ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Соловьева Н.М.
№ дела в суде 1-ой инстанции 2-37/2023
УИД: 04RS0007-01-2022-006068-47
пост. 29.06.2023 г.
дело № 33-2636/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июля 2023 года г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Вагановой Е.С.,
судей коллегии Болдонова А.И., Базарова В.Н.,
при секретаре Масловой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Республиканской службы государственного и жилищного надзора к ПАО «ТГК-14» о признании незаконными действия по начислению платы за отопление, обязании произвести перерасчет,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ПАО «ТГК-14» по доверенности Брылевой Н.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30.03.2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора к ПАО «ТГК-14» о признании незаконными действий ПАО «ТГК-14» в части непринятия на коммерческий учет узла учета тепловой энергии по ГВС, в части вывода из коммерческого учета узла учета тепловой энергии по ГВС, о признании незаконным расчета корректировки платы за отопление жильцам дома не соответствующим законодательству, введении на коммерческий учет преобразователи (расходомеров) по ГВС узла учета тепловой энергии удовлетворить.
Признать незаконными действия ПАО «ТГК-14» в части вывода из учета тепловой энергии и непринятия на коммерческий учет узла учета по ГВС установленного в домах по следующим адресам: <...><...><...>.
Признать расчет корректировки платы за отопление, произведенной филиалом «Теплоэнергосбыт Бурятия» ПАО «ТГК-14» жильцам в многоквартирном доме по адресу <...> за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года, в многоквартирном доме по адресу <...> за период с 01.08.2018 года по 31.07.2019 года, в многоквартирном доме по адресу <...> за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года, в многоквартирном доме по адресу <...> за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года, в многоквартирном доме по адресу <...> за период с 01.01.2019 года по 31.10.2019 года, в многоквартирном доме по адресу <...> за периоды с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года и с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года не соответствующими требованиям законодательства РФ
Исключить из лицевых счетов сумму оплаты за отопление, доначисленную по результатом корректировки платы за отопление за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 490425,61 руб., за период с 01.08.2018 года по 31.07.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 35623,29руб., за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 526263,54 руб., за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 306476,78 руб., за период с 01.11.2018 года по 31.10.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 347807,71 руб., за периоды с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года и с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на суммы 161135,54 руб. и 200623,68 руб.
Обязать ПАО «ТГК-14» ввести в коммерческий учет преобразователи расходов (расходомеры) по системам (линии) ГВС узла учета тепловой энергии в МКД по следующим адресам: <...>
Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд к ПАО «ТГК-14», Республиканская служба государственного и жилищного надзора с учетом уточнения исковых требований просила признать незаконными действия ПАО «ТГК-14» в части непринятия на коммерческий учет и вывода из коммерческого учета узла учета тепловой энергии по ГВС в домах по следующим адресам: <...><...><...>, признать расчет корректировки платы за отопление, произведенный ПАО «ТГК-14 в многоквартирном доме по адресу <...> за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года, в многоквартирном доме по адресу <...> за период с 01.08.2018 года по 31.07.2019 года, в многоквартирном доме по адресу <...> за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года, в многоквартирном доме по адресу <...> за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года, в многоквартирном доме по адресу <...> за период с 01.11.2018 года по 31.10.2019 года, в многоквартирном доме по адресу <...> за период с 01.11.2018 года по 31.12.2019 года, в многоквартирном доме по адресу <...> за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года, в многоквартирном доме по адресу <...> за период с 01.04.2019 года по 31.12.2019 года не соответствующими требованиям законодательства РФ, обязать ПАО ТКГ-14 исключить из лицевых счетов сумму оплаты за отопление, доначисленную по результатом корректировки платы за отопление за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 490425,61 руб., за период с 01.08.2018 года по 31.07.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 35623,29 руб., за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 526263,54 руб., за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 306476,78 руб., за период с 01.11.2018 года по 31.10.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 347807,71 руб., за периоды с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года и с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на суммы 161135,54 руб. и 200623,68 руб., за период с 01.04.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...>на сумму 504999,14 руб., за период с 01.04.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 349 473, 72 руб., обязать ввести в коммерческий учет преобразователи расходов (расходомеры) по системам (линии) ГВС узла учета тепловой энергии по следующим адресам <...><...>
Исковые требования мотивированы тем, что Управлением муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ проведена проверка деятельности филиала «Теплоэнергосбыт Бурятия» ПАО «ТГК-14», в ходе которой выявлены нарушения законодательства, допущенные при начислении платы за отопление жильцам многоквартирных домов по следующим адресам: <...><...>. В указанных многоквартирных домах (далее – МКД) – открытая или закрытая система горячего водоснабжения. Общедомовой прибор учета (далее – ОДПУ) учитывает общий объем потребленной домами тепловой энергии, а также объем тепловой энергии на горячее водоснабжение (далее – ГВС). Объем тепловой энергии, затрачиваемой на горячую воду, учитывается расходомером, входящим в состав ОДПУ, преобразователь (расходомер) расхода, учитывающий объем тепловой энергии на ГВС, входящий в состав узла учета тепловой энергии по указанным МКД выведены из коммерческого учета, и по настоящее время не приняты на коммерческий учет и расчет потребленной тепловой энергии по ним не производится. Ответчиком жильцам указанных домов, произведена корректировка размера платы за отопление:
за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 490425,61 руб.,
за период с 01.08.2018 года по 31.07.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 35623,29 руб.,
за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 526263,54 руб.,
за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 306476,78 руб.,
за период с 01.11.2018 года по 31.10.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 347807,71 руб.,
за периоды с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года и с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на суммы 161135,54 руб. и 200623,68 руб.,
за период с 01.04.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 504999,14 руб.,
за период с 01.04.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 349 473, 72 руб..
Проверкой установлено, что объем тепловой энергии, потребленной на горячую воду, за указанные периоды ответчик рассчитал, исходя из норматива на услугу ГВС, поскольку преобразователь расхода по системе ГВС выведен из строя и на коммерческий учет не принят. Следствием отсутствия раздельного учета тепловой энергии, потребленной домами на услугу отопления и на ГВС, является то, что при корректировке платы за отопление применяется расчетный способ определения объема тепловой энергии, затраченной на отопление. Остаток тепловой энергии, то есть тепловые потери в системе ГВС, фактически суммируются с объемом потребления тепловой энергии на отопление, как в отопительный период, так и в межотопительный период. Тем самым увеличивается действительный расход тепловой энергии, приходящейся на отопление в МКД. Таким образом, расчет объема тепловой энергии, потребленной на услугу ГВС, за указанные периоды, произведенный ответчиком, исходя из норматива на услугу ГВС, является неправомерным. В связи с этим недостоверно определен объем тепловой энергии, потраченной на нужды отопления МКД, и, как следствие, сумма оплаты за отопление, начисленная жильцам дома по результатам произведенной корректировки. В связи с нарушениями, допущенными ответчиком при расчете корректировки платы за отопление, потребители были лишены возможности оплатить коммунальные услуги, исходя из размера фактически потребленной тепловой энергии. Постановлениями Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора ПАО ТГК-14 по выявленным нарушениям привлечены к административной ответственности по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб., постановления вступили в законную силу. Штраф оплачен.
Определением суда от 14.12.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление муниципальной и жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ.
30 марта 2023 года представитель истца от исковых требований в части признания незаконными действий ПАО «ТГК-14» в части непринятия на коммерческий учет узла учета тепловой энергии по ГВС в домах по следующим адресам: <...>, о признании расчета корректировки платы за отопление, произведенный ПАО «ТГК-14 в многоквартирном доме по адресу <...> за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года, в многоквартирном доме по адресу <...> за период с 01.04.2019 года по 31.12.2019 года не соответствующими требованиям законодательства РФ, об обязывании ПАО ТКГ-14 исключить из лицевых счетов сумму оплаты за отопление, доначисленную по результатом корректировки платы за отопление за период с 01.04.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 504999,14 руб., за период с 01.04.2019 года по 31.12.2019 года в многоквартирном доме по адресу <...> на сумму 349 473, 72 руб., об обязывании ввести в коммерческий учет преобразователи расходов (расходомеры) по системам (линии) ГВС узла учета тепловой энергии по следующим адресам <...> отказалась, последствия отказа от иска разъяснены и понятны.
Определением суда от 31.03.2023 года производство по делу в указанной части прекращено в связи с отказом от иска представителя истца от исковых требований.
В судебном заседании представитель истца в остальной части требования поддержала в полном объеме, и просила их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении и заявлениях об уточнении исковых требований.
Представитель ответчика по доверенности Брылева Н.В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что для определения количества тепловой энергии, затраченной на услугу ГВС, следует руководствоваться п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., а иного способа, иной формулы в данном случае Постановление № 354 и в целом законодательство не предусматривает.
Представитель третьего лица Управления муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ПАО «ТГК-14» по доверенности Брылева Н.В. просит решение суда отменить или изменить полностью или в части и принять по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что судом не установлена дата вывода ОДПУ, что имеет существенное значение по делу, поскольку ОДПУ за период его эксплуатации с момента первичного ввода может быть выведен из коммерческого учета неоднократно по разным причинам. Кроме того, судом не применен закон, подлежащий применению, а именно абз.11 п.42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011, допущено неправильное толкование и применение закона. Суд ошибочно пришел к выводу о том, что объем тепловой энергии, затраченный на горячее водоснабжение, должен определяться по показаниям расходомера. Соответственно расчеты ответчика являются законными.
Представитель ответчика ПАО «ТГК-14» по доверенности Гордиенко А.В. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители истца Республиканской службы государственного и жилищного надзора Жамсаранова Л.Г., Халматова Т.Г. полагали вынесенное решение законным обоснованным, не подлежащим отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица Управления муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. При этом суд исходит из того, что участникам процесса известно о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, а в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
ПАО «ТГК-14» является поставщиком тепловой энергии в виде отопления и горячего водоснабжения на территории муниципального образования г. Улан-Удэ.
По многочисленным обращениям граждан, связанным с несогласием выставленных счетов за отопление и горячее водоснабжение, Республиканской службой государственного и жилищного надзора была проведена проверка, по результатам которой ПАО «ТГК14 было привлечено к ответственности, за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ - необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, за исключением приборов учета электрической энергии.
Так, по адресу <...> Службой вынесено постановление об административном правонарушении ... от ... о привлечении к административной ответственности за нарушение обязательных требований об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в связи с тем, что преобразователь расхода, входящий в состав узла учета тепловой энергии, учитывающий объем тепловой энергии, потраченной на горячее водоснабжение, не принят на коммерческий учет, и это привело к неправомерному расчету корректировки платы за услугу отопление, которая отразилась в доначислении платы за тепловую энергию потребителям. ТГК-14 обратилась в Арбитражный суд РБ с исковыми требованиями признать постановление незаконным, но ТО.06.2020г. ТГК-14 направило заявление об оставлении иска без рассмотрения. Арбитражный суд РБ вынес определение об оставлении искового заявления без рассмотрения от 22.07.2021г. В это же время ТГК-14 оплатила штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. по постановлению ... от ....
Постановлением установлено, что ОДПУ тепловой энергии, поступающей в дом. ОДПУ тепловой энергии и горячего водоснабжения введен в эксплуатацию ... (акт ...), при этом преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на ГВС, входящий в состав узла учета тепловой энергии, выведен из эксплуатации.
Индивидуальные приборы учета тепловой энергии в данном доме имеются не во всех помещениях.
В указанном доме открытая система теплоснабжения, которая предполагает возможность использования горячей воды в качестве теплоносителя и для целей горячего водоснабжения.
Установленный в доме ОДПУ осуществляет учет тепловой энергии, потребленной как на услугу отопления, так и на услугу горячего водоснабжения.
В мае 2020 г. ответчиком жильцам указанного дома, произведена корректировка размера платы за отопление за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года на общую сумму 490425,61 руб. в сторону доначисления.
По адресу <...> Службой вынесено постановление об административном правонарушении ... от ... о привлечении к административной ответственности за нарушение обязательных требований об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в связи с тем, что установленный в доме общедомовой прибор учета учитывает общий объем тепловой энергии, потреблённой как на услугу отопление, так и подогрев горячей воды, так как преобразователь расхода, входящий в состав узла учета тепловой энергии, учитывающий объем тепловой энергии, потраченный на подогрев воды не принят на коммерческий учет, и это привело к неправомерному расчету корректировки платы за услугу отопление, которая отразилась в доначислении платы за тепловую энергию потребителям. Постановление Службы вступило в законную силу и ТГК-14 оплатила штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. по постановлению ... от ....
Постановлением установлено, что ОДПУ тепловой энергии, поступающей в дом. ОДПУ тепловой энергии и горячего водоснабжения введен в эксплуатацию ... (акт ...), при этом преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на ГВС, входящий в состав узла учета тепловой энергии, не принят на коммерческий учет.
Индивидуальные приборы учета тепловой энергии в данном доме имеются во всех помещениях.
В указанном доме закрытая система теплоснабжения. Такая система предполагает предоставление ресурсоснабжающей (теплоснабжающей) организацией тепловой энергии в теплофикационной воде по замкнутому контуру без открытого забора горячей воды для нужд отопления и горячего водоснабжения. Это означает, что тепловая энергия, потребляемая в МКД, расходуется на коммунальную услугу по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребляемой в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды МКД.
Установленный в доме ОДПУ осуществляет учет тепловой энергии, потребленной как на услугу отопления, так и на услугу горячего водоснабжения.
По адресу <...> Службой вынесено постановление об административном правонарушении ... от ... о привлечении к административной ответственности за нарушение обязательных требований об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в связи с тем, что согласно акта от ...... повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии преобразователь горячего водоснабжения и термопреобразователь горячего водоснабжения отсутствовали, и это привело к неправомерному расчету корректировки платы за услугу отопление, которая отразилась в доначислении платы за тепловую энергию потребителям. ТГК-14 обратилась в Арбитражный суд РБ с исковыми требованиями признать постановление незаконным, но 19.05.2020г. ТГК-14 направило ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения. Арбитражный суд РБ вынес определение об оставлении искового заявления без рассмотрения 19.05.2021г. В это же время ТГК-14 оплатила штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. по постановлению ... от ....
Постановлением установлено, что ОДПУ тепловой энергии, поступающей в дом. ОДПУ тепловой энергии и горячего водоснабжения введен в эксплуатацию ....
... ОДПУ тепловой энергии был введен повторно в эксплуатацию (Акт повторного допуска в эксплуатацию от ......), при этом преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на ГВС, входящий в состав узла учета тепловой энергии, отсутствует.
Индивидуальные приборы учета тепловой энергии в данном доме отсутствуют.
В указанном доме закрытая система теплоснабжения. Такая система предполагает предоставление ресурсоснабжающей (теплоснабжающей) организацией тепловой энергии в теплофикационной воде по замкнутому контуру без открытого забора горячей воды для нужд отопления и горячего водоснабжения. Это означает, что тепловая энергия, потребляемая в МКД, расходуется на коммунальную услугу по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребляемой в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды МКД.
Установленный в доме ОДПУ осуществляет учет тепловой энергии, потребленной как на услугу отопления, так и на услугу горячего водоснабжения.
В марте 2020 г. ответчиком жильцам указанного дома, произведена корректировка размера платы за отопление за период с 01.08.2018 года по 31.07.2019 года на общую сумму 35623,29 руб. в сторону доначисления.
По адресу <...> Службой вынесено постановление об административном правонарушении ... от ... о привлечении к административной ответственности за нарушение обязательных требований об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в связи с тем, что согласно акта от ...... повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии преобразователь горячего водоснабжения и термопреобразователь горячего водоснабжения отсутствовали, и это привело к неправомерному расчету корректировки платы за услугу отопление, которая отразилась в доначислении платы за тепловую энергию потребителям. ТГК-14 обратилась в Арбитражный суд РБ с исковыми требованиями признать постановление незаконным, но 19.05.2021г. ТГК-14 направило ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения. Арбитражный суд РБ вынес определение об оставлении искового заявления без рассмотрения 19.05.2021г. В это же время ТГК-14 оплатила штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. по постановлению ... от ....
По адресу <...> Службой вынесено постановление об административном правонарушении ... от ... о привлечении к административной ответственности за нарушение обязательных требований об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в связи с тем, что преобразователь расхода, входящий в состав узла учета тепловой энергии, учитывающий объем тепловой энергии, потраченной на услугу горячего водоснабжения, выведен из эксплуатации 28.06.2018г., что привело к отсутствию раздельного учета тепловой энергии, потребленной домом на услугу отопления и услугу горячего водоснабжения, и это привело к неправомерному расчету корректировки платы за услугу отопление, которая отразилась в доначислении платы за тепловую энергию потребителям. ТГК-14 обратилась в Арбитражный суд РБ с исковыми требованиями признать постановление незаконным, но 10.06.2021г. ТГК-14 направило ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения. Арбитражный суд РБ вынес определение об оставлении искового заявления без рассмотрения 22.07.2021г. В это же время ТГК-14 оплатила штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. по постановлению ... от ....
Постановлением установлено, что ОДПУ тепловой энергии, поступающей в дом. ОДПУ тепловой энергии и горячего водоснабжения введен в эксплуатацию ... (акт ...), при этом преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на ГВС, входящий в состав узла учета тепловой энергии, выведен из эксплуатации ....
Индивидуальные приборы учета тепловой энергии в данном доме отсутствуют.
В указанном доме открытая система теплоснабжения, которая предполагает возможность использования горячей воды в качестве теплоносителя и для целей горячего водоснабжения.
Установленный в доме ОДПУ осуществляет учет тепловой энергии, потребленной как на услугу отопления, так и на услугу горячего водоснабжения.
В мае 2020 г. ответчиком жильцам указанного дома, произведена корректировка размера платы за отопление за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года на общую сумму 490425,61 руб., в сторону доначисления.
По адресу <...> Службой вынесено постановление об административном правонарушении ... от ... о привлечении к административной ответственности за нарушение обязательных требований об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в связи с тем, что согласно посуточным ведомостям тепловой энергии в период с января 2019г. по декабрь 2019г. расходомер, входящий в состав узла учета тепловой энергии, установленный на системе горячего водоснабжения, производил учет массы и температуры горячей воды, а количество тепловой энергии не учитывал, гак общедомовой прибор учета производил некорректный учет, и преобразователь расхода, входящий в состав узла учета тепловой энергии, не принят на коммерческий учет, и это привело к неправомерному расчету корректировки платы за услугу отопление, которая отразилась в доначислении платы за тепловую энергию потребителям. ТГК-14 обратилась в Арбитражный суд РБ с исковыми требованиями признать постановление незаконным, но 19.05.2021г. ТГК-14 направило ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения. Арбитражный суд РБ вынес определение об оставлении искового заявления без рассмотрения 19.05.2021г. В это же время ТГК-14 оплатила штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. по постановлению ... от ....
Постановлением установлено, что ОДПУ тепловой энергии, поступающей в дом. ОДПУ тепловой энергии и горячего водоснабжения введен в эксплуатацию ... (акт ...), при этом преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на ГВС, входящий в состав узла учета тепловой энергии, на коммерческий учет не принят.
Индивидуальные приборы учета тепловой энергии в данном доме отсутствуют.
В указанном доме открытая система теплоснабжения, которая предполагает возможность использования горячей воды в качестве теплоносителя и для целей горячего водоснабжения.
Установленный в доме ОДПУ осуществляет учет тепловой энергии, потребленной как на услугу отопления, так и на услугу горячего водоснабжения.
По адресу <...> Службой вынесено постановление об административном правонарушении ... от ... о привлечении к административной ответственности за нарушение обязательных требований об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в связи с тем, что преобразователь расхода, входящий в состав узла учета тепловой энергии, учитывающий объем тепловой энергии, потраченной на подогрев горячей воды, не принят на коммерческий учет, определить количество тепловой энергии, израсходованной на подогрев воды по общедомовому прибору учета не представляется возможным, и это привело к неправомерному расчету корректировки платы за услугу отопление, которая отразилась в доначислении платы за тепловую энергию потребителям. Постановление Службы вступило в законную силу и ТГК-14 оплатила штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. по постановлению ... от ....
Постановлением установлено, что ОДПУ тепловой энергии, поступающей в дом. ОДПУ тепловой энергии и горячего водоснабжения введен в эксплуатацию ... (акт ...).
... ОДПУ тепловой энергии был введен повторно в эксплуатацию (Акт повторного допуска в эксплуатацию ...), при этом преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на ГВС, входящий в состав узла учета тепловой энергии, на коммерческий учет не принят.
Индивидуальные приборы учета тепловой энергии в данном доме имеются не во всех помещениях.
В указанном доме закрытая система теплоснабжения. Такая система предполагает предоставление ресурсоснабжающей (теплоснабжающей) организацией тепловой энергии в теплофикационной воде по замкнутому контуру без открытого забора горячей воды для нужд отопления и горячего водоснабжения. Это означает, что тепловая энергия, потребляемая в МКД, расходуется на коммунальную услугу по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребляемой в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды МКД.
Установленный в доме ОДПУ осуществляет учет тепловой энергии, потребленной как на услугу отопления, так и на услугу горячего водоснабжения.
По адресу <...> Службой вынесено постановление об административном правонарушении ... от ... о привлечении к административной ответственности за нарушение обязательных требований об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в связи с тем, что с 21.11.2018г. и по дату проведения проверки 14.08.2020г. узел учета, учитывающий объем тепловой энергии, потраченной на горячее водоснабжение, входящий в состав узла учета
тепловой энергии, на коммерческом учете на состоял и расчет потребленной тепловой энергии по нему не производился, и это привело к неправомерному расчету корректировки платы за услугу отопление, которая отразилась в доначислении платы за тепловую энергию потребителям. ТГК-14 обратилась в Арбитражный суд РБ с исковыми требованиями признать постановление незаконным, но 19.05.202]г. ТГК-14 направило ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения. Арбитражный суд РБ вынес определение об оставлении искового заявления без рассмотрения 19.05.2021г. В это же время ТГК-14 оплатила штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. по постановлению ... от ....
Постановлением установлено, что жилой дом по адресу <...> состоит из двух блоков, каждый блок оборудован ОДПУ тепловой энергии, поступающей в дом в блоке ... введен в первичную эксплуатацию ... (акт ...), повторно введен в 2017 году (акт ... от ...), в ноябре 2018 года (акт ...). В блоке 2 введен ... (акт ...). С ... узел учета, учитывающий объем тепловой энергии потраченный на горячее водоснабжение, входящий в состав узла учета тепловой энергии дома № ... по ул. <...> на коммерческом учете не состоит и расчет потребленной тепловой энергии по нему не производится.
Индивидуальные приборы учета тепловой энергии в данном доме имеются не во всех помещениях.
Установленный в доме ОДПУ осуществляет учет тепловой энергии, потребленной как на услугу отопления, так и на услугу горячего водоснабжения.
В мае 2020 г. ответчиком жильцам указанного дома, произведена корректировка размера платы за отопление за период с 01.11.2018 года по 31.10.2019 года на общую сумму 347807,71 руб. в сторону доначисления.
По адресу <...> Службой вынесено постановление об административном правонарушении ... от ... о привлечении к административной ответственности за. нарушение обязательных требований об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в связи с тем, что не обеспечен достоверный учет тепловой энергии, затраченной на предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, что повлекло увеличение платы за отопление, настройки работы прибора учета не соответствуют проекту узла учета, не обеспечена надлежащая эксплуатация узла учета, и это привело к неправомерному расчету корректировки платы за услугу отопление, которая отразилась в доначислении платы за тепловую энергию потребителям. ТГК-14 трижды обращалась в Арбитражный суд РБ с исковыми требованиями признать постановление ... от ... незаконным, Арбитражным судом РБ по всем делам были вынесены: определение об оставлении искового заявления без рассмотрения 19.05.2021г. (дело № А10-4019/2020), определение об оставлении искового заявления без рассмотрения 22.07.2021г. (дело № А10-4017/2020), определение об оставлении искового заявления без рассмотрения 17.08.2021г. (дело № А10-4020/2020). В это же время ТГК-14 оплатила штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. по постановлению ... от ....
Постановлением установлено, что ОДПУ тепловой энергии, поступающей в дом. ОДПУ тепловой энергии и горячего водоснабжения введен в эксплуатацию ....
... ОДПУ тепловой энергии был введен повторно в эксплуатацию (Акт повторного допуска в эксплуатацию от ......), расчет потребленной тепловой энергии по ГВС по нему не производится.
В указанном доме открытая система теплоснабжения, которая предполагает возможность использования горячей воды в качестве теплоносителя и для целей горячего водоснабжения.
Установленный в доме ОДПУ осуществляет учет тепловой энергии, потребленной как на услугу отопления, так и на услугу горячего водоснабжения.
В марте 2019 г. ответчиком жильцам указанного дома, произведена корректировка размера платы за отопление за период с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года на общую сумму 161135,54 руб., в марте 2020 года за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года на общую сумму 200623,68 руб., в сторону доначисления.
По адресу <...> Службой вынесено постановление об административном правонарушении ... от ... о привлечении к административной ответственности за нарушение обязательных требований об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в связи с тем, что преобразователь расхода, входящий в состав узла учета тепловой энергии, учитывающий объем тепловой энергии, израсходованной на подогрев воды выведен из эксплуатации 05.07.2017г., поэтому общедомовой прибор учета учитывает общий объем тепловой энергии, потребленной как на услугу отопление, так и на подогрев горячей воды, преобразователь расхода не принят на коммерческий учет, отсутствовал раздельный учет тепловой энергии, потребленной домом на услугу отопление и подогрев воды, и это привело к неправомерному расчету корректировки платы за услугу отопление, которая отразилась в доначислении платы за тепловую энергию потребителям. ТГК-14 обратилась в Арбитражный" суд РБ с исковыми требованиями признать постановление незаконным. Арбитражный суд РБ вынес определение об оставлении искового заявления без рассмотрения 17.08.2021г. В это же время ТГК-14 оплатила штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. по постановлению ... от ....
Постановлением установлено, что ОДПУ тепловой энергии, поступающей в дом. ОДПУ тепловой энергии и горячего водоснабжения введен в эксплуатацию ... (акт ...), при этом преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на ГВС, входящий в состав узла учета тепловой энергии, выведен из эксплуатации ....
Индивидуальные приборы учета тепловой энергии в данном доме имеются во всех помещениях.
В указанном доме закрытая система теплоснабжения. Такая система предполагает предоставление ресурсоснабжающей (теплоснабжающей) организацией тепловой энергии в теплофикационной воде по замкнутому контуру без открытого забора горячей воды для нужд отопления и горячего водоснабжения. Это означает, что тепловая энергия, потребляемая в МКД, расходуется на коммунальную услугу по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребляемой в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды МКД.
Установленный в доме ОДПУ осуществляет учет тепловой энергии, потребленной как на услугу отопления, так и на услугу горячего водоснабжения.
По адресу <...><...> Службой вынесено постановление об административном правонарушении ... от ... о привлечении к административной ответственности за нарушение обязательных требований об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в связи с тем, что преобразователи и термопреобразователи, отсутствовал раздельный учет тепловой энергии, потребленной домом на услугу отопление и подогрев воды, и это привело к неправомерному расчету корректировки платы за услугу отопление, которая отразилась в доначислении платы за тепловую энергию потребителям. ТГК-14 обратилась в Арбитражный суд РБ с исковыми требованиями признать постановление незаконным, но 19.05.2021г. ТГК-14 направило ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения. Арбитражный суд РБ вынес определение об оставлении искового заявления без рассмотрения 19.05.2021г. В это же время ТГК-14 оплатила штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. по постановлению ... от ....
Постановлением установлено, что ОДПУ тепловой энергии, поступающей в дом. ОДПУ тепловой энергии и горячего водоснабжения ВКТ 7 (заводской номер ...) введен в эксплуатацию ... (акт ...), прибор учета осуществляет учет тепловой энергии и ГВС.
..., ..., ... ОДПУ тепловой энергии был введен повторно в эксплуатацию (Акт повторного допуска в эксплуатацию от ......, от ......, от ......), при этом преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на ГВС, входящий в состав узла учета тепловой энергии отсутствует, на коммерческом учете не состоит, расчет потребленной тепловой энергии по нему не производится с 07.12.201 года.
Индивидуальные приборы учета тепловой энергии в данном доме имеются не во всех помещениях.
В указанном доме закрытая система теплоснабжения. Такая система предполагает предоставление ресурсоснабжающей (теплоснабжающей) организацией тепловой энергии в теплофикационной воде по замкнутому контуру без открытого забора горячей воды для нужд отопления и горячего водоснабжения. Это означает, что тепловая энергия, потребляемая в МКД, расходуется на коммунальную услугу по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребляемой в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды МКД.
Установленный в доме ОДПУ осуществляет учет тепловой энергии и горячего водоснабжения.
Указанные обстоятельства, установленные в рамках дел об административном правонарушении свидетельствуют о том, что расчет коммунальных ресурсов не производился с учетом показания ОДПУ именно в результате незаконных, неправомерных действий ответчика.
В этой связи судебная коллегия отклоняет доводы апеллянта о том, что в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих л нарушениях, допущенных ответчиком. Периоды ввода ОДПУ в эксплуатации, даты их снятия с коммерческого учета и т.п. установлены в рамках дела об административных правонарушениях.
Судом апелляционной инстанцией в соответствии с положениями ст.327.1 ГПК РФ было отклонено ходата1йство ответчика о приобщении дополнительных документов, подтверждающих, по мнению апеллянта, законность их действий по выводу с коммерческого учета ОДПУ, поскольку мотивов невозможности предоставления данных документов в суд первой инстанции не приведено.
В пунктах 1 и 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и другими товарами через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами и не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Законодательство о теплоснабжении также признает применение приборов учета в качестве приоритетного способа определения фактически принятого абонентом количества энергии.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статье 13 предусматривает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее -правил № 354) коллективный общедомовой прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный
дом. Так, данный прибор обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в дом.
В соответствии с абз. 4 п. 42(1) Правил № 354 в доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещений оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распорядителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формуле 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно абз. 5 п. 42(1) Правил № 354 в доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые или нежилые помещений оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распорядителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по"формуле 3(3) и 3(4) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний индивидуальных, и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.
В соответствии с п. 3(2) Приложения 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2).
Так, узел учета в многоквартирном доме предусматривает наличие преобразователей расхода но системе горячего водоснабжения, в связи с чем определить объем тепловой энергии возможно путем расчета показателей теплоносителя.
ПАО ТТК-14, нарушая обязательные требования эксплуатации приборов учета, определял объем тепловой энергии, потребленной на горячее водоснабжение расчетным способом, что не соответствует требованиям Правил № 354.
Суд первой инстанции правомерно согласился с доводами истца о том, что незаконные действия ответчика, установленные в рамках дел об административных правонарушениях, повлекли неправильный расчет корректировки платы за отопление, и определению объема тепловой энергии, потребленной на горячее водоснабжение по нормативу, поскольку в результате такого начисления платежи потребителей за тепло намного выше, чем за предыдущий период, до вывода из эксплуатации расходомера, входящего в состав общедомового прибора учета, определяющего количество тепловой энергии, затраченного на горячую воду.
Учитывая содержание формулы расчета, при определении платы за отопление в заявленный период ресурсоснабжающая организация была обязана определить фактический объем потребления коммунальной услуги исходя из показаний приборов учета. Произведение корректировки платы за отопление при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии, без учета фактического объема тепловой энергии по горячему водоснабжению, определенного по показаниям прибора учета, установленного на доме, не соответствует требованиям закона, ведет к неверной корректировке, чем нарушает права потребителей коммунальной услуги.
Доводы жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не ставят под сомнение обоснованность принятого по делу решения. Норушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст.328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через районный суд.
Апелляционное определение в мотивированном виде изготовлено 01.08.2023 г.
Председательствующий:
Судьи коллегии: