Судья 1-ой инстанции: Яичникова А.В.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-2020/2021
г. Черкесск 22 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Байрамуковой И.Х.,
судей Каракетова З.С., Негрий Н.С.,
при секретаре судебного заседания Чочуеве М.А.-А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3765/2021 по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда от 20 октября 2021 года по исковому заявлению прокурора Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах Саркитовой А.Х. к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Каракетова З.С., объяснения прокурора Дзыба Б.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с иском в интересах Саркитовой А.Х. к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минимущество КЧР, ответчик) и просил суд обязать Минимущество КЧР предоставить Саркитовой А.Х. по договору специализированного найма за счёт бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 28 кв.м. В обоснование иска указал, что Саркитова А.Х., <дата> года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, на основании приказа Министерства образования и науки КЧР от 3 марта 2015 года №61 поставлена на учет для обеспечения жилым помещением как лицо, оставшееся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с Саркитовой А.Х. не заключен. Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Саркитовой А.Х. Поскольку право на получение жилья, предусмотренное ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Саркитовой А.Х. не реализовано и жильем она не обеспечена, прокурор обратился в суд в защиту ее прав и законных интересов.
В письменных возражениях на иск Министерство имущественных и земельных отношений КЧР исковые требования не признало, указав на отсутствие возможности предоставления жилого помещения истцу по договору социального найма ввиду недостаточности финансовых средств, выделяемых из бюджета Карачаево-Черкесской Республики для приобретения жилых помещений. Кроме того, ответчик указал, что предоставление жилого помещения Саркитовой А.Х. нарушает права детей-сирот более раннего года рождения, состоящих в очереди на получение жилого помещения.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 20 октября 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений КЧР просит отменить указанное решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы ответчик указывает, что вопрос об обеспечении детей данной категории жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда может рассматриваться по мере поступления необходимого финансирования. Полагает, что суд неверно истолковал положения ч.3 ст.17 Конституции РФ и ч.3 ст.14 Конституции КЧР, согласно которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, поскольку при исполнении решения суда и предоставлении жилого помещения Саркитовой А.Х. будут нарушены права третьих лиц, состоящих в списке, право которых на получение жилого помещения в соответствии с годом рождения возникло ранее чем у истца.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Дзыба Б.Ф. поддержала письменные возражения на апелляционную жалобу, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Лицо, в чьих интересах подано исковое заявление, - Саркитова А.Х. и представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
В соответствии с требованиями ст.ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Саркитова А.Х., родилась <дата> года рождения в городе Черкесске (свидетельство о рождении 1-ЯЗ №... от <дата>.)
Отец – <ФИО>1 умер <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти 1-ЯЗ №... от <дата>, мать <ФИО>2 умерла <дата>, свидетельство о смерти 1-ЯЗ №... от <дата>
Постановлением администрации Малокаачаевского муниципального района КЧР №834 от 24.09.2014г. попечителем Саркитовой А.Х. назначена ее тетя - <ФИО>3
Постановлением администрации Учкекенского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района № 172/4 от 22.10.2014г. Саркитова А.Х. признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
Приказом Министерства образования и науки КЧР № 61 от 03.03.2015г. Саркитова А.Х. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.
Сакитова А.Х. состоит в браке, имеет двух несовершеннолетних детей, <дата> и <дата> года рождения, проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой администрации Учкекенского сельского поселения Малокарачаевского Муниципального района КЧР и выпиской из похозяйственной книги администрации Учкекенского Сельского поселения №... от <дата>.
В судебном заседании также установлено и не оспорено сторонами, что недвижимое имущество на праве собственности за Саркитовой А.Х. и ее родителями не значится.
На момент разрешения спора право на получение жилья Саркитова А.Х. не реализовала, поскольку в установленном порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении и возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение по договору специализированного найма, поскольку Саркитова А.Х. нуждается в жилом помещении, однако на момент подачи иска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ей не предоставлено, а ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору специализированного найма.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 названного пункта).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст. 8 Закона).
В силу ст. 5 названного Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в Законе Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2013г. № 34-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики».
Статья 2 Закона КЧР от 25.06.2013г. № 34-РЗ предусматривает, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории Карачаево-Черкесской Республики, право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом предоставляется при наличии одного из следующих условий:
1) лицо не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения;
2) лицо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, в случае если его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным уполномоченным органом исполнительной власти в области образования или органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в случае наделения их соответствующим законом Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству (далее - органы опеки и попечительства) в порядке, установленном настоящим Законом и нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.По договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются данным лицам по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: в квартирах - 28 кв. м; в жилых домах - 40 кв. м. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона КЧР от 25.06.2013г. № 34-РЗ учет детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом, ведется уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области образования, путем формирования списка (далее - Список) на основании соответствующих заявлений данных лиц либо их законных представителей. Ч. 6 ст. 4 Закона КЧР от 25.06.2013г. № 34-РЗ предусматривает, что включение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в Список или исключение их из Списка, а также внесение в Список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области образования. В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона КЧР от 25.06.2013г. № 34-РЗ специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по установленной настоящим Законом норме предоставления площади жилого помещения, применяемой для договоров социального найма, по их выбору: 1) по месту первичного выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Карачаево-Черкесской Республики; 2) по месту окончания пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Карачаево-Черкесской Республики; 3) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на территории Карачаево-Черкесской Республики; 4) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения на территории Карачаево-Черкесской Республики при наличии обстоятельств, при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Включение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в Список осуществляется по дате рождения после регистрации заявления с документами, указанными в части 4 настоящей статьи, обязанность представления которых возлагается на законного представителя или заявителя (ч. 7 ст. 5 Закона КЧР от 25.06.2013г. № 34-РЗ (ред. от 16.01.2015)). Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 26.12.2016г. №281 Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда по договорам социального найма. В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 19.12.2016г. №271 Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по формированию специализированного жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики, предоставлению жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений.Таким образом, предоставление жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений входит в полномочия Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики.Из материалов дела усматривается и представителем ответчика не оспаривается факт наличия у Саркитовой А.Х. статуса лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и, соответственно, права на обеспечение жилым помещением. Представителем ответчика оспаривается решение суда в части обязания предоставления Саркитовой А.Х. по договору специализированного найма благоустроенного жилого помещения в доме капитального типа во внеочередном порядке. Доводы жалобы ответчика о том, что в настоящее время в списке состоят дети-сироты, лица из числа детей-сирот, которые еще не обеспечены жилым помещением и предоставление жилого помещения Саркитовой А.Х., у которой в соответствии с годом рождения право возникло гораздо позднее, чем у лиц, у которых данное право возникло ранее и которые указаны в списке, будет нарушением прав третьих лиц, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку ссылки на нормативно-правовую базу, указывающую на необходимость предоставления жилых помещений лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в очередности, исходя из года рождения указанных лиц, апелляционная жалоба не содержит. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Между тем, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в соответствие с пунктом 7 статьи 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2013 №34-РЗ (ред. от 16.01.2015) «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики» включение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список осуществляется по дате рождения после регистрации заявления с документами, указанными в части 4 настоящей статьи, обязанность представления которых возлагается на законного представителя или заявителя. Таким образом, указанная норма закона регламентирует правоотношения на стадии формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики, факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма и не содержит указания на то, что предоставление жилых помещений должно осуществляться по дате рождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассматривая доводы жалобы о том, что исполнение Министерством имущественных и земельных отношений КЧР обязанности по приобретению и предоставлению жилых помещений детям сиротам, оставшимся без попечения родителей напрямую зависит от выделения финансовых средств на приобретение жилых помещений и выделение финансовых средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется Министерством финансов КЧР, и вопрос об обеспечении детей данной категории жилыми помещениями может рассматриваться по мере поступления необходимого финансирования, при отсутствии указания в решении суда о возложении обязанности на Министерство финансов КЧР выделить соответствующие средства сделает невозможным исполнение решения суда, судебная коллегия приходит к следующему. Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики № 271 от 19.12.2016 года «Об уполномоченном органе исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики и осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений» Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по формированию специализированного государственного жилищного фонда, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений. Несвоевременное исполнение органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики своих обязанностей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не лишает Саркитову А.Х. права на получение жилья в настоящее время. В соответствии с п. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении»). Названным требованиям решение суда первой инстанции отвечает в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено. Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 20 октября 2021 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья 1-ой инстанции: Яичникова А.В.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ