В. | № 33-1977-2022 УИД 51RS0009-01-2022-000375-34 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 13 июля 2022 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Муравьевой Е.А. |
судей | ФИО1 |
при секретаре | ФИО2 ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-369/2022 по иску ФИО4 к администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 5 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО4 обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, взыскании денежных средств.
В обоснование заявленных требований указал, что 17 июня 2020 г. между администрацией сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района и ФИО4 был заключен договор № 115 найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., ....
Вместе с тем указанная квартира не могла быть использована в качестве служебной, поскольку в ЕГРН спорное жилое помещение как относящееся к специализированному жилищному фонду не значится.
Полагает договор № 115 найма служебного жилого помещения от 17 июня 2020 г. недействительным, что влечет за собой возврат истцу уплаченных по договору плату за наем денежных средств в сумме 20 304 рублей ввиду необоснованности их начисления.
Кроме этого указал, что между ним и администрацией сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района 23 августа 2021 г. по истечении срока действия предыдущего договора заключен договор найма вышеуказанного жилого помещения № 348, в соответствии с пунктом 3.1 которого наймодатель обязан не позднее пяти рабочих дней после вступления в силу настоящего договора передать нанимателю жилое помещение по акту приема-передачи жилого помещения. В силу пункта 2.4 договора обязанность по оплате жилого помещения возникает у нанимателя с момента подписания акта приема-передачи жилого помещения.
Вместе с тем акт приема-передачи жилого помещения подписан только 18 ноября 2021 г., следовательно, администрация необоснованно получила от него плату за наем в размере 5076 рублей.
На основании изложенного просит признать договор найма служебного жилого помещения от 17 июня 2020 г. № 115 недействительным; возвратить незаконно уплаченные денежные средства в размере 20 304 рублей по договору найма служебного жилого помещения от 17 июня 2020 г. № 115, возвратить незаконно уплаченные денежные средства в размере 5076 рублей по договору найма жилого помещения от 23 августа 2021 г. № 348.
Протокольным определением суда от 22 марта 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО5, ФГАУ «Центральное управление жилищно-строительной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации.
Судом постановлено решение, которым исковые требования ФИО4 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО4 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования о признании договором найма служебного жилого помещения № 115 и договора найма жилого помещения № 348 недействительными, взыскании денежных средств.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что спорное жилое помещение не могло использоваться как служебное жилое помещение, поскольку квартира в органах государственной регистрации не отнесена к определенному виду специализированного жилого фонда.
Ссылаясь на положения статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указывает, что к правоотношениям между сторонами подлежали применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, поскольку жилое помещение было передано в ведение органов местного самоуправления Приказом Министра Обороны ВС РФ от 19 октября 2012 г. № 3270, в связи с чем администрация сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района не могла заключать с истцом договоры коммерческого и служебного найма.
Полагает, что имеет место злоупотреблением правом со стороны администрации сельского поселения Алакуртти.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец ФИО4, представитель ответчика администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района, третье лицо ФИО5, представитель третьего лица ФГАУ «Центральное управление жилищно-строительной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частями 3, 5 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к судебному разбирательству.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам жалобы не находит.
Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены, в том числе служебные жилые помещения (часть 1).
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, отнесенных к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 поименованного кодекса).
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (часть 1).
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2).
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду устанавливают Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные в соответствии со статьями 92 и 100 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 (далее - Правила).
В силу пункта 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Как установлено судом, следует из материалов дела, 12 марта 2015 г. между администрацией сельского поселения Алакуртти и ФИО4 был заключен договор найма жилого помещения № 611, в соответствии с которым ФИО4 предоставлено во временное возмездное пользование жилое изолированное помещение, находящееся в собственности муниципального образования по адресу: .... общей площадью 56,4 кв.м, состоящее из двух комнат. Срок действия договора - с момента подписания до 11 марта 2020 г. включительно.
Совместно с нанимателем в указанное жилое помещение вселена Н. (ныне - Б.М.А.) Н.А., жена (п. 1.5 договора).
Решением ФГУП Северное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны от 18 июля 2017 г. № СРУЖО-10/22-283-2017 на основании заявления ФИО4 включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения службы в сельском поселении Алакуртти. Состав семьи 3 человека: жена - Б.Н.А., дочь - Б.С.А., _ _ года рождения.
Решением ФГУП Северное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны от 18 июля 2017 г. № СРУЖО-10/26-201-2017 военнослужащему ФИО4 разрешается заселение и заключение договора найма служебного жилого помещения, состоящего из двухкомнатной квартиры по адресу: ..., общей площадью 56.4 кв.м. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи в количестве двух человек. ФИО4 включен в списки на предоставление служебных жилых помещений в сельском поселении Алакуртти с 17 июля 2017 г. Служебное жилое помещение предоставляется на время прохождения военной службы в сельском поселении Алакуртти, но не более срока контракта о прохождении военной службы с исключением его из списков очередников на предоставление служебных жилых помещений (основание: согласие военнослужащего на получение служебного жилого помещения, заявление военнослужащего о снятии его с очереди нуждающихся).
18 июля 2017 г. между администрацией сельского поселения Алакуртти и ФИО4 заключен договор найма служебного жилого помещения № 242 на указанную выше квартиру, подписан акт приема-передачи жилого помещения. Срок пользования квартирой - до 6 февраля 2020 г.
17 июня 2020 г. между администрацией сельского поселения Алакуртти и ФИО4 заключен договор найма служебного жилого помещения № 115 на указанную выше квартиру в связи с прохождением военной службы в военной части (пункт 2 договора) на срок до 16 июня 2021 г. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: Б.Н.А. (жена), Б.С.А. (дочь), Б.М.А. (сын). Приложением № 2 к договору установлена ежемесячная плата за наем служебного жилого помещения в размере 1692 рублей.
23 августа 2021 г. между Администрацией сельского поселения Алакуртти и ФИО4 заключен договор найма жилого помещения * на указанную выше квартиру на период с 17 июня 2021 г. по 16 мая 2022 г. Совместно с нанимателем вселены члены его семьи - жена Б.Н.А., сын Б.М.А., дочь Б.С.А. (п. 1.5 договора). Приложением № 2 к договору установлена ежемесячная плата за наем служебного жилого помещения в размере 1692 рублей. Обязанность по оплате жилого помещения возникает у нанимателя с момента подписания сторонами акта приема-передачи жилого помещения. Акт приема-передачи подписан сторонами 18 ноября 2021 г.
В соответствии с уведомлением филиала «Северный» ФГ"АУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации от 10 декабря 2021 г. ФИО4 включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения службы - ..., состав семьи - 4 человека.
Обращаясь с настоящим иском в суд, ФИО4 указал о недействительности договора найма служебного жилого помещения от 17 июня 2020 г. № 115 по тем основаниям, что спорная квартира не отнесена к специализированному жилищному фонду, не имеет статуса «служебная». В связи с этим истец полагал, что ответчик незаконно получил от него плату за наем. Кроме того, с учетом того, что по договору найма жилого помещения № 348 обязанность по оплате жилого помещения возникла у нанимателя только с 18 ноября 2021 г., полагал необходимым возложить на ответчика вернуть ему уплаченные денежные средства за наем до момента подписания сторонами акта приема-передачи жилого помещения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, проанализировав приведенные обстоятельства и нормы, регулирующие возникшие правоотношения, исходил из того, что спариваемый договор является действительным, спорное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, предоставлено истцу во временное пользование в связи с прохождением военной службы, в связи с чем правовых оснований, позволяющих исключить данное жилое помещение из жилищного фонда служебного или коммерческого использования и признать за истцом, проживающим в таком жилом помещении, права на заключение договора социального найма, не имеется.
Кроме того, отказывая в требований о возврате истцу уплаченных по обоим договорам найма денежных средств со ссылкой на часть 1 статьи 153, статью 154, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих возложение на нанимателя, фактически пользующегося на основании договора предоставленным собственником жилым помещением, обязанности по внесению платы за наем.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Порядок и требования отнесения спорного жилого помещения муниципального жилищного фонда к специализированному жилищному фонду, предусмотренный Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными в соответствии со статьями 92 и 100 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 стороной ответчика не нарушен.
Согласно материалам дела спорное жилое помещение включено администрацией сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района в специализированный жилищный фонд на основании постановления от 17 июня 2020 г. № 99, исключено из специализированного жилищного фонда и отнесено к жилищному фонду коммерческого использования на основании постановления от 9 августа 2021 г. № 95.
Согласно предписанию пункта 3 Правил не допускается отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду, если они заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, или имеют обременения прав на это имущество. По смыслу приведенной нормы Правила не допускают отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, предоставленных в установленном порядке в пользование граждан на основании перечисленных в ней договоров, заключенных в соответствии с требованиями закона, а также имеющих иные обременения прав на это имущество.
Таким образом, ссылка в жалобе на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие уполномоченным органом решения о присвоении спорной квартире статуса служебной на момент ее предоставления ФИО4, в связи с чем к спорным правоотношениям должны применяться нормы, регулирующие социальный наем жилых помещений, не обоснована.
Кроме того, каких-либо правовых положений, позволяющих даже в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду считать такое жилое помещение относящимся к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора служебного либо коммерческого найма, право пользования им на условиях договора социального найма, действующее законодательство не содержит.
Изложенные в жалобе доводы стороны истца относительно того, что администрация сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района должна была заключить с ФИО4 договор социального найма жилого помещения в силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
То есть, применение положений статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» возможно в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: ..., ..., находится в собственности муниципального образования Алакуртти с 23 ноября 2012 г., сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду помещений специализированного жилищного фонда отсутствуют.
Первоначально договор найма жилого помещения был заключен между администрацией сельского поселения Алакуртти и ФИО4 в 2015 г.
Таким образом, поскольку жилое помещение зарегистрировано за ответчиком в 2012 году до вселения в него истца в 2015 году и заключившего договор найма жилого помещения, то на указанные правоотношения не распространяются положения статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Доводы апелляционной жалобы о необходимости признания недействительным и договора найма жилого помещения № 348 от 23 августа 2021 г. судебной коллегией не рассматриваются в силу части 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку такое требование в иске не заявлялось, соответственно является новым требованием, которое не было предметом рассмотрения в суде первой инстанции, которое не принимается и не рассматривается судом апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о наличии в действиях ответчика злоупотребления правом, судебной коллегией отклоняются.
Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена недопустимость осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Вместе с тем, поскольку судом не установлено отсутствие нарушений прав истца со стороны администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района при заключении договора найма служебного жилого помещения № 115 от 17 июня 2020 г., а также при заключении договора найма жилого помещения № 348 от 23 августа 2021 г., судебная коллегия не усматривает злоупотребления правом со стороны ответчика, в том числе и при начислении истцу платы за наем.
Вопреки мнению истца, пункт договора № 348, предусматривающий, что обязанность по оплате жилого помещения возникает у нанимателя с момента подписания сторонами акта приема-передачи квартиры, предоставляет наймодателю право требования платы только после фактической передачи жилого помещения нанимателю в пользование.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Рассматривая заявленные требования, суд проверили доводы истца, положенные в обоснование заявленных им требований, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и в соответствии с требованиями закона, регулирующего данные правоотношения, обоснованно пришел к выводу о том, что оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения исковых требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах.
Нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, поводов, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 5 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи