ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3795/2022 от 14.09.2022 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья Безроков Б.Т. Дело № 33-2221/2022

(дело №2-3795/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2022 года г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего Шомахова Р.Х.

судей Бейтуганова А.З. и Кучукова О.М.

при секретаре Тлостанове Т.К.

с участием представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики ФИО1 и представителя ФИО2 ФИО3

по докладу судьи Кучукова О.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, признании факта постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по передаче в собственность жилого помещения

по апелляционной жалобе Генеральной прокуратуры Российской Федерации

на решение Нальчикского городского суда КБР от 4 июля 2022 года.

Судебная коллегия

Установила:

ФИО2 обратилась в Нальчикский городской суд КБР с иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, в котором просит:

- признать незаконным решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 февраля 2022 года об отказе в признании ФИО2 нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и в выходе с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления в собственность занимаемого ею служебного жилого помещения расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, кадастровый ;

- признать факт постановки ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в прокуратуре Кабардино-Балкарской Республики, с даты подачи ею заявления – с 28 октября 2004 года;

- признать ФИО2 нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления ей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, с правом вместо единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, получения в собственность жилого помещения в виде квартиры, расположенной по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, кадастровый , в соответствии с пунктом 2 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

- обязать Генеральную прокуратуру Российской Федерации передать в собственность ФИО2 жилое помещение в виде квартиры, расположенной по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, кадастровый .

Исковые требования мотивированы тем, что с 1 июля 1980 года по 2 апреля 2018 года (38 лет) ФИО2 работала на различных должностях в прокуратуре Кабардино-Балкарской Республики. С 1 ноября 2004 года она как сотрудник органов прокуратуры была поставлена на ведомственный учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, 5 октября 2010 года ей предоставлено жилое помещение в виде служебной двухкомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес><адрес>, приобретённой прокуратурой за счёт средств федерального бюджета. В последующем с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий она не снималась. С 2018 года ФИО2 неоднократно обращалась в жилищную комиссию прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики по вопросу передачи занимаемого ею жилого помещения в собственность.

2 апреля 2018 года в соответствии с приказом прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 01 февраля 2018 года она была уволена из органов прокуратуры по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по выслуге лет. Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 февраля 2022 года ФИО2 отказано в предоставлении занимаемого служебного жилого помещения в собственность. В полученном ею письме председателя жилищной комиссии прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 11 мая 2022 года указано, что на состоявшемся 18 февраля 2022 года заседании жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации было принято решение об отказе в признании ФИО2 нуждающейся в жилых помещениях и что в течение 1 месяца ей необходимо освободить занимаемое ею служебное жилое помещение.

Считая решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации незаконным и нарушающим её законные права на обеспечение жильем, ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском.

ФИО2 просила рассмотреть дело в её отсутствие. Представитель ФИО2 ФИО3 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации и третьего лица прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики ФИО4 иска не признал, просил отказать в его удовлетворении по доводам письменных возражений. В письменных возражениях он утверждал о незаконности и необоснованности заявленных ФИО2 требований, о том, что ФИО2 как лицо, сознательно ухудшившее жилищные условия и не работающая в органах прокуратуры, прав на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и прав на получение в собственность занимаемого ею служебного жилого помещения не имеет.

Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике в судебное заседание не явился.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 4 июля 2022 года исковые требования ФИО2 удовлетворены в полном объеме.

Считая решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями норм материального права, представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики ФИО4 подал на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2

В обоснование жалобы указано, что значимые обстоятельства по делу судом исследованы не в полном объеме. Судом сделан произвольный вывод о том, что повторно поданные ФИО2 2 июля 2021 года заявления подлежали рассмотрению с учетом даты первоначального её обращения 1 февраля 2018 года, когда она, являясь сотрудником прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, выразила намерение реализовать свое право на предоставление занимаемого служебного жилого помещения в собственность с учетом права на дополнительную площадь, гарантированную законом. Данный вывод суд не мотивировал. Необоснованность позиции суда в этой части подтверждена доводом ответчика о том, что заявление по форме, предусмотренной приложением № 1 к Положению, датированное ФИО2 02 июля 2021 года, то есть после увольнения ФИО2 из органов прокуратуры (02.04.2018), направлено прокуратурой республики в Генеральную прокуратуру Российской Федерации письмом от 06 августа 2021 года . Жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации приняты решения об отказе в признании ФИО2 нуждающейся в жилых помещениях и принятии на соответствующий учет. В соответствии с подпунктом «а» пункта 17 статьи 44.1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» решено не выходить с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации с заключением о наличии оснований для предоставления ФИО2 занимаемого служебного жилого помещения общей площадью <данные изъяты>. <данные изъяты> по адресу: <адрес>, <адрес> собственность, так как право на предоставление по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты в период прохождения службы. Приказом прокурора Кабардино-Балкарской Республики от 01 февраля 2018 года № 14-к «Об освобождении и увольнении» ФИО2 освобождена от занимаемой должности и уволена из органов прокуратуры по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет 02 апреля 2018 года. Поскольку ФИО2 уволена из органов прокуратуры Российской Федерации, она не относится к лицам, указанным в статье 4 Закона № 492-ФЗ, и положения, установленные в данной статье, на неё не распространяются.

Несостоятелен вывод суда и в части оценки действий ФИО2 при отчуждении ранее принадлежавшей ей квартиры. Суд указал, что вступившим в законную силу решением Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 мая 2019 года признан состоявшимся и действительным договор купли-продажи <адрес>, заключенный между ФИО2 и ФИО5 в 2005 году. На основании данного решения за ФИО5 зарегистрировано право собственности на квартиру. По мнению суда, продажа истцом квартиры была связана с переводом на другую работу и необходимостью переезда в г. Нальчик, в силу чего ее действия нельзя расценить как недобросовестные и направленные на намеренное ухудшение жилищных условий. Других доводов суд не привел.

Несостоятельность позиции суда подтверждается тем, что в целях реализации норм, установленных в Законе № 145-ФЗ, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 ноября 2014 года № 616 утверждено Временное положение о предоставлении прокурорам жилых помещений. В соответствии с пунктом 13 Временного положения прокурор, прослуживший в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении, один раз за весь период службы был вправе безвозмездно получить жилое помещение в собственность при условии нуждаемости в жилом помещении.

При этом согласно пункту 11 Временного положения в случае совершения прокурором (членами его семьи) намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий принимается решение об отказе в принятии прокурора на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления занимаемого служебного жилого помещения в собственность.

ФИО2 на указанный период не могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях, поскольку в её собственности находилась <адрес><адрес> общей площадью <данные изъяты> (запись о государственной регистрации прекращения права от 25.07.2019) и ею 10 апреля 2014 года были совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий - прекращение права собственности на <адрес><адрес> (пункт 5 и абзац первый пункта 6, подпункт 3 пункта 11 Временного положения).

Суд не учёл, что заявления ФИО2 о предоставлении ей жилого помещения в собственность, с её слов поданные в жилищную комиссию прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики в декабре 2017 года и 01 февраля 2018 года, в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации не поступали. Доводы ФИО2 о том, что указанные заявления были направлены в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сентябре 2019 года, не соответствует действительности, что подтверждается материалами учетного дела ФИО2

Не основан на законе довод суда о намерении истца оплатить излишек жилой площади после отказа по этим мотивам предоставить ей квартиру в собственность. Приведя в обоснование своей позиции указанные два ничем не подтверждённых довода, суд необоснованно удовлетворил заявленные требования. Выводы суда не основаны на материалах дела и противоречат доказательствам, представленным ответчиком.

Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Кучукова О.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные представителем Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики ФИО1, выслушав возражения представителя ФИО2 ФИО3, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу необоснованной и подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьёй 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определены основания и порядок постановки работников прокуратуры на учёт нуждающихся в жилых помещениях, порядок обеспечения их жилыми помещениями и порядок выплаты единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.

Так, указанным Законом установлено, что обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (ч. 1).

Пунктом 2 статьи 44.1 Закона установлено, что прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, на основании их обращения либо с их согласия вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных настоящей статьей оснований и условий её получения могут предоставляться жилые помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации.

Единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры (ч. 3).

Пунктом «а» части 4 статьи 44.1 Закона установлено, что в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается прокурор, не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.

Согласно пункту «а» части 7 и частям 8 и 9 статьи 44.1 Закона при расчете размера единовременной социальной выплаты, а также при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность, применяются следующие нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека. Прокуроры имеют право на дополнительную площадь жилого помещения. При расчете размера единовременной социальной выплаты учитывается право прокуроров на дополнительную площадь жилого помещения в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения, а при предоставлении жилого помещения в собственность - в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома может быть предоставлено в собственность жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный на основании пунктов 7 и 8 настоящей статьи с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения, но не более чем на 9 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Частью 10 статьи 44.1 Закона установлено, что жилые помещения могут быть предоставлены прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, в собственность с их согласия с превышением размера общей площади жилого помещения, определенного на основании пунктов 7 - 9 настоящей статьи, при условии оплаты за счет собственных средств общей площади жилого помещения, превышающей этот размер, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 11 статьи 44.1 Закона единовременная социальная выплата предоставляется в порядке очередности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно пункту «а» части 17 статьи 44.1 Закона право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с подпунктами "б" - "е" пункта 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Пунктом «б» части 19 статьи 44.1 установлено, что в целях предоставления служебного жилого помещения не имеющим жилого помещения по месту службы признается прокурор, являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.

Пунктом 25 статьи 44.1 Закона установлено, что порядок признания прокуроров нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, не имеющими жилых помещений по месту службы, принятия прокуроров на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилых помещений в собственность, служебных жилых помещений устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02 октября 2018 года № 624 «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями» утверждено Положение о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (далее – Положение), признан утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 12.11.2014 N 616 "Об утверждении Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений".

Согласно подпункту «б» пункта 2.2 Положения не имеющим жилых помещений по месту службы признается прокурорский работник, являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы. Критерии определения удаленности места нахождения жилых помещений от места службы прокурорских работников и порядок их применения жилищными комиссиями по месту службы устанавливаются с учетом расстояния, транспортной доступности, расположения в соседних регионах Российской Федерации, в граничащих муниципальных районах (городских округах), населенных пунктах в пределах одного субъекта Российской Федерации и иных местных особенностей.

Пунктом 2.5 Положения установлено, что датой принятия на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях является дата подачи прокурорским работником заявления по месту службы, на основании которого было принято решение о признании заявителя не имеющим жилых помещений по месту службы. При этом заявление считается поданным с даты его принятия соответствующей жилищной комиссией вместе со всеми необходимыми документами.

Согласно подпункту 3 пункта 2.7 и пункту 2.8 Положения одним из оснований для отказа в принятии прокурорских работников на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях является совершение прокурорским работником и (или) членами его семьи в течение пяти предшествующих лет намеренных действий по ухудшению жилищных условий (пп 3 п. 2.7). Прокурорские работники, которые с намерением получить служебное жилое помещение совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в служебных жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий (п.2.8). Подпунктом «в» пункта 2.8 Положения установлено, что к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий прокурорского работника, относятся действия прокурорского работника или членов его семьи, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.

Пунктом 2.9 Положения установлено, что вопрос о снятии прокурорского работника с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях подлежит рассмотрению на заседании жилищной комиссии по месту службы.

Пунктом 3.2 Положения норма предоставления жилой площади на 1 человека установлена в 33 кв.метра общей площади жилого помещения.

Согласно пункту 3.16. Положения предоставление прокурорским работникам служебных жилых помещений не является основанием для снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.

Судом установлено, и это соответствует обстоятельствам дела, подтверждено имеющимися в деле и исследованными судом доказательствами, не оспаривается в апелляционной жалобе, признано сторонами (их представителями) на заседании судебной коллегии, что ФИО2 около 38 лет проработала в органах прокуратуры Российской Федерации в должностях, замещение которых в течение 10 календарных лет, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», порождает у нуждающихся в улучшении жилищных условий работников прокуратуры право на получение занимаемого служебного помещения в собственность.

Судом также установлено, что ФИО2, проходя службу в прокуратуре Эльбрусского района КБР и имея там принадлежащую ей на праве собственности <адрес><адрес> приказом прокурора Кабардино-Балкарской Республики от 21 августа 2004 года № 107-к была переведена для дальнейшего прохождения службы в прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики, где прослужила вплоть до увольнения в связи с уходом на пенсию по выслуге лет (л.д. 56).

Работая в прокуратуре Кабардино-Балкарской Республики, она была признана нуждающейся в жилом помещении, решением жилищной комиссии прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 01 ноября 2004 года как работник органов прокуратуры она была поставлена на ведомственный учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 33). Состоя на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как лицо, не обеспеченное жильём, 5 октября 2010 года ФИО2 получила жилое помещение в виде служебной двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты>., расположенной по адресу: <адрес>, приобретённой прокуратурой за счёт средств федерального бюджета (л.д. 36-37). С ФИО2 был заключён договор найма служебного жилого помещения (л.д.38-43, 47-51). В последующем с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО2 не снималась, иным жилым помещением не обеспечивалась. До настоящего времени она проживает в указанном служебном жилом помещении.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 20 декабря 2013 года ФИО2 награждена нагрудным знаком «Почётный работник прокуратуры Российской Федерации» (л.д. 54-55), что в соответствии с пунктом 8 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и пунктом 3.3 Положения порождает у ФИО2 право на дополнительную площадь в размере <данные изъяты> общей площади жилого помещения, а при предоставлении жилого помещения в собственность - в размере <данные изъяты> общей площади жилого помещения. Таким образом, ФИО2 имеет право на получение жилого помещения в собственность в размере <данные изъяты> Общая площадь служебного жилого помещения, занимаемого ФИО2, составляет <данные изъяты>.

С 2018 года ФИО2 неоднократно обращалась в жилищную комиссию прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по вопросу передачи занимаемого ею жилого помещения в собственность, однако ввиду имеющегося излишка жилой площади, а также поступившего в жилищную комиссию Информационного письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26 февраля 2018 года квартира ёй в собственность передана не была (л.д. 59, 65-67). Эти обстоятельства не оспаривались в суде первой инстанции и подтверждены содержанием протоколов заседания жилищной комиссии прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики.

2 апреля 2018 года в соответствии с приказом прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 01 февраля 2018 года ФИО2 уволена из органов прокуратуры по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по выслуге лет (л.д. 53).

02 июля 2021 года ФИО2 обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с заявлениями о признании её нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», с заявлением о предоставлении вместо единовременной социальной выплаты занимаемого служебного помещения в собственность и о согласии при наличии излишка общей площади передаваемого ей в собственность жилого помещения оплатить стоимость излишка площади жилого помещения (л.д. 68-70). Решением жилищной комиссии прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, оформленным протоколом от 20 июля 2021 года заявления ФИО2 признаны обоснованными. Комиссией установлено наличие оснований для внесения предложения прокурору Кабардино-Балкарской Республики о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания ФИО2 нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты на основании подпункта «а» пункта 2.2 Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и о передаче ей в собственность занимаемого служебного жилого помещения (л.д. 71-75).

Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, оформленным протоколом от 18 февраля 2022 года ФИО2 в признании её нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях отказано в связи с тем, что на дату подачи ею заявления по данному вопросу она была уволена из органов прокуратуры и ввиду того, что ФИО2 совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий прокурора (продажа квартиры площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>). Прокуратуре Кабардино-Балкарской Республики поручено провести мероприятия по освобождению ФИО2 служебного жилого помещения для последующего его распределения (л.д. 29-30).

Судом установлено и то, что <адрес><адрес> была продана ФИО2 в 2005 году, что доказано вступившим в законную силу решением Эльбрусского районного суда КБР от 19 мая 2019 года (л.д. 78-81).

Учитывая, что ФИО2 является физическим лицом, пенсионером, что она менее социально защищена, чем Генеральная прокуратура Российской Федерации, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет правильность принятого судом решения исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений представителя ФИО2 на апелляционную жалобу.

Судебная коллегия находит, что суд, правильно установив фактические обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, что по доводам апелляционной жалобы решение суда не может быть отменено.

Поскольку ФИО2 до её перевода из прокуратуры Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики на работу в прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики имела на праве собственности квартиру в г. Тырныаузе, удалённость которой до места работы (<данные изъяты>.) не позволяла ФИО2, проживая в указанной квартире, ежедневно приезжать на работу и после работы возвращаться в квартиру, в силу положений статьи 44.1 Федерального закона и пунктов 2.7 и 2.8 Положения наличие у неё на праве собственности этой квартиры не являлось и не могло являться препятствием для признания ФИО2 нуждающейся в жилых помещениях, препятствием для предоставления ей служебного жилого помещения, для состояния на учёте нуждающихся в жилых помещениях после предоставления служебного жилого помещения.

Исходя из этих положений закона, ФИО2 в период, когда ей на праве собственности принадлежала четырёхкомнатная квартира, расположенная в г. Тырныаузе, когда эта квартира по регистрационному учёту числилась принадлежащей ФИО2, была поставлена на учёт нуждающихся в жилых помещениях, была обеспечена служебным жилым помещением и не была снята с учёта как лицо, нуждающееся в жилых помещениях. Следовательно, у ФИО2 как у работника прокуратуры, состоящего в должности, предполагающей присвоение классного чина и проработавшего в органах прокуратуры более 10 лет в календарном исчислении, независимо от наличия либо отсутствия на праве собственности в г. Тырныаузе квартиры, имелось право на получение в собственность по месту работы квартиры. Однако учитывая, что квартира ФИО2 была продана в 2005 году, что к моменту её обращения за получением занимаемого ею служебного жилого помещения прошло более 15 лет, с учётом подпункта 3 пункта 2.7 и пункта 2.8 Положения продажа квартиры в 2005 году не могла служить препятствием для получения ФИО2 единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, для получения взамен социальной выплаты служебной квартиры в собственность. Не могло это обстоятельство служить препятствием и для получения ею как работником прокуратуры, более 10 лет в календарном исчислении проработавшим в прокуратуре, в собственность служебной квартиры.

Следовательно, изложенные в решении суда выводы о том, что отчуждение ФИО2 квартиры не является основанием для отказа в её требованиях о постановке на учёт за получением социальной выплаты, соответствуют закону.

Судом установлено, что за получением служебной квартиры в собственность ФИО2 обращалась как в период работы в прокуратуре Кабардино-Балкарской Республики, так и после выхода на пенсию по старости.

Согласно пункту 11 статьи 44.1 Закона единовременная социальная выплата предоставляется в порядке очередности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно пункту «а» части 17 статьи 44.1 Закона право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

С заявлением о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях ФИО2 обратилась в октябре 2004 года. Она принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях решением жилищной комиссии прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 1 ноября 2004 года и с такого учёта не снималась. Согласно пункту 11 статьи 44.1 Закона единовременная социальная выплата предоставляется в порядке очередности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Трудовые отношения ФИО2 с прокуратурой прекращены ввиду её выхода на пенсию по выслуге лет, то есть она уволена из органов прокуратуры с правом на пенсию. Поскольку законом (п. «а» ч. 17 ст. 44.1 «О прокуратуре Российской Федерации») не установлено, что работник прокуратуры только при увольнении с правом на пенсию по старости сохраняет право на социальную выплату, увольнение на пенсию по выслуге лет и отсутствие в связи с этим трудовых отношений с прокуратурой не может служить основанием для отказа в получении пенсионером прокуратуры единовременной социальной выплаты, а взамен этой выплаты – основанием для отказа в предоставлении в собственность занимаемого пенсионером по выслуге лет служебного жилого помещения в собственность.

Учитывая изложенное, исходя из приведённых в решении жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации оснований для отказа ФИО2 в её требованиях, суд правильно признал отказ не соответствующим закону и обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд принял решение по неисследованным обстоятельствам, что решение судом в достаточной степени не мотивировано, а изложенные в решении суда выводы не основаны на материалах дела, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и в достаточной степени исследованы, а выводы мотивированы.

С проверив в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность принятого решения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Нальчикского городского суда КБР от 4 июля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Генеральной прокуратуры Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Мотивированное определение составлено 16 сентября 2022 года.

Председательствующий: Р.Х. Шомахов.

Судьи: 1. А.З. Бейтуганов.

2. О.М. Кучуков.