ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3735/2021 от 06.10.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Старовойтова Н.Г. Дело № 33-3-8687/2021

№2-3735/2021

УИД 26RS0001-01-2021-004195-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 06 октября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Шурловой Л.А.,

судей Медведевой Д.С., Ковалевой Ю.В.,

при секретаре Сосниной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Авдеевой Л.А.

на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 01 июня 2021 года

по иску Авдеевой Л.А. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края (межрайонное) (правопреемник ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю) о перерасчете пенсии,

заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,

установила:

Авдеева Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края (межрайонное) о перерасчете пенсии, ссылаясь на то, что Авдеева Людмила Александровна является получателем пенсии по старости согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 20.03.2013г., что подтверждается удостоверением № 054284, выданным Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края. В период времени с 2004г. по 2020г. она осуществляла предпринимательскую деятельность. Авдеевой Л.А. производились отчисления в Налоговую инспекцию и Пенсионный фонд. Истец имел обязанность уплачивать налоги в местный бюджет, параллельно отчисляя страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Согласно ответа ответчика от 25.02.2021 г. № ……, по справке об осуществлении предпринимательской деятельности и об уплате обязательных платежей, имеющейся в материалах пенсионного дела, Авдеева Л.А. осуществляла предпринимательскую деятельность с 2002г. по 2012г. Все эти периоды включены в подсчет продолжительности страхового стажа на дату установления пенсии, а суммы платежей, учтенные на лицевом счете, включены в состав пенсионного капитала и основания для перерасчета размера страховой пенсии отсутствуют. С данной позицией ответчика истец не согласен по следующим основаниям. Согласно ответа на обращение межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю от 18.03.2021 г. № 09-17/007142, Авдеева JI.A. состояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя, налогоплательщиком произведена уплата страховых взносов, а также единого налога на вмененный доход за период с 2004 г. по 2020 г. Вышеуказанные сведения свидетельствуют о том, что Авдеева Л.А. осуществляла предпринимательскую деятельность, была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, обязанность по уплате обязательных платежей исполнена надлежащим образом. Данное обстоятельство в свою очередь является основанием для возложения на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края (Межрайонное) обязанности включить в страховой стаж Авдеевой JI.A. период ее работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2013г. по 05.03.2020г., и, как следствие, произвести перерасчет и выплату истцу пенсии с учетом спорного периода работы. Истец просит включить в страховой стаж Авдеевой Л.А. период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2013г. по 05.03.2020г. Возложить на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края (Межрайонное) обязанность произвести перерасчет и выплату пенсии с учетом данного периода.

Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 01 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований Авдеевой Л.А. к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края (межрайонное) о перерасчете пенсии - отказано.

В апелляционной жалобе истец Авдеева Л.А. просит отменить решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 01 июня 2021 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Повторяя доводы, изложенные в иске, считает, что они не были приняты судом во внимание. Настаивает на том, что периоды ее работы в качестве ИП с 01.01.2013 по 05.03.2020 должны быть включены в страховой стаж.

Лица, участвующие в деле, извещались Ставропольским краевым судом о дне судебного заседания надлежащим образом и своевременно.

Информация о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Ставропольского краевого суда в сети Интернет (http://kraevoy.stv.sudrf.ru).

Определением судебной коллегии произведена замена ответчика ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края (межрайонное) в порядке ст. 44 ГПК РФ на правопреемника ГУ-Отделение пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю, представитель которого Лихоманова Ю.П., соглашаясь с постановленным судом первой инстанции решением, просила оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о дне судебного заседания надлежащим образом и своевременно, не явились.

Принимая во внимание вышеизложенное, а так же то, что информация о дне судебного заседания в соответствии с ч.7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Далее ГПК РФ) размещена на официальном сайте Ставропольского краевого суда, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении настоящего гражданского дела при установленной явке.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном гл. 39 ГПК Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого решения, поскольку оно вынесено в соответствии законом и установленными по делу обстоятельствами.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регистрация и снятие с регистрационного учета в органах Пенсионного фонда Российской Федерации физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании сведений, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, получаемой от органа Федеральной налоговой службы России.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действующей до 01.01.2010), начиная с 01.01.2002 по 31.12.2009, индивидуальные предприниматели уплачивали в бюджет ПФР страховые взносы в виде фиксированных платежей.

С 01.01.2010 по 31.12.2016 порядок начисления, сроки уплаты и взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени регламентировались Законом № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Пунктом 2 части 1 статьи 5 Закон № 212-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Согласно представленным материалам пенсионного дела, Авдеева Л.А. с 10.07.1995 по 05.03.2020 (регистрационный номер 036-033-039056) состоит на учете в ГУ-Управление ПФР по г. Ставрополю СК (межрайонное) в качестве плательщика страховых взносов, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, с 20.03.2013 является получателем пенсии по старости согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пенсионному делу, за периоды с 01.01.2002 по 31.12.2009 страховые взносы в сумме 14 658,00 руб. уплачены истицей в полном объеме. По состоянию на 31.12.2016 за периоды с 2010 по 2013 гг. страховые взносы в сумме 70 767,12 руб. уплачены в полном объеме.

С 2014 года, согласно положениям статей 14 и 16 Закона № 212-ФЗ, размер страховых взносов на ОПС определялся в следующем порядке:

1) в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ и тарифа СВ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период (при этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ и тарифа СВ, увеличенное в 12 раз).

При этом величина дохода для исчисления страховых взносов определяется на основании данных налоговых органов, предоставляемых в органы ПФР в порядке установленном частью 9 статьи 14 Закона 212-ФЗ, а именно налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 статьи 14 Закона N° 212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом.

После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Согласно письму ПФР от 06.02.1995 № ЧЛ-16-11/610-ИН, расчет по определению сумм доходов индивидуальных предпринимателей, а так же крестьянских (фермерских) хозяйств, является исключительно прерогативой налоговых органов и в компетенцию ПФР не входит, так как ответственность за достоверность сведений о доходах указанных категорий плательщиков возложена на налоговые органы.

В соответствии с информацией, переданной Управлением Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю, доход, полученный от предпринимательской деятельности истца за 2014 год составляет 1 094 000,00 руб., за 2015 год составляет 1 205 606,00 руб., за 2016 год - 1 312 883,00 руб., в связи с чем размер страховых взносов на ОПС с учетом дохода составляет: за 2014 год - 25 268.48 руб. из них: 17 328,48 руб. - фиксированный размер страховых взносов, исчисленный из 1 МРОТ; 7 940,00 руб. - страховые взносы, исчисленные в размере 1 % от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб.; за 2015 год - 27 666.86 руб., из них: 18 610,80 руб. - фиксированный размер страховых взносов, исчисленный из 1 МРОТ; 9 056,06 руб. - страховые взносы, исчисленные в размере 1 % от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб.; за 2016 год - 29 485.31 руб. из них: 19356,48 руб. - фиксированный размер страховых взносов, исчисленный из 1 МРОТ; 10 128,83 руб. - страховые взносы, исчисленные в размере 1 % от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб.

На основании изложенного, за период с 01.01.2002 по 31.12.2016, истице начислены страховые взносы на сумму 167845,77 руб.

Согласно реестра поступивших платежей, уплата произведена в полном объеме и отражена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», функции администрирования страховых взносов, начисленных с 01.01.2017 переданы налоговым органам.

Налоговыми органами предоставлены расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2017 - 2020 гг. по регистрационному номеру 036-033-039056, сумма начисленных страховых взносов за 2017 год согласно расчету составила 33 836,25 руб., уплата — 33 836,25 руб., сумма начисленных страховых взносов за 2018 год согласно расчету составила 33 392,52 руб., уплата - 33 392,52 руб., сумма начисленных страховых взносов за 2019 год согласно расчету составила 29 354,00 руб., уплата - 29 354,00 руб. сумма начисленных страховых взносов за 2020 год согласно расчету составила 5 844,13 руб., уплата - 0,00 руб. Суммы начисленных и уплаченных страховых взносов отражены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в полном объеме.

С 01.01.2015 пенсионное обеспечение граждан на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Авдеевой Л.A. с 20.03.2013 установлена трудовая пенсия по старости согласно статье 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер пенсии определяется индивидуально в зависимости от трудового вклада: - стажа до 01.01.2002 (общего трудового стажа), учитываемого в виде стажевого коэффициента 0,55 за стаж требуемой продолжительности (20 лет для женщин), который повышается на 0,01 за полный год стажа сверх требуемого, но не более чем на 0,20.

За периоды работы после 01.01.2002 на размер пенсии оказывают влияние не продолжительность стажа, а страховые взносы, начисляемые за застрахованное лицо работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации за работу после указанной даты.

В статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года - в порядке, предусмотренном пунктами 3, 4 и 6 статьи 30 данного Федерального закона, что позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав.

Как следует из доводов ответчика и подтверждается материалами пенсионного дела, оценка пенсионных прав осуществлялась пенсионным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона № 173 – ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": с учетом периода учебы (4 года 9 месяцев 19 дней). Продолжительность общего трудового стажа Авдеевой Л.A. до 01.01.2002, согласно имеющимся в распоряжении Управления документам, составляет 23 года 8 месяцев 15 дней, стажевый коэффициент - 0,58 (23-20=3, 0,55+0,03). Продолжительность страхового стажа для права на пенсию составила 29 лет 10 месяцев 26 дней (календарно).

В соответствии со статьей 30 Закона № 173-Ф3 сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, приобретенного до 01.01.2002 и сверх того, один процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991.

По документам, имеющимся в пенсионном деле, общий трудовой стаж истца до 01.01.1991 составляет 15 лет 5 дней, процент валоризации: 10 +15=25 %. Расчетный размер пенсии при вышеуказанном способе оценки пенсионных прав определяется в размере 55 процентов заработка и, сверх того, по одному проценту заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый (для женщин - 20 лет). С учетом вышеуказанных параметров пенсионных прав расчетный размер пенсии истицы составил 202,59 руб. (0,58 х 349,29 руб.) и согласно пункту 7 статьи 30 Закона № 173-Ф3 установлен в размере 660,00 руб. Величина начального пенсионного капитала (НПК на 01.01.2002) составила 47880,00 руб. ([660,00 руб. - 450,00 руб. (размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 01.01.2002)] х 228 (количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии). НПК с учетом суммы валоризации (25%) составил 59850,00 руб. проиндексированный на дату назначения (1,307 х 1,177 х 1,114 х 1,127 х 1,16 х 1,204 х 1,269 х 1,1427 х 1,088 х 1,1065 х 1,066) - 300428,52 руб., с учетом суммы страховых взносов (90138,29 руб.) величина НПК на дату установления - 390566,80 руб. В результате размер страховой части пенсии без ФБР составил 1713,01 руб.: (390566,80 руб./228 - ожидаемый период выплаты пенсии). С учетом фиксированного базового размера (ФБР) - 3494,98 руб. общий размер трудовой пенсии Авдеева Л.А. по старости составил 5207,99 руб. (1713,01 руб. + 3494,98 руб.).

Согласно материалам пенсионного дела, перерасчеты размера страховой пенсии истицы, как работающему пенсионеру, производились своевременно, согласно нормам действующего законодательства (01.08.2014, 01.08.2015, 01.08.2016, 01.08.2017, 01.08.2018, 01.08.2019). Все страховые взносы за периоды предпринимательской деятельности, отраженные на индивидуальном лицевом счете истицы, учтены при исчислении размера пенсии. С 01.01.2015 увеличение страховой пенсии производилось в соответствии с принятием нормативных документов об изменении стоимости индивидуального пенсионного коэффициента, а также суммы фиксированной выплаты (сведения предоставляем).

Из материалов пенсионного дела также следует, что на основании заявления от 06.09.2017 истице произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости с 01.10.2017 в связи с увеличением величины ИПК за периоды ухода за двумя детьми. Период трудовой деятельности Авдеевой Л.А. с 13.11.1980 по 12.05.1982 и с 16.05.1986 по 15.11.1987 заменены на периоды ухода за детьми, 13.11.1980 г.рождения, и 16.05.1986г. рождения, до достижения ими возраста полутора лет и произведено начисление ИПК. Суммарная величина ИПК за периоды ухода за двумя детьми составила 8,1. При этом продолжительность общего трудового стажа составила 20 лет 8 месяцев 16 дней, стаж до 01.01.1991 - 12 полных лет.

Вышеизложенное, позволило суду первой инстанции прийти к правомерному выводу, что пенсия Авдеевой Л.А. назначена, индексируется и выплачивается в соответствии с действующим пенсионным законодательством, исходя из имеющихся в пенсионном деле документов о трудовом стаже, заработной плате и страховых взносах, отраженных на индивидуальном лицевом счете, что не позволяет произвести перерасчет пенсии в сторону увеличения.

Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют об ином толковании правовых норм, что не является основанием для отмены постановленного судом первой инстанции решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 01 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 07.10.2021.