ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-375/2021 от 24.05.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Подрябинкина Ю.В.

дело № 2-375/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-5072/2021

24 мая 2021 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Сакуна Д.Н.,

судей Каплиной К.А., Плотниковой Л.В.,

при ведении протокола помощником судьи Хабибулиной А.З.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) на решение Миасского городского суда Челябинской области от 01 февраля 2021 года по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) о признании незаконным решения, возложении обязанности внести изменения в индивидуальный лицевой счет.

Заслушав доклад судьи Каплиной К.А., об обстоятельствах дела, доводах, изложенных в апелляционной жалобе, истца ФИО2, возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области (межрайонное) (далее – ГУ УПРФ в г. Миассе) о признании незаконным решения, возложении обязанности внести изменения в индивидуальный лицевой счет.

В обоснование требований указала, что решением ГУ УПРФ в г. Миассе от 29 сентября 2020 года ей отказано в корректировке и внесении уточнений в ее индивидуальный лицевой счет и не засчитаны в стаж период <данные изъяты><адрес>, период получения пособия <данные изъяты> в <данные изъяты><адрес> с 02 июля 1996 года по 09 октября 1997 года. Считает данное решение незаконным, а сведения о спорных периодах подлежащими включению в ее индивидуальный лицевой счет.

Просила решение ГУ УПРФ в г. Миассе от 29 сентября 2020 года в части отказа в корректировке сведений индивидуального лицевого счета признать незаконным и отменить, обязать ГУ УПРФ в <адрес> внести уточнения и дополнить ее индивидуальный лицевой счет следующими периодами: период <данные изъяты><адрес>, период получения пособия <данные изъяты> в <данные изъяты><адрес> с 02 июля 1996 года по 09 октября 1997 года, обязать ответчика при расчете страховой пенсии по старости включить в ее общий трудовой стаж следующие периоды: период <данные изъяты><адрес> с 18 ноября 1992 года по 01 апреля 1996 года, период получения <данные изъяты><адрес> с 02 июля 1996 года по 09 октября 1997 года, период обучения с 24 февраля 1997 года по 24 мая 1997 года,

В судебном заседании истец ФИО2, ее представитель ФИО8 заявленные требования поддержали.

Представитель ГУ УПРФ в г. Миассе ФИО6 против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 30-33).

Решением суда исковые требования ФИО2 удовлетворены частично. Решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области (межрайонное) от 11 июня 2020 года об отказе в корректировке и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет ФИО2 в отношении периодов <данные изъяты><адрес> с 18 ноября 1993 года по 01 апреля 1996 года, периода получения пособия <данные изъяты><адрес> с 02 июля 1996 года по 01 января 1997 года признано незаконным и отменено.

На Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области (межрайонное) возложена обязанность произвести корректировку и дополнить сведения индивидуального лицевого счета ФИО2 сведениями о периоде <данные изъяты><адрес> с 18 ноября 1993 года по 01 апреля 1996 года, периоде получения пособия <данные изъяты><адрес> с 02 июля 1996 года по 01 января 1997 года.

В апелляционной жалобе ответчик ГУ УПРФ в г. Миассе просит отменить решение суда в части признания незаконным решения Управления от 11 июня 2021 года в отношении периода <данные изъяты><адрес> с 18 ноября 1992 года по 01 апреля 1996 года, возложения на Управление обязанности произвести корректировку и дополнить индивидуальный лицевой счет ФИО2 сведениями о <данные изъяты><адрес> с 18 ноября 1992 года по 01 апреля 1996 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что при установлении права на пенсию понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж» определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ. Законодательством Российской Федерации не предусмотрено включение в трудовой и страховой стаж периодов <данные изъяты><данные изъяты>, соответственно, период <данные изъяты> ФИО2 в <данные изъяты><адрес> с 18 ноября 1992 года по 01 апреля 1996 года учтен в общий трудовой и страховой стаж судом первой инстанции без достаточных на то оснований.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просила оставить решение без изменения.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно статье 5 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования на территории Российской Федерации" на каждое застрахованное лицо Пенсионный Фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный страховой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разрядов). Согласно пункту 2 указанной статьи в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица должны быть указаны в том числе,.. . 10) периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 13) сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов; 14) суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Абзацем 4 статьи 14 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования" застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.

Согласно статье 3 ФЗ РФ от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

Согласно п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 01 октября 2014 года №1015) периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с п. 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Как следует из содержания п. 2 ст. 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 года № 99р (ред. от 28 января 2005 года) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельности засчитывается, в том числе период получения пособия по безработице.

На основании п. 30 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года N 1015 (далее - Правила), период получения пособия по безработице подтверждается справкой государственного учреждения службы занятости населения по установленной форме согласно приложению N 2. Справка содержит информацию о периоде, в течение которого безработный состоит на регистрационном учете и периоды, засчитываемые в страховой стаж, в числе которых также указан период получения пособия по безработице.

Судом установлено, что ФИО2 пенсионного возраста не достигла, с заявлением о назначении пенсии к ответчику не обращалась.

Истцом ответчику были предоставлены документы для проведения заблаговременной работы по назначению пенсии.

Решением от 11.06.2020 г. ГУ УПРФ в г. Миассе отказано в корректировке и внесении уточнений и дополнений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица периодов <данные изъяты><адрес>, периода получения пособия <данные изъяты><адрес> с 02.07.1996г. по 09.10.1997г., периода обучения с 24.02.1997г. по 24.05.1997г., в связи с отсутствием архивных документов по данным периодам ( л.д.34)

Письмом от 29.09.2020г. ГУ УПРФ в г. Миассе ФИО2 была уведомлена о принятом решении (л.д.13).

В соответствии с записями в трудовой книжке ФИО2 принята на работу в <данные изъяты><адрес> 18.11.1992г., уволена 01.04.1996 г. (л.д. 5).

Сведения о данном периоде содержатся в <данные изъяты> ФИО2 ( л.д.10)

Справкой <данные изъяты> от 10.04.1996г. подтверждается, что ФИО2 работала в <данные изъяты><адрес> ( л.д.24).

В соответствии со справкой <данные изъяты> ФИО2 признана <данные изъяты> 02.07.1996 г., ей было назначено <данные изъяты> в течение шести месяцев, снята с учета с 09.10.1997г. в связи с трудоустройством, прошла курсы профессионального обучения с 24.02.1997г. по 24.05.1997г. ( л.д. 12).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ФЗ РФ от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Распоряжения Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 года №99р (ред. от 28 января 2005 года) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения установил, что в соответствии с записями в трудовой книжке, истец в спорный период времени проходила <данные изъяты><адрес>, в связи с чем, сведения индивидуального лицевого счета ФИО2 надлежит дополнить сведениями о периоде <данные изъяты><адрес> с 18 ноября 1993 года по 01 апреля 1996 года.

Удовлетворяя требования истца в части возложения обязанности дополнить сведения индивидуального лицевого счета ФИО2 сведениями о периоде <данные изъяты><адрес> с 02 июля 1996 года по 01 января 1997 года, суд первой инстанции, руководствовался положениями пп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, согласно которым, в страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельности засчитывается, в том числе период получения <данные изъяты>.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено включение в трудовой и страховой стаж периодов прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан, судебной коллегией отклоняются.

В соответствии с абз. 5 п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в ст. 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 4 Закона, проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.

Российская Федерация и <адрес> являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).

Из преамбулы Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

Статьей 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от ДД.ММ.ГГГГ, государства - участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) ДД.ММ.ГГГГ приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ N 01-1/7-03, подлежащее применению на территории Российской Федерации, определяет, что Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ носит рамочный характер и закрепляет принцип юрисдикции государства по вопросам пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и их семей, на территории которого эти лица проживают.

Понятие "сотрудник органов внутренних дел" определено в национальном законодательстве государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. На момент принятия Соглашения оно имело одинаковое смысловое значение и охватывало одинаковый круг лиц. В связи с последующей реорганизацией системы органов внутренних дел круг лиц, относящихся к сотрудникам этих органов в государствах-участниках, стал различным. Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава реформированных органов было приравнено государствами к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел.

В условиях реформирования системы органов внутренних дел обязательства государств по пенсионному обеспечению этих лиц сохраняются.

Государства-участники Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, производя реорганизацию системы органов внутренних дел (передавая отдельные службы и подразделения в ведение других министерств и ведомств либо создавая самостоятельные органы), должны определить, какие органы осуществляют пенсионное обеспечение прибывших на их территорию пенсионеров, либо с целью избежания коллизий национальных законодательств использовать механизм, предусмотренный ст. 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, - путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений.

При этом в решении указано, что анализ национальных нормативных актов государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ показывает, что проводя реорганизацию системы органов внутренних дел в различных формах (изменение подведомственности служб и подразделений, выделение их в самостоятельные органы и т.д.), государства с целью сохранения прав рядового и начальствующего состава вновь созданных органов приравняли их пенсионное обеспечение к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, проведенный Экономическим Судом анализ национального законодательства государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ показывает, что государствами созданы необходимые правовые условия для назначения, выплаты специальных пенсий лицам рядового и начальствующего состава реформированных органов.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1 является лицом, прибывшим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из <данные изъяты>, являющейся государством участником СНГ, в связи с чем, обоснованно применил для разрешения данного спора указанные нормы.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, не допущено нарушения норм процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Миасского городского суда Челябинской области от 01 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: