59RS0007-01-2022-002552-05
Судья Князева О.Г.
Дело № 2-3760/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь Дело № 33-8169/2022
29 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Казанцевой Е.С.,
судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,
при секретаре Рожковой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю на решение Свердловского районного суда города Перми от 03 июня 2022 года об удовлетворении исковых требования Путиловой Ольги Владимировны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения об отказе выплате пособия за погребение умершего пенсионера МВД, возложении обязанности признать право на получение и выплату пособия, суммы пособия на погребение.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения истца Путиловой О.В. (паспорт), представителя истца Тимофеевой А.С. (устное ходатайство, паспорт, диплом), представителя ответчика Соболевой У.А. (служебное удостоверение, доверенность, диплом), судебная коллегия
установила:
Путилова О.В. обратилась в суд к ГУ МВД России по Пермскому краю о признании незаконным решения об отказе выплате пособия на погребение умершего пенсионера МВД, возложении обязанности признать право на получение и выплату пособия, суммы пособия на погребение. В обоснование заявленных исковых требований указала, что ее муж, – П1., ** года рождения, пенсионер МВД, умер 09.10.2021 в г. ****, республики Армения.
В обоснование заявленных требований указано, что, поскольку смерть П1. наступила за пределами Российской Федерации, акт гражданского состояния был зарегистрирован компетентным органом иностранного государства, территориальным отделом ЗАГС Агентства ЗАГС Министерства юстиции Республики Армения, по законам этого государства. 11.10.2021 ей были выданы справка о смерти и справка о регистрации акта о смерти. 11.01.2022 она обратилась в Отдел пенсионного обеспечения ГУ МВД России по Пермскому краю с просьбой о выплате пособия на погребение умершего супруги, предоставив документы, подтверждающие право на получение выплат: справка о смерти и свидетельство о смерти П1. В связи с отсутствием справки формы № 11 её заявление принято не было, о чем она написал жалобу в прокуратуру Пермского края. Письмом ГУ МВД России по Пермскому краю от 20.01.2022 № Ф/485 ей отказано в выплате пособия на погребение в связи с отсутствием справки по форме № 11, утвержденной приказом Минюста России от 01.10.2018 № 200. Данное обстоятельство в отказе является единственным. Рекомендовано за справкой обратиться в консульское учреждение МИД России. Причем, на основании принятых от нее документов выплата пенсии ответчиком прекращена и каких-либо сомнений у должностных лиц в их правильности не вызвало, а справка о смерти, выданная тем же органом ЗАГС, была поставлена под сомнение. Полагает, что при наличии свидетельства о смерти, выданного компетентным органом иностранного государства, отказ в выплате соответствующего пособия является не обоснованным и может быть обжалован. В соответствии с п. 1 ст. 13 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены ил засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Таким образом, свидетельство о смерти и справка о смерти, выданные органом ЗАГС республики Армения признаются действительными на территории Российской Федерации, не подлежат легализации и не требуют какого либо специального удостоверения. Справка о смерти выдается исключительно органом ЗАГС, осуществившим регистрацию смерти, вместе со свидетельством о смерти. Оформление справки о смерти иным органом не допускается. Содержание справки о смерти, выданной в республике Армения, аналогично содержанию справки о смерти, утвержденной в Российской Федерации (форма № 11), а именно: в представленной справке сказаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, дата, место и причина смерти, номер и дата записи акта, наименование органа, которым была произведена государственная регистрация смерти, дата выдачи, должность, подпись и расшифровка уполномоченного лица, печать компетентного органа. Истец полагает, что ответчиком нарушено право на получение пособия на погребение супруга – пенсионера МВД П1. На основании изложенного, с учетом уточнения требования, просит суд, признать незаконным решение ГУМВД России по Пермскому краю об отказе в выплате пособия на погребение умершего 09.10.2021 пенсионера МВД П1.; возложить обязанность на ГУ МВД России по Пермскому краю устранить допущенное нарушение закона, признать право на получение и выплатить Путиловой О.В. пособие на погребение пенсионера МВД Путилова О.В.; взыскать с ГУ МВД России по Пермскому краю сумму пособия на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой П1. ко дню смерти.
В судебном заседании истец и ее представитель на заявленных исковых требованиях настаивали; доводы, изложенные в заявлении, поддержали.
Представитель ответчика выразила свое несогласие с иском, представив на него письменные возражения. Считает, что истцом нарушен порядок получения документов, подтверждающих основания получения пособия. Свидетельство о смерти не было выдано консульским учреждением РФ на территории Республики Армения, а МВД РФ не может произвести выплаты по документам, выданным иностранным государством и не подтвержденным органами РФ
Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Приводит доводы о том, что за пределами территории Российской Федерации государственную регистрацию смерти производят только консульские учреждения Российской Федерации. Справка о смерти установленного образца для получения пособия на погребение выдается архивно-информационным отделом ЗАГС Российской Федерации после передачи Министерством иностранных дел Российской Федерации в указанный отдел ЗАГС записи акта о смерти гражданина Российской Федерации. На основании вышеизложенного, наличие свидетельства о смерти П1. и справки о регистрации акта о смерти, выданными органами ЗАГС Министерства юстиции Республики Армения, свидетельствует о регистрации акта гражданского состояния исключительно в Республике Армения. Доказательств того, что регистрация акта гражданского состояния – смерти П1. произведена уполномоченными органами Российской Федерации, в деле не имеется. Сведений об обращении истца в Консульский отдел Посольства Российской Федерации в Республике Армения за выдачей справки формы № 11 (утверждена приказом Минюста России от 01.10.2018 № 200) нет. Таким образом, обязательным документом для назначения и выплаты пособия на погребение признается оригинал справки о смерти по форме № 11. Возможность предоставления иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина, и которые могут заменить справку формы № 11, законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, Международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Армения о взаимном признании законодательства, регулирующего вопросы выплат пособия на погребение умерших пенсионеров МВД России, не имеется. Со 02.07.2021 статья 65 «Место государственной регистрации смерти» Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» на момент возникновения спорных отношений и рассмотрения искового заявления утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что на момент наступления юридического факта (смерти- 09.10.2021) ст. 65 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» действовала. Федеральный закон № 143-ФЗ не обязывает регистрировать акты гражданского состояния на территории иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации только в консульских учреждениях Российской Федерации. Вместе с тем, Федеральный закон № 143-ФЗ не предусматривает и повторную государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе и смерти. Единственным условием отказа в выплате пособия на погребение является организация похорон пенсионера за счет государства. Право на получение пособия на погребение ответчиком не оспаривается.
На заседание судебной коллегии представитель ответчика доводы жалобы поддержала. Пояснила, что выплата пенсии пенсионеру действительно прекращена, на основании спорного документа.
Истец, представитель истца просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 9 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», членам семей умерших пенсионеров из числа лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, пособия выплачиваются в порядке и размерах, определяемых законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 установлено, что в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.
Пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 № 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Бланк справки о смерти утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» - Форма № 33, которая выдается органом ЗАГС в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти.
Согласно ст. 65 ФЗ Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об актах гражданского состояния» регистрация смерти может производиться, в том числе, по месту наступления смерти.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и их должностных лиц при осуществлении ими государственной регистрации актов гражданского состояния распространяются права, обязанности и ответственность, возложенные настоящим Федеральным законом на органы записи актов гражданского состояния и их должностных лиц.
В соответствии со ст. 13 «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Заключена в г. Минске 22.01.1993) документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.
Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.
Как следует из материалов дела, П1. являлся пенсионером МВД РФ, состоял на пенсионном обеспечении в ГУ МВД России по Пермскому краю.
Согласно государственному свидетельству о смерти от 11.10.2021, выданному Территориальным отделом ЗАГС Агентства ЗАГС Министерства юстиции Республики Армения, П1., ** года рождения, умер 09.10.2021 в РА, **** (л.д. 8-9).
Из свидетельства о заключении брака серии ** № ** следует, что П1. и Путилова О.В. состояли в зарегистрированном браке (л.д. 14).
11.01.2022 Путилова О.В. обратилась в ГУ МВД России по Пермскому краю с заявлением о выплате пособия на погребение, представив свидетельство о смерти, справку о смерти, выданные Территориальным отделом ЗАГС Агентства ЗАГС Министерства юстиции Республики Армения.
Письмом ГУ МВД России по Пермскому краю от 20.01.2022 № Ф/485 Путиловой О.В. в выплате пособия на погребение П1. отказано по причине не предоставления справки о смерти формы № 11, утвержденной приказом Минюста России от 01 октября 2018 года № 200, являющейся основанием для выплаты соответствующего пособия в соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
При этом, как следует из пояснений сторон, выплаты пенсии П1. была прекращена.
Удовлетворяя требования истца в полном объеме, суд руководствовался положениями Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, Приказом Минюста России от 01.10.2018 № 200.
Правильно применив указанные нормы права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что государственное свидетельство о смерти П1. от 11.10.2021 и справка о регистрации акта смерти от 11.10.2021 выданы Территориальным отделом ЗАГС Агентства ЗАГС Министерства юстиции Республики Армения, то есть уполномоченным на это органом, а объем сведений, содержащийся в указанных документах, соответствует объему сведений, содержащихся в справке формы № 11, утвержденной Приказом Минюста России от 01.10.2018 № 200 «Об утверждении форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, и Правил заполнения форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния». Также суд указал, что отсутствие справки по форме № 11, которая объективно не была и не могла быть выдана истцу, само по себе не может служить основанием для отказа в выплате пособия на погребение, право, на получение которого ответчиком по существу не опровергнуто. Истребуемая ответчиком справка, является лишь документом, подтверждающим наступление значимого обстоятельства - (смерти), являющегося основанием для выплаты пособия. При этом закон не содержит запрета на подтверждение данного обстоятельства иным способом. При этом факт смерти П1. и право истца на получение пособия по существу ответчиком не оспариваются.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда о том, что отсутствие справки по установленной форме при предоставлении иных документов на основании которых может бчть установлено имеющие значение обстоятельство само по себе не может быть достаточным основанием для отказа в выплате пособия на погребение. Документы, подтверждающие несение соответствующих расходов истцом были представлены документы (договор на оказание ритуальных услуг от 17.10.2021, кассовый чек, акт приема-сдачи услуг по договору №б\н от 17.10.2021) (л.д. 34-37).
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 330 ГПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда города Перми от 03 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.09.2022.