ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3760/20 от 12.07.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-3568/2021

№ 2-3760/2020

72RS0025-01-2020-002780-47

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень 12 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гудожникова Д.Н.,

судей: Малининой Л.Б., Пуминовой Т.Н.,

при секретаре Самороковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени, апелляционной жалобе Д.В., Д.О. на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 17 ноября 2020 года, которым постановлено:

«Иск Т.А., Т.Е., Н.Н., Д.В. удовлетворить частично.

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени включить семью Т. в составе пяти человек, включая Т.А., <.......> рождения, Т.Е., <.......> рождения, Д.В., <.......> рождения, Д.В., <.......> рождения, Д.В., <.......> рождения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год.

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени включить семью Некрашевичей в составе пяти человек, включая Н.Н., <.......> рождения, Д.В., <.......> рождения, Н.В., <.......> рождения, Н.Д., <.......> рождения, Д.В., <.......> рождения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год.

В остальной части иска Т.А., Т.Е., Д.В., Д.В. отказать.

В иске Д.В., Д.О. к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 11.02.2020 № 44-08-501/20 об исключении молодой семьи Д. в составе пяти человек, включая Д.В., <.......> рождения, Д.О., <.......> рождения, несовершеннолетних П., <.......> рождения, Д.В., <.......> рождения, Д.К., <.......> рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» 2020 год, признании незаконным приказ директора Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 17.02.2020 № 633, решения Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 17.02.2020 № 44-08-380/20 об исключении молодой семьи Д. в составе пяти человек, включая Д.В., <.......> рождения, Д.О., <.......> рождения, несовершеннолетних П., <.......> рождения, Д.В., <.......> рождения, Д.К., <.......> рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, возложении на Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени обязанности включить семью Д. в составе пяти человек, включая Д.В., <.......> рождения, Д.О., <.......> рождения, несовершеннолетних П., <.......> рождения, Д.В.В., <.......> рождения, Д.К., <.......> рождения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя истцов Вакуленко Н.В., возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени и поддержавшей доводы апелляционной жалобы Д.В. и Д.В.., объяснения представителя Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени Красновой Е.А., поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы Д., объяснения представителя третьего лица Главного управления строительства Тюменской области Асташовой Ю.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы Д., судебная коллегия Тюменского областного суда,

установила:

Истцы Д.В.., Д.В.. обратились с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени (далее Департамент):

-о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 11 февраля 2020 года №44-08-501/20 об исключении молодой семьи Д. в составе пяти человек, включая Д.В.., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения, несовершеннолетних П., 2007 года рождения, Д.В., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы;

-признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года №44-08-380/20 об исключении молодой семьи Д. в составе пяти человек, включая Д.В.<.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения, несовершеннолетних П., 2007 года рождения, Д.В.., <.......> года рождения, Д.В.<.......> года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы;

-признании права молодой семьи Д. в составе пяти человек, включая Д.В.., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения, несовершеннолетних П., 2007 года рождения, Д.В.., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, с даты подачи заявления – 04 февраля 2014 года.

Требования мотивированы тем, что молодая семья Д. в связи с отсутствием жилья обратилась в Департамент с заявлением от 04 февраля 2014 года о принятии семьи из трех человек на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории «молодая семья» в связи с необеспеченностью общей площадью жилого помещения по учетным нормам. Приказом Департамента семью признали нуждающейся в жилье и поставили на очередь в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Уведомлением от 20 февраля 2019 года № 44-01-701/19 Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени сообщил истцам, что семья включена в список мероприятий ведомственной целевой программы на планируемый 2020 год. Уведомлением от 14 января 2020 года № 44-08-61/20 Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени сообщил, что приказом Главного управления строительства Тюменской области от 28 ноября 2019 года № 1119-од семья включена в список претендентов на получение социальных выплат в 2020 году. 11 февраля 2020 года приказом директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени принято решение об исключении семьи Д. в составе пяти человек из списка участников подпрограммы 2020 года. Основанием исключения послужило то обстоятельство, что на дату внесения изменений в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году возраст супруги превысил 35 лет. Однако, на момент формирования списка 28 ноября 2019 года истцу Д.В.. еще не исполнилось предельного возраста для участия в программе, в связи с чем истцы полагают, что отказ является необоснованным и преждевременным. 17 февраля 2020 года приказом директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени № 633 принято решение об исключении семьи Д. в составе пяти человек из списка участников подпрограммы 2020 года. Основанием исключения указали ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета за исключением средств (части средств) материнского семейного капитала. Истцы считают отказ незаконным, нарушающим их права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. В 2019 году в связи с рождением третьего ребенка семья истцов приобрела статус многодетной семьи и в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2019 года №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статьей 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» семья получила 450 000 рублей для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), которые использовались для частичного закрытия действующей ипотеки. Истцы считают, что по аналогии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» социальная выплата по Федеральному закону от 03 июля 2019 года №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статьей 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» также является материнским (семейным) капиталом, но уже предусматривает определенную направленность – для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам.

Истцы Д.В.., Д.В.. обратились с иском к ответчику Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени:

- о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 44-01-229/20 об исключении молодой семьи Т. в составе пяти человек, включая Д.В.<.......>, Д.В.., <.......>, несовершеннолетних Д.В.., <.......> года рождения, Д.В.<.......> года рождения, Д.В.<.......> года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы;

- признании права молодой семьи Т. в составе пяти человек, включая Д.В.., 1987 года рождения, Д.В.., 1988 года рождения, несовершеннолетних Д.В.., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, с даты подачи заявления – с 22 апреля 2013 года.

Требования мотивированы тем, что молодая семья Т. в связи с отсутствием жилья обратилась в Департамент с заявлением от 22 апреля 2013 года о принятии семьи из трех человек на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории «молодая семья» в связи с необеспеченностью общей площадью жилого помещения по учетным нормам. Приказом Департамента от 04 апреля 2014 года № 2377 семью признали нуждающейся в жилье и поставили на очередь в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Уведомлением от 13 марта 2020 года № 44-01-1012/20 Департамент сообщил истцам, что семья включена в список мероприятий ведомственной целевой программы на планируемый 2020 год. Уведомлением от 14 января 2020 года № 44-08-51/20 Департамент сообщил, что приказом Главного управления строительства Тюменской области от 28 ноября 2019 года № 1119-од семья включена в список претендентов на получение социальных выплат в 2020 году. 17 февраля 2020 года приказом директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени № 607 принято решение об исключении семьи Т. в составе пяти человек из списка участников подпрограммы 2020 года. Основанием исключения указали ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета за исключением средств (части средств) материнского семейного капитала. Истцы считают отказ незаконным, нарушающим их права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. В 2019 году семья истцов приобрела статус многодетной семьи и в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2019 года №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в ст.13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» семья получила 450 000 рублей для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), которые использовались для частичного закрытия действующей ипотеки. Истцы считают, что по аналогии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» социальная выплата по Федеральному закону от 03 июля 2019 года № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статьей 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» также является материнским (семейным) капиталом, но уже предусматривает определенную направленность – для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам.

Истцы Д.В.., Д.В.. обратились с иском к ответчику Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени:

- о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 20 февраля 2020 года № 44-01-339/20 об исключении молодой семьи Некрашевичей в составе пяти человек, включая Н.Н., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения, несовершеннолетних Н.В., <.......> года рождения, Н.Д., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы;

-признании права молодой семьи Н. в составе пяти человек, включая Н.Н., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения, несовершеннолетних Н.В., <.......> года рождения, Н.Д., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, с даты подачи заявления – <.......>.

Требования мотивированы тем, что молодая семья Н. в связи с отсутствием жилья обратилась в Департамент с заявлением от 19 июля 2014 года о принятии семьи из трех человек на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории «молодая семья» в связи с необеспеченностью общей площадью жилого помещения по учетным нормам. Приказом Департамента от 30 июля 2014 года №5362 семью признали нуждающейся в жилье и поставили на очередь в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Уведомлением от 12 марта 2019 года №44-01-978/20 Департамент сообщил истцам, что семья включена в список мероприятий ведомственной целевой программы на планируемый 2020 год. Уведомлением от 07 августа 2019 года №44-01-2722/19 Департамент сообщил истцам, что семья включена в список мероприятий ведомственной целевой программы на планируемый 2021 год. Уведомлением от 14 января 2020 года №44-08-61/20 Департамент сообщил, что приказом Главного управления строительства Тюменской области от 28 ноября 2019 года №1119-од семья включена в список претендентов на получение социальных выплат в 2020 году. 20 февраля 2020 года приказом директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени №687 принято решение об исключении семьи Некрашевичей в составе пяти человек из списка участников подпрограммы 2020 года. Основанием исключения указали ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета за исключением средств (части средств) материнского семейного капитала. Истцы считают отказ незаконным, нарушающим их права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. В 2019 году семья истцов приобрела статус многодетной семьи и в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2019 года №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в ст.13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» семья получила 450 000 рублей для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), которые использовались для частичного закрытия действующей ипотеки. Истцы считают, что по аналогии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» социальная выплата по Федеральному закону от 03 июля 2019 года №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статьей 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» также является материнским (семейным) капиталом, но уже предусматривает определенную направленность – для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам.

Впоследствии от истцов поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором просят:

-признать незаконным приказ Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года №607,

-признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года №44-01-229/2020 об исключении молодой семьи Т. в составе пяти человек, включая Д.В.<.......>, Д.В.., <.......>, несовершеннолетних Д.В.., <.......> гола рождения, Д.В.<.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы;

-возложить на Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени обязанность включить семью Т. в составе пяти человек, включая Д.В., <.......>, Д.В.., <.......>, несовершеннолетних Д.В.., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год;

-признать незаконным приказ директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 20 февраля 2020 года № 687,

-признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 20 февраля 2020 года №44-01-339/20 об исключении молодой семьи Некрашевичей в составе пяти человек, включая Н.Н., <.......> года рождения, Д.В.<.......> года рождения, несовершеннолетних Н.В., <.......> года рождения, Н.Д., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы;

-возложить на Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени обязанность включить семью Некрашевичей в составе пяти человек, включая Н.Н., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения, несовершеннолетних Н.В., <.......> года рождения, Н.Д., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год;

-признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 11 февраля 2020 года №44-08-501/20 об исключении молодой семьи Д. в составе пяти человек, включая Д.В.., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения, несовершеннолетних П., 2007 года рождения, Д.В.., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» 2020 год;

- признать незаконным приказ директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 633,

-признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 44-08-380/20 об исключении молодой семьи Д. в составе пяти человек, включая Д.В.<.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения, несовершеннолетних П., 2007 года рождения, Д.В.., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы;

- возложить на Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени обязанность включить семью Д. в составе пяти человек, включая Д.В.., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения, несовершеннолетних П., 2007 года рождения, Д.В.., <.......> года рождения, Д.В.., <.......> года рождения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год.

Истцы Д.В.., Д.В.., Д.В.., Д.В.., Д.В.., Д.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель истцов Д.В.., Д.В.., Д.В.., Д.В.Д.В.., Д.В.. - Вакуленко Н.В. поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени - Краснова Е.А. в судебном заседании с иском не согласилась.

Представитель третьего лица Главного управления строительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени включить семью Т. в составе 5 человек, семью Н. в составе 5 человек в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год. Указывает, что в связи с тем, что семья Т. и Семья Н. ранее уже получали государственную поддержку в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2019 года №1170 Об утверждении правил предоставления субсидий акционерному обществу «ДОМ.РФ»», основания для участия в мероприятии ведомственной целевой программы у указанных молодых семей отсутствуют. Считает, что данная государственная поддержка не является исключением, как средства материнского капитала на момент принятия Департаментом решения об отказе в признании участниками мероприятия ведомственной целевой программы. Ссылается на то, что в связи с установлением факта отсутствия у молодых семей Т. и Н. оснований для участия в мероприятии ведомственной целевой программы, принято решение об исключении указанных молодых семей из списков участников мероприятия ведомственной целевой программы 2020 года. Полагает, что семьи Т. и Н. имеют право вновь обратиться для участия в мероприятии ведомственной целевой программы в сроки, установленные законом, с учетом первоочередного права.

В возражениях на апелляционную жалобу истцы Д.В.., Д.В. просят оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

С вышеуказанным решением также не согласны истцы Д.В.., Д.В.. В апелляционной жалобе просят отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований истцов Д., принять по делу новое решение, удовлетворить исковые требования истцов. Указывают, что на момент формирования списка претендентов на получение социальных выплат в 2020 году – 28 ноября 2019 года Д.В.. было 35 лет, то есть она не достигла предельного возраста для участия в программе. Кроме того, считают, что представитель ответчика и третьего лица в судебном заседании не смогли сослаться на норму закона, в которой указано, что выплата на погашение кредита в размере 450 000 рублей является основанием для исключения молодой семьи из списка участников программы. Ссылаются на то, что меры государственной поддержки наряду со средствами материнского капитала являются исключением и не учитываются в случае реализации молодой семьей права на улучшение жилищный условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

27 января 2016 года Д.В.. обратился в Департамент с заявлением о включении их молодой семьи, состоящей из трех человек, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Уведомлением от 20 февраля 2019 года № 44-01-701/19 семья Д. включена в список мероприятий ведомственной целевой программы на планируемый 2020 год. Приказом Главного управления строительства Тюменской области от 28 ноября 2019 года № 1119-од семья включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020 году. Приказом директора Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 10 февраля 2020 года № 437 принято решение об исключении семьи Д. из списка участников подпрограммы (т.1 л.д., 21, 25, 26, 27).

22 апреля 2013 года Д.В.., Д.В.. обратились в Департамент с заявлением о включении их молодой семьи, состоящей из трех человек, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Приказом Главного управления строительства Тюменской области от 28 ноября 2019 года № 1119-од семья включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020 году. Приказом директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 607 принято решение об исключении семьи Т. из списка участников подпрограммы (т.2 л.д.25, 34, 35-36).

19 июля 2014 года Д.В.., Д.В.. обратились в Департамент с заявлением о включении их молодой семьи, состоящей из трех человек, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Приказом Главного управления строительства Тюменской области от 28 ноября 2019 года № 1119-од семья включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020 году. Приказом директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 687 принято решение об исключении семьи Некрашевичей из списка участников подпрограммы 2020 г. (т.3 л.д.22, 27, 28-30 ).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истцов Т. и Н. о возложении обязанности включить их семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год, поскольку на момент разрешения спора судом, государственная поддержка в размере 450 000 рублей, полученная истцами в рамках № 157-ФЗ от 03 июля 2019 года «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)» уже не является основанием для исключения семей из списка, поскольку редакция ст.13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» 15 июля 2020 года была изменена.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами, поскольку при разрешении требований судом были допущены нарушения норм материального права, которые привели к неправильному разрешению спора по существу.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Во исполнение указанных предписаний Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции действовавшей в период спорных отношений), а в настоящее время Приложение N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

В соответствии с подпунктом "г" пункта 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала(в редакции действовавшей в период спорных отношений).

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 03 июля 2019 года N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2019 года N 157-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 03 июля 2019 года N 157-ФЗ меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).

Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от 03 июля 2019 года N 157-ФЗ реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2019 года N 1170 Утверждены Правила предоставления субсидий акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)" (далее - Положение).

Учитывая вышеприведенные положения закона, а также то, что семьи истцов использовали меру государственной поддержки в виде выплаты в размере 450 000 рублей в соответствии с вышеназванным Законом, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.

То обстоятельство, что с 01 августа 2020 действует редакция от 15 июля 2020 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1050 позволяющая семьям-участницам целевой программы получить социальную выплату на приобретение (строительства) жилья в случае оказания им мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашена обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в ст. 13.2 ФЗ "Об актах гражданского состояния" правового значения не имеет, поскольку на момент исключения семей истцов из состава участников мероприятий ведомственной целевой программы по обеспечению жильем молодых семей – февраль 2020 года действовала редакция от 18 января 2020 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1050, согласно которой ранее реализованное прав на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала являлось основанием для отказа в признании молодой семы участницей мероприятий ведомственной целевой программы.

Доводы апелляционной жалобы Д. о том, что на момент формирования списка 28 ноября 2019 года истец Д.В.. еще не достигла предельного возраста для участия в программе, в связи с чем, оснований для исключения семьи из списка не имелось, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, приложением №1 к которым являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее по тексту – Правила), согласно пункту 6 которых, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 26 Правил, установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.

Согласно п. 27 Правил, после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пункт 25 Правил предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

В целях реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года №1710, Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050, Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года №78-п утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее по тексту – Порядок).

Согласно п. 1.4. Порядка участником мероприятия ведомственной целевой программы является молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Правилами и настоящим Порядком; в) все члены молодой семьи постоянно проживают (с соблюдением правил регистрации) в Тюменской области, не включая Ханты-Мансийский автономный округ - Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ, и имеют доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

На день принятия решения о внесении изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты (30 декабря 2019 года), семья истца не соответствовала требованиям, предъявляемым подпунктом "а" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).

Согласно подпункту "а" пункта 18 указанных выше Правил одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Д., формирование списка молодых семей-претендентов не заканчивается датой включения семьи истцов Д. в список (28 ноября 2019 года), поскольку действующим законодательством предусмотрено в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме, соответствие членов семьи возрастному критерию на всем протяжении участия в программе.

23 декабря 2019 года Д. О.А. исполнилось 36 лет, в связи с чем она перестала относиться к категории граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты молодым семьям для приобретения жилья.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени содержат обстоятельства, свидетельствующие о неправильном применении судом норм материального права, в связи с чем апелляционная жалоба Департамента подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене, в части удовлетворения исковых требований Т. и Н. о включении их семей в список участников подпрограммы, с принятием в отмененной части нового решения об отказе в иске. Доводы апелляционной жалобы Д. не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

определила:

Решение Центрального районного суда г.Тюмени от 17 ноября 2020 года отменить частично.

Принять в отмененной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Т.А., Т.Е., Н.Н., Н.Я. к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени о включении в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год отказать.

В остальной части решение Центрального районного суда г.Тюмени от 17 ноября 2020 года оставить без изменения.

Мотивированное определение составлено 20 июля 2021 года.

Председательствующий

Судьи коллегии: