ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3840/2021 от 21.03.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

УИД 11MS0011-01-2021-002665-33

г. Сыктывкар Дело № 2 - 3840/2021

(№ 33-1177/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,

судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,

при секретаре Тырышкиной Н.Н.,

рассмотрела в судебном заседании 21 марта 2022 года дело по апелляционной жалобе Иванова Дениса Сергеевича на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 2 декабря 2021 года, по которому

в удовлетворении исковых требований Иванова Дениса Сергеевича к ПАО Авиакомпания "ЮТэйр" о взыскании уменьшения цены, неустойки, штрафа отказано.

Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Иванов Д.С. обратился к мировому судье Ярегского судебного участка г. Ухты Республики Коми с иском к ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" о соразмерном уменьшении услуги на 33 250 рублей, взыскании неустойки за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке, штрафа.

В обоснование иска указал, что 19 января 2021 года он приобрел у ответчика авиабилеты по маршруту ... для 4 человек, включая ....

Общая цена заказа по тарифу "Премиум" составила 121 810 рублей.

Выбранный истцом тариф предусматривал возможность бесплатного выбора стандартного места в салоне самолета.

Воспользовавшись правилами тарифа, Иванов Д.С. при регистрации на рейс ... выбрал для себя и членов своей семьи посадочные места 2А, 2В, 2С, 2D, однако непосредственно перед вылетом ему были выданы посадочные талоны на места 17А, 17В, 17С, 17D без возможности выбора другого места.

Полагая, что услуга по авиаперевозке по тарифу "Премиум" по маршруту ... ответчиком была оказана не в полном объеме и некачественно, истец просил взыскать с ответчика денежные средства в размере разницы между стоимостью тарифа "Премиум" и стоимостью тарифа "Оптимум".

В добровольном порядке удовлетворить данные требования потребителя ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" отказалось.

Определением мирового судьи Ярегского судебного участка г. Ухты Республики Коми от 15 июня 2021 года гражданское дело по иску Иванова Д.Ю. к ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" было передано на рассмотрение в Ухтинский городской суд Республики Коми, где постановлено оспоренное истцом решение.

В апелляционной жалобе Иванов Д.С. указывает на то, что при установленных судом и не оспоренных ответчиком обстоятельствах дела, свидетельствующих, что услуга по авиаперевозке по оплаченному им при приобретении билетов тарифу "Премиум" в части бесплатного выбора посадочных мест в салоне самолете по маршруту ... не была оказана, то есть доказано, что исполнитель отказал истцу в предоставлении оплаченной услуги в полном объеме, суд необоснованно и неправомерно не счел эти обстоятельства основаниями для удовлетворения заявленного иска, обосновав это не подтвержденной ответчиком доказательствами ссылкой на замену перед полетом воздушного борта в целях безопасности пассажиров и принадлежностью выбранных Ивановым Д.С. мест в салоне замененного воздушного судна к "местам повышенной комфортности", с чем Иванов Д.С. не согласен. Кроме того, в жалобе заявитель считает, что суд безосновательно оставил без внимания правила оказания дополнительных услуг авиакомпании "ЮТэйр", в разделе "выбор места в салоне" которых предусмотрен возврат доплаты за место при пересадке пассажира с тарифом "Премиум" на другое место в экономическом классе обслуживания в целях безопасности.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения жалобы по имеющимся материалам дела, принимая во внимание неисполнение ответчиком определения судебной коллегии от 27 января 2022 года о предоставлении дополнительных доказательств, касающихся обстоятельств замены воздушного судна, на котором планировался перелет истца 5 марта 2021 года по маршруту ..., и отказа истцу в предоставлении выбранных при регистрации на рейс посадочных мест в салоне самолета, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного по делу решения с вынесением нового о частичном удовлетворении иска Иванова Д.С.

При этом исходит из следующего.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1).

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в законе (пункт 2).

При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (пункт 3).

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Общие положения о перевозке регламентируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Как следует из положений пункта 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

При осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее - перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее - регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (далее - чартерные рейсы) применяются Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82 (далее - Федеральные авиационные правила) (пункт 2 Федеральных авиационных правил).

Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок (далее - правила перевозчика). Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (пункт 4 Федеральных авиационных правил).

Перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе (пункт 7 Федеральных авиационных правил).

Согласно пунктам 8, 11 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату (далее - бронирование) является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа, груза. Бронирование пассажирского места и провозной емкости для пассажира предполагает перевозку пассажира и его багажа в дату, рейсом и по маршруту, на которые было произведено бронирование.

Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что 19 января 2021 года между сторонами был заключен договор перевозки четырех пассажиров (ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО3) по маршруту: 5 марта 2021 года: ...", 6 марта 2021 года: ...", 21 марта 2021 года: "...".

На указанном маршруте перевозчиком установлены тарифы класса обслуживания "Эконом": "Оптимум", "Премиум", "Минимум".

Ивановым Д.С. приобретены билеты на четырех человек по тарифу "Премиум" общей стоимостью 121 790 рублей (кассовый чек № 702 - л. д. 27-28), согласно которым стоимость услуги перевозки на Иванова Д.С., согласно билету <Номер обезличен>, составила 34240 руб. (из которых стоимость тарифа составила 30300 руб., сбор - 3940 руб.), стоимость услуги перевозки на ФИО1, согласно билету <Номер обезличен>, составила 34240 руб. (из которых стоимость тарифа составила 30300 руб., сбор - 3940 руб.), стоимость услуги перевозки на ФИО2, согласно билету <Номер обезличен>, составила 26665 руб. (из которых стоимость тарифа составила 22725 руб., сбор - 3940 руб.), стоимость услуги перевозки на ФИО3, согласно билету <Номер обезличен>, составила 26665 руб. (из которых стоимость тарифа составила 22725 руб., сбор - 3940 руб.).

Данный тариф "Премиум" (эконом) предусматривает, помимо стандартных опций, возможность: дополнительного провоза одного места ручной клади весом 10 кг, одного места спортивного инвентаря весом 20 кг, выбора стандартного места при регистрации на рейс (бесплатно), обмена до тарифов "Премиум", "Евробизнес", возможность оформления билетов с открытой датой (для классов бронирования Y, S, T), возможность возврата стоимости по неиспользованным участкам маршрута, максимальный срок нахождения в пункте назначения 12 месяцев, а также повышенное накопление бонусов ("миль") (Тарифы и условия - л. д. 119-130).

5 марта 2021 года услуга перевозки пассажиров в количестве 4-х человек (семьи истца) по маршруту "..." ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" была оказана. При этом при осуществлении перевозки классом "Эконом" взамен выбранных истцом посадочных мест 2А, 2В, 2С, 2D ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" ему и членам его семьи предоставлены посадочные места 17А, 17В, 17С, 17D (л. д. 46-49, л. д. 50-51).

Полагая в связи с этим, что услуга по авиаперевозке по тарифу "Премиум" по маршруту ... ответчиком была оказана не в полном объеме и некачественно, истец обратился к перевозчику с претензией, в которой просил возместить разницу между стоимостью тарифа "Премиум" и стоимостью тарифа "Оптимум", не предусматривающего бесплатного выбора места в салоне, в сумме 33250 руб. (л. д. 6-7).

В добровольном порядке удовлетворить требования потребителя ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" отказалось, направив ответ от 23 апреля 2021 года со ссылкой на то, что замена выбранных истцом посадочных мест была обусловлена технической неисправностью судна рейса ЮТ-180 по маршруту ... от 5 марта 2021 года, а выбранные истцом места 2А, 2В, 2С, 2D на замененном борту являлись местами повышенной комфортности, дополнительная стоимость которых составляла 1499 руб. (л. д. 34).

При разрешении дела суд первой инстанции счел достаточными указанные в отзыве на иск причины замены посадочных мест семьи истца при перелете указав, что это допускается пунктом 76 Федеральных авиационных правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 82.

Кроме того, как счел суд, предоставленные Иванову Д.С. и членам его семьи посадочные места 17А, 17В, 17С, 17D в салоне самолета модели Boening - 737-400 (бортовой номер VQ-BIE), на котором осуществлялась воздушная перевозка истца и его семьи 5 марта 2021 года по маршруту "...", являются равнозначными выбранным истцом местам 2А, 2В, 2С, 2D в салоне самолета модели Boening - 737-500 (бортовой номер VP-BVN), на борту которого планировался перелет, а потому права истца ответчиком нарушены не были.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они не основаны на имеющихся в деле доказательствах.

В силу части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

На основании пункта 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его правомочному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа, а пунктом 2 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 этой же статьи, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Как следует из содержания статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.

При осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами, и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) применяются Федеральные авиационные "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82.

Согласно пунктам 72 и 76 указанных Правил регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов. Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Очевидно, что обеспечение безопасной авиаперевозки входит в число основных профессиональных стандартов оказания услуг данного рода. Государственное регулирование в области авиации, направленное, в том числе, на обеспечение безопасности полетов воздушных судов, осуществляется в соответствии с нормами Воздушного кодекса Российской Федерации и Правилами воздушных перевозок, оговаривающих право перевозчика произвести определенные действия по ограничению права выбора пассажира на условия перевозки без каких-либо неблагоприятных для себя последствий.

Вместе с тем, имеющие значение для дела факты должны быть подтверждены доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По настоящему делу доводы жалобы Иванова Д.С. о том, что ответчиком не представлено суду доказательств обоснованности своего утверждения о неисправности шасси воздушного суда, на котором должна была осуществляться перевозка пассажиров 5 марта 2021 года по маршруту ..., и того, что такая замена судна на другое была в целях безопасности полета фактически произведена, в связи с чем истцу не были предоставлены выбранные им места в салоне самолета, заслуживают внимания.

Указанные в отзыве ответчика соответствующие обстоятельства судом первой инстанции не проверены, суду апелляционной инстанции какими-либо доказательствами не подтверждены.

Ввиду указанного, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о правомерности отказа авиакомпанией ЮТэйр" в предоставления Иванову Д.С. и членам его семьи в салоне самолета мест, которые истец выбрал согласно виду и объему приобретенной у ответчика услуги по тарифу "Премиум".

Решение суда первой инстанции об отказе Иванову Д.С. подлежит отмене.

Согласно пункту 100 Федеральных авиационных правил перевозчик или обслуживающая организация могут предоставлять пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле.

Дополнительные услуги повышенной комфортности, порядок их предоставления и оплаты устанавливаются перевозчиком, если они оказываются перевозчиком, или уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, если они оказываются уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, или по соглашению между сторонами, совместно оказывающими услуги (пункт 100 Федеральных авиационных правил).

Как следует из материалов дела, ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" за дополнительную плату предлагается и предоставляется пассажирам такая дополнительная услуга для перелетов, как выбор места в салоне, предусматривающая, что пассажиры с тарифом "Премиум" выбирают место на борту бесплатно, пассажирам по иным тарифам (за исключением владельцев статусных карт авиакомпании) стоимость данной услуги составляет для воздушных судов ATR от 299 руб.

Условиями оказания данной услуги предусмотрен возврат доплаты за место в случаях: если авиакомпания заменит самолет и не сможет предложить альтернативное место на борту; при вынужденном обмене или возврате авиабилета; при пересадке пассажира на другое место в экономическом классе обслуживания в целях обеспечения безопасности (л. д. 127, оборот л. д. 127).

Помимо включения в тариф "Премиум" указанной дополнительной услуги, в отличие от иных тарифов, в том числе тарифа "Оптимум", в данный тариф входят услуги по провозу ручной клади весом 10 кг (дополнительно к ручной клади весом 5 кг), провоз спортинвентаря весом 20 кг, обмен до тарифов "Премиум", "Евробизнес", возможность оформления билетов с открытой датой (для классов бронирования Y, S, T), возможность возврата стоимости по неиспользованным участкам маршрута, максимальный срок нахождения в пункте назначения 12 месяцев, а также повышенное накопление бонусов ("миль") (Тарифы и условия - л. д. 119-130).

Заявляя о соразмерном уменьшении цены приобретенной услуги до стоимости тарифа "Оптимум", Иванов Д.С. суду указывал, что им были приобретены билеты по тарифу "Премиум" лишь с целью реализации права на самостоятельный выбор места в салоне. Иные дополнительные услуги, входящие в данный тариф, его не интересовали.

Полагая требования Иванова Д.С. о соразмерном уменьшении цены по договору по своему существу обоснованными, судебная коллегия не может согласиться с таким расчетом суммы исковых требований Иванова Д.С., подлежащих удовлетворению.

Согласно статье 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1).

Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации (пункт 2). Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками (пункт 5).

В силу пункта 29 Федеральных авиационных правил за перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата, и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.

Стоимость дополнительных услуг, предоставляемых перевозчиком, может включаться в стоимость билета при формировании тарифа.

Как следует из расшифровки тарифов, на которых могла быть осуществлена перевозка пассажиров 5 марта 2021 года по маршруту "...", данный тариф являлся "многосоставным" и предусматривал в себе предоставление пассажиру услуг, которые при тарифах "Минимум" и "Оптимум" оказываются авиакомпанией за дополнительную плату (л. д. 16).

Право воспользоваться услугой в полном объеме либо части после её приобретения принадлежит потребителю, а потому фактическое неиспользование истцом и членами его семьи всех преимуществ тарифа "Премиум", в данном случае провоза дополнительной ручной клади (1 499 руб. за каждого пассажира), спортинвентаря (от 1399 руб. за каждого пассажира), обмена билета до тарифов "Премиум", "Евробизнес", возможности оформления билетов с открытой датой, возможности возврата стоимости по неиспользованным участкам маршрута, а также определения максимального срока нахождения в пункте назначения в 12 месяцев, не может быть поставлено в вину ответчику, не отказывавшему Иванову Д.С. в такой возможности.

При таких обстоятельствах судебная коллегия признает обоснованными и правомерными исковые требования Иванова Д.С. об уменьшении цены по договору перевозки, исходя из стоимости услуги по выбору места в салоне самолета согласно расчёта стоимости билета (л. д. 16), а также стоимости соответствующей услуги для воздушных судов ATR, приведённой в Тарифах и условиях (оборот л. д. 127), то есть в размере 1196 руб. (299 руб. х 4 чел).

Разрешая исковые требования Иванова Д.С. о взыскании неустойки, судебная коллегия исходит из того, что правоотношения по оказанию услуг, к которым относится и авиаперевозка, регулируются главой III Закона о защите прав потребителей в части неурегулированной специальными нормами.

Учитывая, что факт нарушения прав истца судебной коллегией признан установленным, с ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в пользу Иванова Д.С. подлежит взысканию неустойка в соответствии со статьёй 31 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" в размере 1 196 руб. (за период с 17 апреля 2021 года по 21 марта 2022 года расчетная неустойка составит 12 199,20 руб. ..., с учетом ограничения, установленного абзацем 4 пункта 5 статьи 28 - 1 196 руб.).

В силу части 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от <Дата обезличена> N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Исчисленная с учетом выводов судебной коллегии сумма штрафа, подлежащего взысканию с ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в пользу Иванова Д.С., составит 1196 руб. ...

Иных требований по делу истцом не заявлено.

Принимая во внимание выводы судебной коллегии по результатам разрешения апелляционной жалобы Иванова Д.С. с ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" (абзац третий подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации) в размере 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекс Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 2 декабря 2021 года отменить.

Вынести по делу новое решение, по которому взыскать с ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в пользу Иванова Дениса Сергеевича в счёт соразмерного уменьшения цены оказанной услуги по перевозке 5 марта 2021 года по маршруту ... 1 196 рублей, неустойку за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя в размере 1 196 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 1 196 руб., а всего 3 588 рублей.

Взыскать с ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" государственную пошлину в доход МО ГО "Ухта" в размере 400 руб.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 марта 2022 года