ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-383/2023 от 14.12.2023 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Музаева О.Ю. Дело № 33-10963/2023

(№ 2-383/2023)

64RS0047-01-2023-001560-73

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2023 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гладченко А.Н.,

судей Бартенева Ю.И., Крапивина А.А.,

при ведении протокола помощником судьи Грибановой С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении в стаж периодов работы и назначении пенсии, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области на решение Советского районного суда Саратовской области от 05 сентября 2023 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, истца ФИО1, возражавшего по доводам жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее – ОСФР по Саратовской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении в стаж периодов работы и назначении пенсии.

Требования мотивированы тем, что 17 февраля 2023 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Саратовской области № 230000002693/54947/23 от 06 марта 2023 года ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При этом из общего трудового, страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ был исключен период работы с 01 января 1991 года по 08 апреля 1994 года в качестве оператора обезвоживающей и обессоливающей установки в НГДУ «Каршинефть» на территории республики Узбекистан, поскольку Соглашение СНГ о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года прекратило свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 года, а новое Соглашение, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан до настоящего времени не заключено.

Полагая свои пенсионные права нарушенными, ФИО1 обратился в суд, который с учетом уточнений просил признать незаконным решение ОСФР по Саратовской области № 230000002693/54947/23 от 06 марта 2023 года в части не включения в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 01 января 1991 года по 08 апреля 1994 года в качестве оператора обезвоживающей и обессоливающей установки в НГДУ «Каршинефть» на территории республики Узбекистан; возложить на ОСФР по Саратовской области обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 01 января 1991 года по 08 апреля 1994 года в качестве оператора обезвоживающей и обессоливающей установки в НГДУ «Каршинефть» на территории республики Узбекистан; назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 21 февраля 2023 года.

Решением Советского районного суда Саратовской области от 05 сентября 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично; решение ОСФР по Саратовской области № 230000002693/54947/23 от 06 марта 2023 года об отказе в назначении пенсии признано незаконным в части не включения в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы в НГДУ «Каршинефть» на территории Республики Узбекистан с 04 июня 1991 года по 08 апреля 1994 года в должности оператора обезвоживающей и обессоливающей установки; на ОСФР по Саратовской области возложена обязанность включить в стаж на соответствующих видах работ согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы ФИО3 в НГДУ «Каршинефть» на территории Республики Узбекистан с 04 июня 1991 года по 08 апреля 1994 года в должности оператора обезвоживающей и обессоливающей установки, назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда с 21 февраля 2023 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

С решением суда не согласен ответчик, по доводам апелляционной жалобы ставится вопрос об отмене решения в части удовлетворения исковых требований истца, как постановленного с нарушением норм материального права. Указывает, что Соглашение СНГ о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года прекратило свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 года, а новое Соглашение, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан до настоящего времени не заключено.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 17 февраля 2023 года ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Саратовской области № 230000002693/54947/23 от 06 марта 2023 года ФИО1 было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно решению пенсионного органа ФИО1 в возрасте 55 лет имеет 31 год 05 месяцев 03 дня страхового стажа, 09 лет 08 месяцев 19 дней, стажа на соответствующих видах работ, ИПК – 84,559

При этом из общего трудового, страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ был исключен период работы с 01 января 1991 года по 08 апреля 1994 года в качестве оператора обезвоживающей и обессоливающей установки в НГДУ «Каршинефть» на территории республики Узбекистан, поскольку Соглашение СНГ о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года прекратило свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 года, а новое Соглашение, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан до настоящего времени не заключено.

Согласно записям трудовой книжки, ФИО1 с 04 июня 1991 года по 08 апреля 1994 года работал оператором обезвоживающей и обессоливающей установки по 3 разряду в НГДУ «Каршинефть» (л.д. 15-16), что также подтверждается приказом № 90к от 04 июня 1991 года (л.д. 25-26, 78).

Кроме того, истцом были представлены архивные справки из Каршинского городского архива документов по личному составу, из которых следует, что ФИО1 работал в НГДУ «Каршинефть» с марта 1990 года по апрель 1994 года, ему выплачивалась заработная плата, с которой отчислялась сумма страхового взноса (л.д. 83-84).

Из справки № 8931 усматривается, что ФИО1 приобрел гражданство Российской Федерации по заключению УВД Саратовской области от 07 февраля 1995 года, что свидетельствует о проживании ФИО1 на территории РФ по состоянию на 01 января 2002 года (л.д. 148).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части включения в страховой стаж периодов работы на территории Республики Узбекистан с 04 июня 1991 года по 08 апреля 1994 года в должности оператора обезвоживающей и обессоливающей установки, суд первой инстанции исходил из того, что представленными документами, а именно трудовой книжкой, архивными справками о получении заработной платы, подтверждается, что истец осуществляла трудовую деятельность в спорные периоды. При этом, принимая во внимание наличие у истца необходимого для назначения страховой пенсии по старости размера ИПК и достаточной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 21 февраля 2023 года.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ, в том числе, Республикой Узбекистан, и Российской Федерацией подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного Закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подп. «б» п. 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.

Списком № 2 1991 года производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, разделом XII «Бурение добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» предусмотрены профессии - код позиции 2130301а-16081 «операторы технологических установок».

В соответствии с позицией 2130301а-16081 подраздела 3 «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» раздела XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» указанного выше Списка № 2 правом на льготное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда пользуются операторы технологических установок, занятые в следующих производствах: перегонки, крекирования и каталитического риформинга нефти и нефтепродуктов, пиролизе нефтепродуктов, подготовки сырой нефти, дегенерации растворов и масел, производстве газового бензина, сжиженных газов, конденсации, улавливания газового бензина; конверсии природного, водяного газа; елочной очистки нефтепродуктов, искусственного жидкого топлива; топливоподготовки, топливоподачи, обогащения твердого топлива, производстве битума, консистентных смазок, а также ремонта и обслуживания технологического оборудования и коммуникаций основных производств, производственной канализации, вентиляции, резервуарных парков и коммуникаций для нефтепродуктов и газа, эстакад по сливу и наливу нефтепродуктов и реагентного хозяйства.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 02 марта 2022 года № 99н «Об утверждении профессионального стандарта «Оператор обезвоживающей и обессоливающей установки» определена основанная цель вида профессиональной деятельности – обеспечение бесперебойного технологического процесса обезвоживания, обессоливания и стабилизации нефти и обобщенная трудованя функция – обеспечение технологического процесса на обезвоживающих и обессоливающих установках, что соответствует профессии, предусмотренной позицией 2130301а-16081 в Списке 2.

Постановление Правительства РФ № 163 от 25 февраля 2000 года «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» в разделе ЕХ. Переработка нефти, нефтепродуктов, газа, сланцев, угля и обслуживание магистральных трубопроводов предусматривает под № 454 профессию «Оператор технологических установок».

Из приведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ назначается в том числе мужчинам по достижению возраста 55 лет, проработавшим не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии страхового стажа не менее 25 лет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 25,8, установленной в 2023 году.

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Изучение материалов дела показало, что выводы суда первой инстанции основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

Оснований полагать, что нормы материального права применены в рассматриваемом случае судом первой инстанции неправильно, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о недопустимости применения к спорным правоотношениям Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года ввиду прекращения с 1 января 2023 года его действия в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения ошибочны, повторяют позицию пенсионного органа в суде первой инстанции, которыми аналогичные доводы ответчика мотивированно отклонены, в связи с чем приведенные вновь в апелляционной жалобе доводы не являются поводом для отмены обжалуемого решения. Кроме того дата возникновения права на назначение пенсии и дата, с которой такая пенсия выплачивается, не определяют период возникновения спорных правоотношений.

Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в Письме от 19 апреля 2023 года № 19-0/10/В-5851 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с обращением о порядке подтверждения периодов работы граждан, переселившихся с территории Республики Узбекистан в Российскую Федерацию на постоянное проживание, в целях установления страховых пенсий в соответствии с российским пенсионным законодательством просит обратить внимание территориальных органов Социального фонда России на следующее.

С 1 января 2023 года Российской Федерацией принято решение о денонсации Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

В этой связи запросы, направленные территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в период до 31 декабря 2022 года, в том числе поступившие во Внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан после указанной даты, в целях обеспечения сохранения приобретенных гражданами на территории Республики Узбекистан, а также бывшей Узбекской ССР пенсионных прав подлежат обязательному исполнению узбекистанской стороной.

Что касается направления запросов территориальными органами Социального фонда России начиная с нового 2023 года, то, поскольку Российская Федерация не является участником Соглашения СНГ, взаимодействие с Внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан следует осуществлять в рамках Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 22 января 1993 года, участниками которой являются и Российская Федерация, и Республика Узбекистан.

В этом случае запросы территориальных органов Социального фонда России в адрес Внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан подлежат направлению через Министерство юстиции Российской Федерации.

30 мая 2023 года Российская Федерация уведомила Исполнительный комитет СНГ о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в г. Кишиневе 7 октября 2002 года (далее - Конвенция 2002 года). В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Конвенции она вступит в силу для России на тридцатый день с даты сдачи на хранение депозитарию ратификационной грамоты, т.е. с 28 июня 2023 г.

Конвенция была ратифицирована Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 452-ФЗ. Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2023 года № 349 определены центральные, территориальные и другие органы Российской Федерации, уполномоченные на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами других государств-участников Конвенции.

Конвенция 2002 года - международный договор в рамках СНГ, обладающий особой практической ценностью. Она призвана обеспечить гражданам каждой из договаривающихся сторон и другим лицам, проживающим на их территории, надежную правовую защиту личных, имущественных и неимущественных прав. Ее положения также определяют порядок взаимодействия учреждений юстиции и других органов, оказывающих взаимную правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 120 Конвенции 2002 года между ее государствами-участниками прекращает свое действие Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 года, и Протокол к ней от 28 марта 1997 года Таким образом, с 28 июня 2023 года в отношениях между Россией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном вместо Минской конвенции будут применяться нормы Конвенции 2002 года.

Согласно пункту 1 статьи 12 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон выданы или засвидетельствованы компетентным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях всех других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения. Доверенность с нотариально заверенным переводом на русский язык принимается на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения. Данная Конвенция ратифицирована РФ и Казахстаном (статья 43 Конвенции, Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 452-ФЗ, Информация МИД России от 30 мая 2023 года).

В целом апелляционная жалоба полностью воспроизводит правовую позицию ответчика, занятую им в суде первой инстанции, проверенную судом в полном объеме и получившую мотивированную оценку в решении, с которой судебная коллегия соглашается.

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда и являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.

В остальной части указанное решение сторонами не обжаловано, в связи с чем судебной коллегией не проверяется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда Саратовской области от 05 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 декабря 2023 года.

Председательствующий:

Судьи: