ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-382/2023 от 26.09.2023 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Иванов Д.Н. № 33-2811/2023

Дело № 2-382/2023

УИД 67RS0001-01-2022-002159-41

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 сентября 2023 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Дороховой В.В.,

судей Мацкив Л.Ю., Цветковой О.С.,

при помощнике судьи Никоновой П.И.

рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по иску Матюховой Натальи Михайловны, Степаньковой Светланы Владимировны, Степанькова Вячеслава Николаевича к Управлению Росреестра по Смоленской области о признании зоны с особыми условиями территории незаконной

с апелляционной жалобой ответчика Управления Росреестра по Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 4 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Дороховой В.В., пояснения представителя истцов Матюховой Н.М., Степаньковой С.В., Степанькова В.Н. – Пакелькиной Л.В. по доводам апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия

установила:

Матюхова Н.М., Степанькова С.В., Степаньков В.Н. обратились в суд с иском к Управлению Росреестра по Смоленской области об исправлении реестровой ошибки путем исключения из ЕГРН сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории с реестровым номером «Береговая полоса бассейна реки Днепр», ссылаясь на то, что лицом, выполнявшим кадастровые работы для постановки на кадастровый учет береговой линии речки, входящей в бассейн реки Днепр, были допущены ошибки, которые воспроизведены в ЕГРН. Между тем, истцы, как собственники земельных участков с кадастровыми номерами и , находящихся в непосредственной близости от реки Строганка (бассейн реки Днепр), из-за неверного определения границ береговой линии в соответствии с ч.8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) не могут перераспределить свои земельные участки, либо получить в аренду, прилегающую к принадлежащим им земельным участкам территорию, поскольку часть таких земельных участков оказалась в береговой полосе, хотя на самом деле не может быть к ней отнесена.

Уточнив требования, просят: признать зону с особыми условиями территории с кадастровым номером «Береговая полоса бассейна реки Днепр» незаконной в части наложения на испрашиваемый истцами Степаньковой С.В. и Степаньковым В.Н. (по заявлению от 21.01.2022 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> поданному в администрацию города Смоленска) земельный участок, площадью наложения 427 кв.м, с координатами наложения: <данные изъяты>

признать зону с особыми условиями территории с кадастровым номером «Береговая полоса бассейна реки Днепр» незаконной в части наложения на испрашиваемый истцом Матюховой Н.М. (по заявлению от 13.08.2020 о предоставлении участка в аренду, поданному в администрации города Смоленска) земельный участок, площадью наложения 371 кв.м., с координатами наложения: <данные изъяты> (т.2 л.д. 13).

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истцов Пакелькина Л.В. требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Управления Росреестра по Смоленской области Конашук И.В. иск не признала, указав, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, и не имеет материально-правового и процессуального интереса в исходе спора.

В суде первой инстанции представитель третьего лица Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Слютина О.А. по существу требований не возражала.

Дело судом первой инстанции рассмотрено в отсутствие истцов Матюховой Н.М., Степаньковой С.В., Степанькова В.Н., а также представителей третьих лиц ООО «Бином», Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска, Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, извещенных о дате и времени судебного заседания надлежащим образом.

Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 04.07.2023 иск удовлетворен. Зона с особыми условиями территории с кадастровым номером «Береговая полоса бассейна реки Днепр» признана незаконной в части наложения на испрашиваемый Степаньковой Светланой Владимировной, Степаньковым Вячеславом Николаевичем земельный участок, площадью наложения 427 кв.м., с координатами наложения: <данные изъяты>.

Зона с особыми условиями территории с кадастровым номером «Береговая полоса бассейна реки Днепр» признана незаконной в части наложения на испрашиваемый Матюховой Натальей Михайловной земельный участок, площадью наложения 371 кв.м., с координатами наложения: <данные изъяты>

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске. Считает, что Управление Росреестра по Смоленской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с положениями ст. 3.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» полномочия по внесению в ЕГРН сведений об объектах реестра границ ЕГРН и ведению реестра границ ЕГРН, а также ведению реестровых дел объекта реестра границ возложены на филиал ППК «Роскадастр». Также суд не учел положения ч.1 ст. 34 данного закона, согласно которым сведения об изменении или прекращении зоны с особыми условиями в регистрирующий орган направляются органом местного самоуправления, на основании которых орган регистрации вносит соответствующие сведения в ЕГРН в соответствии с порядком ведения ЕГРН. Не дана судом и надлежащая оценка доводу регистрирующего органа относительно отсутствия факта нарушения со стороны ответчика прав и законных интересов истцов (т.2 л.д. 62-67).

В отзыве на апелляционную жалобу истцы Матюхова Н.М., Степанькова С.В., Степаньков В.Н. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Представитель истцов Пакелькина Л.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на несостоятельность приведенных в ней доводов.

Истцы Матюхова Н.М., Степанькова С.В., Степаньков В.Н., представитель ответчика Управления Росреестра по Смоленской области, а также представители третьих лиц ООО «Бином», Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска, Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в апелляционную инстанцию не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определила возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Матюхова Н.М. на основании договора дарения от 25.03.2008 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 800 кв.м. по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 11).

19.09.2005 земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет. Границы данного земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства 17.11.2010.

На основании договора купли-продажи от 17.03.2020 Степанькова С.В. и Степаньков В.Н. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером , площадью 800 кв.м., по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 17).

16.10.2003 земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет. Границы данного земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства 17.11.2010.

Данные земельные участки находятся в непосредственной близости от реки Строганка (бассейн реки Днепр).

12.09.2011 между Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и ООО «Бином» был заключен государственный контракт на выполнение работ по закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос специальными информационными знаками бассейна реки Днепр на участке от границ Смоленского и Кардымовского района до границы с Республикой Беларусь (т.1 л.д. 186-192).

09.05.2012 сведения о зоне с особыми условиями использования территории; наименование зоны (территории по документу) – Береговая полоса бассейна реки Днепр; тип зоны – Прибрежная защитная полоса, были внесены в ЕГРН (т.1 л.д. 251-259).

Согласно сведениям ЕГРН, земельные участки с кадастровыми номерами и , расположены в границах зон с особыми условиями использования территории «Береговая полоса бассейна реки Днепр», с реестровым номером от 10.05.2012, сведения о ЗОУИТ внесены в порядке межведомственного информационного взаимодействия (т.1 л.д. 87).

11.09.2019 Матюхова Н.М., предоставив схему местоположения земельного участка, обратилась в Управление имущественных, земельных и жилищных отношений администрации г. Смоленска по вопросу предоставления в аренду путем проведения аукциона земельного участка, расположенного по улице Большая Набережная, у дома 6, для озеленения и элемента благоустройства, в ответ было сообщено о возможности формирования земельного участка; Администрацией города Смоленска будут проведены мероприятия по организации аукциона для заключения муниципального контракта на выполнении кадастровых работ по формированию испрашиваемого участка; после постановки испрашиваемого участка на государственный кадастровый учет, Администрацией города Смоленска будет принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка; обращено внимание, что по сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте, большая часть испрашиваемого земельного участка расположена в пределах береговой полосы реки Днепр, в связи с чем использование образованного земельного участка необходимо будет осуществлять в соответствии с установленным для таких территорий правовым режимом (т.1 л.д. 16).

Письмом от 27.09.2021 ООО «Бином» Матюхиной Н.М. сообщено, что гарантийные обязательства по государственному контракту № 3 от 12.09.2011 истекли, сведения, содержащиеся в ЕГРН соответствуют выданной исходной документации, а именно проекту ООО «ЭКОЛОГИЯ +», исходя из этого ошибка в выполнении ими части работ допущена не была (т.1 л.д. 14).

Постановлением Администрации города Смоленска от 10.01.2020 № 02-адм утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отнесенного к категории земель населенных пунктов, с условным номером площадью 515 кв.м., и присвоен следующий адрес: <адрес>, земельный участок . Земельный участок, расположен в территориальной зоне Ж1 (зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры), с разрешенным видом использования – «озеленение и элементы благоустройства» (т.2 л.д. 43).

В ответ на обращения Матюховой Н.М. письмами от 04.02.2021 и 10.02.2021 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» уведомил о том, что в ЕГРН содержатся сведения о границе зоны с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) «Береговая полоса бассейна реки Днепр» с реестровым номером , дата внесения <дата>, сведения о ЗОУИТ внесены в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее – МИВ), причем сведения о границах отображены на публичной кадастровой карте в полном объеме и соответствуют данным содержащимся в ЕГРН. Также обращено внимание, что орган (организация), предоставляющий сведения о ЗОУИТ для внесения в ЕГРН в порядке МИВ несет ответственность за качество предоставляемых сведений, в том числе, соответствие передаваемых сведений фактическому местоположению ЗОУИТ. Полномочия, а также техническая возможность определения реестровых ошибок в сведениях ЕГРН в части расположения ЗОУИТ у Филиала отсутствует. В связи с изложенным, в случае предоставления в Филиал ошибочных сведений необходимо исправить реестровую ошибку в сведениях о ЗОУИТ в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», для инициализации данной процедуры необходимо обратиться в Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии, так как сведения для исправления возможной реестровой ошибки в ЗОУИТ в установленном порядке МИВ должны быть предоставлены органом, принявшим решение о ее установлении (т.1 л.д. 12,13).

07.04.2022 Матюхова Н.М., Степанькова С.В., Степаньков В.Н. обратились в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения дела истцы обратились к кадастровому инженеру ФИО12, которым подготовлены:

1) Совмещенный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и Береговой полосы бассейна реки Днепр с реестровым номером (т.2 л.д. 28), а также каталог координат части границы Береговой полосы бассейна реки Днепр с реестровым номером в месте пересечения с границей формируемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, согласно которым: площадь наложения составляет 371 кв.м.; координаты части границы Береговой полосы реки Днепр которые следует исключить: <данные изъяты> (т.2 л.д. 31).

2) Совмещенный план земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> Береговой полосы бассейна реки Днепр с реестровым номером (т.2 л.д. 30), а также каталог координат части границы Береговой полосы бассейна реки Днепр с реестровым номером в месте пересечения с границей в границей формируемого земельного участка, образующегося путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> земель, собственность на которые не разграничена, согласно которым: площадь наложения составляет 427 кв.м., координаты части границы Береговой полосы реки Днепр которые следует исключить: <данные изъяты> (т.2 л.д. 29).

Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции, руководствуюсь положениями ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, ст. ст.7, 10, 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 22 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532, пришел к выводу об удовлетворении требований истцов и признал зону с особыми условиями использования территории с кадастровым номером 67:27-6.923 «Береговая полоса бассейна реки Днепр» в части наложения на испрашиваемые истцами земельные участки незаконной.

Принимая такое решение, суд исходил из того, что зона с особыми условиями использования территории с кадастровым номером 67:27-6.923 «Береговая полоса бассейна реки Днепр» не соответствует требованиям Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку для установления границ водоохранных зон необходимо было установить береговую линию, а требования устанавливать береговую полосу внутри водоохраной зоны действующее законодательство не предусматривало, следовательно, включение данной зоны в ЕГРН произведено без законных на то оснований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на 2012 г.) (далее – ВК РФ) водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются, в частности, на поверхностные водные объекты, к которым, в свою очередь, относятся водотоки (реки, ручьи, каналы).

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 5 ВК РФ, береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.

Исходя из ответа отдела по водным ресурсам Смоленской области Московско-Окского Бассейнового водного управления река Строганка имеет протяженность 14 км.

Согласно статье 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

По смыслу изложенного следует, что береговая полоса устанавливается вдоль границы водного объекта.

Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона № 218 в состав Единого государственного реестра недвижимости входит реестр границ, в котором, в том числе, отображаются сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, и береговых линиях (границах водных объектов).

Внесение сведений в ЕГРН осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия и регулируется статьей 32 Закона № 218 и Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1532 (далее - Правила).

Согласно п. 22 Правил в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями использования, установленных в отношении водного объекта, либо изменений указанных сведений в государственном водном реестре федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, установленных параметрах таких зон (координаты, площадь при наличии), содержащий текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями их использования, а также береговой линии (границы водного объекта) и перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос, береговой линии (границы водного объекта) в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

В силу ч.1 ст. 65 ВК РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Частью 14 ст. 65 ВК РФ предусмотрено, что на территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

Таким образом, для установления границ водоохранных зон необходимо было установить береговую линию, требования устанавливать береговую полосу внутри водоохранной зоны действующее на 2012 г. законодательство не предусматривало, поскольку береговая полоса не является единицей учета для ЕГРН, и в нем должны содержаться данные о береговой линии.

Согласно ч. 2 ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218) Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

Исходя из ч. 5 ст. 10 Закона № 218 в реестр границ вносятся следующие сведения о береговых линиях (границах водных объектов): 1) тип (в соответствии с частью 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации) и наименование (при наличии) поверхностного водного объекта; 2) описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).

Согласно положению ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации (ред. от 04.08.2023) могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: 1) зоны охраны объектов культурного наследия; 2) защитная зона объекта культурного наследия; 3) охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии); 4) охранная зона железных дорог; 5) придорожные полосы автомобильных дорог; 6) охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); 7) охранная зона линий и сооружений связи; 8) приаэродромная территория; 9) зона охраняемого объекта; 10) зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов; 11) охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы); 12) охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; 13) водоохранная зона; 14) прибрежная защитная полоса; 15) округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов; 16) зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны;17) зоны затопления и подтопления; 18) санитарно-защитная зона; 19) зона ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства; 20) охранная зона пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети; 21) зона наблюдения; 22) зона безопасности с особым правовым режимом; 23) рыбохозяйственная заповедная зона озера Байкал; 24) рыбохозяйственная заповедная зона; 25) зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); 26) охранная зона гидроэнергетического объекта; 27) охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена; 28) охранная зона тепловых сетей.

В силу ч. 1 ст. 106 вышеуказанного закона, Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены: 1) порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; 2) исчерпывающий перечень объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории, или критерии таких объектов, виды территорий; 3) срок, на который устанавливаются указанные зоны, за исключением случаев установления зон бессрочно; 4) требования к предельным размерам указанных зон и (или) правила определения размеров зон, за исключением случаев, если требования к таким предельным размерам и (или) правилам определения размеров зон установлены федеральным законом; 5) порядок обозначения границы зоны с особыми условиями использования территории и (или) местоположения объекта, в связи с размещением которого устанавливается зона с особыми условиями использования территории, на местности; 6) перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанных зон, за исключением случаев, если перечень этих ограничений установлен федеральным законом, а также перечень ограничений хозяйственной и иной деятельности, которые могут быть установлены на водном объекте в случае, если в границы зоны с особыми условиями использования территории включаются акватория водного объекта, ее часть. Данным положением могут быть установлены разные перечни таких ограничений в зависимости от видов или характеристик объектов и (или) территорий, в отношении которых устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий; 7) правила определения размеров территорий в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории могут выделяться две или более территории, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, в том числе для достижения различных целей установления такой зоны, предусмотренных пунктом 1 статьи 104 настоящего Федерального закона (далее также - подзоны), а также перечень ограничений использования земельных участков, водных объектов, которые могут быть установлены в границах указанных территорий (за исключением случаев, если перечень этих ограничений в отношении каждой территории установлен федеральным законом); 8) информация о возможности или невозможности установления отдельных ограничений использования земельных участков, водных объектов, их частей при установлении зоны с особыми условиями использования территории, ее подзон из перечней ограничений, предусмотренных подпунктами 6 и 7 настоящего пункта, в зависимости от характеристик объектов или территорий, в отношении которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории; 9) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, за исключением случаев, если федеральным законом принятие указанных решений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 10) сведения о праве иных лиц, не являющихся правообладателями зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории, застройщиками, обеспечивающими строительство, реконструкцию таких зданий, сооружений, обратиться с заявлением об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории; 11) исчерпывающий перечень документов, представляемых для принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, способы их представления, а в случае подачи данных документов в форме электронных документов - требования к формату электронных документов; 12) случаи, при которых требуется изменение зоны с особыми условиями использования территории, а также при необходимости случаи, при которых требуется изменение зоны с особыми условиями использования территории, установленной в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, после ввода такого объекта капитального строительства в эксплуатацию по итогам оценки фактического воздействия такого объекта, сроки обращения правообладателя такого объекта в уполномоченные органы с заявлением об изменении зоны; 13) основания прекращения существования зоны с особыми условиями использования территории. Указанным положением может быть предусмотрено прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории одновременно с прекращением существования объекта, в отношении которого установлена такая зона; 14) исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории.

Учитывая, что береговая полоса в перечне таких зон не значится, единицей учета для Единого государственного реестра прав не является, а сведения о ней внесены в ЕГРН в отсутствие нормативного регулирования порядка установления таких полос и порядка определения координат береговой линии, который появился значительно позже, то вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для включения в ЕГРН сведений о зоне с особыми условиями использования территории «Береговая полоса бассейна реки Днепр» является правильным.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Управление Росреестра по Смоленской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку не обладает компетенциями по внесению в ЕГРН сведений об объектах реестра границ ЕГРН и ведения реестра границ ЕГРН, ведения реестровых дел объектов реестра границ, и не нарушало прав истцов, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку данная зона в 2012 году в порядке межведомственного взаимодействия была внесена в ЕГРН Управлением Росреестра по Смоленской области, тогда как указанные полномочия появились у Филиала ППК «Роскадастр» значительно позже, следовательно Управление Росреестра по Смоленской области является надлежащим ответчиком по настоящему спору.

Стоит также отметить, что данным решением какие-либо обязанности, в том числе по снятию указанной зоны с кадастрового учета, на ответчика возложены не были. Само по себе признание спорной зоны незаконной в границах определенного участка не нарушает прав ответчика и не возлагает на него дополнительные обязанности.

Иных доводов апелляционная жалоба ответчика не содержит.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы ответчика не подлежит.

Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 4 июля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Управления Росреестра по Смоленской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 04.10.2023.