ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3770/20 от 27.11.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0004-01-2020-004185-05

Судья Макарова Т.В.

Дело № 2-3770/2020 (33-15256/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27.11.2020

г. Екатеринбург

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ивановой Т.С.

судей Зоновой А.Е., Сорокиной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощниками судей Волковым К.В., Безумовой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда материалы гражданского дела по иску ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» о признании действий незаконными, возложении обязанности поступившие,

по апелляционной жалобе истца,

на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 14.08.2020.

Заслушав доклад судьи Ивановой Т.С., объяснения истца поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей ответчика, третьего лица ФИО2, ФИО3, возражавших против доводов апелляционной жалобы судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

истец 09.06.2020 обратился с иском к ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» о признании действий незаконными в части возвращения заявления об оплате понесенных расходов на перевозку домашних вещей, возложении обязанности принять заявление об оплате понесенных расходов на перевозку домашних вещей.

В обоснование заявленных требований указал, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. В связи с переездом к избранному месту жительства обратился к ответчику с заявлением об оплате расходов затраченных на перевозку домашних вещей из г. Благовещенска в г. Верхняя Пышма Свердловской области. К заявлению приложил договор транспортной экспедиции, квитанцию об оплате на сумму 35000 руб. 00 коп., акт доставки груза, накладную на выдачу сборного груза, реквизиты расчетного счета. Заявление истца возвращено ответчиком без рассмотрения. Истец полагал, что действия ответчика по возврату заявления об оплате расходов по перевозке домашних вещей нарушает его право, предусмотренное п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на бесплатный провоз личного имущества.

Ответчик исковые требования не признал, в отзыве на исковое заявление (л.д. 27) представитель ответчика указал, что причиной для возвращения документов послужило не предоставление истцом документов установленной формы.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 14.08.2020 в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» о признании действий незаконными, возложении обязанности отказано.

С таким решением не согласился истец, принес на него апелляционную жалобу, в которой указал, что не согласен с решением суда в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») и несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе истец указывает на тот факт, что суд применил нормы действующего законодательства к отношениям, которые возникли до вступления в силу данных актов. Основание отказа в произведении выплаты (не представление истцом документов установленной формы) является неправомерным, поскольку документы, которые требует у истца ответчик, начали выдаваться военнослужащим через много лет, после увольнения истца с военной службы, в связи со вступлением в силу приказа Министерства обороны. При этом такие документы не выдавались и не выдаются ранее уволенным военнослужащим, что не может лишать их права, предусмотренного п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку это умаляет права ранее уволенных военнослужащих по сравнению с теми, кто уволен в период действия нового приказа Министерства обороны и может получить новые (ранее не предусмотренные) воинские перевозочные документы.

В заседание суда апелляционной инстанции 27.11.2020 явились:

- истец, поддержавший доводы апелляционной жалобы,

- представитель ответчика ФИО2, представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации, возражавшие против доводов апелляционной жалобы, указавшие, что причиной не оплаты истцу счета, подтверждающего перевезенный им груз, является не предоставление истцом воинских перевозочных документов, предусмотренных «Порядком, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте», утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27.12.2017 № 815, а именно, не представление истцом воинских перевозочных документов формы 1 и формы 2. Не оспаривали, что представленные истцом ответчику документы подтверждают объем и стоимость перевезенных истцом вещей от прежнего места жительства на новое место жительства другими видами транспорта и не оспаривали, что истец является лицом, имеющим право на такую перевозку в соответствии с п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (телефонограммы, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены к отношениям сторон положения п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на которых основано решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований, в связи с чем решение суда подлежит отмене, по делу должно быть постановлено новое решение об удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий ответчика по возврату заявления об оплате понесенных расходов и истребовании документов и подлежит удовлетворению требование о возложении на ответчика обязанности оплатить расходы истца на перевозку личного имущества по маршруту: г. Благовещенск - г. Верхняя Пышма Свердловской области на сумму 35000 руб. 00 коп.

К указанному выводу судебная коллегия приходит с учетом следующего.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.

Исходя из правового статуса военнослужащих, обусловленного в том числе условиями прохождения военной службы в месте, отличном от предыдущего места военной службы, в п. 1.2 ст. 20 указанного Федерального закона закреплено право уволенных военнослужащих при переезде к новому месту жительства на перевоз на безвозмездной основе личного имущества. Такой перевоз осуществляется железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн. Содержание названной нормы закона указывает на то, что целью социальной гарантии в виде безвозмездного перевоза личного имущества уволенного военнослужащего является компенсация транспортных расходов, понесенных им при переезде к новому месту жительства, а сам перевоз может быть осуществлен различными видами транспорта (за исключением воздушного) с возмещением фактических расходов не выше стоимости перевоза железнодорожным транспортом в контейнере массой 20 тонн.

Ответчиком, третьим лицом не оспаривалось, что истец является лицом, имеющим право на такую перевозку в соответствии с п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку уволен с военной службы и впервые переезжает после увольнения к избранному месту жительства. Не оспаривалось, что представленные истцом платежные документы могут быть приняты к оплате (л.д. 10-14), что вид и характер перевозки, вид транспорта, объем груза полностью соответствуют требованиям указанной нормы, истец является лицом, переезжающим на избранное место жительство впервые после увольнения с военной службы, перевозимый им груз не превышает установленных нормативов, избранный вид транспорта соответствует требованиям.

В то же время, основанием для отказа в удовлетворения требования истца, явилось отсутствие у него воинских перевозочных документов, предусмотренных «Порядком, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте», утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27.12.2017 № 815, а именно, не представление истцом воинских перевозочных документов формы 1 и формы 2 (л.д. 27-31).

Пунктом 68 указанного Порядка предусмотрено, что гражданам, уволенным с военной службы, в военных комиссариатах по месту пенсионного (воинского) учета, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих-граждан, проходивших военную службу по контракту, в военном комиссариате по месту жительства членов семей выдаются воинские перевозочные документы для проезда и перевозки личного имущества от места жительства, указанного в справке, к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения военнослужащего с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью), с учетом изменений возраста детей военнослужащего-гражданина, состава семьи и выбора места жительства, произошедших после увольнения военнослужащего с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью). Основанием для выдачи воинских перевозочных документов являются следующие документы: заявление гражданина о выдаче воинских перевозочных документов; документ, удостоверяющий личность гражданина; выписка из приказа командира воинской части об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части; справка, указанная в настоящем пункте, и документ, подтверждающий место жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина на момент увольнения военнослужащего с военной службы или гибели (смерти) военнослужащего-гражданина, если эти сведения не указаны в справке; извещение о гибели (смерти) военнослужащего-гражданина или иной документ, подтверждающий факт его гибели (смерти).

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что истец ФИО4 является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно выпискам из приказов командира войсковой части по личному составу от 12 мая 1996 года № 048 и 29 июля 1996 года № 152 ФИО4 досрочно уволен с военной службы, с зачислением в запас по п. «а» ч. 2 ст. 49 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями), исключен из списков личного состава воинской части № 26381, направлен на временный учет в Октябрьский РВК Амурской области с последующим убытием в Ленинский РВК г. Екатеринбурга.

11 марта 2020 года ФИО4 обратился к военному комиссару г. Верхняя Пышма Свердловской области с заявлением об оплате перевозки домашних вещей по маршруту г. Благовещенск Амурской области до г. Верхняя Пышма Свердловской области, являющегося местом постоянного проживания, в сумме 35000 рублей.

К заявлению истцом были представлены договор транспортной экспедиции № 323 от 05 декабря 2019 года, квитанция от 06 декабря 2019 года, акт от 05 декабря 2019 года, накладная на выдачу груза от 10 января 2020 года, реквизиты лицевого счета.

19 марта 2020 года ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» возвратил без исполнения документы по обращению истца о возмещении проезда и перевозки имущества к избранному месту жительства, в связи с непредоставлением документов: посадочного талона, электронного билета, воинских перевозочных документов, квитанции в приеме груза к перевозке, описи домашних вещей, счета-фактуры, приложения к акту выполненных работ, коммерческого предложения об оказании услуг к акту выполненных работ № 9 от 05 декабря 2019 года, оригинала кассового чека на сумму 35000 рублей, справки о том, что заявитель является пенсионером.

Оспаривая указанные действия ответчика, истец указывал, что оснований для возвращения документов не имелось, поскольку ему не выдавались военные перевозочные документы, запрошенные ответчиком, предусмотренные Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 года № 815, так как истец был уволен задолго до принятия такого приказа. На момент увольнения истца с военной службы действовал приказ Министра обороны СССР от 08 октября 1984 года № 200 «О введении в действие Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них», которым выдача войсковыми частями по месту увольнения с военной службы требования Формы 1, указанной ответчиком, с записью о том, что военнослужащему при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества не выдавались, предусмотрена не была. Истец указывал, что он объективно не может выполнить требование ответчика о предоставлении документов, введенных в 2017 году, его личное дело поступило в военкомат по избранному им месту жительства и на территории по месту службы не находится, в связи с чем ему не могут быть выданы запрошенные ответчиком воинские перевозочные документы указанных ответчиком форм ни войсковой частью, ни военкоматом по месту службы, поскольку он состоит на учете у ответчика и здесь находится его личное дело. Формальная невозможность представить конкретные воинские перевозочные документы, при том, что ответчиком не оспаривается право истца на соответствующую социальную гарантию, характер и вид перевозки, соответствие объема перевозимого груза требуемую, основания перевоза личного имущества, достоверность платежных документов, по мнению истца, не может лишать его права на предоставление социальной гарантии.

Суд первой инстанции, разрешая спор, обоснованно указал в решении, что обязанность Министерства обороны Российской Федерации по возмещению расходов, связанных с перевозкой личного имущества, установленная в настоящее время ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ранее предусматривалась ст. 20 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего на момент увольнения истца. Согласно указанной норме в случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, предписано возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет.

Аналогичные положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 нормы содержались в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06 июля 1994 года № 806 «О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленных законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих», которое утратило силу, в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354.

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 08 июня 2000 года № 300 «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, командующему Воздушно-десантными войсками, командующим объединениями, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам предписано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, в том числе расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции отправления и от станции назначения к новому месту проживания на основании документов, подтверждающих перевозку.

Приказом Министра обороны РФ от 27 декабря 2017 года № 815 определен Порядок, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте.

Согласно указанному Порядку в Вооруженных Силах Российской Федерации используются такие воинские перевозочные документы: требование № 1 (требование на перевозку воинских пассажиров), требование № 2 (требование-накладная для расчетов за воинские перевозки с транспортными организациями). Требования № 2 выдаются для перевозки в том числе личного имущества военнослужащих и граждан.

Требования № 2 предъявляются транспортным организациям при оформлении документов на оплату за перевозку личного имущества военнослужащих и граждан, а также оказание других транспортных услуг.

Воинские перевозочные документы подписываются командирами воинских частей, их заместителями или иными уполномоченными лицами. Основанием для выдачи воинских перевозочных документов или справок, указанных в являются приказы (выписки из приказов) командира воинской части об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части. Приказ о выдаче воинских перевозочных документов издается на основании соответствующего распорядительного документа и (или) рапорта военнослужащего, заявления гражданина о выдаче воинских перевозочных документов и документов, подтверждающих их право на проезд и (или) перевозку личного имущества на безвозмездной основе.

В военных комиссариатах муниципальных образований воинские перевозочные документы выдаются в указанных в настоящем Порядке случаях гражданам, уволенным с военной службы, на основании их заявлений о выдаче воинских перевозочных документов и документов, подтверждающих их право на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, без издания приказа военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований).

В случае если при подаче гражданином заявления о выдаче воинских перевозочных документов в военном комиссариате отсутствуют документы, подтверждающие его право на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, они запрашиваются военным комиссариатом в воинской части по месту прохождения пенсионного (воинского) учета гражданина, уволенного с военной службы, или в архиве.

В случае направления военным комиссариатом в соответствии с п. 23 указанного Порядка запросов для получения документов, подтверждающих право гражданина на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, срок выдачи воинских перевозочных документов не должен превышать 60 дней со дня подачи гражданином в военный комиссариат заявления о выдаче воинских перевозочных документов.

Гражданам, уволенным с военной службы, в военных комиссариатах по месту пенсионного (воинского) учета, выдаются воинские перевозочные документы для проезда и перевозки личного имущества от места жительства, указанного в справке, к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения военнослужащего с военной службы.

С учетом указанного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что реализация права на бесплатный проезд и провоз личного имущества к избранному месту жительства сохраняется за уволенным военнослужащим и членами его семьи один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы с условием предоставления в военный комиссариат требования формы 1, подлежащего выдаче воинской частью с указанием, что при увольнении военнослужащий не использовал данное право.

В то же время, судом первой инстанции не установлены юридически значимые обстоятельства и не проверены доводы истца относительно не получения им по месту службы в военкомате и войсковой части требуемых ответчиком воинских перевозочных документов и не учтено, что на момент увольнения истца действовали иные нормативные акты, устанавливающие иные перевозочные документы (Приказ Министра обороны СССР от 08 октября 1984 № 200 «О введении в действие Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них»), которые не были получены истцом при увольнении в 1996 году по месту службы (Амурская область), а также документы, требуемые ответчиком, предусмотренные Приказом Министра обороны РФ от 27 декабря 2017 года № 815, не выдавались истцу по месту службы в Амурской области или иными воинскими частями и военными комиссариатами.

Судом также, по мнению судебной коллегии, не учтено, что ответчик, обосновывая отказ оплатить истцу перевозку имущества к избранному месту жительства, указал на необходимость предоставления истцом документов, которые не предусмотрены для оплаты перевозки личного имущества (посадочного талона, электронного билета), в то время, как в заявлении от 11.03.2020 (л.д. 6) истец просил только об оплате компенсации за перевозку личного имущества.

Судебной коллегией для проверки доводов апелляционной жалобы истца и установления юридически значимых обстоятельств, которые не были установлены судом первой инстанции, запрошено у ответчика и исследовано в судебном заседании 27.11.2020 личное дело майора ФИО1 № КА-102925, материалами которого подтверждается, что истцом ранее (в период после увольнения с военной службы и до момента обращения к ответчику 11.03.2020) не было реализовано право, предусмотренное п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Материалами личного дела ФИО1 № КА-102925 подтверждаются доводы истца о том, что воинские перевозочные документы ни по формам, установленным законодательством в период увольнения истца, ни по формам, установленным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 года № 815 (на не предоставление которых как на основание отказа в выплате указывал ответчик) истцу ранее не выдавались и им ранее не использовались. Личное дело истца находилось у ответчика, которому возвращено после исследования судебной коллегией.

С учетом изложенного выше, судебная коллегия приходит к выводу о том, что лишение истца социальной гарантии, предусмотренной п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», по формальным основаниям, не может быть признано законным.

Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 14.08.2020 отметить.

Исковые требования ФИО1, к ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» о признании действий незаконными, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконными действия федерального казенного учреждения ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» по возврату ФИО1 заявления об оплате понесенных расходов и истребовании документов.

Обязать ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» оплатить ФИО1 расходы на перевозку личного имущества по маршруту: г.Благовещенск - г. Верхняя Пышма Свердловской области на сумму 35000 рублей 00 копеек.

Председательствующий: Т.С. Иванова

Судьи С.В. Сорокина

А.Е. Зонова