Судья Головченко Е.Ю. Дело №2-384/2023
Докладчик Лаврова О.В. Дело №33а-1784/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 августа 2023 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Лихачевой С.А.,
судей Лавровой О.В., Седых Н.А.,
при помощнике судьи Веретельниковой С.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Томаринского района в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Сахалинской области», Министерству транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области о возложении обязанности провести ремонт моста через реку Айнская, обеспечить финансирование работ по приведению технического состояния мостового сооружения в нормативное состояние,
по апелляционной жалобе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда от 24 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи О.В. Лавровой, судебная коллегия
установила:
прокурор Томаринского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил возложить обязанность на Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» (далее – ГКУ «Управление Сахалинавтодор») в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить мероприятия по приведению технического состояния моста через р. Айнская на км 257+609, расположенного на автомобильной дороге Невельск – Томари - аэропорт Шахтерск, в нормативное состояние, а именно устранить дефекты мостового полотна, пролетного строения, дефекты и повреждения опор, регуляционных сооружений и подходов; возложить обязанность на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области провести финансирование данных работ.
В обоснование заявленных требований со ссылкой на результаты проведенной проверки указал на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по содержанию находящегося на территории муниципального образования «Томаринский городской округ» моста через реку Айнская на 257 км+609 автомобильной дороги Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск, которая, являясь собственностью Сахалинской области, передана ГКУ «Управление Сахалинавтодор» на праве оперативного управления. Согласно техническому паспорту техническое состояние по ОДМ 2 балла – неудовлетворительное, неисправное, ограниченно работоспособное. По результатам обследования установлено, что конструкции мостового полотна не соответствуют требованиям пункта 5.59 СП 35.13330.2011. Углы перелома продольного профиля над опорами 1,4 не обеспечивают условия безопасного движения транспорта с расчетной скоростью. Зафиксировано загрязнение поверхности движения (пластовые скопления слоем более 1 см в пределах ширины полос безопасности). Зафиксированы следы замачивания, выщелачивание на нижней поверхности пролетных строений, свидетельствующие о нарушении гидроизоляции на отдельных участках. Деформационные швы заполненного типа находятся в неудовлетворительном состоянии, в частности, выявлено расстройство заполнения деформационного зазора, протечки через конструкции шва, разрушение стального окаймления ДШ). Обнаружена деформация отдельных стоек и всех консолей-амортизаторов барьерного ограждения. В нарушение пункта 5.61 СП СП 35.13330.2011 на мосту отсутствуют тротуары. Имеются следы протечек, выщелачивание по фасаду и нижней поверхности ПС вследствие неисправности системы водоотведения, гидроизоляции и нарушения герметичности ДШ, кроме того, имеются вертикальные и наклонные трещины (силовые), пересекающие рабочую арматуру по ребрам балок ПС. Не заделан скол ребра балки после определения прочности бетона методом «на разрыв». Существует деградационное разрушение бетона консоли с оголением арматуры полки балки ПС; сколы (механические) защитного слоя бетона ребер балок ПС на глубину до 20 мм. Загрязнены подферменные площадки опор. Защитный слой арматуры является недостаточным, коррозия оголенных стержней. Имеются трещины, разрушение защитного покрытия стойки опоры. Обнаружены выбоины в покрытии по полосам движения (отдельные глубиной 3/5 см), расстройство конструкции ограждения, расстройство каменной наброски, зарастание боковых поверхностей конусов травой. Зафиксировано загрязнение поверхности движения лестничных сходов; в русле реки у опоры 2 зафиксировано образование корчеходных заторов.
Выявленные нарушения и дефекты свидетельствуют о неисполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения в МО «Томаринский ГО» и обеспечения соответствия состояния мостовых сооружений при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Протокольным определением суда от 20 декабря 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 24 апреля 2023 года на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести финансирование работ по приведению технического состояния моста через реку Айнская на км 257+609, расположенного на автомобильной дороге Невельск-Томари – аэропорт Шахтерск, в нормативное состояние; на ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» возложена обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по приведению технического состояния моста через реку Айнская на км 257+609, расположенного на автомобильной дороге Невельск-Томари – аэропорт Шахтерск, в нормативное состояние, а именно устранить дефекты мостового полотна, пролетного строения, дефекты и повреждения опор, регуляционных сооружений и подходов.
В апелляционной жалобе Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области просит решение отменить в части возложенной на Министерство обязанности. Приводит довод о том, что работы по приведению объекта в нормативное состояние выполняются на основании государственного контракта, государственным заказчиком которого выступает ГКУ «Управление Сахалинавтодор». Проведение финансирования работ осуществляется после их выполнения в установленном порядке Управлением, являющимся получателем бюджетных средств, которому в соответствии с уставом Управления Министерством переданы соответствующие полномочия. Считает, что, являясь главным распорядителем, может нести ответственность по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств только в случае наличия уже возникших, но неисполненных обязательств, имеющих денежную форму. Полагает, что требование о понуждении органа исполнительной власти (Министерства) к выделению финансирования не является тождественным субсидиарной ответственности главного распорядителя при недостаточности лимитов бюджетных обязательств в случае обращения взыскания на бюджетные средства. Отмечает, что установленный срок для исполнения решения не учитывает порядок разработки, принятия и исполнения областного бюджета, включения объекта в адресную программу. Ссылается на нарушение судом части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку административным истцом изменен предмет и основание иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы поступили письменные возражения прокурора Томаринского района.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 18 июля 2023 года настоящее дело передано для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Сахалинского областного суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Мельник Г.Е. апелляционную жалобу поддержала, прокурор Жаронкина О.В. возражала против ее удовлетворения.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в этой связи на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что автомобильная дорога Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск на основании постановления администрации Сахалинской области от 09 августа 2004 года №119-па «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Сахалинской области» (в редакции от 25 августа 2006 года) включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Распоряжением Комитета по управлению Государственным имуществом Сахалинской области от 15 марта 2007 года №181-р областному государственному учреждению «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» (до переименования в государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Сахалинской области») на праве оперативного управления передан комплекс автомобильной дороги Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск, протяженностью 290,171 км с инвентарным номером 64:401:001:000049780.
В соответствии с пунктом 3 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Сахалинской области, утвержденных постановлением Правительства Сахалинской области от 23 июня 2011 года № 238, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется ГКУ «Управление Сахалинавтодор».
Согласно паспорту автодорожного моста через реку Айнская на км 257+609 автомобильной дороги Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск, составленному обществом с ограниченной ответственностью «Экспертцентр» по состоянию на 03 августа 2021 года, данный мост имеет дефекты мостового полотна, пролетных строений, опорных частей, опор, регуляционных сооружений и подходов, пересекаемых препятствий (форма 5 «Ведомость дефектов»).
Общее техническое состояние моста оценивается в 2 балла, оценка по ОДМ 218.3.014-2011 – неудовлетворительное техническое состояние, неисправное, ограниченно-работоспособное, По ОДН 218.017-2003 присвоена категория «В» (оценка «неудовлетворительно»), движение автомобилей опасно. Не обеспечена плавность движения и скорости, установленных экономическими соображениями. Отсутствуют тротуары.
Данные обстоятельства также подтверждены актом обследования от 14 апреля 2023 года с приложением фототаблицы (т.2, л.д. 198-208).
Для обеспечения безопасности, до выполнения ремонтных работ, необходимо выполнить мероприятия по регулированию движения в соответствии с указанными рекомендациями (форма 6 «Состояние сооружения»).
Удовлетворяя требования прокурора суд первой инстанции, установив несоответствие спорного моста требованиям нормативной документации, а также что его ремонт является обязанностью ГКУ «Управление Сахалинавтодор», а финансирование указанной деятельности является обязанностью органа исполнительной власти Сахалинской области - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, правильно примененным судом.
Доводы апелляционной жалобы об обратном являются ошибочными и основаны на неправильном применении и толковании норм действующего законодательства.
Исходя из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ) автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что искусственные дорожные сооружения представляют собой сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Таким образом, в состав автомобильной дороги включаются мосты, относимые к дорожным сооружениям и являющиеся технологической частью дороги.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6). При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ).
Пунктами 5, 6, 11 статьи 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ предусмотрено, что утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
Исходя из устава ГКУ «Управление Сахалинавтодор» данное учреждение осуществляет функции заказчика – застройщика по комплексу дорожных работ на сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Сахалинской области, являющихся областной государственной собственностью; оказывает услуги по развитию муниципальных, технологических, ведомственных, частных автомобильных дорог, включая организацию выполнения дорожных работ по заказам владельцев (собственников) этих дорог, а также осуществления проектного, технологического, дорожного ремонтно-строительного инжиниринга (пункт 2.1); осуществляет оперативное управление сетью автомобильных дорог, в том числе организацию и ведение учета технического состояния автомобильных дорог в установленном порядке (пункт 3.1.3).
В соответствии с пунктом 7.1 Устава финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется в соответствии с утвержденной в установленном порядке бюджетной сметой и законом Сахалинской области об областном бюджете, предусматривающем финансирование дорожного хозяйства Сахалинской области. Расходование бюджетных средств осуществляется Управлением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной сметой и законом Сахалинской области об областном бюджете, предусматривающем финансирование дорожного хозяйства Сахалинской области.
Согласно пунктам 3.4, 3.4.1, 3.4.2, 3.22, 3.35, 3.39 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 21 сентября 2011 года №384, Министерство осуществляет следующие полномочия в подведомственной сфере деятельности:
- в соответствии с законом Сахалинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год выступает в качестве главного распорядителя средств областного бюджета, направляемых на финансирование мероприятий в подведомственной сфере деятельности, включая финансирование деятельности подведомственных учреждений; выступает в качестве получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий;
- выступает от имени Сахалинской области учредителем областных государственных учреждений и казенных предприятий в подведомственной сфере деятельности. Утверждает уставы подведомственных областных государственных учреждений;
- осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Сахалинской области;
- разрабатывает нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Сахалинской области и правила расчета размера ассигнований бюджета на указанные цели.
В соответствии с пунктом 1.6 указанного Положения Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подведомственные казенные учреждения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти Сахалинской области и органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, общественными организациями (объединениями), предприятиями и учреждениями.
С учетом приведенных положений и принимая во внимание, что административными ответчиками в пределах своих полномочий не принимаются все меры по приведению автомобильной дороги Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск в нормативное состояние, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора и возложения соответствующих обязанностей на ГКУ «Управление Сахалинавтодор» и на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при уточнении исковых требований административным истцом одновременно изменен и предмет и основание иска, подлежат отклонению, поскольку нарушений судом первой инстанции положений части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
В ходе рассмотрения дела 30 января 2023 года прокурор представил уточненное административное исковое заявление, содержащее требование о возложении на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области обязанности обеспечить финансирование работ по приведению технического состояния моста в нормативное состояние. Данное требование состоит во взаимосвязи с рассматриваемым делом, основание осталось прежним – несоответствие спорного моста требованиям нормативной документации.
Таким образом, постановленное судом решение соответствует закону и установленным обстоятельствам, оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 24 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Лихачева
Судьи О.В. Лаврова
Н.А. Седых