ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-370/2021 от 14.07.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Ромашин И.В.

дело №33-21419/2021 Уникальный идентификатор дела50RS0016-01-2020-005391-31

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск

Московская область 14 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Гарновой Л.П.,

судей Перегудовой И.И., Козленковой Е.В.,

с участием прокурора Быхановой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кожуховской А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№2-370/2021 по заявлению Королёвского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании гражданина недееспособным,

по частной жалобе Королевского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области на определение Королёвского городского суда Московской области от 26 мая 2021 года о прекращении производства по делу,

заслушав доклад судьи Гарновой Л.П.,

объяснения явившихся лиц,

установила:

Королевское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> обратилось в суд с заявлением о признании недееспособным Болотина Г.Н., назначении принудительной судебно-психиатрической экспертизы.

Определением Королевского городского суда от <данные изъяты> по делу назначена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза, которая выполнена ГБУЗ <данные изъяты> «Психиатрическая больница <данные изъяты>» <данные изъяты>, экспертное заключение поступило в суд.

Определением Королёвского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> производство по делу прекращено.

В частной жалобе Королёвское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты <данные изъяты> просит определение суда отменить, как постановленное с нарушением закона.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене.

Прекращая производство по делу, суд исходил из того, что заявитель не входит в круг лиц, которым статьей 281 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставлено право на обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным.

С выводами суда судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии с частью 2 статьи 281 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Согласно пункту 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - Федеральный закон 48-ФЗ).

В силу положений части 4 статьи 3 Федерального закона 48-ФЗ структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности (статья 4 Федерального закона 48-ФЗ).

Согласно пункту 1.1. статьи 6 Федерального закона 48-ФЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4).

В соответствии с пп. 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона 48-ФЗ основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.

В силу положений пп. 1, 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона 48-ФЗ к полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности.

В нарушение положений вышеуказанного законодательства суд не установил, осуществляет ли Королевское управление социальной защиты населения функции органа опеки и попечительства в отношении граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки, в каком акте закреплены указанные функции.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Королёвское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> не является органом опеки и попечительства, является преждевременным.

Поскольку определение суда постановлено с нарушением закона, оно подлежит отмене, а дело – направлению в тот же суд для рассмотрения по существу.

Руководствуясь статьями 333-334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

определение Королевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, дело направить в тот же суд для рассмотрения по существу.

Председательствующий

Судьи