ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3845/2021 от 17.01.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Тимофеева А.М.

Судья-докладчик Бадлуева Е.Б. по делу № 33-645/2022 (33-10490/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 января 2022 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Николаевой Т.В.,

судей Ринчинова Б.А. и Бадлуевой Е.Б.,

при секретаре Шаломовой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3845/2021 (УИД 38RS0032-01-2021-005130-88) по исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения

по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Иркутской области, подписанной представителем ФИО2, на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 12 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Бадлуевой Е.Б., выслушав объяснение ФИО1, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам

установила:

в обоснование иска указано, истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Просила обязать министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, в черте г. Иркутска.

Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 12 октября 2021года исковые требования удовлетворены. На министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность на министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, находящееся в черте г.Иркутска, общей площадью не менее 33 кв.м. (+-5) кв.м.

В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Иркутской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы заявитель, изложив обстоятельства дела, нормы права, регулирующие формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области, указывает, что по данным министерства на март 2021года в списке детей сирот на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда состояло 16744 человека. ФИО1 состоит в данном списке, по состоянию на 03.11.2021 порядковый номер в едином списке - 2331, таким образом, право ФИО1 на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда подтверждено и не оспаривается.

Ссылаясь на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 июля 2019 года № 33-5562/2019, заявитель отмечает, что предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения без учета хронологической последовательности, во внеочередном порядке, повлечет нарушение прав иных граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот, включенных в список на предоставление жилого помещения ранее. По мнению заявителя, права истца не нарушены, истец имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем отсутствует необходимость устанавливать наличие этого права в судебном порядке. Полагает, суд, удовлетворяя требования истца, восстанавливает уже имеющееся у истца право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и фактически подтверждает его наличие, что не влечет основную задачу судопроизводства защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

В письменном возражении на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание явилась истец ФИО1 Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены: министерство имущественных отношений Иркутской области – (10.01.2022 уведомление), третье лицо Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 – (10.01.2022 уведомление), третье лицо заявило о рассмотрении дела в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, постановленного по делу.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ФИО1 родилась (дата изъята) в (адрес изъят). В качестве матери указана Н., в графе отец указан В., что подтверждается свидетельством о рождении (номер изъят).

Мать Истца Н. умерла (дата изъята), актовая запись о смерти (номер изъят), что подтверждается свидетельством о смерти (номер изъят).

Отец Истца В. умер (дата изъята), актовая запись о смерти (номер изъят), что подтверждается свидетельством (повторным) о смерти (номер изъят).

Из справки Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Черемхово и Черемховскому району от 19.08.2015 за (номер изъят) следует, что ФИО1, (дата изъята) г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основание: мать Н. умерла (дата изъята), отец В. умер (дата изъята).

06.08.2013 ФИО1 обратилась к начальнику управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Черемхово и Черемховскому району с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области по договорам найма специализированных жилых помещений по Черемховскому районному муниципальному образованию.

На основании распоряжения управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Черемхово и Черемховскому району от 08.08.2013 (номер изъят) ФИО1, (дата изъята) г.р., включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Черемховскому районному муниципальному образованию, о чем ей также было направлено уведомление от 12.08.2013 (номер изъят).

По информации межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 от 12.10.2021, министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области 02.08.2021 была произведена смена муниципального образования в областном информационном ресурсе с Черемховского района на МО г.Иркутск, в связи со сменой ФИО1 регистрации по месту жительства, что также подтверждается представленной в материалы дела информацией межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №1от 13.10.2021 за (номер изъят).

Согласно справке управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирскому и Усольскому району от 13.09.2013 за (номер изъят) ФИО1 закрепленного жилого помещения по г. Усолье-Сибирское и Усольском районе не имеет.

Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 08.08.2013 (номер изъят) следует, что по учетным данным Черемховского отделения Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» за ФИО1, (дата изъята) г.р., объекты недвижимости в собственности не зарегистрированы.

В соответствии с уведомлениями об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 24.07.2013 за (номер изъят), от 25.01.2019 (номер изъят), от 30.08.2021 за (номер изъят), в ЕГРН информация о правах ФИО1, (дата изъята) г.р., на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости отсутствует.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался нормами статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», части 1 статьи 109.1 ЖК РФ, статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996, статьи 2 Закона Иркутской области от 28.12.2012 N 164-ОЗ "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области", учитывая, что ФИО1 принята на учет для предоставления жилья, при этом, жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено, истец на момент рассмотрения настоящего дела имеет нереализованное право на обеспечение жилым помещением, ответчиком не оспорено данное обстоятельство, формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, пришел к выводам о наличии условия и обстоятельств, при которых у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает право на предоставление жилого помещения, заявленные требования удовлетворил. При этом суд указал, что право истца на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет и формирования списка, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области (Закон № 164-ОЗ).

Согласно статье 2 Закона № 167-ОЗ детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном статьей 3 настоящего Закона, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области (далее - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров.

В случае отсутствия возможности предоставить жилое помещение общей площадью, указанной в абзаце первом настоящей части, жилое помещение может быть предоставлено детям-сиротам общей площадью более 33 квадратных метров в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление в сфере имущественных отношений (далее - орган по управлению имуществом).

В целях предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот. Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется органом по управлению имуществом в порядке, установленном Правительством Иркутской области (ст. 5 Закона № 164-ОЗ).

В соответствии с настоящим Законом лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включенным в список, однократно предоставляются органом по управлению имуществом жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Вывод суда основан на том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец при достижении возраста 18 лет заявила о своем намерении получить гарантированную государством меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем и включения в списки на предоставление жилого помещения по месту жительства, на момент подачи иска достигла установленного законом возраста, обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами законодательства возложена на уполномоченный орган, однако данная обязанность ответчиком не исполнена.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда первой инстанции и ставящих под сомнение законность судебного решения, постановленного по данному делу, основаны на ином толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах, вследствие чего судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам жалобы.

Ссылка заявителя на апелляционное определение судебной коллегии Иркутского областного суда правового значения не имеет, поскольку данный судебный акт не формируют судебную практику, принят по конкретному делу.

Оснований для отмены судебного постановления, проверенного в пределах заявленных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 12 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Т.В. Николаева

Судьи

Б.А. Ринчинов

Е.Б. Бадлуева

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21января 2022 года.