ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-385/2022 от 29.09.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Нечепуренко А.В. УИД23RS0006-01-2021-012931-69

Дело № 33-22426/2022

(№ 2-385/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 сентября 2022 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего <ФИО>15

судей <ФИО>11, <ФИО>10,

по докладу судьи <ФИО>11,

при помощнике судьи <ФИО>3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо- Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту военного имущества Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ о признании права отсутствующим,

по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ по доверенности <ФИО>4 на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 06 апреля 2022 года

заслушав доклад судьи,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит признать право собственности, зарегистрированное за Российской Федерацией, а также право оперативного управления, зарегистрированное за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в отношении квартиры по адресу: <Адрес...> отсутствующими; указать в решении, что оно является основанием для аннулирования (погашения) межмуниципальным отделом Управления Росреестра по Краснодарскому краю в <Адрес...> в ЕГРН записи о регистрации права собственности <№...> от <Дата ...> и записи о регистрации права оперативного управления <№...> от <Дата ...> в отношении данной квартиры; взыскать с ответчиков в пользу истца понесенные расходы на оплату госпошлины в сумму 300 рублей, на оплату услуг адвоката в размере 27000 рублей.

Заявленные требования мотивированы тем, что истица является собственником квартиры по адресу: <Адрес...>, <Адрес...> на основании договора на передачу квартиры в собственность гражданина в порядке приватизации от <Дата ...>, зарегистрированного в БТИ <Адрес...>. Все эти годы она исправно оплачивала жилищно- коммунальные услуги, налоги по квартире, использовала для проживания. В октябре 2021 из заказанной в Росреестре выписки из ЕГРН она узнала, что ее квартира стала федеральной собственностью. Выписка содержит сведения о зарегистрированном праве собственности на спорную квартиру за Российской Федерацией (запись <№...> от <Дата ...>), а также о зарегистрированном праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны РФ (запись <№...> от <Дата ...>). Регистрация в ЕГРН прав за ответчиками в отношении спорной квартиры допущена в результате халатности ответчиков, которые утеряли документы о ранее состоявшейся приватизации. Для восстановления своих нарушенных прав вынуждена была обратиться с настоящим иском в суд.

Определением Армавирского городского суда от <Дата ...> к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент военного имущества Министерства обороны РФ и Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ.

Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от <Дата ...> исковые требования <ФИО>1 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо - Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту военного имущества Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ о признании права отсутствующим - удовлетворены.

Суд признал право собственности, зарегистрированное за Российской Федерацией, а также право оперативного управления, зарегистрированное за Федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в отношении квартиры по адресу: <Адрес...>, отсутствующими.

Указал, что решение суда является основанием для аннулирования (погашения) в Едином государственном реестре недвижимости записи о регистрации права собственности Российской Федерации <№...>от <Дата ...> и записи о регистрации права оперативного управления Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации <№...> от <Дата ...>.

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ по доверенности <ФИО>5 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 и ее представитель по ордеру <ФИО>6 возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение районного суда оставить без изменения.

Представитель ФГКУ «Северо - Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ по доверенности <ФИО>7 при разрешении вопроса полагалась на усмотрение судебной коллегии, просила рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии с действующим законодательством.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, о чем свидетельствует имеющиеся в материалах дела соответствующие уведомления.

Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

При таких обстоятельствах, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом при рассмотрении данного дела не допущено.

На основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <Адрес...> на основании договора на передачу квартиры в собственность гражданина в порядке приватизации от <Дата ...> года, зарегистрированного в БТИ <Адрес...><Дата ...>.

Право собственности возникло на основании договора о приватизации в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». При этом договор о приватизации был совершен в надлежащей письменной форме (нотариальная форма не требовалась) и зарегистрирован в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (ред. от 23.12.1992, действующая на момент приватизации) передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется, и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.

В соответствии с ч.1 ст.6 ранее действующего Федерального закона от <Дата ...> №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически недействительной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

Спорная квартира передавалась в порядке приватизации в собственность ФИО1 уполномоченным юридическим лицом ФГУ «Ставропольская КЭЧ района» Минобороны России, которое действовало с <Дата ...>

<Дата ...> ФГУ «Ставропольская КЭЧ района» было ликвидировано по причине прекращения деятельности юридического лица путем реорганизации в форме при соединения. Правопреемником является ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, основным видом деятельности которого является управление имуществом, находящимся в государственной собственности.

В соответствии с передаточным актом от ФГУ «Армавирская квартирно-эксплуатационная часть района» от <Дата ...> на учет ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ передан объект недвижимости - многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес...>. На основании приказа Департамента имущественных отношений Минобороны РФ «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Северо- Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ от <Дата ...><№...> (далее-Приказ <№...>) прекращено право оперативного управления ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на жилые дома, в том числе жилой дом по адресу: <Адрес...> закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ недвижимое имущество, в том числе квартира <№...> по адресу: <Адрес...>, <Адрес...>.

В отношении спорной квартиры на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» было зарегистрировано право собственности Российской Федерации и на основании Приказа директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от 26 мая 2021 года №1552 - право оперативного управления за Ф Г А У «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны Российской Федерации, что подтверждается записями в ЕГРН о государственной регистрации права собственности <№...> от <Дата ...> и государственной регистрации права оперативного управления <№...> от <Дата ...>.

В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения(обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

В силу ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст.305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Реализация предусмотренных статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты гражданских прав путем предъявления иска в арбитражный суд возможна только в том случае, когда такое обращение в суд способно восстановить нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.

Судом установлено, что из представленных документов, в частности ответа ФГАУ «Росжилкомплекс» от <Дата ...> бесспорно установлено, что на момент подачи Учреждением заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и заявления о государственной регистрации права оперативного управления в ЕГРН отсутствовали сведения о зарегистрированных правах на спорное жилое помещение. Ни ответчики, ни регистрирующий орган не проверили факт наличия регистрации оспариваемого договора в БТИ, тогда как в силу положений ранее действующего Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом, то есть регистрация договора приватизации в БТИ приравнивается к регистрации в ЕГРН и является юридически действительной.

Разрешая заявленные требования, судом правомерно принято во внимание, что законных оснований возникновения права собственности и права оперативного управления у ответчиков на спорное недвижимое имущество не имелось.

Суд с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также руководствуясь законом, подлежащим применению по данному делу, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции оценивается судебной коллегией как отвечающее требованиям законности и обоснованности.

Другие доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы принятого по делу решения и поэтому не могут служить основанием к отмене либо изменению обжалуемого решения суда.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального и процессуального права регулирующим спорные правоотношения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 06 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий <ФИО>8

<ФИО>9<ФИО>11

<ФИО>10