ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-377/2021 от 29.09.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Ревенко О.В. дело № 33-10808/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 29 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бабайцевой Е.А.,

судей Улицкой Н.В., Козлова И.И.,

при секретаре Пименовой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-377/2021 по исковому заявлению прокурора Иловлинского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении устранить нарушения жилищно-коммунального законодательства

по апелляционной жалобе администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области

на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 17 мая 2021 года, которым исковые требования прокурора Иловлинского района Волгоградской области удовлетворены. На администрацию Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить муниципальному унитарному предприятию «Новогригорьевское ЖКХ» техническое задание на разработку инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия «Новогригорьевское ЖКХ» сроком не менее чем на три года в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации № 641 от 29 июля 2013 года.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Улицкой Н.В., объяснения прокурора Еланскова В.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

у с т а н о в и л а:

прокурор Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении на ответчика обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить МУП «Новогригорьевское ЖКХ» техническое задание на разработку инвестиционной программы МУП «Новогригорьевское ЖКХ» сроком не менее, чем на три года.

В обоснование заявленных требований указал, чтов ходе проверки соблюдения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере в деятельности Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области установлено, что МУП «Новогригорьевское ЖКХ» осуществляет деятельность по оказанию услуг по водоснабжению населения Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области на основании постановления администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области № 10 от 1 февраля 2018 года, а также договора «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Новогригорьевское ЖКХ» №1 от 1 февраля 2018 года. За МУП «Новогригорьевское ЖКХ» закреплено на праве хозяйственного ведения следующее имущество: скважины № <...> года, № <...> года, № <...> года, № <...> года, расположенные в <адрес>, скважина № <...> года, расположенная в <адрес>, башня водонапорная 1980 года, расположенная в <адрес>, водопровод протяженностью 6650 м 1962 года, расположенный в <адрес>, водопроводы протяженностью 3121 м 1962 года, 7214 м 1985 года, расположенные <адрес>, башня водонапорная 1978 года, расположенная в <адрес>. Таким образом, МУП «Новогригорьевское ЖКХ» для предоставления услуг населению использует объекты водоснабжения, в том числе введенные в эксплуатацию более 45 лет назад, при этом ответчиком техническое задание МУП «Новогригорьевское ЖКХ» на разработку инвестиционной программы в целях приведения качества питьевой воды, подаваемой жителям Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области, в соответствии с установленными требованиями, реконструкции и ремонта систем водоснабжения и водоотведения не разрабатывалось и не утверждалось. По данному факту в адрес ответчика вынесено представление об устранении выявленных нарушений, на которое был дан ответ о том, что указанные нарушения устранены. Вместе с тем, согласно сообщению администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области № 126 от 9 марта 2021 года по результатам рассмотрения представления прокуратуры района техническое задание на разработку инвестиционной программы администрацией Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области не разрабатывалось и не утверждалось. Отсутствие инвестиционной программы МУП «Новогригорьевское ЖКХ» может привести к оказанию некачественных услуг по водоснабжению неопределенного круга лиц.

Судом постановлено указанное выше решение, об изменении которого в части установления срока исполнения решения суда в апелляционной жалобе ставит вопрос администрация Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, просит решение суда изменить, предоставить срок для исполнения решения суда – в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на то, что для разработки технического задания на разработку инвестиционной программы требуется заключить договор с организацией об оказании услуг, в настоящее время бюджет Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов утвержден.

Относительно доводов апелляционной жалобы были поданы возражения прокурором Иловлинского района Волгоградской области (л.д. 81-83).

Представитель МУП Новогригорьевское ЖКХ в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах своей неявки судебную коллегию не известил, глава Новогригорьевского сельского поселения просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства.

Статьей 19 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с закрепленными статьей 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» целями государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена как на достижение охраны здоровья и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, так и на обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Достижение указанных целей невозможно в отрыве от закрепленных настоящим Федеральным законом принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из которых законодателем осуществлено правовое регулирование в области водоснабжения и водоотведения.

К указанным принципам правового регулирования в рассматриваемых правоотношениях закон относит приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

Исходя из преследуемых целей и принципов государственного регулирования, федеральным законом организация развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения предусматривается на плановой и программной основе, подразумевающей техническое обследование централизованных систем водоотведения, разработку схем водоснабжения и водоотведения в соответствии с документами территориального планирования, определение плановых и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности и разработки на их основе инвестиционных программ в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (статьи 37 - 40 Федерального закона № 416-ФЗ).

В свою очередь, основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом: 1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 3) схемы водоснабжения и водоотведения; 4) плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды; 5) решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (часть 1 статьи 40 Федерального закона № 416-ФЗ).

В силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ.

В соответствии с частью 11 статьи 40 указанного Федерального закона порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 № 641 Правилам разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа) (пункт 6 Правил).

В пункте 7 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение указано, что техническое задание должно содержать:

а) перечень объектов капитального строительства абонентов, которые необходимо подключить к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, или перечень территорий, на которых расположены такие объекты, с указанием мест расположения подключаемых объектов, нагрузок и сроков подключения;

б) плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;

в) перечень мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов, которые должны быть достигнуты в результате реализации таких мероприятий;

г) перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.

В случаях, предусмотренных статьями 23, 24 и 40 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», техническое задание должно включать мероприятия, содержащиеся в планах мероприятий, плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, программе повышения экологической эффективности и плане мероприятий по охране окружающей среды.

Орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы (пункт 8 и 9 Правил).

Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области № 10 от 1 февраля 2018 года «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Новогригорьевское ЖКХ», а также договора № 1 от 1 февраля 2018 года «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения МУП «Новогригорьевское ЖКХ» осуществляет деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения населению Новогригорьевского сельского поселения.

На праве хозяйственного ведения за МУП «Новогригорьевское ЖКХ» закреплено следующее имущество:

- скважина № <...> года, расположенная в <адрес>,

- скважина № <...> года, расположенная в <адрес>,

- скважина № <...> года, расположенная в <адрес>,

- скважина № <...> года, расположенная в <адрес>,

- скважина № <...> года, расположенная в <адрес>,

- башня водонапорная 1980 года, расположенная в <адрес>,

- водопровод протяженностью 6650 метров 1962 года, расположенный в <адрес>,

- водопровод протяженностью 3121 метров 1962 года, расположенный в <адрес>,

- водопровод протяженностью 7214 метров 1985 года, расположенный в <адрес>,

- башня водонапорная 1978 года, расположенная в <адрес>.

В ходе проведенной прокуратурой Иловлинского муниципального района проверки исполнения требований жилищно-коммунального законодательства в деятельности администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области установлено, что у более 80% объектов водоснабжен6ия и водоотведения, расположенных на территории Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области и используемых МУП «Новогригорьевское ЖКХ» для предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению населению истек нормативный срок эксплуатации. Длительное время не проводятся работы по ремонту систем водоснабжения и водоотведения введенных в эксплуатацию в 50 – 60 годах прошлого века. Согласно протоколам испытаний, проведенных ТО Роспотребнадзора в рамках социально-гигиенического мониторинга, вода централизованных систем питьевого водоснабжения, отобранная из мониторинговых точек, расположенных на территории указанного сельского поселения не соответствует по санитарно-химическим показателям требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» по гигиеническим нормативам. Однако администрацией Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области техническое задание МУП «Новогригорьевское ЖКХ» на разработку инвестиционной программы, в целях приведения качества питьевой воды, подаваемой жителям Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области в соответствии с установленными требованиями, реконструкции и ремонта систем водоснабжения и водоотведения не выдавались, инвестиционные программы не разрабатывались и не утверждались.

24 августа 2020 года в адрес администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области вынесено представление прокурора Иловлинского района № 7-51-2020 об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере.

Как следует из ответа администрации Новогригорьевского сельского поселения № 126 от 9 марта 2021 года на запрос и.о. прокурора Иловлинского района технические задания на разработку инвестиционных программ не выдавались.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив вышеизложенные обстоятельства, указав, что инвестиционная программа МУП «Новогригорьевское ЖКХ» может быть разработана только на основании технического задания, выданного администрацией Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, при этом техническое задание на разработку инвестиционной программы МУП «Новогригорьевское ЖКХ» не разработано и не утверждено ответчиком, что может привести к оказанию некачественных услуг по водоснабжению неопределённому кругу лиц, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора, возложив на ответчика обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить МУП «Новогригорьевское ЖКХ» техническое задание на разработку инвестиционной программы МУП «Новогригорьевское ЖКХ» сроком не менее чем на три года в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации № 641 от 29 июля 2013 года.

Решение в данной части не обжалуется, и судебной коллегией в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется.

Судебная коллегия находит разумным установленный судом месячный срок для исполнения решения.

Несогласие ответчика с установленным судом сроком разработки и утверждения МУП «Новогригорьевское ЖКХ» технического задания на разработку инвестиционной программы основанием для изменения решения суда в части установленного срока являться не может, поскольку срок определен судом с учетом положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В случае объективной невозможности исполнения решения суда в установленный срок, ответчик не лишен права обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения при наличии к тому законных оснований (статья 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Недостаточность бюджетных средств для разработки и утверждения технического задания не является основанием для освобождения администрации от возложенных на нее законом обязанностей.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 17 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи