ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-383/20 от 17.03.2021 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 марта 2021 года по делу № 33-826/2021 (№ 2-383/2020)

судья Абалакова М.П.

УИД 04RS0009-01-2020-000643-82

поступило 5 февраля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Кушнаревой И.К.,

судей коллегии Базарова В.Н., Богдановой И.Ю.,

при секретаре Ангушевой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожевиной Юлии Денсековны к Администрации муниципального образования городского поселения «г. Закаменск» (далее – Администрация поселения), Администрации муниципального образования «Закаменский район» (далее – Администрация района) о признании незаконным бездействия в предоставлении компенсации за нежилое помещение, понуждении к принятию решения об изъятии земельного участка, нежилого помещения, заключению соглашение о выкупе нежилого помещения, по апелляционной жалобе ответчика Администрации поселения на решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 1 декабря 2020 года, которым исковые требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Администрации поселения, Администрации района в предоставлении компенсации за нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов путем принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного под МКД и принятию решения об изъятии для муниципальных нужд нежилого помещения и заключению соглашения о выкупе нежилого помещения.

Заслушав доклад судьи Кушнаревой И.К., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Кожевина Ю.Д. обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным бездействие ответчика Администрации поселения, выразившееся в непредоставлении компенсации за нежилое помещение, обязать ответчика устранить нарушения прав и законных интересов истца путем принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенным под многоквартирным жилым домом (далее – МКД), и принятия решения об изъятии для муниципальных нужд нежилого помещения, заключения с истцом договора о выкупе нежилого помещения по цене 4212000 руб.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником нежилого помещения магазина с кадастровым номером <...>, расположенного в МКД по адресу: <...>. Заключением межведомственной комиссии городского поселения МКД признан аварийным и подлежащим сносу и вошел в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2024 годах» в этап 2022-2023 годов. Все жильцы расселены, дом отключен от коммуникаций, в том числе и нежилое помещение истца. Снос здания назначен в 2021-2022 годах, однако истцу отказано как в выкупе нежилого помещения, так и в предоставлении другого помещения, на том основании, что в программу не заложены средства на выкуп нежилых помещений. Истец считает, что ее права нарушены.

Определениями Закаменского районного суда Республики Бурятия от 7 октября 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация района, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Правительство Республики Бурятия (далее – Правительство РБ), Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее – Министерство).

В судебное заседание суда первой инстанции истец Кожевина Ю.Д. не явилась, просила рассмотреть настоящее дело в ее отсутствие.

Представитель истца по доверенности (т. 1 л.д. 263) Морокова Е.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Администрации поселения по доверенности (т. 1 л.д. 235) Хутакова А.Ц. исковые требования не признала, суду пояснила, что на территории Закаменского района и, в том числе, на территории г. Закаменска вопросами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда занимается Администрация района, планируемый срок отселения распоряжением Администрации района установлен не позднее 1 декабря 2021 года, однако решения о комплексном развитии территории, проекты планировки территории и проекты межевания территории еще не разработаны, решения об изъятии земельного участка под аварийным МКД, не принято, собственник помещения до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого объекта недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование помещения в соответствии с его назначением, два магазина: «Умка» и «Твой дом», принадлежащие истцу Кожевиной Ю.Д. функционируют, приносят доходы, порядок выкупа нежилых помещений законом не предусмотрен, собственники помещений осуществляют снос принадлежащих им помещений за свой счет, в силу чего истец несет солидарную ответственность по сносу указанного МКД, так как площадь, принадлежащего истцу помещения составляет 362 кв. м.

Представитель ответчика Администрации района по доверенности (т. 1 л.д. 158) Глейзер В.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что программа переселения граждан, действующая в районе, не предусматривает получение финансовой поддержки на выкуп нежилых помещений у их собственников, согласно п. 3.2.4. Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, на нежилые помещения в аварийных МКД не распространяются положения ст. 32 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), считает, что у собственника нежилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, такое помещение может быть изъято только после решения вопроса об изъятии земельного участка находящегося под этим помещением для муниципальных нужд, при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде.

Третьи лица Правительство РБ и Министерство в суд не явились, извещены надлежаще.

Представитель Правительства РБ по доверенности (т. 1 л.д. 244) Бурлова А.А. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства, направила возражения, в которых указала, что Министерство является уполномоченным органом в сфере жилищной политики Республики Бурятии, издает распоряжение о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц.

От представителя Министерства в суд поступил отзыв на иск, в котором он полагал необоснованными заявленные требования о выкупе жилого помещения, так как в рамках программы предоставление средств на компенсацию собственникам нежилых помещений не предусмотрено.

Судом постановлено выше приведенное решение.

В апелляционной жалобе ответчик Администрация поселения просит решение суда отменить, указывает на то, что суд при вынесении решения не принял во внимание решением Совета депутатов г. Закаменска, согласно которому полномочия по переселению граждан из аварийного жилого фонда в рамках реализации Программы переданы Администрации района, денежные средства на финансирование программы также поступают в Администрацию района, Администрация поселения вопросами по переселению граждан не занимается, в бюджете поселения г. Закаменск средств на реализацию мероприятий по переселению не предусмотрено и при выкупе нежилого помещения последует нецелевое использование бюджетных средств, бездействие со стороны Администрации поселения не доказано, заключение соглашения о выкупе нежилого помещения Программой переселения не предусмотрено и на это средства не выделяются.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик Администрация района доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, указала, что согласно п. 3.2.4 Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилого фонда на нежилые помещения положения ст. 32 ЖК РФ не распространяются, собственник сам за свой счет должен снести аварийное помещение, в случае, если он этого не сделал, то земельный участок, на котором расположен такой дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд на основании решения органа местного самоуправления, помещение может быть изъято у собственника только после решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, при сносе МКД, признанного аварийным, истцу необходимо нести солидарную ответственность, так как площадь ее помещений составляет 362 кв.м.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, ее представитель, представители ответчиков, третьего лица Правительства РБ не явились, извещены надлежащим образом, письменные уведомления всеми получены.

От ответчиков поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.

Истец, ее представитель, третье лицо о причинах отсутствия не сообщили, об отложении судебного заседания не заявляли.

Участвующий в суде апелляционной инстанции представитель третьего лица Министерства по доверенности Харакшинова И.В. просила жалобу удовлетворить.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ посчитала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя третьего лица, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, однако усматривает основания для его изменения.

Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72, а также частям 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.

Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ), который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на переселение граждан.

В соответствии с поименованным Законом, Российской Федерацией создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам РФ и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В силу ч. 1 ст. 16 Закона N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те МКД, которые признаны до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Закона N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Как следует из ч. 3 ст. 16 Закона N 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом местного самоуправления к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.

Решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и помещений подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Собственники помещений не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка и жилых помещений должны быть уведомлены в письменной форме о принятом решении об изъятии, а также о дате осуществленной государственной регистрации такого решения.

Если аварийный МКД, в котором находится жилое помещение собственника, включен в Программу по переселению граждан, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, ч. 3 ст. 2 Закона N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Выкупная цена изымаемого земельного участка и жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Также по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

С момента государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и жилых помещений до достижения указанного соглашения собственники могут владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилых помещений в соответствии с их назначением.

Решением правления Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 8 сентября 2014 года N 520 утверждены методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, согласно которым при отчуждении нежилых помещений в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд следует руководствоваться положениями статьи 239 и других статей Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Изъятие нежилых помещений в аварийных МКД в связи с изъятием органами местного самоуправления муниципальных образований - участников Программы по переселению граждан земельных участков, на которых расположены такие дома, за счет средств Фонда не финансируется и может осуществляться в порядке, установленном ст. 279 ГК РФ.

В силу ч. 1 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа, изъятие осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образование (глава VII.1 Земельного кодекса РФ).

Статья 239 ГК РФ в редакции, действовавшей до 1 апреля 2015 года, устанавливала, что в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 ГК РФ.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ ст. 239 ГК РФ была изменена, а в действие введена ст. 239.2 ГК РФ, в соответствии с ч. 1 которой отчуждение зданий, сооружений, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с ч. 2 ст. 239.2 ГК РФ в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.

Для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд размер возмещения убытков собственника (пользователя) определяется с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка (ч. 4 ст. 57 Земельного кодекса РФ).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Кожевина Ю.Д. является собственником нежилого помещения площадью 362 кв. м, с кадастровым номером <...> в МКД, обозначенным на планах технического и кадастрового паспортов, под N 1-6, расположенного в подвальном помещении, и под N 1-12 - на первом этаже МКД по адресу: <...> (л.д. 44-48).

Право собственности истца на нежилое помещение зарегистрировано 13 августа 2014 года на основании договора купли-продажи от 8 мая 2014 года (оборот л.д. 51, 55).

Заключением от 19 июля 2016 года межведомственной комиссии, назначенной Распоряжением главы Администрации поселения от 22 марта 2013 года № ... МКД N ... по ул. <...> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 49).

Постановлением главы г. Закаменска от 28 декабря 2016 года N 125 признаны аварийными и подлежащими сносу ... МКД, в том числе МКД № ... по ул. <...>, постановлено осуществить мероприятия по отселению граждан, проживающих в указанных МКД в порядке очередности, исходя из даты признания дома аварийным, подлежащим сносу, в планируемый срок не позднее 1 декабря 2021 года при наличии лимитов бюджетных ассигнований на финансирование данных мероприятий, направить собственникам помещений МКД требования, предусмотренные ч. 10 ст. 32 ЖК РФ (т. 1 л.д. 186-187).

Постановлением Правительства РБ от 5 апреля 2019 года № 170 утверждена Республиканская адресная программа Республики Бурятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, на период с 2019-2024 годов.

Указанным постановлением, как на момент принятия данного постановления, так и после внесения в него изменений постановлением Правительства РБ от 13 июня 2019 года № 311, в качестве участника в реализации Программы включено муниципальное образование «Закаменский район», на территории которого находятся МКД, признанные аварийными до 1 января 2017 года.

Постановлением Администрации района от 10 июля 2019 года № 384 утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Закаменского района, признанного до 1 января 2017 года, на период 2019-2024 годов, которой установлена реализация мер по переселению граждан из жилья, признанного аварийным и подлежащим сносу до 1 января 2017 года, в два этапа. Второй этап предусматривает расселение из аварийных домов г. Закаменска. Срок реализации второго этапа установлен на период с 2022 года до 31 декабря 2023 года. Предусмотрены источники финансирования реализации программы из средств республиканского бюджета в объеме 11439350,62 руб. и местного бюджета в размере 1271038,96 руб. (т. 1 л.д. 100 - 102).

Постановлением Администрации района от 12 мая 2020 года № 358 внесены изменения в постановление от 10 июля 2019 года № 384, в том числе касающиеся сроков реализации программы, а именно дом № ... по ул. <...> включен в первый этап реализации Программы, установлен срок переселения до 31 декабря 2020 года.

Решением Совета депутатов МО ГП «г. Закаменск» от 17 июля 2019 года № 195 полномочия городского поселения «г. Закаменск» в части работы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда были переданы МО «Закаменский район» (л.д. 125).

На основании указанного решения Совета депутатов между Администрацией района и Администрацией поселения заключено соглашение о передаче полномочий МО ГП «г. Закаменск» муниципальному образованию «Закаменский район» в части работы по переселению граждан из аварийного жилого фонда (далее – Соглашение) (л.д. 126 - 130).

Материалами дела подтверждено и установлено судом первой инстанции, что МКД № ... по ул. <...> полностью расселен, что следует из письма главы Администрации поселения от 27 июля 2020 года № 1721 (л.д. 70).

Как указано в ответе Администрации поселения от 19 марта 2020 года № 124, системы отопления и водоснабжения в МКД находятся в аварийном состоянии и в отопительный сезон 2020 -2021 года не будут запущены (л.д. 58).

Содержание переписки истца Кожевиной Ю.Д. с ответчиками позволяет прийти к выводу, что последние не уведомляли ее о заключении межведомственной комиссии, о предстоящем расселении МКД, требования о сносе нежилого помещения не направляли.

На заявления Кожевиной Ю.Д. о выкупе нежилого помещения, предоставлении ей другого помещения, взамен принадлежащего ей нежилого помещения в аварийном доме, направлены отказы со ссылкой на то, что в программу включены только жилые помещения, на выкуп нежилого помещения средства в муниципальном бюджете отсутствуют.

Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось, на что указано представителями ответчиков в отзывах на иск.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции установил, что нежилое помещение истца находится на первом этаже аварийного МКД, самостоятельное осуществление его сноса без сноса всего дома невозможно; квартиры в указанном доме освобождены, так как все жильцы расселены; система отопления в данном доме разобрана и потому тепловая энергия не будет поставляться, в связи с чем, истец не может использовать свое нежилое помещение по назначению. Ответчиками решений об изъятии земельного участка и нежилого помещения истца для муниципальных нужд, не принималось, при этом доказательства правомерности бездействия по непринятию решений суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что исковые требования истца являются законными и подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд, исходя из того, что все финансовые средства на реализацию мероприятий по переселению граждан по республиканской адресной программе поступают в бюджет МО «Закаменский район», посчитал необходимым обязать ответчиков заключить соглашение о выкупе нежилого помещения.

В целом судебная коллегия находит решение суда верным.

Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Как указано в ч. 1 ст. 6 ГК РФ, в случаях, когда предусмотренные частями 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Таким образом, поскольку Гражданский кодекс не содержит нормы, регламентирующей порядок изъятия находящихся в собственности нежилых помещений в МКД, признанных аварийными и подлежащими сносу, для государственных или муниципальных нужд, суду надлежало руководствоваться по аналогии законодательством, регулирующим сходные отношения, а именно положениями ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, статей 239.2, 279 ГК РФ, ст. 56.3 Земельного кодекса РФ.

Из Постановления Правительства РБ от 13 июня 2019 года № 311, о внесении изменений в постановление Правительства РБ от 5 апреля 2019 года № 170 «Об утверждении Республиканской адресной программы Республики Бурятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, на период с 2019-2024 годов " следует, что основными целями Программы являются: обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде; повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства; улучшение жилищных условий и повышение комфортности проживания граждан, тем самым улучшение эпидемиологической обстановки и снижение социальной напряженности; ликвидация в 2019-2024 годах части существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года.

Как видно, указанная Программа предусматривает обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде.

Между тем, признание аварийным жилого дома, означает аварийность всех и нежилых помещений, расположенных в доме.

Суд правильно применил при разрешении спора положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, ст. 56.3 Земельного кодекса РФ, принимая во внимание, что в связи с неисполнением ответчиками своих обязанностей, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ, в том числе по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен аварийный дом, изъятию нежилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, а также по определению выкупной цены и заключению с истцом соглашения о возмещении стоимости аварийного жилья при том, что установленный срок сноса дома истек, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении жилищных прав истца и возложил обязанность по устранению нарушение прав путем принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного под МКД и принятия решение об изъятии для муниципальных нужд нежилого помещения и заключению соглашение о выкупе нежилого помещения.

Вместе с тем, суд не определил на кого из ответчиков он возлагает такую обязанность.

По Соглашению Администрацией поселения передана только часть полномочий Администрации района, а именно полномочия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Республиканской адресной программы переселения на период 2019-2024 годов.

Данным Соглашением предусмотрено право Городского поселения осуществлять текущий контроль за исполнением переданных полномочий, эффективностью и целевым использованием бюджетных средств; при ненадлежащем исполнении переданных полномочий направлять письменные уведомления Администрации района об устранении допущенных нарушений.

Также в соответствии с Соглашением в обязанности Городского поселения входить перечисление межбюджетных трансфертов Администрации района, передача необходимой информации и документов на осуществление переданных полномочий; участие в проводимых администрацией района мероприятиях (согласно утвержденным планам).

Планы, предусматривающие участие городского поселения в вопросах переселения граждан из аварийного жилищного фонда суду не представлены.

Конкретные полномочия Администрации района, которые ей переданы, также в Соглашении не названы.

В адресный перечень, приведенный в Приложении № 2 к Республиканской программе переселения, значится и МКД № ... по ул. <...>.

Нежилое помещение, принадлежащее истцу, является частью указанного МКД, так как располагается в подвале и на первом этаже дома, в связи с чем также является аварийным, его использование отдельно от МКД невозможно, следовательно, на него распространяются положения Республиканской адресной программы.

К способам переселения, перечисленным в Республиканской программе переселения, относятся: участие в строительстве нового жилья; приобретение жилых помещений на первичном либо вторичном рынке жилья; выплата частным собственникам жилых помещений возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.

Республиканской программой переселения, участником которой является МО «Закаменский район» предусмотрена выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за жилое помещение в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.

Следовательно, Администрация района в рамках программы по переселению обеспечивает строительство нового или покупку жилья для предоставления гражданам, выселяемым из аварийных домов, а также производит выплату частным собственникам жилых помещений возмещения за изымаемое помещение.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 22 Постановления Пленума от 2 июля 2009 года N 14, судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию МКД, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (оно заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Согласно ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее – Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения относятся, в том числе: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Полномочия по изъятию земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд в границах поселения относится к полномочиям ответчика -Администрации поселения (п. 20 ст. 14 Закона N 131-ФЗ).

Анализ п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 свидетельствует о том, что вышеуказанным нормативным правовым актом прямо предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принять решение о дальнейшей судьбе жилого дома, признанного аварийным.

Таким образом, законом обязанность по организации процедуры изъятия земельного участка возложена именно на Городское поселение.

В материалах дела не содержится сведений о том, что Администрация поселения приняла решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, а также решение об изъятии каждого жилого (нежилого) помещения в указанном доме, принадлежащего на праве собственности проживающим в нем жильцам.

В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы о передаче Администрации района полномочий по переселению граждан из аварийного жилого фонда в рамках реализации Программы переселения, судебная коллегия признает не состоятельными, поскольку ответчиком Администрацией поселения не доказано, что полномочия по разрешению вопроса об изъятии земельного участка, помещений в МКД и их выкупе переданы Администрации района в рамках Соглашения, либо в рамках иных соглашений.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона N 131-ФЗ передача своих полномочий органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, органу местного самоуправления муниципального района осуществляется на основании соглашения и за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Довод о том, что заключение соглашения о выкупе нежилого помещения Программой переселения не предусмотрено и на это средства не выделяются, основан на неправильном толковании законов, положения которых и смысл изложен в настоящем определении.

Довод жалобы о том, что Администрация поселения вопросами по переселению граждан не занимается, в бюджете поселения г. Закаменска средств на реализацию мероприятий по переселению не предусмотрено и при выкупе нежилого помещения последует нецелевое использование бюджетных средств, не может являться основанием для отмены решения и несостоятелен, так как жилищные вопросы граждан проживающих, в том числе в аварийном жилье, относятся к местным вопросам и входят в полномочия Администрации поселения (ч. 6 ст. 14 Закона N 131-ФЗ), а потому средства для решения этих вопросов должны предусматриваться в бюджете поселения. То, что такие средства не предусмотрены, является ответственностью Администрации поселения, надлежащим образом не выполняющей свои обязанности.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, оснований для иной оценки которых у судебной коллегии не имеется. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Судебная коллегия находит, что поскольку возложенная на ответчика - Администрацию поселения, обязанность может быть исполнена только им, суду следовало в решении установить срок исполнения обязанности, что суд не сделал, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит дополнению указанием на срок исполнения обязанности до 1 июля 2021 года.

Срок установлен с учетом того, что дом находится в аварийном состоянии, расселен, коммуникации отключены, в ближайшее время подлежит сносу.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Изменить решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 1 декабря 2020 года в части, касающейся возложения обязанностей по принятию мер к выкупу нежилого помещения, изложить данную часть в следующей редакции:

Обязать Администрацию муниципального образования городского поселения «г. Закаменск» принять решение об изъятии для муниципальных нужд нежилого помещения с кадастровым номером <...>, принадлежащего Кожевиной Юлии Денсековне и земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: <...>, заключить соглашение о выкупе нежилого помещения в срок до 1 июля 2021 года.

Председательствующий:

Судьи коллегии: