Судья: Энгель А.А. Гр. дело № 33-13739/2020 (Гр. дело № 2-3790/2020) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 23 декабря 2020 года г. Самара Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Занкиной Е.П. судей – Маликовой Т.А., Мельниковой О.А. при помощнике судьи Учаевой А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО3, ФИО4 в лице представителя ФИО5 на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 6 октября 2020 года, которым постановлено: «В удовлетворении требований отказать», заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маликовой Т.А., УСТАНОВИЛА: ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к Администрации г.о.Тольятти, в котором просили, с учетом уточнения, признать незаконным распоряжение заместителя главы городского округа Тольятти от 15.05.2020 г. № в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ФИО3, <данные изъяты> года рождения, с составом семьи 4 человека (супруг - ФИО3, <данные изъяты> г.р., супруга - ФИО4, <данные изъяты> г.р., дочь - ФИО1, <данные изъяты> г.р., сын - ФИО2, <данные изъяты> г.р.); признать незаконным распоряжение заместителя главы городского округа Тольятти от 02.06.2020 г. № в части отказа ФИО3, с составом семьи 4 человека, в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства; обязать администрацию г.о.Тольятти восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ФИО3 с составом семьи 4 человека (супруг ФИО6, супруга ФИО7, дочь ФИО1, <данные изъяты>г..р., сын ФИО2, <данные изъяты>г..р., с 22.11.2012г., обязать администрацию г.о. Тольятти выдать ФИО3, с составом семьи 4 человека, свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Судом постановлено указанное решение. В апелляционной жалобе ФИО3, ФИО4 просят решение суда отменить как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В заседании судебной коллегии представитель истцов ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Считает, что программа обеспечения жильем молодых семей не может содержать ограничения для лиц, приобретших жилое помещение с привлечением кредитных средств до внесения соответствующих изменений в подпрограмму. Представитель Администрации г.о.Тольятти ФИО8 просила решение суда оставить без изменения. Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом. В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В силу ст. 330 ГПК РФ, Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что решение суда указанным выше требованиям не отвечает, а потому подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Во исполнение указанных предписаний Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат устанавливался Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, а в настоящее время Приложение N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Из материалов дела следует, что 22.11.2012 на основании личного заявления в орган местного самоуправления администрации г.о. Тольятти, ФИО3, с составом семьи 2 человека (супруга -ФИО4., супруг -ФИО3), признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий и участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015гг. (дата признания нуждающимся в улучшении жилищных условий - 22.11.2012г.), согласно распоряжению заместителя мэра г.о. Тольятти № от 27.11.2012г. 28.02.2013г. ФИО3, ФИО4, приобрели на основании ипотечного кредита под залог недвижимости, заключенного между ними и ОАО <данные изъяты>, в совместную собственность квартиру, общей площадью 47,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. На основании договора о безвозмездной передаче квартиры в собственность от 17.03.1997 № также за ФИО3 04.03.2013г. зарегистрировано право собственности на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 23,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ у ФИО3, ФИО4, родились дети, в связи с чем, состав семьи ФИО3, изменился на 4 человека. Таким образом, семья Лино, с составом 4 человека, имеет общую площадь жилого помещения с учетом зарегистрированных прав на нежилые помещения, на одного члена 15,7 кв.м. 01.04.2020г. ФИО3 было направлено уведомление администрацией г.о. Тольятти о том, что их семья включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2020 г. по г.о. Тольятти. Согласно данному уведомлению, ФИО3, в соответствии с п. 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, для получения свидетельства о праве на получении социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилого строительства, необходимо предоставить заявление о выдаче свидетельства и документов. 16.04.2020г. ФИО3. ФИО4 обратились с заявлением в орган местного самоуправления администрации г.о. Тольятти, о предоставлении молодым семьям социальным выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. 15.05.2020 г. на основании распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти от №, семья Лино, на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодым семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017г. № 1710, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма - обеспеченность общей площадью жилого помещения более учетной нормы. Распоряжением от 2.06.2020г. № ФИО3 с составом семьи 4 человека отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с предоставлением не в полном объеме документов (п.33 Правил). Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что истцы в период с 04.04.2013 г. по 24.06.2016г. (рождение 2-го ребенка) были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи больше учетной нормы -12,0 кв.м., следовательно, в указанный период не являлись лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условиях. При этом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд принял во внимание, что Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, в отличие от ранее действовавшей Программы на 2002 - 2010 (действовала до 31.12.2010) возможность использования данной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам и займам на приобретение жилья, предоставленным молодым семьям - участникам подпрограммы, предусмотрена не была. Такая возможность введена Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575, которым пункт 2 Правил был дополнен подпунктом "е", предусматривающим использование социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 г. Вновь принятыми в 2011 году нормативными правовыми актами в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы возможность погашения молодыми семьями долга по жилищному кредиту средствами указанной выше социальной выплаты не предполагается, но при этом, обеспечивается защита в полном объеме прав и интересов тех молодых семей, которые получили жилищные кредиты при прежнем правовом регулировании до 01 января 2011 года и могли рассчитывать в момент их получения на погашение долга по этим кредитам за счет средств социальной выплаты. Поскольку срок действия подпрограммы на 2002 - 2010 годы истек, выплата в рамках подпрограммы на 2011 - 2015 годы произведена быть не может, поскольку такие выплаты производятся в пределах сроков их действия и в пределах выделенных на их реализацию из бюджета средств. С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что в силу пп. "г" п. 2 социальные выплаты используются для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а в силу пп. "е" п. 2, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 575, и для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Вновь принятые изменения Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2016 г. № 466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы" в п. «е» ст. 2 Правил, согласно которым, социальные выплаты можно стало использовать для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по эти кредитам или займам, вступило в законную силу 10.06.2016г., предполагает, что данные изменения относятся к подпрограмме «Жилище» на 2015-2020гг. Однако, истцы приобрели квартиру в 2013 году, т.е. до внесения изменении в федеральную программу «Жилище» на 2015-2020гг., и после внесения изменений в федеральную программу «Жилище» на 2011-2015гг., которая предусматривала возможность использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным до 01 января 2011г. Между тем, судебная коллегия с указанными выводами суда не соглашается, находит их основанными на неправильном применении норм материального права по следующим основаниям. Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В силу ч.2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2017г. № 1710, постановлением мэра г. Тольятти от 05.10.2005г. № 141-1/п «Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одинокого проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания гражданина малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории г.о. Тольятти, учетная норма площади жилого помещения, для данной категории гражданине может быть выше -12, кв.м., на одного члена семьи. В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище", Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил. В соответствии с пунктом 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В статье 56 ЖК Российской Федерации приведен перечень оснований для снятия с учета граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Этот перечень является исчерпывающим и носит императивный характер. На основании подпункта «б» п.6 Правил (подпункт «а» пункт 22 Правил) семья Лино, с составом 4 человека, распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от 15.05.2020 г. №, была исключена из числа участников мероприятия в связи с несоответствием молодой семьи требованию. Истцы, с составом семьи 4 человека, были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и исключены из числа участников в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, по причине их не нуждаемости в улучшении жилищных условий, т.е. по основанию, предусмотренному п.2 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации. Вместе с тем, при определении суммарной площади имеющихся жилых помещений для определения уровня обеспеченности была учтена площадь жилого помещения, приобретенного с использованием кредитных денежных средств по кредитному ипотечному договору, что признано судом обоснованным. Однако судебная коллегия в этой части с выводами суда не соглашается по следующим основаниям. В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, устанавливающие порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (пункт 1). Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. была утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Согласно федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы, она является продолжением программы на 2010-2015 годы Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2010 - 2015 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы. Согласно подпункту "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, являвшихся Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (введен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575), действовавшего на момент постановки семьи истцов на учет в качестве нуждающихся и приобретения жилого помещения за счет ипотечного кредита, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома полученным до 1 января 2011 г., за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы в подпункте "е" пункта 2 слова "полученным до 1 января 2011 г." исключены. В настоящее время п.п. «е» п.2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся Приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", также предусмотрено, что социальные выплаты используются для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита. Таким образом, в силу подпункта "г" пункта 2 Правил, социальные выплаты используются для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а в силу подпункта "е" пункта 2 Правил, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 575 с учетом последующих изменений, и для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Из материалов дела следует, что кредитный договор № от 28.02.2013г. заключен истцами с ОАО <данные изъяты> на приобретение квартиры по адресу: <адрес> стоимостью <данные изъяты>.. Обеспечением по основному договору является указанная квартира. Соответственно, на момент заключения молодой семьей истца кредитного договора от 28.02.2013г. действовала подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, предусматривающие возможность использования социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам. Поскольку истцы, как лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2010 - 2015 годы, не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, стали участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы. Таким образом, целевое назначение социальной выплаты, предоставляемой молодой семье - погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение (строительство) жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства. Вышеизложенное согласуется с гарантированными государством приоритетными целями поддержки молодых семей и улучшения их жилищных условий, а также статьей 2 Конституции Российской Федерации, из которой также следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом то обстоятельство, что жилое помещение с привлечением кредитных средств приобретено истцом до внесения изменений в Подпрограмму в 2016г., после чего жилье молодой семьей может приобретаться без ограничения по срокам получения кредитных средств, не может быть оценено таким образом, что молодые семьи, состоящие в списках участников Подпрограммы и приобретшие жилое помещение с привлечением кредитных средств до внесения соответствующих изменений в Подпрограмму, лишаются права на социальную выплату только по этому основанию. Такая дифференциация в реализации жилищных прав не может быть признана основанной на целях и задачах Подпрограммы. Кроме того, указанное ответчиком основание в виде нарушений требований подпункта "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья не подпадает под требования пункта 22 Правил для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Оценивая вышеуказанные обстоятельства, судебная коллегия полагает, что оснований для исключения семьи истца из списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" у администрации г.о. Тольятти не имелось. В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, право на получение социальной выплаты имеет молодая семья, отвечающая следующим требованиям: а) признанная в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях на момент заключения договора об улучшении жилищных условий; б) имеющая непогашенный остаток по договору об улучшении жилищных условий на момент рождения (усыновления) ребенка (детей); в) возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка (детей) не превышал 35 лет; г) ребенок (дети) в такой семье рожден (рождены) (усыновлен (усыновлены)) до 31 декабря 2015 года включительно. Пунктом 42 указанных выше Правил в случае использования социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, предусмотрен перечень представляемых в банк документов, в т.ч. договор банковского счета; кредитный договор (договор займа); выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на приобретенное жилое помещение или документы на строительство - при незавершенном строительстве жилого дома; справка кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом). Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что основанием для отказа молодой семье в получении социальной выплаты является несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 2.1 Порядка, которых судом апелляционной инстанции не установлено. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что истцами представлены документы, подтверждающие факт того, что жилое помещение приобретено, в том числе за счет кредитных денежных средств, а обязательства по возврату ипотечного кредита не исполнены. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 15.07.2020 N 1042 п. 7 Правил дополнен положением, согласно которому, при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита. В Письме Минстроя России от 14.10.2020 N 31071-ОГ/05 «О реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей» разъяснено, что признание молодых семей участниками мероприятия должно осуществляться в соответствии с пунктом 7 действующей редакции Правил, в отношении которого не принимались акты Правительства Российской Федерации о признании его утратившим силу. Соответственно, при определении уровня обеспеченности молодой семьи Лино общей площадью жилого помещения при условии использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" пункта 2 указанных выше Правил, жилое помещение, приобретенное за счет средств жилищного кредита, учету не подлежит. При таких обстоятельствах, оснований для исключения семьи Лино из списка молодых семей участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, также не имелось. Причиной отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения администрацией г.о. Тольятти является ссылка на п. 33 Правил, что не все необходимые документы были предоставлены для оформления выплаты. Из материалов дела усматривается, что Лино были предоставлены все необходимые документы для получения социальной выплаты. Исходя из целей, указанных в подпункте "е" пункта 2 вышеозначенных Правил, согласно которым социальные выплаты на приобретение жилья используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, с учетом того, что кредитный договор является ипотечным кредитом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у администрации г.о. Тольятти суда не было оснований для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Таким образом, распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти в части отказа Лино в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 г. № 1710, также подлежит отмене. Поскольку Лино представил администрации г.о. Тольятти документы, подтверждающие факт того, что жилое помещение по адресу: <адрес> приобретено, в том числе за счет кредитных денежных средств и заемные обязательства не исполнены, судебная коллегия полагает, что истцы подлежат восстановлению в качестве нуждающихся в жилом помещении в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей Лино с возложением обязанности предоставить сертификат. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 6 октября 2020 года отменить. Постановить новое решение, которым исковые требования ФИО3, ФИО4 удовлетворить. Признать незаконным распоряжение заместителя главы городского округа Тольятти от 15.05.2020 г. № в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ФИО3, <данные изъяты>г..р., с составом семьи 4 человека (супруг – ФИО3, <данные изъяты>г..р., супруга – ФИО4, <данные изъяты>г..р., дочь – ФИО1, <данные изъяты>г..р., сын – ФИО2, <данные изъяты>г..р.). Признать незаконным распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти от 02.06.2020 № в части отказа ФИО3 с составом семьи 4 человека в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Обязать администрацию г.о.Тольятти восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ФИО3 с составом семьи 4 человека. Обязать администрацию городского округа Тольятти выдать ФИО3 с составом семьи 4 человека свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции. Председательствующий: Судьи: |