ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-377/2021 от 21.06.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Занданова С.Г.Судья-докладчик Амосов С.С.

по делу № 33-4158/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Амосова С.С.,

судей Кислицыной С.В. и Ринчинова Б.А.,

при секретарях Шаломовой А.С. и Рец Д.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-377/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности за неучтенное потребление электрической энергии

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания"

на решение Усольского городского суда Иркутской области от 24 февраля 2021 г. по данному делу.

Заслушав доклад судьи Амосова С.С., объяснения представителя ООО "Иркутскэнергосбыт" по доверенности ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения ФИО1 и ФИО2 о согласии с решением, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

установила:

в обоснование исковых требований общество с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" (сокращенное наименование - ООО "Иркутскэнергосбыт") указало, что ФИО1 является бытовым потребителем электрической энергии по договору энергоснабжения, заключенному с энергоснабжающей организацией ООО "Иркутскэнергосбыт".

Энергоснабжение осуществляется по адресу: <адрес изъят> Абонент имеет задолженность по акту Номер изъят от Дата изъята в размере 112 461,03 рублей.

Дата изъята при проведении проверки был выявлен факт отсутствия на вводном автомате контрольной пломбы, установлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.

Данное обстоятельство послужило основанием для перерасчета платы за коммунальную услугу исходя из норматива потребления, установленного в соответствии с приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31 мая 2013 г. №27-мпр, приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 23 августа 2016 г. № 90-мпр, за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета с повышающим коэффициентом 10. Объем доначислений составил 148955 кВт/час.

ООО "Иркутскэнергосбыт" просило взыскать с ФИО1 задолженность по оплате за потребленную электрическую энергию в размере 112 461,03 рублей и расходы на уплату государственной пошлины в размере 3 449,22 рублей.

По ходатайству представителя истца определением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 3 февраля 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО2

Решением Усольского городского суда Иркутской области от 24 февраля 2021 г. в удовлетворении исковых требований ООО "Иркутскэнергосбыт" отказано полностью.

В апелляционной жалобе представитель ООО "Иркутскэнергосбыт" по доверенности ФИО3 просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Как указывает заявитель апелляционной жалобы ответчик ФИО1, как собственник, и ответчик ФИО2 как член семьи собственника, являются потребителями электрической энергии, и были обязаны обеспечить сохранность пломбы на вводном автомате, расположенном до прибора учета.

При этом факт нарушения пломбы из-за неисправного вводного автомата ответчики не оспаривали. Отсутствие пломбы создает возможность несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, искажению данных об объеме потребленной электроэнергии. Открывается доступ к токоведущим частям до узла учета.

Вводной автомат входит в состав системы учета и не может рассматриваться как отдельный элемент, подлежит обязательной опломбировке. Суд указал, что номинал вводного автомата не соответствовал разрешенной мощности, а потому, сгорел. Однако ответчики заявку в ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на увеличение мощности не подавали.

Решением суда подтверждено, что ФИО2 Дата изъята обратился с заявкой в ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на опломбировку вводного автомата в связи с заменой (ответчик самостоятельно заменил автомат без согласования с ресурсоснабжающей организацией). Законодательством четко определен порядок уведомления исполнителя о выходе из строя прибора учета, и порядок действий. Этот порядок не был соблюден, вывод суда об отсутствии информации о телефонах аварийной службы не соответствует обстоятельствам дела, такая информация размещена в открытом доступе в сети "Интернет" на официальных сайтах сетевой и ресурсоснабжающей организации.

Также заявитель апелляционной жалобы указывает, что акт о безучетном потреблении соответствует законодательству.

Относительно апелляционной жалобы поступили возражения в письменной форме от ФИО2, ФИО1, в которых изложена просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.

Представитель третьего лица ОГУЭП "Облкоммунэнерго" надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Сведений о причинах неявки не представлено.

Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса рассмотрела дело в отсутствие представителя третьего лица.

Проверив материалы дела, рассмотрев его, согласно части 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия отменила решение суда первой инстанции по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от Дата изъята Номер изъят собственником земельного участка с расположенным на нем жилым домом по адресу: <адрес изъят> является ФИО1

По указанному выше адресу постоянно проживают четыре человека: ФИО4, ФИО2, двое малолетних детей

Дата изъята работниками Усольского подразделения филиала ОГУЭП "Облкоммунэнерго" "Ангарские электрические сети" ФИО7, ФИО8 проведена внеплановая проверка расчетного прибора учета - электрического счетчика Номер изъят, установленного на фасаде дома. В результате проверки было установлено, что на вводном автомате отсутствует пломба ЭСО (энергоснабжающая организация). Действительный номинал вводного автомата не соответствует разрешенной мощности. Пломба снята самовольно без согласования с ЭСО. Предложено установить вводной автомат под опломбировку до прибора учета, сделать заявку на опломбировку, установить на границе балансовой принадлежности.

Актом Номер изъят от Дата изъята указанными лицами установлен факт несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета.

По результатам проверки расчетного прибора учета Дата изъята составлен расчет объемов доначислений за период с Дата изъята по Дата изъята (4922 кВт/ч : 30.4* 92 дня * 10) в размере 148 955 кВт/час.

Согласно расчету задолженности, указанная величина безучетного потребления - 148 955 кВт/час, умноженная на действующий тариф - 0,755, сумма доначислений составила 112 461 рубль 3 копейки.

Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что ответчики действовали в условиях чрезвычайной ситуации. Несанкционированное вмешательство в вводной автомат осуществлено ответчиком для предотвращения нарушения системы отопления в жилом помещении, обеспечения безопасности малолетним детям.

Действия ответчиков имели место в силу крайней необходимости, в условиях низких температур. Ответчиком ФИО2 предпринимались меры по уведомлению сетевой организации ОГУЭП "Облкоммунэнерго" о выходе из строя вводного автомата и его замене, проведении опломбировке по трем номерам телефонов. Найти номера телефонов аварийной службы можно в сети "Интернет", какого-либо договора или иного документа, подтверждающего информирование ответчиков при предоставлении коммунальной услуги по энергоснабжению о необходимости обращения в аварийную службу, суду не представлено. Ответчик Дата изъята обратился в сетевую организацию с просьбой провести пломбировку автомата в связи с заменой, и только Дата изъята был осуществлен выезд работников ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на осмотр энергоустановки.

Суд также указал, что истцом не представлено доказательств причинения убытков нарушением пломбы на вводном автомате, не установлено фактов извлечения ответчиками какого-либо неосновательного обогащения вследствие своих действий. Иск заявлен в нарушение принципа недопустимости злоупотребления правом, предусмотренного статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами (пункт 1 статьи 541 Кодекса).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу пункта 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

На основании пункта 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 6 (далее - Правила № 6), потребитель обязан обеспечивать содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями названных Правил и других нормативно-технических документов. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов и инструкций заводов-изготовителей (пункт 2.11.4 Правил № 6).

Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений (подпункт 3.5 пункта 3 Правил учета электрической энергии, утв. Минтопэнерго России 19 сентября 1996 г., Минстроем России 26 сентября 1996 г.).

В соответствии с пунктом 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года №442 (Основные положения и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Из указанных правовых норм и условий договора энергоснабжения следует, что обязанность содержать в исправности приборы учета и оборудование электрической энергии, обеспечивать сохранность пломб, а также соблюдать установленный режим потребления энергии лежит на абоненте-потребителе.

Пунктом 167 Основных положений предусмотрено право организаций, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций) и сетевых организаций, в соответствии с разделом Х названных Положений проверять соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований данных Основных положений, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводить проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Безучетное потребление - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и данным документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности) (абзац 8 пункта 2 Основных положений).

Согласно подпункту "б" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила №354) потребитель обязан при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем.

Как предусмотрено подпунктом "г" пункта 9 Приложения N 1(1) "Типовой договор холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления" Правил №354, потребитель обязан в случае выхода прибора учета из строя (неисправности), в том числе неотображения прибором учета результатов измерений, нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки, механического повреждения прибора учета, превышения допустимой погрешности показаний прибора учета, истечения межповерочного интервала поверки прибора учета незамедлительно известить об этом ресурсоснабжающую организацию и сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности).

В случае, если требуется проведение демонтажа прибора учета, потребитель обязан известить ресурсоснабжающую организацию не позднее чем за 2 рабочих дня до проведения соответствующих работ. Выполнять демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж в присутствии представителей ресурсоснабжающей организации, за исключением случаев, если такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении (подпункт "д" пункта 9 Приложения N 1(1) Правил №354).

Из материалов дела следует, что такая обязанность ответчиками не была исполнена, опломбированный вводной автомат был заменен ими самостоятельно, без извещения представителя исполнителя о наличии аварийной ситуации, о необходимости замены вводного автомата и присутствия при этом представителей ресурсоснабжающей организации.

Объяснения ответчиков в совокупности с показаниями свидетелей не подтверждают невозможности исполнения этой обязанности. Никаких объективных препятствий для этого материалами дела не установлено.

При этом судом первой инстанции признано, что информация о необходимых телефонах аварийно-диспетчерской службы размещена в сети "Интернет".

Между тем, судом не установлено, материалами дела не подтверждено, что необходимая информация не размещалась исполнителем услуг в соответствии с положениями подпункта "п" пункта 31 Правил N 354 в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения.

Ответчики не доказали, что были по объективным причинам лишены возможности узнать телефоны аварийно-диспетчерской службы и сообщить исполнителю коммунальных услуг о возникновении аварийной ситуации, либо сообщить об этой ситуации непосредственно исполнителю. Собственник энергоустановки обязан знать правила ее эксплуатации и порядок действий в аварийных ситуациях, который установлен законодательством.

Таким образом, ответчиками не исполнены требования законодательства, определяющего порядок действий при возникновении аварийной ситуации, связанной с повреждением оборудования прибора учета электрической энергии.

Согласно пункту 81(11) Правил N 354 (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

Пунктом 136 (абзацы четвертый и пятый) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 предусмотрено, что под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.

Под системой учета для целей настоящего документа понимается совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной и более точек поставки.

В силу пункта 1.5.36 Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003), для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику.

Согласно пункту 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 6, энергоснабжающая организация должна пломбировать токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты.

Исходя из приведенных выше нормативных положений, вводной автомат относится к связующим компонентам, входящим в систему учета. Нарушение пломбы на этом устройстве квалифицируется как свободный доступ к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

В такой случае производится доначисление платы по специальной формуле. Истцом составлен правильный расчет задолженности исходя из предусмотренных нормативов, количества проживающих в жилом доме лиц, установленного прибора учета в жилом помещении, за три месяца, с применением повышающего коэффициента 10.

Так как ответчиками самостоятельно произведено вмешательство в работу прибора учета, сорвана пломба вводного автомата, такое действие, в силу вышеприведенных норм материального права, признается безучетным потреблением электрической энергии.

Предъявление ООО "Иркутскэнергосбыт" исковых требований к ФИО1 и ФИО2 о взыскании задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию нельзя квалифицировать в качестве злоупотребления правом.

В данном случае, исполнитель не был извещен потребителем о возникновении аварийной ситуации на вводном автомате, не извещался о необходимости замены этого автомата со снятием пломбы, до самой замены, и не мог присутствовать при проведении таких работ. Ответчики могли быть освобождены от обязанности погасить задолженность по безучетному потреблению только в случае, если бы исполнитель был извещен об аварийной ситуации и необходимости проведения работ, и в срок, указанный в извещении, не прибыл для снятия пломбы с оборудования прибора учета.

Между тем, вины исполнителя не имеется, он не извещался потребителем о необходимости проведения работ по замене вводного автомата со снятием пломбы. Напротив, потребителем не соблюдена процедура извещения исполнителя, что свидетельствует о наличии вины потребителя в возникновении безучетного потребления электрической энергии.

Следовательно, требования ООО "Иркутскэнергосбыт" о взыскании задолженности правомерно предъявлены к собственнику жилого помещения ФИО1 и, на основании части 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к члену семьи собственника ФИО2, который, в силу этой нормы, несет солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением.

Расчет объема безучетного потребления и размера задолженности соответствует требованиям законодательства и ответчиками не оспаривался. Исковые требования подлежали удовлетворению.

Вместе с тем, истцом не представлены подлинные документы на уплату государственной пошлины в заявленном размере, этот вопрос может быть разрешен судом первой инстанции, при представлении соответствующих документов, в порядке статьи 103.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений абзаца третьего пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции".

Решение Усольского городского суда Иркутской области по данному делу подлежит отмене полностью по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку все юридически значимые обстоятельства установлены, судебная коллегия принимает новое решение об удовлетворении исковых требований ООО "Иркутскэнергосбыт" о взыскании в солидарном порядке с ФИО1 и ФИО2 задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию в размере 112 461 рубль 3 копейки.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

отменить решение Усольского городского суда Иркутской области от 24 февраля 2021 г. по данному делу полностью и принять по делу новое решение.

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" о взыскании задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию удовлетворить полностью.

Взыскать солидарно с ФИО1 и ФИО2 в пользу общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" задолженность по оплате за потребленную электрическую энергию в размере 112 461 рубль 3 копейки.

Судья-председательствующий

С.С. Амосов

Судьи

С.В. Кислицына

Б.А. Ринчинов