ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-36/2022 от 13.04.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 апреля 2022 года по делу № 33-4089/2022

Судья Чуб Л.В. г.Волгоград

13 апреля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Станковой Е.А.,

судей Колгановой В.М. и Марчукова А.В.,

при секретаре Антюфеевой Т.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-36\22 по иску прокурора Старополтавского района Волгоградской области к администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Старополтавского муниципального района, замещающих должности муниципальной службы в администрации Старополтавского муниципального района, и урегулированию конфликта интересов от 16 ноября 2021 и главы Старополтавского муниципального района Волгоградской области от 19 ноября 2021, возложении обязанности расторгнуть трудовой договор, заключенный с Коваленко Андреем Александровичем, в связи с утратой доверия,

по апелляционным жалобам Администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области,

по апелляционной жалобе Коваленко Андрея Александровича,

на решение Старополтавского районного суда Волгоградской области от 24 января 2022 года, которым постановлено: исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области к администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Старополтавского муниципального района, замещающих должности муниципальной службы в администрации Старополтавского муниципального района, и урегулированию конфликта интересов от 16 ноября 2021 и главы Старополтавского муниципального района Волгоградской области от 19 ноября 2021, возложении обязанности расторгнуть трудовой договор, заключенный с Коваленко Андреем Александровичем, в связи с утратой доверия - удовлетворить.

Признать незаконными решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Старополтавского муниципального района, замещающих должности муниципальной службы в администрации Старополтавского муниципального района, и урегулированию конфликта интересов от 16 ноября 2021 и решение главы Старополтавского муниципального района Волгоградской области от 19 ноября 2021 о признании действий начальника отдела по управлению имуществом администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области Коваленко Андрея Александровича соответствующими требованиям законодательства о противодействии коррупции и неприменении к нему взыскания за коррупционное нарушение.

Обязать главу Старополтавского муниципального района Волгоградской области расторгнуть трудовой договор, заключенный с Коваленко Андреем Александровичем 10.08.2009 (в ред. от 10.08.2009, 31.12.2009, 21.02.2011, 12.12.2011, 21.06.2012, 05.06.2017, 28.03.2018, 05.12.2018, 05.04.2019), в связи с утратой доверия.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

установила:

Прокурор Старополтавского района Волгоградской области обратился в суд к администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Старополтавского муниципального района, замещающих должности муниципальной службы в администрации Старополтавского муниципального района, и урегулированию конфликта интересов от 16 ноября 2021 года и главы Старополтавского муниципального района Волгоградской области от 19 ноября 2021 года, возложении обязанности расторгнуть трудовой договор, заключенный с Коваленко Андреем Александровичем, в связи с утратой доверия.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Старополтавского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции, в том числе в части приятия мер по урегулированию конфликта интересов, в деятельности муниципальных служащих администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области и был выявлен ряд нарушений. Установлено, что в администрации проходит муниципальную службу Коваленко А.А. замещающий с 2019 года должность начальника отдела по управлению имуществом администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области

Согласно Положению об Отделе, возглавляемом Коваленко А.А., утвержденным решением Старополтавской районной Думы от 04 декабря 2018 года № 6/28, его задачами являются проведение единой политики в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, повышение эффективности управления муниципальной собственностью, муниципальными ресурсами, контроль за их использованием, а также упорядочение земельных правоотношений на территории Старополтавского района, организационно-методическое руководство и нормативное обеспечение процессов управления и распоряжения муниципальным имуществом, осуществление координации по указанным вопросам, организация работы по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории муниципального района, включая ведение арендных отношений по земле, а также управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ведении и в собственности муниципального образования, в пределах своей компетенции, обеспечение координации деятельности отдела органами государственной власти Волгоградской области и их структурными подразделениями, организациями и учреждениями разных форм собственности в вопросах земельных и имущественных отношений. Участие в разработке и реализации программ, связанных с регулированием земельных отношений на территории муниципального района, в том числе в области использования охраны земель. Пунктами 3.3 и 3.15 должностной инструкции начальника отдела по управлению имуществом администрации Старополтавского муниципального района от 05 декабря 2018 года, на Коваленко А.А. возложены обязанности по изданию в пределах своей компетенции распоряжений, обязательных для исполнения работниками отдела, предприятиями и организациями, использующими муниципальную собственность, распределению обязанностей между сотрудниками отдела, а также по разработке для них должностных инструкций. При этом, п. 4.3 должностной инструкции начальника Отдела Коваленко А.А. предусмотрено его право запрашивать и получать от предприятий, организаций и учреждений (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), расположенных на территории района необходимые сведения (не относящиеся к коммерческой тайне) об их планах и мероприятиях затрагивающих интересы района и его населения.

Вместе с тем проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что 15 мая 2020 года в возглавляемый Коваленко А.А. отдел поступило заявление Туркот В.В. о перераспределении земельных участков (увеличении площади принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <.......> площадью 1013 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>).

По результатам рассмотрения данного заявления постановлением администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области от 19 мая 2020 года № 419 утверждена схема расположения земельного участка общей площадью <.......> на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала <.......>, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес> и установлен вид разрешенного использования земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства (согласование соответствующих изменений осуществлял начальник Отдела Коваленко А.А.). После чего, 21 июля 2020 года между районной администрацией, в лице начальника отдела Коваленко А.А. и Туркот В.В. заключено соглашение № 10 о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и установлен расчет платы за увеличение площади земельного участка, согласно которому перераспределен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий Туркот В.В. на праве собственности, и часть земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 25 м2. В результате перераспределения образован земельный участок, площадью <.......> расположенный по адресу: Волгоградская область, <адрес> право собственности на которое возникло у Туркот В.В.

Вместе с тем, проверка прокуратуры района показала, что Коваленко А.А. и Туркот В.В. являются родственниками, поскольку мать Коваленко А.А. – Коваленко Е.В., 05.04.1955 г.р., и Туркот В.В. родные сестры. Таким образом, Туркот В.В. приходится родной тётей начальнику Отдела Коваленко А.А., в этой связи, у последнего при исполнении им своих служебных обязанностей возникла ситуация, при которой его личная заинтересованность влияет на надлежащее и объективное исполнение им своих должностных обязанностей. Однако, в нарушение ст. 11 Закона № 273-ФЗ, ч. 2.3 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ Коваленко А.А. меры по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе не принял, представителя нанимателя о его возникновении не уведомил, в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Старополтавского муниципального района, замещающих должности муниципальной службы в администрации Старополтавского муниципального района, и урегулированию конфликта интересов уведомление не направил (будучи членом названной комиссии).

При таких обстоятельствах, начальник Отдела Коваленко А.А., являясь родственником заявителя Туркот В.В., не предпринял мер к урегулированию конфликта интересов, уведомление в письменной форме о личной заинтересованности при исполнении им должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Указанные обстоятельства свидетельствует об умышленном неисполнении обязанностей муниципальным служащим – начальником Отдела Коваленко А.А. по принятию мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Прокурор просил суд признать незаконными решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Старополтавского муниципального района, замещающих должности муниципальной службы в администрации Старополтавского муниципального района, и урегулированию конфликта интересов от 16 ноября 2021 и решение главы Старополтавского муниципального района Волгоградской области от 19 ноября 2021 о признании действий начальника отдела по управлению имуществом администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области Коваленко А.А. соответствующими требованиям законодательства о противодействии коррупции и неприменении к нему взыскания за коррупционное нарушение и обязать главу Старополтавского муниципального района Волгоградской области расторгнуть трудовой договор, заключенный с Коваленко Андреем Александровичем 10 августа 2009 года (в ред. от 10 августа 2009 года, 31 декабря 2009 года, 21 февраля 2011 года, 12 декабря 2011 года, 21 июня 2012 года, 05 июня 2017 года, 28 марта 2018 года, 05 декабря 2018 года, 05 апреля 2019 года), в связи с утратой доверия.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционных жалобах администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области, апелляционной жалобе Коваленко А.А. ставится вопрос об отмене решения суда со ссылкой на его незаконность и принятии новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия полагает, что такие основания к отмене судебного акта в данном случае отсутствуют.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации определены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее также - Федеральный закон № 79-ФЗ).

Согласно пунктам 11, 12 части 1 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены названным Федеральным законом и другими федеральными законам; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей (пункт 5); соблюдать ограничения, установленные данным Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих (пункт 6); не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа (пункт 13 части 1 статьи 18 Федерального закона № 79-ФЗ).

Утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, является ограничением, в силу которого гражданский служащий не может находиться на гражданской службе (пункт 1 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по причине утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В силу пункта 1 части 1 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов в указанном Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получение доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 названной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами организациями, с которыми лицо, указанное в 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ).

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (пункт 1 части 3 статьи 10).

Положениями ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлен порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения.

В силу данной статьи и в соответствии с правовыми актами, регламентирующими процедуры подготовки решений о досрочном увольнении государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия (Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»; Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065, и др.), при принятии решения о привлечении государственного гражданского служащего к ответственности на основе всесторонней оценки полученных документов, сведений и мнений устанавливается, является ли выявленное правонарушение основанием для увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия; при применении взыскания учитываются обстоятельства, указанные в части 2 статьи 59.3; увольнение возможно лишь на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (часть 1 статьи 59.3).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 ноября 2019 года № 3173-О, такое правовое регулирование, имеющее целью предотвращение и преодоление коррупции, с одной стороны, и установление защиты государственного гражданского служащего от необоснованного увольнения - с другой, направлено на соблюдение баланса публичных интересов и частных интересов государственных гражданских служащих.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с распоряжением главы Старополтавского муниципального района Волгоградской области от 05 декабря 2018 года № 185-р (лс), Коваленко А.А. назначен на должность начальника отдела по управлению имуществом администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области (далее – Отдел), при этом с ним заключено дополнительное соглашение № 7 к трудовому договору с муниципальным служащим № 12 от 10 августа 2009 года, в соответствии с которым Коваленко А.А. переведен на вакантную должность начальника Отдела (том № 1, л.д. 19, л.д. 79-81). Дополнительным соглашением № 8 к трудовому договору с Коваленко А.А. № 12 от 10 августа 2009 года последнему был установлен должностной оклад в размере 15 225 рублей 00 копеек (том № 1, л.д. 89).

Прокуратурой Старополтавского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции, в том числе в части принятия мер по урегулированию конфликта интересов, в деятельности муниципальных служащих администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой было установлено, что Коваленко В.В. при рассмотрении заявления Туркот В.В., которая является ему родной тётей, при перераспределении земельных участков, а также согласования и установления вида разрешенного использования земельного участка, заключения соглашения о перераспределении земельных участков, согласно которому был перераспределен земельный участок по адресу: <адрес> в собственность Туркот В.В площадью 25 км.м. из земель государственная собственность на которые не разграничена, не предпринял мер к урегулированию конфликта интересов, не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял мер по его предотвращению.

Таким образом, Коваленко А.А. допустил нарушение требований к служебному поведению, выразившееся в непринятии им мер по предотвращению конфликта интересов, стороной которого он является, не уведомил в письменной форме о личной заинтересованности при исполнении им должностных обязанностей, которая могла привести к возможному конфликту интересов, что является прямым нарушением требований ст. 11 Закона № 273-ФЗ, ч. 2.3 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ.

Прокуратурой района указанные нарушения включены в представление, внесенное в адрес главы Старополтавского муниципального района Волгоградской области 20 октября 2021 года № 86-32-2021 (том № 1, л.д. 68-73), по результатам рассмотрения которого в удовлетворении указанных требований администрацией Старополтавского муниципального района Волгоградской области прокурору района отказано, поскольку глава Старополтавского района Волгоградской области полагал, что Комиссией и им не усмотрено признаков личной заинтересованности и, как следствие, конфликта интересов со стороны Коваленко А.А., направив прокурору ответ № 2271 от 19 ноября 2021 года (том № 1, л.д. 74-75).

В целях досудебного урегулирования спора прокуратурой района 22 ноября 2021 года главе Старополтавского муниципального района Волгоградской области направлено требование о возврате к рассмотрению представления от 20 октября 2021 года № 86-32-2021- № 86-31-2021 от 22 ноября 2021 года (том № 1, л.д. 76-77), однако 30 ноября 2021 года в прокуратуру района поступило информационное письмо о непринятии администрацией Старополтавского муниципального района Волгоградской области каких-либо дисциплинарных мер воздействия в отношении Коваленко А.А. (том № 1, л.д. 78).

Разрешая требования, приняв во внимание вышеприведенные положения норм материального права, оценив представленные сторонами спора доказательства, и установив, что Коваленко А.А., в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» и пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял мер по его предотвращению, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о совершении истцом проступка коррупционной направленности, что дает основание для его увольнения на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является).

Довод в апелляционных жалобах ответчика и Коваленко А.А. об отсутствии конфликта интересов не могут быть приняты во внимание к отмене решения суда первой инстанции ввиду следующего.

В силу части 1 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», для целей настоящего Федерального закона используется понятие «личная заинтересованность», установленное частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (часть 3 1 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ).

Согласно данным нормам под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий); под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы и Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденных Указами Президента Российской Федерации, соответственно, от 1 апреля 2016 года № 147, от 29 июня 2018 года № 378, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (письмо от 26 июля 2018 г. № 18-0/10/П-5146) (далее также - Рекомендации).

В названных методических рекомендациях раскрываются особенности проведения проверки соблюдения должностным лицом обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, сроки применения юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов и основания для применения взыскания. Под достаточной информацией, являющейся основанием для проведения такой проверки, понимаются сведения, свидетельствующие о наличии личной заинтересованности при реализации должностным лицом своих полномочий и требующие подтверждения (раздел 2 Рекомендаций).

В разделе 4 Рекомендаций определены условия, при наличии которых имеются основания для применения к государственному служащему взыскания за несоблюдение требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

Так, для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, первоначально необходимо достоверно установить, а в последующем изложить в докладе о результатах проверки одновременное наличие следующих обстоятельств: наличие личной заинтересованности; фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности; наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

При этом личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым в том числе относятся: его близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей); граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Личная заинтересованность должностного лица обусловлена возможностью получения доходов (включая доходы, полученные в виде имущественной выгоды), а также иных выгод. К иным выгодам, в частности, относятся: получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.; продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений и наград, научной степени и т.д.

При определении наличия личной заинтересованности, которая реализуется посредством получения выгод не самим должностным лицом, а лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, дополнительно также необходимо установить: наличие отношений близкого родства или свойства граждан - получателей выгод с должностным лицом; наличие иных близких отношений между должностным лицом (его близкими родственниками или свойственниками) с гражданами получателями выгод. При этом такие отношения должны носить особый доверительный характер.

Из изложенного следует, что перечень ситуаций, при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность государственной службы, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), не является исчерпывающим. К субъектам, взаимодействие которых может привести к возникновению конфликта интересов, отнесены не только лица, обладающие признаками близкого родства или свойства, но и иные лица, отношения между которыми так или иначе могли повлечь за собой возникновение ситуации, при которой у государственного служащего мог возникнуть конфликт интересов с этими лицами. При этом личная заинтересованность должностного лица может быть обусловлена такими побуждениями как карьеризм, семейственность, а также оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного сотрудника, а также иное покровительство по службе, совершенное из личной заинтересованности.

Доводы в жалобах о том, что у прокурора отсутствовали законные основания для предъявления настоящего иска не основаны на положениях ч.1 ст. 45 ГПК РФ, поэтому эти доводы также не могут быть приняты во внимание к отмене решения суда.

Судебная коллегия по гражданским делам считает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием на нормы трудового права в соответствии с которыми подлежит прекращению трудовой договор.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Дополнить резолютивную часть решения Старополтавкого районного суда Волгоградской области от 24 января 2022 года указанием о расторжении трудового договора с Коваленко Андреем Александровичем на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основания для утраты доверия к работнику со стороны работодателя).

В остальной части решение Старополтавского районного суда Волгоградской области от 24 января 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области и Коваленко Андрея Александровича – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>