Председательствующий по делу Дело №33-2875/2020
Судья Гарголло А.Ю.
(дело в суде первой инстанции №2-36/2020,
УИД 75RS0021-01-2020-000028-98)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Процкой Т.В.
и судей краевого суда Кардаша В.В., Трифонова В.А.
при секретаре Шалаевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 06 октября 2020 года гражданское дело по иску акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» к ФИО1 о взыскании задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги
по апелляционной жалобе ответчика ФИО1
на решение Улётовского районного суда Забайкальского края от 3 марта 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» к ФИО1 о взыскании задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» задолженность по оплате за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в размере 25 092 рубля 73 копейки.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Улетовского муниципального района государственную пошлину в размере 953 рубля.
В удовлетворении иных исковых требований АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» к ФИО1 отказать.
Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия
установила:
Истец - АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что общество занимается поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и очисткой сточных вод, для специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе и в <адрес>, где проживает ответчик ФИО1 Истец обязательства по предоставлению коммунальных услуг выполняет надлежащим образом. Ответчик оплату коммунальных услуг не производит, в связи с чем, у нее образовалась задолженность за период с декабря 2015 года по март 2017 года в размере 34 726,73 рублей, пени 18 700,22 рублей. Просил суд взыскать с ответчика в свою пользу задолженность за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в размере 34 726,73 рублей, пени в размере 18 700,22 рублей, а также взыскать с ответчика государственную пошлину 1 803 рубля в федеральный бюджет (т.1, л.д.6-10).
Судом постановлено приведенное выше решение (т.1, л.д.141-152).
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ответчик ФИО1 просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении требований отказать. Судом не приняты во внимание доводы возражений ответчика, впоследствии принял необъективное решение, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд не учел, что жилое помещение нанимателем которого она является, не относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации. Квартира по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью. Правоотношения между истцом и жилищным фондом администрации ГО ЗАТО п.Горный должны быть урегулированы заключением договоров о поставке энергоресурсов, которые согласно ответу администрации на запрос ответчика, не заключались. Истец необоснованно обрабатывает персональные данные ответчика и производит расчет стоимости коммунальных услуг. Выписка по лицевому счету не является расчетом задолженности, судом расчет не истребован и не исследован, его законность не проверена, не согласна с расчетом истца, представленным в суд апелляционной инстанции. Судом неправильно применен срок исковой давности, так как 23 мая 2019 года отменен судебный приказ от 1 апреля 2019 года по делу №, 2 июля 2019 года отменен судебный приказ от 20 мая 2019 года по делу № о взыскании задолженности за тот же период. На момент вынесения судебного приказа по делу № уже имелся судебный приказ по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям по делу №, срок первоначального обращения в суд и срок исковой давности следует исчислять с даты первого определения от 23 мая 2019 года об отмене судебного приказа, так как второй судебный приказ вынесен в нарушение пункта 2 части 1 статьи 134 ГПК РФ. Ссылаясь на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», указывает, что иск подан 13 января 2020 года, шестимесячный срок пропущен. Выписка из лицевого счета – расчет задолженности не соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, так как произведен из расчета отсутствия в домах бойлеров для подогрева воды и индивидуальных или коллективных приборов учета, что не соответствует действительности. В 2012 году в рамках программы капитального ремонта в каждом доме п. Горный, в том числе в <адрес>, собственник жилья – администрация городского округа ЗАТО п. Горный установила в подвале бойлеры для подогрева воды, общедомовые приборы учета энергетических ресурсов, относящиеся к общедомовому имуществу. Установка индивидуальных приборов учета ответчиком не требуется, так как установка индивидуальных или коллективных (общедомовых) приборов учета является обязанностью администрации и такая обязанность ею выполнена. Расчет платы за отопление в помещении в многоквартирном доме, который оборудован общедомовыми приборами учета энергетических ресурсов, и в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета, должен производиться в соответствии с Правилами №354 и Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ссылаясь на пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», указывает, что в каждый подлежащий расчету период РСО и абонент обязаны согласовывать акты выполненных работ, подтверждающих объемы поставленных ресурсов в МКД. В дальнейшем сведения приборов учета должны учитываться при расчете платы за коммунальные услуги, расчет платы на общих основаниях потребления неправомерен. Полный расчет истец суду не представил, выписка из лицевого счета доказательством не является. Ответчик не заключала договор и не является для истца потребителем коммунальных услуг. Расчет задолженности произведен без учета показателей коллективных приборов учета, то есть с применением повышающих коэффициентов оплаты за энергоресурсы, что нарушает жилищное законодательство, и поэтому расчет не может быть принят судом. Ссылается на то, что в отсутствие между ответчиком и истцом прямых правоотношений, ответчик не является для АО «ГУ ЖКХ» абонентом по приобретению коммунальных услуг. Не согласна с тем, что не используются показания ОДПУ. Полагает, что не имеет задолженности перед АО «ГУ ЖКХ», требования истца незаконны (т.1, л.д.198-201, 234-237, т. 2, л.д. 12-13, 72-73).
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему представитель АО «ГУ ЖКХ» ФИО2 просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (т. 2, л.д. 1-5, 51-52).
В суд апелляционной инстанции ответчик не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие названного лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва на апелляционную жалобу и дополнения к ним, заслушав представителя АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно выписке из ЕГРН от 17 января 2020 года № в ЕГРН содержатся сведения о жилом помещении – квартире с кадастровым номером № площадью 68,7 кв.м. по адресу: <адрес> (т.1, л.д.44-45).
Из материалов дела усматривается, что жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности администрации городского округа ЗАТО п.Горный, на основании решения от 06 ноября 2008 года предоставлено ФИО1 для временного проживания на время трудовых отношений с <данные изъяты>, на условиях найма служебного жилого помещения, ФИО1 зарегистрирована в жилом помещении со 2 декабря 2008 года (т.1, л.д. 47-48, 74, 76-85, 137).
Из письменных пояснений АО «ГУ ЖКХ», государственного контракта № от 21 сентября 2015 года, договора № от 30 сентября 2015 года, договора № от 08 октября 2015 года, государственного контракта № от 21 сентября 2015 года следует, что на основании Распоряжения Правительства РФ от 11 июня 2015 года №, АО «ГУ ЖКХ» заключило государственный контракт от 21 сентября 2015 года № на оказание услуг теплоснабжения для нужд МО РФ и подведомственных МО РФ организаций, а также государственный контракт № от 21 сентября 2015 года на оказание услуг водоснабжения и водоотведения. В целях исполнения вышеуказанных государственных контрактов, а также на основании приказа Департамента имущественных отношений МО РФ от 01 октября 2015 года №, АО «ГУ ЖКХ» в рамках договора безвозмездного пользования № от 08 октября 2015 года и договора безвозмездного пользования № от 30 сентября 2015 года были переданы во временное безвозмездное пользование объекты теплового и водопроводно-канализационного хозяйства, принадлежащие МО РФ, расположенные ЗАТО п.Горный (т.1, л.д.105-113, 118-122).
Из ответа администрации городского округа ЗАТО п.Горный от 10 марта 2020 года № на заявление ФИО1 следует, в период с 2011 года по 2015 год собственниками помещений не был выбран способ управления многоквартирными домами, конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами администрацией не проводился. 05 февраля 2016 года был объявлен конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, по результатам которого был заключен договор управления на многоквартирные дома с МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный, как с единственным участником конкурса. Заключен договор управления многоквартирными домами (оказания услуг) 25 марта 2016 года. В период с 01 ноября 2015 года по 31 марта 2017 года на территории городского округа ЗАТО п.Горный поставку горячего и холодного водоснабжения обеспечивало АО «ГУ ЖКХ». В период с 1 апреля 2017 года и по настоящее время на территории городского округа ЗАТО п.Горный поставку горячего и холодного водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения обеспечивает ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Договор между данными организациями и администрацией городского округа ЗАТО п.Горный, как с собственником многоквартирных домов, не заключался. В многоквартирном доме по указанному адресу установлены: общедомовые приборы учета холодного водоснабжения, теплоснабжения и водоподогреватель для горячего водоснабжения в декабре 2013 года. Муниципальный контракт на установку был заключен между администрацией городского округа ЗАТО п.Горный и ООО УК «Коммунальное хозяйство». Прибор учета ХВС многоквартирного дома № по <адрес>№ марка ВДТХ-50. Дата последней поверки 21 января 2019 года. МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный ежемесячно передают показания ОДПУ по средствам электронной почты, а с 01 января 2020 года показания передаются лично под входящий контроль (т.2, л.д.14).
Таким образом, управление указанным многоквартирным жилым домом с 25 марта 2016 по настоящее время осуществляет управляющая компания МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный.
При этом как следует, из дела, пояснений истца, договор между АО «ГУ ЖКХ» - ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией МУП ЖКХ ЗАТО п.Горный не был заключен.
В спорный период с декабря 2015 года по март 2017 года АО «ГУ ЖКХ» фактически оказывало ответчику жилищно-коммунальные услуги (поставку горячего и холодного водоснабжения, теплоснабжения, водоотведение) по адресу: <адрес>.
01 апреля 2019 года по заявлению АО «ГУ ЖКХ» от 01 апреля 2019 года мировым судьей судебного участка №58 Улетовского судебного района Забайкальского края вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО1 задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг (т.1, л.д.50-57).
23 мая 2019 года определением мирового судьи судебного участка №58 Улетовского судебного района Забайкальского края отменен судебный приказ № о взыскании задолженности с ФИО1 за жилищно-коммунальные услуги по заявлению АО «ГУ ЖКХ» (т.1, л.д.11,58).
20 мая 2019 года по заявлению АО «ГУ ЖКХ» от 20 мая 2019 года мировым судьей судебного участка №58 Улетовского судебного района Забайкальского края вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО1 задолженности по оплате жилья и коммунальных (т.1, л.д.59-64).
02 июля 2019 года определением мирового судьи судебного участка №58 Улетовского судебного района Забайкальского края отменен судебный приказ № о взыскании задолженности с ФИО1 за тепловую энергию по заявлению АО «ГУ ЖКХ» (т.1, л.д.12, 65).
Согласно выписке по лицевому счету на имя ФИО1, лицевой счет № по адресу: <адрес>, жилое помещение площадью 68,3 кв.м., количество зарегистрированных 4 за период с ноября 2015 года по март 2017 года. У ФИО1 перед АО «ГУ ЖКХ» имеется задолженность за жилищно-коммунальные услуги на 05 ноября 2019 года в размере 34726,73 рублей (т.1, л.д.13).
В суд апелляционной инстанции ответчиком представлены квитанции об оплате в МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный 09 сентября 2016 года 5000 рублей, 20 декабря 2016 года 3000 рублей, 12 мая 2017 года 5840,85 рублей (т.2, л.д.15-18, 21).
Как следует из ответа МУП ЖКХ ГО ЗАТО п.Горный от 22 сентября 2020 года № на запрос суда апелляционной инстанции, по адресу: <адрес> лицевой счет открыт на ФИО1, по базе данных бухгалтера лицевых счетов платеж от 09 сентября 2016 года на сумму 5000 рублей, произведен один раз общей суммой за задолженность по всем услугам оказываемых МУП ЖКХ ЗАТО п.Горный, а именно: текущее содержание МКД, вывоз ТБО и найм жилого помещения. Платеж от 20 декабря 2016 года на сумму 3000 рублей, произведен общей суммой за задолженность по всем услугам оказываемых МУП ЖКХ ЗАТО п.Горный, а именно: текущее содержание МКД, вывоз ТБО и найм жилого помещения. Платеж от 12 мая 2017 года на сумму 5840,85 рублей, произведен общей суммой за задолженность по всем услугам оказываемых МУП ЖКХ ЗАТО п.Горный, а именно: текущее содержание МКД, вывоз ТБО и найм жилого помещения, ОДН по электроэнергии. В данный период времени МУП ЖКХ ЗАТО п.Горный, других коммунальных услуг не оказывало (т.2, л.д. 50).
Из поквартирной карточки, справки МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный о регистрации от 30 января 2020 года №, лицевого счета, справки-характеристики ОМВД России по ЗАТО п. Горный от 15 января 2020 года № следует, что по адресу: <адрес> зарегистрированы:
-ФИО1 с 02 декабря 2008 года;
-(ФИО 1) с 15 мая 2015 года по 14 мая 2016 года, с 30 мая 2017 года по 30 мая 2020 года;
-(ФИО 2) с 02 декабря 2008 года;
-(ФИО 3) с 02 декабря 2008 года;
-(ФИО 4) с 10 июля 2015 года по 24 июня 2016 года;
-(ФИО 5) с 11 ноября 2015 года по 31 октября 2019 года, с 29 ноября 2019 года по 29 ноября 2021 года;
-(ФИО 6) с 19 июля 2018 года по 31 октября 2019 года, с 29 ноября 2019 года по 29 ноября 2021 года (т.1, л.д. 46, 48, 74).
В соответствии с частью 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Частью 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частью 3 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 не выполняет обязанности по внесению истцу платы за коммунальные услуги, в связи с чем, образовалась задолженность. Согласившись с представленным истцом расчетом задолженности, применив срок исковой давности, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности за коммунальные услуги за период с апреля 2016 года по март 2017 года в размере 25092,73 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для взыскания с ФИО1 в пользу АО «ЖКХ» задолженности за коммунальные услуги.
Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней о том, что истец является ресурсоснабжающей организаций и не вправе требовать от ответчика внесения платы за коммунальные услуги, поскольку таковая должна вноситься в управляющую компанию, в связи с чем ФИО1 является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению.
В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Исключение из этого правила было предусмотрено частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ, утратившей силу 03 апреля 2018 года. Согласно данной норме, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 03 апреля 2018 года, предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса;
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее в настоящей статье - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом) и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи;
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Таким образом, по общему правилу, плата за коммунальные услуги нанимателями жилых помещений по договору социального найма вносится управляющей организации. Исключением из этого правила является случай, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией. Кроме того, с 03 апреля 2018 года предусмотрена возможность внесения оплаты за коммунальные услуги в ресурсоснабжающие организации на основании договоров, заключенных такими организациями с каждым собственником помещения в многоквартирном доме в указанных в законе случаях.
Согласно части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса. Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 1 статьи 157.2 и в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Отказ от заключения такого договора управляющей организацией не допускается.
В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для дела являлось выяснение вопросов о том, был ли заключен договор предоставления коммунальных услуг между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, если нет, то по каким причинам, выставляет ли ресурсоснабжающая организация счета за поставку коммунальных ресурсов управляющей организацией, вносят ли наниматели (собственники) помещений плату за коммунальные услуги управляющей организации, принималось ли общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решение о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Так, из представленных доказательств следует, что МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный является управляющей организацией на территории ЗАТО п.Горный, в том числе и по адресу: <адрес>. В спорный период времени договор теплоснабжения между истцом и управляющей компанией не был заключен, собственники и наниматели помещений многоквартирных жилых домов в ЗАТО п.Горный не вносили плату за коммунальные услуги управляющей организации. Таким образом, отношения между управляющей компанией и истцом не могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Фактические договорные отношения сложились между истцом и ответчиком ФИО1 в спорном жилом помещении по поставке коммунальных ресурсов. В данном случае МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный исполнителем коммунальных услуг не является. Исполнителем коммунальной услуги в спорный период являлось АО «ГУ ЖКХ».
Из письменных пояснений представителя истца АО «ГУ ЖКХ» следует, что договоры предоставления коммунальных услуг между истцом и МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный не заключались, какие-либо счета истец управляющей организации не выставляет.
Таким образом, судебная коллегия находит установленным тот факт, что договоры предоставления коммунальных услуг между истцом и управляющей организацией не заключались. При этом, АО «ГУ ЖКХ» не выставляет управляющей организации счета за поставку коммунальных ресурсов, а наниматели и собственники помещений не вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации. Сведения о том, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принималось решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, отсутствуют.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что управляющая компания МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный, не заключившая договоры с ресурсоснабжающей компанией и не принимающая плату за коммунальные услуги от нанимателей и собственников помещений, не может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг. Указанные действия управляющей компании не могут служить препятствием для получения ресурсоснабжающей компанией платы за фактически предоставленные коммунальные услуги, в том числе, путем предъявления требования о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг непосредственно к нанимателям и собственникам жилых помещений, которым они предоставлены.
При изложенных обстоятельствах, имеются основания для взыскания задолженности по оплате за оказанные коммунальные услуги с ответчика в пользу истца.
В связи с чем ссылки в апелляционной жалобе ответчика на то, что в отсутствие между ответчиком и истцом прямых правоотношений, ответчик не является для АО «ГУ ЖКХ» абонентом по приобретению коммунальных услуг, не могут быть приняты судебной коллегией.
При этом судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что ответчиком было заявлено о пропуске срока исковой давности и суд, учитывая пропуск ответчиком срока исковой давности, взыскал с ответчика задолженность за период с апреля 2016 года по 2017 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно применен срок исковой давности, так как 23 мая 2019 года отменен судебный приказ от 1 апреля 2019 года по делу №, 2 июля 2019 года отменен судебный приказ от 20 мая 2019 года по делу № о взыскании задолженности за тот же период, на момент вынесения судебного приказа по делу № уже имелся судебный приказ по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям по делу №, срок первоначального обращения в суд и срок исковой давности следует исчислять с даты первого определения от 23 мая 2019 года об отмене судебного приказа, так как второй судебный приказ вынесен в нарушение пункта 2 части 1 статьи 134 ГПК РФ, иск подан 13 января 2020 года, шестимесячный срок пропущен, не могут быть приняты, однако судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом давностного срока заслуживающими внимания в части и приходит к выводу о том, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о подаче истцом настоящего иска в пределах давностного срока за период с апреля 2016 года по сентябрь 2016 года.
1 апреля 2019 года мировому судье судебного участка №58 Улетовского судебного района Забайкальского края поступило заявление АО «ГУ ЖКХ» о взыскании с ФИО1 задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг за период с октября 2016 года по март 2017 года в размере 12855,57 рублей. 1 апреля 2019 года по делу принят судебный приказ №, который отменен 23 мая 2019 года по заявлению должника (т. 1, л.д. 50-58).
20 мая 2019 года мировому судье судебного участка №58 Улетовского судебного района Забайкальского края поступило заявление АО «ГУ ЖКХ» о взыскании с ФИО1 задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг за период с октября 2016 года по март 2017 года в размере 12855,59 рублей. 20 мая 2019 года по делу принят судебный приказ №, который отменен 2 июля 2019 года по заявлению должника (т. 1, л.д. 59-65).
Принимая во внимание, что при подаче АО «ГУ ЖКХ» заявления на выдачу судебного приказа 20 мая 2019 года мировой судья не усмотрел оснований для отказа в принятии данного заявления и по результатам рассмотрения заявления вынесен судебный приказ, который в дальнейшем отменен по заявлению должника, период с момента подачи заявления судебного приказа 20 мая 2019 года по отмену судебного приказа 2 июля 2019 года подлежит учету при исчислении срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ). Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства (пункты 1, 2 статьи 200 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
Если после оставления иска без рассмотрения неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев, за исключением случаев, если основанием оставления иска без рассмотрения послужили действия (бездействие) истца (пункт 3 статьи 204 ГПК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
При обращении к мировому судье АО «ГУ ЖКХ» просило взыскать задолженность за период с октября 2016 года по март 2017 года.
При подаче настоящего иска АО «ГУ ЖКХ» просило взыскать задолженность за период с ноября 2015 года по март 2017 года.
Плату за ноябрь 2015 ответчик обязана была внести не позднее 10 декабря 2015 года, поэтому течение срока исковой давности началось 11 декабря 2015 года и его истечение приходилось на 11 декабря 2018 года. При обращении к мировому судье АО «ГУ ЖКХ» не просило взыскать задолженность за ноябрь 2015 года. На момент подачи настоящего иска в отделение почтовой связи 12 декабря 2019 года (т. 2, л.д. 69, 70) срок исковой давности по данному платежу истек.
Такой же порядок подсчета срока исковой давности по платежам за декабрь 2015 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2016 года.
В частности, по последнему платежу за сентябрь 2016 года срок исковой давности истек 11 октября 2019 года (плату за сентябрь 2016 года ответчик обязана была внести не позднее 10 октября 2016 года, поэтому течение срока исковой давности началось 11 октября 2016 года и его истечение приходилось на 11 октября 2019 года; иск подан 12 декабря 2019 года – за пределами давностного срока по данному платежу).
Плату за октябрь 2016 года ответчик обязана была внести не позднее 10 ноября 2016 года, поэтому течение срока исковой давности началось 11 ноября 2016 года и его истечение приходилось на 11 ноября 2019 года.
На момент подачи заявления о выдаче судебного приказа 1 апреля 2019 года неистекшая часть срока исковой давности составляла 7 месяцев 10 дней.
С началом осуществления судебной защиты нарушенного права путем подачи заявления о выдаче судебного приказа 1 апреля 2019 года срок исковой давности перестал течь. Учитывая, что судебный приказ отменен 23 мая 2019 года, при этом 20 мая 2019 года подано заявление о выдаче судебного приказа, 2 июля 2019 года судебный приказ отменен, перерыва между производствами по делам о выдаче судебных приказов не было, данный период был единым, поэтому течение срока исковой давности приостановилось с 1 апреля 2019 года и возобновилось после отмены судебного приказа 2 июля 2019 года.
Поскольку неистекшая часть срока исковой давности после отмены судебного приказа 2 июля 2019 года составила более шести месяцев (7 месяцев 10 дней), правило об удлинении срока исковой давности до шести месяцев не применяется, и срок исковой давности истекал 11 февраля 2020 года (с учетом статьи 193 ГК РФ).
Исковое заявление сдано истцом в отделение почтовой связи 12 декабря 2019 года и поступило в суд 23 декабря 2020 года (т. 2, л.д. 69, 70), то есть за октябрь 2016 года срок исковой давности не пропущен.
Такой же порядок подсчета срока исковой давности по платежам за ноябрь, декабрь 2016 года, январь, февраль, март 2017 года.
Следовательно, за период с 1 ноября 2015 года по 30 сентября 2016 года давностный срок пропущен, иск за период 1 октября 2016 года по 31 марта 2017 года подан в пределах срока исковой давности.
Судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что выписка по лицевому счету не является расчетом задолженности, представленный истцом расчет задолженности является неверным.
Так, стороной истца в районный суд была представлена выписка по лицевому счету, в котором указаны уже начисленные суммы. При этом, отсутствует расчет полученных сумм.
В суд апелляционной инстанции истцом был представлен расчет на общую сумму 33267,40 рублей, с которым судебная коллегия согласиться не может в части начисления платы за ГВС, отопление, водоснабжение. При начислении платы за коммунальные услуги истец необоснованно применяет нормативы потребления коммунальных услуг холодного водоснабжения, неверно производит расчет платы за горячее водоснабжение, которое осуществляется путем подогрева холодной воды.
При этом, из расчета истца установлено, что при определении размера задолженности АО «ГУ ЖКХ» учитывалась площадь жилого помещения 68,3 кв.м. и количество проживающих 4 человека.
Из расчетов истца (т.2, л.д.56) следует, что применялись нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях на территории Забайкальского края, утвержденные приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 01.11.2013 №392. Так, истцом с июля 2016 года применялись нормативы потребления с учетом повышающих коэффициентов: для холодной воды – 7,32 куб.м. в месяц на 1 чел., для горячей воды – 4,89 куб.м. в месяц на 1 чел., для водоотведения – 12,21 куб.м. в месяц на 1 чел. Вместе с тем, приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 22.08.2016 №109-НПА в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 01 ноября 2013 года №392 внесены изменения, которыми исключены столбцы №5-12 приложений №1-36, содержащие нормативы с учетом повышающих коэффициентов.
Судебная коллегия отмечает, что при начислении ответчику платы за коммунальные услуги не подлежит применению повышающий коэффициент, установленный пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 (далее – Правила №354). При этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 01 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13). В отношении многоквартирных домов обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами №354 (пункт 81) на собственников.
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещение внаем другим лицам.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил №354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения №2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения №2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Величина повышающего коэффициента в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года – 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.
Поскольку законодательство обязанность по оснащению жилого помещения в многоквартирном доме возлагает на его собственника, то неблагоприятные имущественные последствия (применение повышающего коэффициента) за несовершение собственником действий по оборудованию жилых помещений индивидуальными приборами учета не могут быть возложены на нанимателей, как лиц, неуправомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении помещений приборами учета и не несущих в силу закона обязанности по их установке.
Таким образом, повышающий коэффициент не может быть применен при начислении платы за коммунальные услуги ФИО1, которая является нанимателем жилого помещения.
Ввиду того, что представленный истцом расчет задолженности по оплате за коммунальные услуги является неверным, судебной коллегией произведен новый расчет.
Поскольку начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в спорном жилом помещении осуществляется равномерно в течение календарного года, то размер платы за отопление производится по формуле 2(1) приложения №2 к Правилам №354 (произведение общей площади жилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, а также тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 05 ноября 2015 года №209 для жилых помещений ЗАТО п.Горный с 01 января 2016 года установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению равным 0,0247 Гкал/кв. метр, а также коэффициент периодичности, составляющий 0,75.
Тарифы на отопление для населения городского округа ЗАТО п.Горный составляли: в период с 01 июля 2016 года по 30 июня 2017 года – 1187,61 руб./Гкал (приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 ноября 2015 года №519).
Таким образом, размер платы за отопление составит:
с октября 2016 года по март 2017 года – 1500,60 рублей в месяц (68,3 кв.м. х 0,0185 Гкал/кв. метр (0,0247 Гкал/кв. метр х коэффициент периодичности 0,75) х 1187,61 руб./Гкал);
всего за период с 01 октября 2016 года по март 2017 года составит 9003,6 рублей (1500,60 рублей х 6 месяцев).
Расчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение производится по формуле 4 приложения №2 к Правилам №354 (произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих жилом помещении, норматива потребления коммунальной услуги и тариф (цены) на коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно приложению №4 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 01 ноября 2013 года №392 для жилых помещений ЗАТО п.Горный установлены следующие нормативы потребления: холодной воды – 4,88 куб.м/месяц на 1 чел.; горячей воды – 3,26 куб.м/месяц на 1 чел., водоотведения – 8,14 куб.м/месяц на 1 чел.
Тарифы на питьевое водоснабжение для населения городского округа ЗАТО п.Горный составляли: в период с 01 июля 2016 года по 30 июня 2017 года – 5,15 руб./куб.м. (приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 ноября 2015 года №564).
Таким образом, размер платы за холодное водоснабжение составит:
с октября 2016 года по март 2017 года – 100,53 рублей в месяц (4 чел. х 4,88 куб.м/месяц на 1 чел. х 5,15 руб./куб.м.);
всего за период с октября 2016 года по март 2017 года составит 603,18 рублей (100,53 рублей х 6 месяцев).
Тарифы на водоотведение для населения городского округа ЗАТО п.Горный составляли в период с 01 июля 2016 года по 30 июня 2017 года – 2,13 руб./куб.м. (приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 ноября 2015 года №564).
Таким образом, размер платы за водоотведение составит:
с октября 2016 года по март 2017 года – 69,35 рублей в месяц (4 чел. х 8,14 куб.м/месяц на 1 чел. х 2,13 руб./куб.м.);
всего за период с 01 октября 2016 года по март 2017 года составит 416,1 рублей (69,35 рублей х 6 месяцев).
Расчет платы за горячее водоснабжение производится по формуле 23 приложения №2 к Правилам №354:
,
где:
– объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении – исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении – из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;
ТХВ – компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
– объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
TТ/Э – компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Согласно приложению №4 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 01 ноября 2013 года №392 для жилых помещений ЗАТО п.Горный установлен норматив потребления горячей воды – 3,26 куб.м/месяц на 1 чел.
Компонент на холодную воду равен тарифам на питьевое водоснабжение, которые для населения городского округа ЗАТО п.Горный составляли в период с 01 июля 2016 по 30 июня 2017 года – 5,15 руб./куб.м., (приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 ноября 2015 года №564).
Объем (количество) тепловой энергии используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, рассчитывается как произведение норматива потребления горячей воды (3,26 куб.м/месяц на 1 чел.) и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (согласно приложения к письму Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 16.01.2015 № 0690 для котельной №55 ЗАТО п.Горный составляет 0,017432). Таким образом, объем (количество) тепловой энергии составит 0,05682832 (3,26 куб.м/мес. на 1 чел. х 0,017432 Гкал/куб.м).
Компонент на тепловую энергию равен тарифам на отопление, которые для населения городского округа ЗАТО п.Горный составляли в период с 01 июля 2016 года по 30 июня 2017 года – 1187,61 руб./Гкал, (приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 ноября 2015 №519).
Таким образом, размер платы за горячее водоснабжение составит:
с октября 2016 года по март 2017 года – 337,12 рублей в месяц (3,26 куб.м/месяц на 1 чел х 4 чел. х 5,15 руб./куб.м. + 0,05682832 Гкал/куб.м 4 чел. х 1187,61 руб./Гкал);
всего за период с 01 октября 2016 года по март 2017 года составит 2022,72 рублей (337,12 рублей х 6 месяцев).
Общий размер задолженности за коммунальные услуги за период с 01 октября 2016 года по март 2017 года составит 23848,77 рублей.
При таком положении судебной коллегией не могут быть приняты аргументы апелляционной жалобы о том, что требования истца незаконны и у ответчика не имеется задолженности перед АО «ГУ ЖКХ».
С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению в части размера подлежащей взысканию суммы задолженности. С ФИО1 в пользу АО «ГУ ЖКХ» подлежит взысканию задолженность за коммунальные услуги за период с 01 октября 2016 года по март 2017 года в размере 23848,77 рублей.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд не учел, что жилое помещение нанимателем которого она является, не относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, квартира по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью; правоотношения между истцом и жилищным фондом администрации ГО ЗАТО п.Горный должны быть урегулированы заключением договоров о поставке энергоресурсов, которые согласно ответу администрации на запрос ответчика, не заключались, не свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для отказа во взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с ответчика.
Указание в жалобе на то, что истец необоснованно обрабатывает персональные данные ответчика и производит расчет стоимости коммунальных услуг, является необоснованным, поскольку истец оказывает ответчику коммунальные услуги, то он вправе производить расчет платы за оказанные услуги, а также расчет задолженности по оплате таких услуг и требовать её взыскания в судебном порядке. Доказательств нарушения истцом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» ответчиком не представлено.
Ссылки в жалобе на то, что расчеты задолженности необоснованно произведены истцом без учета показаний общедомовых приборов учета, не могут быть приняты во внимание.
Из ответа администрации городского округа ЗАТО п.Горный Забайкальского края от 10 марта 2020 года № на заявление ФИО1 судебной коллегией установлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в декабре 2013 года установлены общедомовой прибор учёта холодного водоснабжения, теплоснабжения и водоподогреватель для горячего водоснабжения. Вместе с тем, сведений о вводе в эксплуатацию вышеназванных общедомовых приборов учета не представлено (т.2, л.д.14).
Статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В силу пункта 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
Таким образом, применение общедомовых приборов учета при расчетах за энергетические ресурсы возможно только после ввода таких приборов в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что установленные в доме общедомовые приборы учета тепловой энергии и холодного водоснабжения были введены в эксплуатацию в соответствии с требованиями действующего законодательства, у истца не имелось оснований производить начисления по показаниям данных приборов учета.
Таким образом, оснований для отказа во взыскании с ответчика задолженности по оплате за коммунальные услуги по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требований АО «ГУ ЖКХ» о взыскании с ответчика пени сторонами не оспаривается, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Ввиду частичного изменения решения суда, обжалуемый судебный акт подлежит изменению в части размера взыскиваемой государственной пошлины.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При подаче искового заявления АО «ГУ ЖКХ» ходатайствовало об освобождении от уплаты государственной пошлины. Приняв к рассмотрению исковое заявление без уплаты госпошлины, суд фактически освободил истца от её уплаты. Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, подлежит взысканию с ответчика.
С учетом суммы удовлетворенных исковых требований (23848,77 рублей), размер государственной пошлины в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составит 915,46 рублей (800 рублей + 3% х (23848,77 рублей – 20 000 рублей)).
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Улётовского районного суда Забайкальского края от 3 марта 2020 года изменить.
Взыскать с ФИО1 в пользу акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» задолженность по оплате за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в размере 23848,77 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 915,46 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Т.В.Процкая
Судьи: В.В.Кардаш
В.А.Трифонов