ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3764/2021 от 14.03.2022 Тюменского областного суда (Тюменская область)

УИД 72RS0021-01-2021-001132-78

Дело в суде 1 инстанции № 2-3764/2021

Дело № 33-1255/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Журавлевой Г.М.,

судейпри секретаре

ФИО1, ФИО2, ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в лице директора ФИО4 на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 22 ноября 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО5 удовлетворить.

Обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области заключить с ФИО5 договор аренды земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Леваши, ул. <.......>, участок №<.......>, площадью 1512кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, для иного использования».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Журавлевой Г.М., выслушав представителя ФИО6, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец ФИО5 первоначально обратилась в суд с иском к администрации Червишевского муниципального образования, Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании права собственности на жилом дом, общей площадью 36,6кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером <.......>, по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Леваши, ул. <.......>, участок №<.......>. Требования мотивированы тем, что 17.10.2008 на основании распоряжения главы администрации Тюменского муниципального района №2770ро от 18.09.2008, между истцом и администрацией Тюменского муниципального района для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых построек, заключен договор аренды №<.......> земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Леваши, ул. <.......>, участок №<.......>, категория земель: земли населенных пунктов. 14 октября 2009 года договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области. 18 августа 2011 года на основании акта обследования земельного участка от 09.08.2011 договор продлен по 17.09.2014. 05.11.2014 в соответствии с решением земельно-градостроительной комиссии от 31.10.2014 №25, соглашением сторон срок действия договор продлен по 17.09.2017. 08.12.2010 распоряжением №5903ро главы администрации Тюменского муниципального района утвержден градостроительный план земельного участка. 17 декабря 2010 года истцом получено разрешение на строительство №<.......>. Срок действия разрешения до 14.12.2020. 29.09.2017 истец обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области для заключения нового договора аренды на данный земельный участок. Письмом от 27.10.2017 Департамент, сославшись на материалы лесоустройства, в соответствии с которыми земельный участок полностью расположен в границах земельного участка, относящегося к землям лесного фонда РФ, управление и распоряжение которыми осуществляется Российской Федерацией, указал, что Департамент не вправе распоряжаться земельными участками, принадлежащими третьим лицам. В период действия договора аренды, в соответствии с назначением земельного участка истец построила на земельном участке жилой дом площадью 36,6кв.м.. Для постановки построенного дома на кадастровый учет и регистрации права собственности истец обратилась в Управление Росреестра по Тюменской области, однако 21.01.2021 государственным регистратором было принято решение о приостановке регистрационных действий в связи с прекращением срока действия договора 17.09.2017. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимого имущества, данный земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для индивидуальной жилой застройки. Таким образом истец на законных основаниях на спорном земельном участке возвела индивидуальный жилой дом, все обязательства по договору аренды исполнялись надлежащим образом, участок обрабатывается, строительство дома произведено без нарушения вида разрешенного использования земельного участка, строение соответствует градостроительным нормам и правилам, его сохранение не нарушает охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

22.04.2021 исковые требования были изменены, истец просит обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области заключить с ней договор аренды земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Леваши, ул. <.......>, участок №<.......>, мотивируя тем, что по сведениям ЕГРН земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для индивидуальной жилой застройки, права на данный земельный участок возникли до 01.01.2016,, в соответствии с положениями ч.3 ст.14 ФЗ от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, поэтому Департамент имущественных отношений вправе распоряжаться указанным земельным участком, а его отказ, мотивированный отсутствием прав на управление и распоряжение земельным участком, является необоснованным. Таким образом, истец указывает, что ее права могут быть защищены путем заявления требований неимущественного характера.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Департамент имущественных отношений Тюменской области в лице директора ФИО4

В апелляционной жалобе просит об отмене решения суда первой инстанции и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований к Департаменту имущественных отношений Тюменской области.

Ссылаясь на положения ст. 8 Лесного кодекса РФ, ч.2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 5, 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 №411, считает, что не может быть возложена на Департамент обязанность по распоряжению спорным земельным участком с кадастровым номером <.......> до устранения имеющихся наложений на земли лесного фонда, исключения сведений о земельном участке из ЕГРН, прекращения права федеральной собственности. По материалам лесоустройства спорный земельный участок полностью расположен в границах земельного участка относящегося к землям лесного фонда Российской Федерации, право собственности зарегистрировано в установленном порядке и не оспорено истцом. Категория данного земельного участка: земли населенных пунктов, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости, не является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и не свидетельствует о наличии полномочий Департамента на распоряжение таким участком. Сведения о наложении земельного участка с землями лесного фонда не исключены уполномоченным органом из государственного лесного реестра.

Полагает, что решение суда является неисполнимым, поскольку заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов, при наличии на участке здания, право собственности на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в соответствии с п.4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ не представляется возможным.

Указывает, что судом не дана правовая оценка доводу Департамента, изложенному в возражениях на исковое заявление относительно того, что из фотоматериалов Google-съемки следует, что объекты строительства на земельном участке в 2011, 2020 г.г. отсутствовали.

Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке не находит.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением земельных участков, изъятых из оборота, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно пункту 32 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка арендатору, если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Пунктом 1 части 3 и частью 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов.

Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды земельного участка в указанных в п.3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным п.1 и п.2 ст.46 настоящего Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные пп.1-30 п.2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Согласно части 7 статьи 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды» земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель») в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей статьи применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (ч.3 ст.14 указанного Закона).

В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.09.2008 распоряжением Администрации Тюменского муниципального района №2770ро ФИО5 предоставлен в аренду на 3 года земельный участок с кадастровым номером <.......> площадью 1512 кв.м для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений в Тюменской области, Тюменском районе, с. Леваши, ул. <.......>, участок №<.......>, категория земель: земли населенных пунктов.

17.10.2008 между Администрацией Тюменского муниципального района (арендодатель) и ФИО5 (арендатор) заключен договор №<.......> аренды земельного участка (землеустроительное дело №<.......>), в соответствии с которым арендодатель передает указанный земельный участок, а арендатор принимает его в аренду. Согласно п.1.4 договора участок предоставляется для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений. Срок действия договора определен сторонами в период с 18.09.2008 по 17.09.2011.

08.12.2010 распоряжением Администрации Тюменского муниципального района №5903ро утвержден градостроительный план данного земельного участка. Градостроительному плану присвоен номер №<.......>

15.12.2010 Администрацией Червишевского муниципального образования Тюменского муниципального района истцу выдано разрешение №<.......> на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 1512 кв.м., расположенному: Тюменская область, Тюменский район, с. Леваши, ул. <.......>, участок №<.......>. Срок действия разрешения – до 14.12.2020.

18.08.2011 Администрацией Тюменского муниципального района и ФИО5 подписано соглашение о продлении срока действия договора аренды, в соответствии с которым срок действия договора продлен с 18.09.2011 по 17.09.2014.

05.11.2014 между Администрацией Тюменского муниципального района и ФИО5 вновь подписано соглашение о продлении срока действия договора аренды земельного участка, согласно которому срок действия договора продлен с 18.09.2014 по 17.09.2017.

27.10.2017 Департаментом имущественных отношений Тюменской области в адрес ФИО5 направлено уведомление об отказе в заключении нового договора аренды, мотивированное тем, что по материалам лесоустройства испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах земельного участка, относящегося к землям лесного фонда Российской Федерации, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией. В соответствии с ч.2 ст.9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация. Департамент не вправе распоряжаться земельными участками, принадлежащими на праве собственности третьим лицам. В обоснование данных доводов представлены информация Департамента лесного комплекса Тюменской области от 01.04.2021, схема расположения земельных участков, свидетельство о государственной регистрации права <.......> от 25.12.2012.

Истцом на указанном земельном участке на основании разрешения на строительство в 2020 году возведен жилой дом площадью 36,6 кв.м, что подтверждается техническим планом здания.

25.01.2021 Управлением Росреестра по Тюменской области в адрес представителя истца направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с прекращением срока действия договора аренды 17.09.2017.

Удовлетворяя исковые требования ФИО5, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок с кадастровым номером <.......> относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, имеет адресное описание, в соответствии с которыми он и поставлен на государственный кадастровый учет в 2008 году, что подтверждается сведениями содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости от 24 марта 2021 г.

Поскольку для указанных целей земельный участок был предоставлен изначально администрацией Тюменского муниципального района истцу, истец добросовестно исполнял свои обязанности арендатора земельного участка, в установленный законом и договором срок обратился к ответчику с заявлением о заключении нового договора аренды, суд пришел к выводу о том, что Департаментом имущественных отношений Тюменской области незаконно было отказано истцу в заключении договора аренды земельного участка.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на Департамент не может быть возложена обязанность по распоряжению спорным земельным участком до устранения имеющихся наложений на земли лесного фонда, исключения сведений о земельном участке из ЕГРН, прекращения права федеральной собственности, судебная коллегия считает не состоятельными.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются принадлежащее истцу субъективное материальное право или охраняемый законом интерес и факт его нарушения именно ответчиком. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Так, земельное законодательство основывается в том числе на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).

Следовательно, все земельные участки, вовлеченные в оборот, должны быть отнесены к той или иной категории и в отношении их должен быть установлен вид разрешенного использования.

Виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, устанавливаются градостроительными регламентами, содержащимися в правилах землепользования и застройки и обязательными для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, пункт 9 статьи 1, части 2, 6 статьи 30, часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ).

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (пункт 1 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ).

При этом согласно части 6 статьи 36 данного кодекса градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 названной статьи).

В силу статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункты 1, 2).

Согласно ст. 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» полномочия по распоряжению данными земельными участками относятся к полномочиям Департамента имущественных отношений Тюменской области.

Следуя изложенным выше нормам материального права, сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости от 24 марта 2021 г., судебная коллегия считает установленным правовой режим земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Леваши, ул. <.......>, участок №<.......>, площадью 1512 кв.м, поставленного на учет в 2008 г., - земли населенных пунктов (л.д.142-148 т. 1).

Следовательно, мнение ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области об отсутствии полномочий по распоряжению таким земельным участком, судебная коллегия находит ошибочным.

Нельзя согласиться и с доводами апелляционной жалобы о неисполнимости постановленного судом решения в соответствии с п.4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, в отсутствие права собственности у истца на дом, как полагает Департамент. Право на заключение нового договора аренды ФИО5 заявлено не как лицом, имеющим преимущественное право на заключение такого договора, а в силу пунктов 3 и 4 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. Совокупность необходимых условий истцом соблюдена, что установлено судом первой инстанции, с чем согласилась судебная коллегия, ответчиком данные обстоятельства не оспорены.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

Как следует из материалов дела, истец после окончания договора аренды продолжает пользоваться земельным участком, требований ответчика об изъятии земельного участка у истца на протяжении длительного времени не заявлено, как и не были они заявлены в данном споре.

Не могут повлечь отмены постановленного судом решения и доводы апелляционной жалобы об отсутствии объектов строительства на спорном земельном участке в 2011, 2020 гг. Приложенные ответчиком к возражениям на исковое заявление в черно белом виде фото сами по себе относимыми и допустимыми доказательствами не являются (л.д.134-135 т.1). На изображениях плохого качества невозможно идентифицировать наличие или отсутствие объектов недвижимости и их относимость к жилому дому по адресу с. Леваши, ул. <.......>, участок №<.......>. Вместе с тем, истцом представлен в материалы дела технический план от 30.12.2020 в связи с созданием жилого здания, расположенного по указанному адресу, и завершением его строительства в 2020 году.

Недоказанными и неправильным толкованием норм материального права и обстоятельств дела считает судебная коллегия доводы апелляционной жалобы о том, что по материалам лесоустройства спорный земельный участок полностью расположен в границах земельного участка относящегося к землям лесного фонда Российской Федерации, право собственности зарегистрировано в установленном порядке и не оспорено истцом. Категория данного земельного участка: земли населенных пунктов, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости, не является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и не свидетельствует о наличии полномочий Департамента на распоряжение таким участком. Сведения о наложении земельного участка с землями лесного фонда не исключены уполномоченным органом из государственного лесного реестра.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно статье 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

На основании статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В этой связи судебная коллегия отмечает, что согласуясь с закрепленными в статьях 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод праве каждого на справедливое судебное разбирательство и праве на эффективное средство правовой защиты, предусмотренном в пункте 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, части 1 статьи 19, части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 процессуального кодекса Российской Федерации принципе состязательности и равноправия сторон, установленном в статье 9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принципе диспозитивности, приведенные выше положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предполагают, что свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.

При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.

Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности (часть 2 статьи 57, статьи 62, 64, часть 2 статьи 68, часть 3 статьи 79, часть 2 статьи 195, часть 1 статьи 196 процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок был первоначально предоставлен в октябре 2008 года Администрацией Тюменского муниципального района, в это же время он был поставлен на кадастровый учет. В нарушение требований ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и входит в те 98 476 га, указанных в свидетельстве о государственной регистрации права. Все утверждения ответчика являются голословными, относимыми доказательствами не подтверждены, ходатайств о проведении экспертизы ответчиком не заявлено.

Неисполнение должностными лицами Департамента имущественных отношений и уполномоченным органом государственного лесного реестра обязанностей по исключению сведений из материалов лесоустройства земельных участков, которые относятся к землям населенных пунктов, не должны ограничивать права граждан на получение земельных участков в аренду и собственность.

Частью 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Данному конституционному положению корреспондирует п. 3 ст. 1 ГК РФ, согласно которому при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В целях реализации указанного выше правового принципа абз. 1 п. 1 ст. 10 ГК РФ установлена недопустимость осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действий в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом).

В случае несоблюдения данного запрета суд на основании п. 2 ст. 10 ГК РФ с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела, получившую верную оценку суда, фактически сводятся к субъективной оценке установленных судом обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Таким образом, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, не допущено.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда и не опровергают выводов, изложенных в нем.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Тюменского районного суда Тюменской области от 22 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в лице директора ФИО4 – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 16 марта 2022 года.

Председательствующий:

Судьи коллегии: