ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3751/20 от 21.10.2021 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Гавура О.В. № 2-3751/2020

(в первой инстанции)

№ 33-3372/2021

(в апелляционной инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 октября 2021 года г.Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи Радовиля В.Л.,

судей Ваулиной А.В., Дубовцеве А.С.,

при секретаре Белановой О.А.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании апелляционную жалобу Цивилева А. С. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 22 октября 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению Цивилева А. С. к Государственному казенному учреждению города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» о признании незаконным отказа в рассмотрении заявления, обязании совершить определенные действия, взыскании пособия по безработице, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,

установила:

Цивилев А.С. обратился в суд с иском к ГКУ ЦЗН, в котором просил признать незаконным отказ в рассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика зарегистрировать истца в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, обратив решение суда в этой части к немедленному исполнению; взыскать пособие по безработице в размере 7 790 рублей 33 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 62 рубля 57 копеек, компенсацию морального вреда в размере 35 294 рублей 39 копеек.

В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в дистанционной форме через ГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» обратился ГКУ ЦЗН с заявлением, зарегистрированным входящим . Однако, несмотря на все последующие обращения на основании поданного заявления он не был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы и не был признан безработным. В своих ответах ответчик в качестве причин отказа указал на отсутствие резюме, которое не позволило Учреждению осуществить подбор подходящей работы. Такой отказ в предоставлении государственной услуги истец полагал незаконным, нарушающим его права.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 22 октября 2020 года в удовлетворении требований Цивилеву А.С. отказано.

С таким решением суда Цивилев А.С. не согласен и в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушение нор материального и процессуального права, приняв новое решение об удовлетворении заявленных требований по доводам аналогичным исковому заявлению. Дополнительно указывает, что форма заявления, предложенная ему к заполнению на портале Госуслуг, требований о предоставлении «резюме» не содержит. Отмечает, что плательщики профессионального дохода (самозанятые) не отнесены к закрытому перечню категорий лиц, которые не могут быть признаны безработными. Потому в признании безработным и регистрации в органе службы занятости в целях поиска подходящей работы, как полагает апеллянт, отказано незаконно. Также считает, что районный суд принял во внимание ряд обстоятельств, которые в действительности юридического значения для инициированного спора не имеют.

ГКУ ЦЗН в возражениях просит апелляционную жалобу отклонить.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 04 февраля 2021 года решение суда оставлено без изменения.

Определением Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 13 июля 2021 года апелляционное определение от 04 февраля 2021 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении в судебное заседание Цивилев А.С. не явился, был надлежащим образом извещён о времени и месте его проведения. В соответствии со статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Представитель ГКУ ЦЗН Литвиненко-Минко А.В., действующая на основании доверенности от 11 января 2021 года , решение суда просила оставить без изменения.

Выслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность постановленного решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Цивилев А.С. состоял в ГКУ ЦЗН на учёте в качестве безработного.

Между этими периодами истец 26 июля 2020 года также обращался к ответчику через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в целях принятия решения о признании безработным, заявлению присвоен .

В отношении этого заявления было принято решение о снятии с регистрационного учёта ДД.ММ.ГГГГ.

24 августа 2020 года истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил сообщить о результатах рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ и устранить допущенные в отношении него нарушения права на защиту от безработицы.

Письмом ГКУ ЦЗН от 27 августа 2020 года заявителю разъяснено, что при подаче заявления им не был заполнен раздел заявления «резюме» для поиска работы, что не дало возможности специалисту осуществить подбор подходящей работы. Также указано, что его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ присвоен статус «перерегистрация», и что после его подачи из Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о страховом стаже, дате увольнения и регистрационные данные с целью назначения статуса безработного не поступали. В связи с чем, Цивилеву А.С. предложено лично обратиться для получения государственной услуги по поиску работы.

31 августа 2020 года истец вновь обратился к ответчику, в котором потребовал провести весь установленный законом комплекс мероприятий по его заявлению от 26 июля 2020 года по регистрации его в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного.

Письмом от 10 сентября 2020 года заявителю вновь было предложено лично обратиться в ГКУ ЦЗН для регистрации в качестве безработного. Также разъяснено его право обратиться с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы с помощью информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» с заполнением раздела «резюме» для поиска подходящей работы с учётом полученного образования по направлению ГКУ ЦЗН.

Полагая причины не предоставления запрошенной государственной услуги незаконными, Цивилев А.С. обратился за судебной защитой нарушенных, по его мнению, ответчиком прав на защиту от безработицы.

Разрешая спор, и отказывая Цивилеву А.С. в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I «О занятости населения в Российской Федерации» и Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, пришёл к выводу о том, что нарушений прав истца ГКУ ЦЗН допущено не было, поскольку заявителем не внесены необходимые данные в раздел «резюме» для поиска работы, что не дало возможности специалисту подобрать варианты работы. Кроме того, отметил, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Цивилев А.С. имел статус плательщика налога на профессиональный доход (самозанятый), а потому права на регистрацию в качестве безработного вообще не имел.

Проверяя законность и обоснованность постановленного решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых мотивов для его отмены или изменения.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, государство в главе III указанного Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 гарантирует выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности.

В силу части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан (часть 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 и пунктом 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года № 891, постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего. Для целей постановки на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы: трудовую книжку или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке; документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а именно: при личном посещении органа службы занятости, или в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан (абзац 2 части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1).

По делу достоверно установлено, что Цивилев А.С. не был зарегистрирован ГКУ ЦЗН в качестве безработного в связи с тем, что истец при подаче заявления от 26 августа 2020 года не заполнил раздел «резюме» для поиска работы.

Принимая во внимание, что не заполнение раздела «резюме» заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы не относится к мотивам, по которым законодатель допустил принятие органами службы занятости решения об отказе в признании безработным, то лишение Цивилева А.С. со стороны ГКУ ЦЗН получения мер социальной поддержки, обусловленных статусом безработного, лишь по изложенным основаниям законным не является. Тем более, что в предложенной истцу к заполнению электронной форме заявления в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг» поле для заполнения «резюме» отсутствовало.

Выводы районного суда об обратном действующему правовому регулированию противоречат, а потому являются ошибочными.

Вместе с тем, судебная коллегия обращает внимание, что несоответствие действий (бездействия) ответчика закону сама по себе при недоказанности нарушения прав Цивилева А.С. на признание безработным, на принятие на учёт в таком статусе, а, следовательно, на назначение и выплату пособия по безработице, удовлетворение поданного иска и отмену состоявшегося судебного акта не влечёт.

По смыслу действующего законодательства необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление того факта, что оспариваемые несоответствующие нормативным правовым актам действия (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы истца.

Согласно части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане, в том числе представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; а также граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона, то есть занятые.

К числу занятых статьёй 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 отнесены лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели).

Из положений пункта 8 части 1, части 2 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что органами государственной власти субъекта Российской Федерации оказывается содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, включая оказание им единовременной финансовой помощи при постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; устанавливается порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи, для таких случаев.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности. Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (части 6-8 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ).

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, в силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

Таким образом, в смысле приведённых положений, для целей применения Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к индивидуальным предпринимателям законодателем приравнены налогоплательщики налога на профессиональный доход, которые также считаются занятыми и правом на приобретение статуса безработного, получение обусловленных этим статусом мер социальной поддержки, включая пособие по безработице, не обладают.

Тот факт, что налоговый режим «Налог на профессиональный доход» установлен в порядке эксперимента, на существо регулируемых законодателем правоотношений с участием налогоплательщиков такого налога не влияют и не позволяют им признаваться безработными.

По делу установлено, что в юридически значимый спорный период с 26 июля 2020 года по 18 сентября 2020 года истец являлся плательщиком налога на профессиональный доход. Сведений, опровергающих данные обстоятельства, со стороны истца, который фактических этот факт не оспаривал, не представлено.

Принимая во внимание, что на дату обращения с заявлением от 26 июля 2020 года о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы Цивилев А.С. являлся занятым, поскольку налоговым органом в установленном порядке был зарегистрирован в качестве плательщика налога на профессиональный доход, то вследствие прямого запрета части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» не мог быть признан безработным и получить соответствующие этому статусу меры социальной поддержки, включая пособие по безработице. Вследствие этого, действия ГКН ЦЗН, ввиду которых за истцом статус безработного не был установлен, права названного гражданина не нарушили, а потому незаконными не явились.

Так как Цивилев А.С., являясь плательщиком налога на профессиональный доход, в спорный период прав на защиту от безработицы не приобрёл, то решением суда в удовлетворении всех его требований, включая производные требования, отказано законно и обоснованно, как лицу, не доказавшему своё право на судебную защиту.

Доводы апелляционной жалобы Цивилева А.С. о том, что ограничений по приобретению плательщиками налога на профессиональный доход статуса безработного действующее законодательство не содержит, основаны на ошибочном толковании норм права и являются несостоятельными.

Иные доводы жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.

При таких обстоятельствах, правовых оснований, установленных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения постановленного по делу решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 22 октября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Цивилева А. С. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 28 октября 2021 года.

Председательствующий: В.Л. Радовиль

Судьи: А.В. Ваулина

А.С. Дубовцев