ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-371/20 от 27.10.2020 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Бердникова Н.О. Дело № 2-371/2020

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 октября 2020 года № 33-4489/2020

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Вахониной А.М.,

судей Медведчикова Е.Г., Белозеровой Л.В.,

при секретаре Топорковой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тотемском районе Вологодской области (межрайонное) на решение Тотемского районного суда Вологодской области от 25 августа 2020 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тотемском районе Вологодской области (межрайонное) об обжаловании решения об отказе во включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочно пенсии.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., судебная коллегия

установила:

решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тотемском районе Вологодской области (далее - УПФР в Тотемском районе, пенсионный орган) от 24 декабря 2019 года № 428493/19 ФИО1 отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) по мотиву отсутствия требуемого специального стажа не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда.

На дату определения права, 13 января 2020 года, специальный стаж у заявителя отсутствует.

При этом, в специальный стаж ФИО1 не включены следующие периоды работы:

- с 14 октября 1987 года по 15 февраля 1988 года в качестве дорожного мастера Тарногского дорожного ремонтно-строительного управления, так как наименование должности «дорожный мастер» не предусмотрено Списком № 2 от 1956 года и Списком № 2 от 1991 года;

- с 09 марта 1989 года по 22 апреля 1990 года в качестве мастера Тарногского дорожного ремонтно-строительного управления, поскольку документально не подтверждается постоянная занятость в качестве мастера строительных и монтажных работ, что предусмотрено Списком № 2 от 1956 года и Списком № 2 от 1991 года;

- с 23 апреля 1990 года по 05 августа 1991 года в качестве мастера на ЦБЗ и АБЗ Тарногского дорожного ремонтно-строительного управления, ввиду отсутствия документального подтверждения постоянной занятости в качестве мастера строительных и монтажных работ, что предусмотрено Списком № 2 от 1956 года и Списком № 2 от 1991 года;

- с 06 августа 1991 года по 21 сентября 1998 года, с 24 сентября 1998 года по 31 декабря 2002 года в качестве прораба Тарногского дорожного ремонтно-строительного управления, так как документально не подтверждается постоянная занятость на должности прораб (производитель работ), предусмотренной Списком № 2 от 1956 года и Списком № 2 от 1991 года. Кроме того, рабочие места, пользующиеся правом на досрочное назначение страховой пенсии, Тарногское дорожное ремонтно-строительное управление не заявляло;

- с 01 июля 2010 года по 31 января 2012 года в качестве производителя работ общества с ограниченной ответственностью «Тарногская механизированная колонна», так как документально не подтверждается постоянная занятость на должности (производитель работ), предусмотренной Списком № 2 от 1991 года;

- с 29 марта 2012 года по 08 ноября 2016 года в качестве мастера по строительству и содержанию дорог общества с ограниченной ответственностью «Тарногская механизированная колонна», поскольку должность мастер по строительству и содержанию дорог не предусмотрена Списком № 2 от 1991 года. Рабочие места, пользующиеся правом на досрочное назначение страховой пенсии, ООО «Тарногская механизированная колонна» не заявляло;

- с 09 ноября 2016 года по 16 января 2019 года, с 01 июня 2019 года по 25 октября 2019 года в качестве производителя работ общества с ограниченной ответственностью «Тарногская механизированная колонна», так как документально не подтверждается постоянная занятость на должности (производитель работ), предусмотренной Списком № 2 от 1991 года.

- период службы в армии по призыву с 06 мая 1984 года по 30 июня 1987 года, поскольку отсутствует предшествовавшая и следовавшая работа по Списку № 2 от 1956 года.

Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии, ФИО1 обратился в суд с иском к УПФР в Тотемском районе, в котором просил суд признать недействительным решение от 24 декабря 2019 года № 428493/19 в части, возложить на ответчика обязанность включить в его специальный стаж указанные выше периоды работы, период службы в рядах Советской армии с 06 мая 1984 года по 15 июля 1987 года, назначить досрочно страховую пенсию по старости с 13 января 2020 года, взыскать с ответчика в его пользу расходы на оплату услуг представителя в сумме 6000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В обоснование требований указал, что в период с октября 1987 года по 31 октября 2019 года с перерывами он осуществлял трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, работал на разных должностях, связанных со строительством автомобильных дорог. Поскольку сразу после армии он приступил к работе с тяжелыми условиями труда, то период службы в армии с 06 мая 1984 года по 15 июля 1987 года подлежит включению в его стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости. Работы в должностях с тяжелыми условиями труда в период с 01 января 1992 года по 31 декабря 2012 года и полная занятость подтверждается кадровыми документами, архивной справкой о стаже и заработке, приказами по производственной деятельности Тарногского ДРСУ. Его вины в том, что работодатель ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по предоставлению сведений в пенсионный орган, не имеется.

Решением Тотемского районного суда Вологодской области от 25 августа 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

Признано незаконным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия решение, вынесенное 24 декабря 2019 года, № 428493/19 УПФР в Тотемском районе в части не включения в специальный стаж ФИО1 следующих периодов его работы:

- с 06 мая 1984 года по 27 июня 1987 года служба в составе вооруженных сил СССР,

- с 14 октября 1987 года по 15 февраля 1988 года дорожным мастером Тарногского ДРСУ,

- с 09 марта 1989 года по 22 апреля 1990 года мастером Тарногского ДРСУ,

- с 23 апреля 1990 года по 05 августа 1991 года мастером ЦБЗ и АБЗ Тарногского ДРСУ,

- с 06 августа 1991 года по 08 июля 1998 года, с 11 июля 1998 года по 21 сентября 1998 года, с 24 сентября 1998 года по 16 июня 1999 года, с 18 июня 1999 года по 27 июня 1999 года, с 29 июня 1999 года по 30 июня 1999 года, с 01 августа 1999 года по 28 января 2000 года прорабом Тарногского ДРСУ.

На УПФР в Тотемском районе возложена обязанность принять к подсчёту стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанные выше периоды работы ФИО1 и рассмотреть вопрос о назначении досрочно страховой пенсии по старости ФИО1 с 13 января 2020 года.

Взысканы с УПФР в Тотемском районе в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и расходы на представителя в сумме 5 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе УПФР в Тотемском районе просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в их удовлетворении, ссылаясь на отсутствие документального подтверждения факта работы истца на работах с тяжелыми условиями труда. Также указывает, что взысканная судом сумма расходов на оплату услуг представителя является завышенной.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы возражений на неё, полагает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Часть 2 статьи 30 указанного Федерального закона предусматривает, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации статей 30 и 31 Закона № 400-ФЗ Правительство Российской Федерации издало Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с данным постановлением при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.

Разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций» Списка № 2 от 22 августа 1956 года предусмотрено, что правом на льготное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда пользуются, в том числе, мастера (десятники) и прорабы.

Таким образом, при определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку № 2 от 1956 года (за периоды работы до 01 января 1992 года) юридически значимыми являлись обстоятельства выполнения работ в организациях, занятых новым строительством, указанных в разделе XXIX списка объектов, при этом законодатель не предъявлял требований к характеру работ, выполняемых мастером, прорабом и не требовалось подтверждения постоянной работы в течение полного рабочего дня.

В разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», Списка № 2 от 26 января 1991 года поименованы мастера строительных и монтажных работ, а также производители работ.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 5 разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе копию трудовой книжки ФИО1, копии приказов Тарногского ДСУ, Тарногского ДРСУ, согласно которым истец работал дорожным мастером, мастером, мастером на ЦБЗ и АБЗ, прорабом и осуществлял строительно-монтажные работы по строительству дорог, дорожных сооружений, по укладке асфальтобетона, то есть фактически выполнял должностные обязанности мастера, историческую справку Тарногского ДРСУ, из которой следует, что Тарногское ДСУ, Тарногское ДРСУ выполняло строительные и ремонтные работы, работы по содержанию автомобильных дорог и сооружений на них, осуществляло строительство новых дорог и дорожных объектов, суд пришёл к выводу о наличии оснований для включения периодов работы ФИО1 с 14 октября 1987 года по 15 февраля 1988 года дорожным мастером Тарногского ДСУ, с 09 марта 1989 года по 22 апреля 1990 года мастером Тарногского ДРСУ, с 23 апреля 1990 года по 05 августа 1991 года мастером ЦБЗ и АБЗ Тарногского ДРСУ, с 06 августа 1991 года по 08 июля 1998 года, с 11 июля 1998 года по 21 сентября 1998 года, с 24 сентября 1998 года по 16 июня 1999 года, с 18 июня 1999 года по 27 июня 1999 года, с 29 июня 1999 года по 30 июня 1999 года, с 01 августа 1999 года по 28 января 2000 года (до даты регистрации в системе персонифицированного учета) прорабом Тарногского ДРСУ в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с таким выводом суда, поскольку периоды работы до 01 января 1992 года могут засчитываться в специальный стаж без подтверждения полной занятости, а из совокупности представленных в материалы дела доказательств относительно периодов работы после января 1992 года следует, что истец в течение полного рабочего дня был занят на работах, предусмотренных Списком № 2 от 1991 года.

Доказательств отвлечения истца от основной работы, перевода на другую должность, совмещения профессий, простоев, дней без сохранения заработной платы, материалы дела не содержат.

Непредставление работодателем в пенсионный орган сведений о характере условий труда ФИО1 не может лишать истца права на включение периодов в подсчет специального стажа, так как обязанность надлежащего ведения индивидуального счета работника возложена на работодателя.

Ввиду изложенного доводы апелляционной жалобы пенсионного органа являются несостоятельными.

Признавая необходимым включить в подсчет специального стажа истца период службы в армии с 06 мая 1984 года по 27 июня 1987 года, суд обоснованно исходил из того, что в указанный период действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, в соответствии с подпунктом «к» пункта 109 которого период службы в составе Вооруженных сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Поскольку после призыва на военную службу следовала работа с тяжелыми условиями труда по профессии дорожного мастера Тарногского ДСУ, которая включена судом в специальный стаж в соответствии со Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, включение периода службы истца в рядах Советской Армии соответствует приведенным требованиям законодательства.

Учитывая, что на день обращения в пенсионный орган, ФИО1 13 января ДД.ММ.ГГГГ года рождения достиг возраста 55 лет, а его специальный стаж составил более 12 лет 6 месяцев, суд правомерно возложил обязанность на ответчика назначить ему досрочно страховую пенсию по старости с 13 января 2020 года.

Разрешая требование о взыскании судебных расходов за услуги представителя, суд обоснованно руководствовался статьей 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и, приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, объем и характер оказанной юридической помощи, сложность и категорию настоящего дела, требования разумности, обоснованно взыскал с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей.

Оснований для уменьшения присужденной судом суммы не усматривается.

Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для вмешательства в решение суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тотемского районного суда Вологодской области от 25 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тотемском районе Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи