Судья: Митюшкин В.В. Дело № 33-238/2022
(суд первой инстанции дело №2-3805/10-2021,
46RS0030-01-2021-006922-50)
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
г. Курск 11 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Лобковой Е.А.,
судей: Чупрыной С.Н., Лавриковой М.В.,
при секретаре: Крюковой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Центрального административного округа г.Курска к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51», комитету образования города Курска об обеспечении охраны образовательного учреждения, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика комитета образования города Курска на решение Ленинского районного суда г.Курска от 2 августа 2021 года, которым постановлено:
«Иск удовлетворить.
Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» обеспечить охрану здания, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудовать указанный объект системой охранной сигнализации в соответствии с подп. «а-в» п.25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года №1006, пп.6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009».
Обязать комитет образования города Курска обеспечить финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» на выполнение указанных мероприятий».
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Центрального административного округа г.Курска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к ответчикам с вышеуказанным иском, обосновывая требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что МБОУ «СОШ №51» на праве оперативного управления принадлежит здание, расположенное по адресу: <адрес> Однако до настоящего времени указанный объект в нарушение требований законодательства о противодействии терроризму не оборудован системой охранной сигнализации, не обеспечен охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии. В связи с этим прокурор просил обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» обеспечить охрану объекта по адресу: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать указанный объект системой охранной сигнализации; обязать комитет образования города Курска обеспечить финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» на выполнение указанных мероприятий.
Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель ответчика комитета образования города Курска просит решение суда отменить как незаконное, указывая, что если бюджетом города не будут предусмотрены денежные средства на эти цели, комитет не сможет обеспечить финансирование образовательного учреждения на оборудование системами охранной сигнализации.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя ответчика комитета образования города Курска и представителя третьего лица администрации города Курска, надлежащим образом извещенных судом апелляционной инстанции о времени и месте судебного заседания; представитель комитета образования города Курска в письменном ходатайстве просил судебную коллегию рассмотреть дело без его участия.
Поскольку прокурором, ответчиком МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51», третьим лицом администрацией города Курска решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика комитета образования города Курска.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика МБОУ «СОШ №51» - Соколовой Г.В., поддержавшей апелляционную жалобу комитета образования города Курска, прокурора прокуратуры Курской области Белых В.А., возражавшей против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
Согласно п.8 ч.1 ст.41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 2.08.2019г. №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Пунктом 25 Требований закреплено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Требования пункта 25 в полной мере распространяются и на объекты второй категории опасности (п.26 Требований).
Судом первой инстанции установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» на праве оперативного управления принадлежит здание школы по адресу: <адрес> которому решением комиссии о присвоении категории объекту (территории) Министерства просвещения Российской Федерации присвоена 2 категория опасности. До настоящего времени указанный объект в нарушение подп. «а-в» п.25 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2.08.2019г. №1006, п.6.48 СП 118.13330.2012 не оборудован системой охранной сигнализации и не обеспечен охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Указанные обстоятельства подтверждаются паспортом безопасности объекта, материалами проверки, проведенной прокуратурой ЦАО г.Курска.
Разрешая спор, суд, установив данные обстоятельства, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, так как отсутствие финансирования, на что указывает ответчик МБОУ «СОШ №51», а также отсутствие указания на технические характеристики сигнализации, на что ссылается третье лицо, не являются основаниями к отказу в проведении мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта образовательного учреждения в соответствии с установленными нормативными требованиями.
Вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора судебная коллегия находит правильным, так как он соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение.
Довод апелляционной жалобы представителя ответчика комитета образования города Курска о том, что МБОУ «СОШ №51» является бюджетным учреждением и источником финансирования являются средства бюджета города Курска, потому в случае, если бюджетом города не будут предусмотрены денежные средства на эти цели, комитет образования не сможет обеспечить финансирование образовательного учреждения на оборудование системами охранной сигнализации, о незаконности решения суда не свидетельствует, поскольку не опровергает вывод суда о необходимости приведения объекта образовательного учреждения Министерства просвещения РФ, к которым относится МБОУ «СОШ №51», в соответствие с требованиями к антитеррористической защищенности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2.08.2019г. №1006, в которых недостаточное финансирование не поименовано в качестве причины для отказа в проведении соответствующих мероприятий.
На основании изложенного судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 2 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика комитета образования города Курска – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и на него может быть продана кассационная жалоба в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: