Судья Ли Э.В. УИД№65RS0001-01-2022-003379-20
Докладчик - Петрова Л.А. Дело № 2-3859/2022
Дело № 33-2111/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 августа 2022 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Петровой Л.А.,
судей Портнягиной А.А. и Качура И.О.,
при помощнике судьи Долгий И.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационное управление № 7» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, с апелляционной жалобой представителя ответчика ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 13 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Петровой Л.А., судебная коллегия
установила:
31 марта 2022 года прокуратура города Южно-Сахалинска обратилась в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проведения осмотра места нахождения ООО УК «ЖЭУ-7» установлено, что Обществом не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, а именно: отсутствует информационное табло (тактильная табличка) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании; направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях. На основании изложенного, просит суд обязать ответчика в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению путем установления информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании; установить тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях по адресу: <...>.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 13 мая 2022 года исковые требования удовлетворены. Постановлено возложить на ООО УК «ЖЭУ-7» обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, а именно: установить информационное табло (тактильную табличку) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно - контрастные указатели на основных путях движения, установить тактильно - контрастные указатели, предупреждающие о возможным опасностях по адресу: г. Южно- Сахалинск, улица Поповича, дом 20 «А». Взыскать с ООО УК «ЖЭУ-7» государственную пошлину в доход МО «Город Южно-Сахалинск» в сумме 300 рублей.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Обращает внимание суда на то, что ООО УК «ЖЭУ-7» - коммерческая организация, целью которой является извлечение прибыли. Просит учесть, что Общество не включено в реестр объектов социальной инфраструктуры, подпадающий под государственную программу Сахалинской области «Доступная среда Сахалинской области». Ссылается на отсутствие обязанности по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, поскольку такая обязанность возложена на собственника помещений, а ответчик для осуществления своей деятельности арендует нежилые помещения в многоквартирном доме.
В судебном заседании при апелляционном рассмотрении дела прокурор Жданова В.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит, что оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, не имеется.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»), настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Положениями частей 5 и 6 статьи 15 вышеприведенного Федерального закона предусмотрено, что планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Вытекающая из вышеприведенных норм публичная обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возлагается на уполномоченные субъекты, указанные в части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Данные положения также закреплены в Законе Сахалинской области от 15 мая 2015 года № 32-ЗО «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры».
Кроме того, Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ ратифицирована конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), подписанная от имени Российской Федерации в городе Нью-Йорке 24 сентября 2008 года.
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
На основании пункта «С» статьи 19 Конвенции государства - участники настоящей Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество, в том числе обеспечивая, чтобы: услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, были в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам.
Частью 7 статьи 30 Федерального закона № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ).
Требования по обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении содержатся в Своде правил «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр (далее - Свод правил).
Область применения вышеуказанного Свода правил предназначается для разработки проектных решений, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН. Требования свода правил не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов, находящихся в частной собственности (пункты 1.1., 1.2, 1.3 Свода правил).
Согласно пункту 6.5.2 Свода правил технические средства информации и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию.
Технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т. п. (пункт 6.5.3 Свода Правил).
В силу пункта 6.5.9 Свода правил информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (пункт 6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 21 февраля 2022 года прокуратурой города Южно-Сахалинска проведена проверка объектов ООО УК «ЖЭУ-7» на предмет соблюдения законодательств о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры по адресу: <...>.
Согласно акту проверки от 21 февраля 2022 года установлено, что ООО УК «ЖЭУ-7» не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, поскольку отсутствует: информационное табло (тактильная табличка) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании; направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности ООО УК «ЖЭУ-7» является управление эксплуатацией жилого дома за вознаграждение или на договорной основе. В силу специфики оказываемых ответчиком услуг ООО УК «ЖЭУ-7», в том числе, ведет прием граждан и осуществляет прием коммунальных платежей.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, на основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции установил юридически значимые по делу обстоятельства и пришел к правильному выводу о том, что несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Выводы суда в решении достаточно подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО УК «ЖЭУ-7» располагается в помещениях здания, которое не относится к объектам социальной инфраструктуры, являются несостоятельными, поскольку ответчик является арендатором указанного помещения, а из положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, в том числе учреждения, оказывающие услуги населению, к которым относится и ООО УК «ЖЭУ-7», предоставляющие услуги по управлению и содержанию жилищным фондом неопределенному кругу лиц, в число которых могут входить и инвалиды, которым все хозяйствующие субъекты с учетом требований действующего законодательства обязаны обеспечить беспрепятственный доступ.
Доводов, влекущих отмену решения по делу в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба не содержит, а потому удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 13 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий Л.А. Петрова
Судьи И.О. Качура
А.А. Портнягина