ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-376/2021 от 21.02.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Иванова Л.Ю.

Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-1516/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 февраля 2022 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Герман М.А.,

судей Коваленко В.В., Сальниковой Н.А.,

при секретаре Рец Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-376/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании решения незаконным, обязании включить в стаж периоды работы и назначить страховую пенсию по старости,

по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1- ФИО2,

апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области,

на решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 20 октября 2021 года,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском, указав в обоснование исковых требований, что 15 февраля 2021 г. он обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе (межрайонное) Иркутской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ответчика №118 от 24 февраля 2021 г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку его стаж на должностях государственной противопожарной службы составляет 13 лет 06 месяцев 11 дней при требуемом стаже 25 лет.

Однако, истец считал, что его стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом службы в рядах вооруженных сил СССР и с учетом работы в пожарной части п.Усть-Ордынский составляет более 25 лет. Со ссылкой на положения п.3 ст.10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст.18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» указал, что служба в Советской армии подлежит зачету в его трудовой стаж в календарном исчислении, с учетом зачета времени службы в рядах Советской Армии в стаж, его льготный страховой стаж на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составлял более 25 лет.

Считал, что в спорные периоды работал на Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), а потому обладал правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В связи с чем истец просил суд признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе (межрайонное) Иркутской области №118 от 24 февраля 2021 г. об отказе в установлении пенсии незаконным, обязать ответчика включить период прохождения службы в рядах Советской Армии с 26 октября 1980 г. по 10 октября 1982 г., а также период работы в Пожарной части с 15 сентября 1997 г. по 31 июля 2017 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначить досрочно страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением, с 15 февраля 2021 г.

Определением суда от 7 июля 2021 г. ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайоное) в порядке процессуального правопреемства заменен на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.

Решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 20 октября 2021 г. исковые требования удовлетворены частично.

Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) № 118 от 24 февраля 2021 г.

На Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области возложена обязанность зачесть периоды работы ФИО1 с 15 сентября 1997 г. по 30 апреля 2005 г. в должности пожарного Эхирит-Булагатской ПЧ отдела Государственной противопожарной части МЧС России УОБАО в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В удовлетворении исковых требований о включении периода прохождения ФИО1 службы в рядах Советской Армии с 26 октября 1980 г. по 10 октября 1982 г., периода работы с 01 мая 2005 г. по 31 июля 2007 г. в должности пожарного в Окружном государственном учреждении Эхирит-Булагатская пожарная часть государственной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложении обязанности на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области назначить страховую пенсию по старости досрочно с 15 февраля 2021 г., отказано.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 - ФИО2 просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, повторяя доводы иска, настаивает на том, что истец осуществлял свои должностные обязанности, не меняя места работы на протяжении более 23 лет, а с учетом службы в рядах Советской Армии более 25 лет. За указанное время пожарная часть неоднократно меняла наименование, проходила реорганизацию тем или иным способом, однако ФИО1 продолжал работать в одном и том же месте, исполнял одни и те же должностные обязанности, связанные с тушением пожаров, спасением людей.

Обращает внимание на справку ГУ МЧС Российской Федерации по Иркутской области от 24 июня 2021 г. № ИВ-236-5238, согласно которой весь период работы истца на государственной противопожарной службе в качестве водителя с 15 сентября 1997 г. по настоящее время, в том числе и спорные периоды, входят в общей стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Кроме того, полагает, что служба в Советской Армии подлежит зачету в трудовой стаж истца в календарном исчислении, с учетом которого его льготный трудовой стаж на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составлял более 25 лет.

Не согласившись с решением суда первой инстанции представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области ФИО3 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, повторяя доводы возражений на исковые требования, настаивает на том, что решение об отказе в назначении страховой пенсии ФИО1 вынесено на законных основаниях, так как стаж истца на соответствующих видах работ составил 13 лет 06 месяцев 11 дней, при требуемом стаже 25 лет.

Обращает внимание на то, что включение периодов работы в противопожарных службах субъектов Российской Федерации, в том числе Усть-Ордынского Бурятского Автономного округа, в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрено.

Письменных возражений на апелляционные жалобы не поступило.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области ФИО4, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Так, в пп. «л» п. 1 названного постановления № 665 указано, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, 15 февраля 2021 г. ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ – УПФ РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайоное) №118 от 24 февраля 2021 г. ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Всего стаж на соответствующих видах работ истца составил 13 лет 06 месяцев 11 дней, при требуемом стаже 25 лет. Спорный период трудовой деятельности с 15 сентября 1997 г. по 31 июля 2007 г., а также период службы в армии с 26 октября 1980 г. по 10 октября 1982 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ не включен.

Согласно записям в трудовой книжке на имя истца, ФИО1 25 августа 1979 г. принят в штат совхоза «Усть-Ордынский» в качестве рабочего в отделение №3; 20 октября 1980 г. уволен из штата совхоза в связи с призывом в ряды Советской Армии; служба в рядах Советской Армии с 26 октября 1980 года по 10 октября 1982 года – в/б НЧ1852285; 10 ноября 1982 г. принят в штат Булусинской средней школы в качестве шофера; 1 июля 1983 г. уволен из штата по собственному желанию; учеба в ИСХИ с 1 сентября 1983 г. по 25 июля 1988 г.; 28 июля 1988 г. принят в штат совхоза «Усть-Ордынский» на должность учетчика в отделение №5; 14 ноября 1988 г. уволен из штата совхоза по соглашению сторон; 16 ноября 1988 г. принят мастером производственного обучения «Усть-Ордынское среднее ПТУ №56»; 19 сентября 1989 г. уволен в связи с ликвидацией училища; 21 ноября 1989 г. принят в штат совхоза «Усть-Ордынский» в отделение №3 трактористом 1 кл.; на основании постановления главы администрации Эхирит-Булагатского района №261 от 01 июня 1993 г. совхоз «Усть-Ордынский» переименован в АОЗТ «Усть-Ордынское»; 5 июня 1997 г. уволен из штата АОЗТ «Усть-Ордынское» по собственному желанию; 15 сентября 1997 г. принят на должность пожарного в Эхирит-Булагатскую пожарную часть; 21 марта 2005 г. Эхирит-Булагатская пожарная часть преобразована в ОГУ «Эхирит-Булагатская ПЧ» Центра по делам ГОЧС и ПБ У-О БАО; 9 августа 2007 г. уволен переводом на работу к другому работодателю Пожарная часть ПС №1 МЧС России по Эхирит-Булагатскому району; 10 августа 2007 г. принят переводом на должность пожарного; 31 декабря 2008 г. уволен в порядке перевода в ГУ «12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области»; 1 января 2009 г. принят в порядке перевода в пожарную часть №43 (по охране п.Усть-Ордынский») на должность пожарного (бойца) 3 класса; 30 декабря 2011 г. ГУ «12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» переименовано в ФГКУ «12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области»; 1 апреля 2016 г. пожарная часть №43 (по охране п.Усть-Ордынский) переименована в пожарно-спасательную часть №43 (по охране п.Усть-Ордынский); 30 августа 2016 г. наименование должности «Пожарный (боец) 3 класса» заменено на должность «Пожарный 3 класса»; 30 июня 2019 г. уволен переводом к другому работодателю; 1 июля 2019 г. принят на должность пожарного 3 класса 43 пожарно-спасательной части по охране п.Усть-Ордынский 2 пожарно-спасательного отряда ФПС (п.Усть-Ордынский). По настоящее время работает в указанной должности.

Указанные обстоятельства подтверждаются также справкой, уточняющей характер труда, дающий право на льготную пенсию №ИВ-236-5238 от 24 июня 2021 г., выданной Главным управлением МЧС России по Иркутской области.

Из военного билета ФИО1 следует, что с 26 октября 1980 г. по 10 октября 1982 г. он проходил военную службу в рядах Советской Армии.

Согласно справке о преобразованиях пожарной части №43 (по охране п. Усть-Ордынский) пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы №2 Главного управления МЧС России по Иркутской области от 7 августа 2020 г. №5309-1-20: с 17 января 1975 г. Усть-Ордынская профессиональная пожарная часть Управления пожарной охраны УВД Иркутского облисполкома по охране п. Усть-Орда, приказ УВД Иркутского облисполкома от 17 января 1975 г. №72; с 12 сентября 1990 г. Усть-Ордынская ППЧ 16-го окружного отряда профессиональной пожарной охраны УПО УВД Иркутского облисполкома (п. Усть-Ордынский), приказ УВД Иркутского облисполкома от 12 сентября 1990 г. №319; с 5 ноября 1991 г. Усть-Ордынская ППЧ Подотдела противопожарных и аварийно-спасательных работ по УОБАО при Противопожарной и аварийно-спасательной службе УВД Иркутской области, приказ МВД РСФСР от 7 марта 1991 г. №30, приказ УВД Иркутской области от 5 ноября 1991 г. №358; с 10 февраля 1993 года Пожарно-спасательный отряд Эхирит-Булагатского района подотдела ПАСР по УОБАО при ПАСС УВД Иркутской области (пос. Усть-Ордынский), приказ ПАСС УВД Иркутской области от 10 февраля 1993 г. №19); с 1 января 1994 г. Эхирит-Булагатская часть пожарной охраны (р.п. Усть-Ордынский) Отдела Государственной противопожарной службы УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, приказ УВД Иркутской области от 24 декабря 1993 г. №493 Приказ УГПС УВД Иркутской области от 10 октября 1995 г. №138; с 1 января 2002 г. Эхирит-Булагатская пожарная часть Отдела Государственной противопожарной службы МЧС России по УОБАО – передача ГПС МВД России в ведение МЧС России, Указ Президента РФ от 9 ноября 2001 г. №1309; с 1 июля 2003 г. Эхирит-Булагатская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО – реорганизация, приказ МЧС России от 18 июня 2003 года №317 Директива МЧС России от 22 января 2003 г. №31-4-21; с 21 марта 2005 г. Окружное государственное учреждение «Эхирит-Булагатская пожарная часть» Центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности УОБАО – реорганизация, постановление Главы администрации УОБАО от 3 февраля 2005 г. №21П, приказ Центра по делам ГОЧС и ПБ УОБАО «О преобразовании районных пожарных частей» от 21 марта 2005 г. №6 О/Д; с 1 июля 2006 г. Окружное государственное учреждение «Эхирит-Булагатская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу» - переименование, постановление Главы администрации УОБАО от 16 июня 2006 г. №208-П; с 3 декабря 2007 г. Пожарная часть ГПС №1 МЧС России по Эхирит-Булагатскому району – создание, приказ ГУ МЧС России по УОБАО от 28 июня 2007 г. №107; с 1 января 2009 г. Отряд ГПС МЧС России по УОБАО, Пожарная часть ГПС №1 МЧС России по Эхирит-Булагатскому району, приказ МЧС России от 28 августа 2008 г. №507, приказ Главного управления МЧС России по Иркутской области от 26 ноября 2008 г. №714; с 30 ноября 2011 г. ФГКУ «12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» (переименование): ПЧ-43, приказ МЧС России от 18 октября 2011 г. №614; с 1 апреля 2016 г. ФГКУ «12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» (переименование): СЧ-43, приказ Главного управления МЧС России по Иркутской области от 15 января 2016 г. №27; с 1 июля 2019 г. Пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы №2 (п. Усть-Ордынский) Главного управления МЧС России по Иркутской области: ПЧ-43 (п. Усть-Ордынский), приказ МЧС России от 30 апреля 2019 г. №249, приказ Главного управления МЧС России по Иркутской области от 30 апреля 2019 г. №351.

Из Устава ОГУ «Эхирит-Булагатская пожарная часть Центра по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», утвержденного приказом от 21 марта 2005 г. следует, что учреждение создано путем реорганизации в форме преобразования Эхирит-Булагатской пожарной части управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», является правопреемником Эхирит-Булагатской ПЧ ОГПС МЧС России УОБАО. Учредителем пожарной части является Центр по материально-техническому обеспечению мероприятий в области выполнения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Имущество пожарной части находится в окружной государственной собственности и закреплено за пожарной частью на праве оперативного управления. Основными источниками финансирования пожарной части являются средства, выделяемые в установленном порядке из окружного бюджета.

Из Устава ОГУ «Эхирит-Булагатская пожарная часть Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу», утвержденного приказом от 19 июня 2006 г. следует, что учреждение создано путем преобразования ОГУ «Эхирит-Булагатская пожарная часть Центра по делам ГОСЧ и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», является правопреемником ОГУ «Эхирит-Булагатская пожарная часть Центра по делам ГОСЧ и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа». Учредителем пожарной части является Центр по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Имущество пожарной части находится в окружной государственной собственности и закреплено за пожарной частью на праве оперативного управления. Основными источниками финансирования пожарной части являются средства, выделяемые в установленном порядке из окружного бюджета.

Из Устава Пожарной части Государственной противопожарной службы №1 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Эхирит-Булагатскому району, утвержденного приказом от 21сентября 2007 г. следует, что учреждение создано на основании Приказа МЧС России №631 от 30 декабря 2004 года и Приказом начальника Главного управления МЧС России по У-ОБАО №108 от 11 июля 2007 г. Учредителем ПЧ ГПС №1 МЧС России по Эхирит-Булагатскому району является Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Финансирование осуществляется за счет средств федерального и окружного бюджета через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя частично исковые требования, проанализировав представленные доказательства и установив, что с учетом данных индивидуального лицевого счета, пояснений работодателя, содержащихся в отзыве на исковое заявление служба истца проходила в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, в должностях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. № 437 (ред. от 26 мая 2009 г.) «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что спорный период трудовой деятельности с 15 сентября 1997 г. по 30 апреля 2005 г. подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, что послужило основанием для признания незаконным решения Управления Пенсионного фонда России в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) № 118 от 24 февраля 2021 г. в части отказа во включении ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода трудовой деятельности с 15 сентября 1997 г. по 30 апреля 2005 г.; возложении обязанности на ответчика зачесть ФИО1 период трудовой деятельности с 15 сентября 1997 г. по 30 апреля 2005 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Отказывая в удовлетворении требований о включении в льготный стаж периода прохождения службы в рядах Советской Армии с 26 октября 1980 г. по 10 октября 1982 г. суд исходил из того, что работа истца, как до службы в армии, так и по окончании периода службы в Вооруженных Силах не предусмотрена ни Списками №1 и №2 1956 года, ни Списком производств и профессий работниц текстильной промышленности 1967 года.

Оставляя без удовлетворения требования истца о включении периода работы с 1 мая 2005 г. по 31 июля 2007 г. в должности пожарного в Окружном государственном учреждении Эхирит-Булагатская пожарная часть государственной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, суд первой инстанции верно указал, что в спорный период истец не являлся работником государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, работал в Государственной противопожарной службе субъекта Российской Федерации, что не дает право на включение указанного спорного периода в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом необходимый для назначения досрочной пенсии по старости стаж на соответствующих видах работ у ФИО5 составил менее 25 лет и на момент обращения в пенсионный орган 15 февраля 2021 г. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» у истца не возникло. В связи с чем требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости также оставлены без удовлетворения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд, руководствуясь нормами действующего гражданского законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права при разрешении данного спора судом применены верно.

Вопреки доводам жалобы истца о том, что он осуществлял должностные обязанности не меняя места работы на протяжении более 23 лет, судом первой инстанции установлено, что с 1 мая 2005 г. по 31 июля 2007 г. работодателем истца являлось ОГУ «Эхирит-Булагатская пожарная часть Центра по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», далее переименованная на основании постановления Главы администрации УОБАО от 16 июня 2016 г. № 208-П в ОГУ «Эхирит-Булагатская пожарная часть Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу», в связи с чем истец не являлся работником государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, поскольку в спорный период с 1 мая 2005 г. по 31 июля 2007 г. работал в Государственной противопожарной службе субъекта Российской Федерации.

Ссылка в жалобе истца на то, что служба в Советской Армии подлежит зачету в трудовой стаж истца в календарном исчислении, с учетом которого его льготный трудовой стаж на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составлял более 25 лет, не принимается судебной коллегией во внимание, как основанная на неверном толковании норм права.

Судом достоверно установлено, что ФИО1 до службы в армии работал в совхозе «Усть-Ордынский» с 25 августа 1978 г. до 20 октября 1980 г. в качестве рабочего, после службы в армии работал в Булусинской средней школе с 10 ноября 1982 г. до 01 июля 1983 г. в качестве шофера, при этом в указанный период времени действовало положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. №590, согласно положениям которого, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на поземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. «а» и «б» п.16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (пп. «в» п.16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п.109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий).

По мнению судебной коллегии, на основании всех установленных по данному делу обстоятельств, суд первой инстанции дал аргументированное суждение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований истца о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 15 февраля 2021 г. и включении в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости оспариваемых им периодов работы. При этом верно пришел к выводу о том, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лишь лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Доводы жалобы представителя ответчика о том, что включение периодов работы в противопожарных службах субъектов Российской Федерации, в том числе Усть-Ордынского Бурятского Автономного округа, в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрено, судебная коллегия расценивает как не состоятельные, так как в данной части суд первой инстанции привёл подробный правовой анализ имеющихся в материалах дела справок, заложив их в основу принятия судебного решения по настоящему гражданскому делу и оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется.

Соглашаясь с принятым по делу решением, судебная коллегия учитывает требования действующего законодательства, из которого установлено следующее.

В соответствии со ст. 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ) Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. В Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Из анализа вышеуказанного законодательства следует, что до 1 января 2005 г. отсутствовало понятие «противопожарная служба субъектов Российской Федерации», как и отсутствовала сама противопожарная служба субъектов Российской Федерации в принципе, судебная коллегия находит, что истец не мог работать на должностях противопожарной службы субъектов Российской Федерации в силу того, что он работал на Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), в связи с чем, он обладает правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Доводы апелляционных жалоб как истца, так и представителя ответчика, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционных жалобах не содержится, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих за собой отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем, решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 20 октября 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Судья-председательствующий М.А. Герман

Судьи В.В. Коваленко

Н.А. Сальникова

Мотивированное апелляционное определение составлено 22 февраля 2022 г.