Дело № 2-374/2020 (33-2142/2020) судья Никифорова А.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Булавкина А.А.,
судей Абрамовой И.В. и Беляк А.С.,
при секретаре судебного заседания Воробьёвой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
09 июля 2020 года
по докладу судьи Булавкина А.А.
дело по апелляционной жалобе истца Администрации г. Твери на решение Заволжского районного суда г. Твери от 03 марта 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования администрации города Твери к обществу с ограниченной ответственностью «Экология и строительство» о признании незаконными бездействий по устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 30.08.2019 года, обязании в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности к отопительному периоду и представитель в Департамент ЖКХ и строительства график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения № 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020, утвержденной Приказом Департамента ЖКХ и строительств от 24.06.2019 № 78-ОД - оставить без удовлетворения».
Судебная коллегия
установила:
Администрация г. Твери обратилась в суд с иском к ООО «Экология и строительство» о признании незаконным бездействия по непредставлению документов о готовности жилого фонда к отопительному периоду, понуждении представить документы о готовности жилого фонда к отопительному периоду.
Свои требования мотивировала тем, что ответчик, являющийся потребителем тепловой энергии, не представил в департамент ЖКХ и строительства администрации г. Твери документы для проведения оценки состояния готовности жилищного фонда к отопительному периоду 2019-2020 годов, чем нарушены права жителей г.Твери на благоприятные и безопасные условия проживания, в том числе на получение качественной услуги по горячему водоснабжению и отоплению.
Протокольным определением от 31.01.2020 года к производству суда принято уточненное исковое заявление с требованиями признать незаконным бездействие ответчика по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности ООО «Экология и строительство» к отопительному периоду 2019-2020 годов от 30.08.2019 года, и обязать ответчика в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности ООО «Экология и строительство» к Отопительному периоду и представить в департамент ЖКХ и строительства график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 № 78-ОД.
В судебном заседании представитель истца администрации г. Твери и третьего лица Департамента ЖКХ и строительства администрации города Твери Филиппова Е.В. поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом их уточнений.
Представители ответчика ООО «Экология и строительство» в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, указав на то, что обществом были предоставлены в Департамент ЖКХ и строительства администрации города Твери все предусмотренные действующим законодательством документы, в том числе график реструктуризации и акт сверки задолженности. ООО «Тверская генерация» согласовала график реструктуризации. В случае наличия задолженности по потребляемой услуги у управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией и наличия спора по сумме задолженности, данный спор между двумя хозяйствующими субъектами может быть разрешен в судебном порядке. Однако со стороны ООО «Тверская генерация» каких-либо претензий не имеется, график считается автоматически согласованным, в связи с чем управляющая компания производит в соответствии с графиком погашение задолженности. Сам факт того, что в графике реструктуризации отсутствует печать и подпись уполномоченного лица ООО «Тверская генерация», не свидетельствует о несогласовании графика реструктуризации. Как-либо воздействовать на ООО «Тверская генерация» и заставить предоставить Акт о согласовании графика реструктуризации управляющая компания не может в виду отсутствия полномочий. При этом представитель третьего лица ООО «Тверская генерация» не оспаривает факт того, что график реструктуризации задолженности считается согласованным и не имеется спора по ненадлежащему исполнению договора. Таким образом, требование администрации, указанное в исковом заявлении, о признании действий управляющей компании незаконными, и предоставление согласованного графика реструктуризации заложенности нельзя признать законным, поскольку исковое заявление не касается неисполнения законов ООО «Экология и строительство», а касается отношений двух хозяйствующих субъектов по поводу задолженности за потребленный энергоресурс.
Представитель третьего лица ООО «Тверская генерация» Логинов Д.В. оставил разрешения требований администрации на усмотрение суда, дополнительно пояснив, что между ООО «Тверская генерация» и ООО «Экология и строительство» заключен договор на поставку ресурсов, а ввиду наличия задолженности между сторонами составлен акт сверки и согласован график реструктуризации задолженности. То обстоятельство, что предоставленный в администрацию г. Твери график реструктуризации задолженности не подписан ООО «Тверская генерация», не свидетельствует о несогласовании между двумя хозяйствующими субъектами графика реструктуризации задолженности, поскольку доказательствами согласования графика служит отсутствие претензии со стороны ООО «Тверской генерации». В настоящее время ООО «Экология и строительство» производит погашение задолженности в соответствии с представленным графиком реструктуризации задолженности.
Представитель третьего лица Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе администрации города Твери поставлен вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Апеллянт указывает, что требование о предоставлении документа об отсутствии задолженности за потребленную тепловую энергию вызвано не вмешательством в хозяйственную деятельность организации, а имеет своей целью оценку готовности этой организации к отопительному периоду и возможности осуществлять теплоснабжение многоквартирных жилых домов, что прямо предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, ООО «Экология и строительство» является организацией, основным видом деятельности которой является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. В управлении ООО «Экология и строительство» находятся многоквартирные жилые дома.
ООО «Экология и строительство» является потребителем тепловой энергии, в связи с чем на данную организацию возложена обязанность по подготовке к отопительному периоду.
В силу п. 6 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту – Закон о теплоснабжении) проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду (далее по тексту – Правила № 103), которые определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
Согласно пунктам 2, 5 Правил № 103 проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется комиссиями, которые образовываются органами местного самоуправления поселений, городских округов (уполномоченными органами).
Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду, утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются:
объекты, подлежащие проверке;
сроки проведения проверки;
документы, проверяемые в ходе проведения проверки.
29 апреля 2019 года администрацией города Твери было принято постановление № 478 «О подготовке городского хозяйства к работе в отопительный период 2019 - 2020 годов», которым, среди прочего, утвержден состав комиссии по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к отопительному периоду 2019-2020 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии.
Указанным постановлением также предписано управляющим организациям, расположенным на территории города Твери, в срок до 06 сентября 2019 года предоставить в Департамент ЖКХ и строительства оформленный акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов с представлением пакета документов, определенного пунктом 16 Правил № 103. Предусмотрена возможность продления срока предоставления документов.
Приказом департамента жилищно-комунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери от 24 июня 2019 года № 78-ОД утверждены Программа проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019 - 2020 годов и составы комиссий по проверке.
В приложении № 3 к данной программе определен перечень документов, предъявляемых для оценки готовности потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов и подлежащих проверке соответствующей комиссией. Одним из таких документов является акт сверки расчетов за потребленную тепловую энергию с теплоснабжающей организацией, подписанный теплоснабжающей организацией и уполномоченным представителем потребителя. При наличии задолженности должен быть представлен график реструктуризации задолженности, согласованный с поставщиком тепловой энергии.
Обратившись в суд с вышеуказанными требованиями, истец указал, что ООО «Экология и строительство» не выполнило основные требования по подготовке к отопительному периоду 2019-2020 годов, не устранило замечания комиссии в виде необходимости представить график реструктуризации задолженности, согласованный с поставщиком тепловой энергии, акты повторного допуска в эксплуатацию узлов учета (приборов учета).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 421 и 450 ГК РФ, исходил из того, что возложение на ответчика обязанности по предоставлению графика реструктуризации задолженности может привести к нарушению свободы договора, в связи с чем пришел к выводу об отказе в иске.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда.
В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено, в числе прочего, отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель (подп. 14 п. 16 Правил № 103).
Данное положение о необходимости проверки отсутствия задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель полностью корреспондирует положению ч. 6 ст. 20 Закона о теплоснабжении.
Исходя из указанных положений, возложение на ответчика обязанности по предоставлению графика реструктуризации задолженности не свидетельствует о понуждении к заключению договора, учитывая суть спора, а направлено на выполнение ответчиком обязательных требований, установленных актом органа местного самоуправления, принятым на основании Закона о теплоснабжении и Правил № 103, - приказом департамента жилищно-комунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери от 24 июня 2019 года № 78-ОД «Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019 - 2020 годов», который не оспорен, недействительным не признан, является действующим.
По мнению судебной коллегии, вышеуказанный вывод суда первой инстанции фактически направлен на правовую оценку акта органа местного самоуправления, в то время как требований о его оспаривании не заявлялось.
Также при разрешении спора судом не учтено, что бездействие ответчика может привести к неполучению паспорта готовности к отопительному периоду, не позволит обеспечить надежную и стабильную работу систем теплоснабжения, может привести к перебоям подачи тепла потребителям и повлечь за собой нарушение прав граждан на предоставление коммунальной услуги по теплоснабжению надлежащего качества.
Учитывая изложенное, правовые основания для отказа в иске у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с чем решение не может быть признано законным и обоснованным, соответственно, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме и признании незаконным бездействия ООО «Экология и строительство» по неустранению замечаний, установленных в ходе оценки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов, и возложении на ООО «Экология и строительство» обязанности устранить выявленные замечания и представить в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда г. Твери от 03 марта 2020 года отменить. Принять по делу новое решение, которым исковые требования администрации города Твери к обществу с ограниченной ответственностью «Экология и строительство» о признании незаконными бездействий по устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 30.08.2019 года, возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности к отопительному периоду, и представить в Департамент ЖКХ и строительства график реструктуризации задолженности, согласованный с поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения № 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020, утвержденной Приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 № 78-ОД, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Экология и строительство» по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 30.08.2019 года.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Экология и строительство» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности к отопительному периоду, и представить в Департамент ЖКХ и строительства график реструктуризации задолженности, согласованный с поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения № 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020, утвержденной Приказом Департамента ЖКХ и строительств от 24.06.2019 № 78-ОД.
Председательствующий А.А. Булавкин
Судьи А.С. Беляк
И.В. Абрамова