ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3865/2021 от 15.03.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-2519/2022 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.

№ 2-3865/2021 председательствующий судья суда первой инстанции Горбов Б.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 марта 2022 года гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи:

ФИО1

судей:

ФИО2, ФИО3

при секретаре:

ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о понуждении совершить определенные действия, по апелляционное жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 предъявил к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Ялта РК, правопреемником которого в соответствии с протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ является ГУ - Отделение ПФ РФ в РК, иск о возложении обязанности возобновить выплату пенсии, приостановленную распоряжением ответчика с ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что истек срок действия вида на жительство; обязать ответчика выдать для ознакомления выплатное дело, предоставить информацию о должностном лице, производившем перерасчет пенсии, и об основаниях перерасчета.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2021 года исковые требования ФИО5 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым удовлетворены частично.

Обязано Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым возобновить ФИО5 выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязано Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым неполученные ФИО5 суммы пенсии за период приостановления выплаты пенсии, определить в порядке, установленном ч. 2 ст. 24 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, и выплатить их ФИО5 за все время, в течение которого выплата пенсии была приостановлена.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований и отказать в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на то, что ФИО5 была установлена страховая пенсия по старости на основании вида на жительство иностранного гражданина, действительного по 17 мая 2021 года. На основании п. 4 ч. 1 ст. 24 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» выплата страховой пенсии приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ. На письменное заявление истца о возобновлении выплаты пенсии в связи, зарегистрированное 27.07.2021 года, пенсионным органом был предоставлен письменный ответ ДД.ММ.ГГГГ с разъяснениями порядка подачи соответствующего заявления по форме, установленной приложением №5 к Постановлению Правления ПФ РФ от 25.07.2019 года №404п « Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению». Суд первой инстанции, не установив несоответствие действий Отделения положениям пункта 4 ч. 1 ст. 24, ч. 3 ст. 24 ФЗ №400- ФЗ, регламентирующих порядок и основания приостановления и возобновления выплаты пенсии, названному Административному регламенту, пришел к противоречащему данным обстоятельствам выводу о нарушении прав истца. Между тем, ФИО5, как до обращения с иском в суд, так и во время рассмотрения судом возникшего спора, не совершил действий, необходимых для решения вопроса о возобновлении выплаты страховой пенсии, а именно: не подал заявление в установленной форме. Истец, злоупотребляя своими правами, создает мнимую ситуацию нарушения ответчиком его права на пенсионное обеспечение.

Исследовав материалы дела, оригинал выплатного дела, выслушав пояснения ФИО5, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что ФИО5 была установлена выплата страховой пенсии по старости на основании вида на жительство иностранного гражданина, действительного по 17 мая 2021года.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае: истечения срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство), - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия указанного документа.

Согласно части 2, 3 ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при устранении обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, возобновление выплаты страховой пенсии производится в том же размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты страховой пенсии, с учетом индексации и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (по основаниям, не предусматривающим подачи пенсионером заявления) в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 и частью 8 статьи 18 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона.

Возобновление выплаты страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие заявление о возобновлении выплаты страховой пенсии и документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи. При этом неполученные суммы указанной пенсии, определенные в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, выплачиваются за все время, в течение которого выплата указанной пенсии была приостановлена.

С 1.01.2022 года (то есть на момент возникновения спорных правоотношений не действовала) статья 24 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" дополнена частью 3.1, в соответствии с которой в случае поступления в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, документов (сведений), подтверждающих устранение обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи, выплата страховой пенсии возобновляется без истребования заявления о возобновлении выплаты страховой пенсии на основании документов (сведений), подтверждающих устранение обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие документы (сведения). При этом неполученные суммы указанной пенсии, определенные в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, выплачиваются за все время, в течение которого выплата указанной пенсии была приостановлена.

Согласно частям 6- 9 ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", заявление пенсионера о возобновлении выплаты страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для этого документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о возобновлении выплаты страховой пенсии дает обратившемуся лицу разъяснение, какие документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.

Заявление о возобновлении выплаты страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях (часть 7).

В случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для возобновления выплаты страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца (часть 8).

В случае отказа в удовлетворении заявления о возобновлении выплаты страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы (часть 9).

В соответствии с п. 2, 4 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 5, 6 и 7 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок; непредставления пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.

По смыслу частей 3, 4 ст. 22, а также ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о возобновлении выплаты дает обратившемуся лиц разъяснения.

Согласно п. 51 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.

Согласно п. 15-16, Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению", утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 25.07.2019 N 404п, заявление о возобновлении выплаты пенсии рассматривается территориальным органом ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня получения территориальным органом ПФР указанного заявления и документов, предусмотренных пунктами 28, 29, 31 Административного регламента. Возобновление выплаты пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом ПФР было получено заявление о возобновлении выплаты пенсии.

Заявление о восстановлении выплаты пенсии рассматривается территориальным органом ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня получения территориальным органом ПФР указанного заявления и документов, предусмотренных пунктами 28, 29, 33 Административного регламента (пункт 16.)

Согласно п. 30, 84 Административного регламента заявления (приложения N 1 - 13, 15 к Административному регламенту) представляются на бумажном носителе или в форме электронного документа.

При приеме заявления и представленных документов должностное лицо территориального органа ПФР проверяет правильность оформления указанных документов, полноту содержащихся в них сведений.

При обнаружении во время приема заявления и представленных документов нарушения формы заявления, технических ошибок, а также неполноты содержащихся в них сведений должностное лицо информирует об этом гражданина. При исправлении выявленных нарушений заявление не считается вновь поданным и подлежит рассмотрению в порядке, установленном Административным регламентом (п. 84).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в ГУ-УПФ РФ в гор. Ялта с заявлением о возобновлении выплаты пенсии, составив его в произвольной форме и приложив копию вида на жительство иностранного гражданина от ДД.ММ.ГГГГ.

ГУ-УПФ РФ в гор. Ялта направило ФИО5 письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что по вопросу возобновления пенсионных выплат необходимо обратиться на прием в Клиентскую службу Управления, произведя предварительную запись на прием (л.д. 40).

О необходимости предоставления в пенсионный орган оригинала вида на жительства, копия которого была приложена ФИО5 к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ не указывалось. О том, что обстоятельством, препятствующим решению вопроса о возобновлении выплаты пенсии, являлось отсутствие оригинала документа, Отделением было указано лишь после обращения истца в суд, в возражениях на исковое заявление (л.д. 12-13).

Таким образом, в ответе ответчика содержится лишь предложение истцу лично явиться для решения вопроса о возобновлении пенсии в структурное подразделение Пенсионного фонда. При этом, ФЗ №400 –ФЗ не содержит указание на такую обязанность лица, претендующего на возобновлении пенсии. Какие-либо разъяснения о необходимости предоставить заявление установленного образца, дополнительные документы указанный письменный ответ ответчика не содержит.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не предоставлены доказательства разъяснения истцу его обязанности предоставить заявление о возобновлении пенсии определенного образца; не разъяснено какие последствия установлены нормативно – правовыми актами в сфере пенсионных правоотношений, в случае непредоставления гражданином заявления по установленному образцу; правовые последствия непредоставления оригинала документа, подтверждающего право на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство).

В связи с изложенным, право ФИО5 на возобновление пенсии и ее выплате за весь период приостановления нарушено; ответчик не предоставил относимых и допустимых доказательств недобросовестности действий истца.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с целью восстановления нарушенного права истца на ГУ-Отделение ПФ РФ по РК возлагается обязанность возобновить ФИО5 выплату пенсии и выплатить неполученные суммы пенсии за все время, в течение которого выплата пенсии была приостановлена.

Согласно предоставленных ответчиком документов выплатного дела ФИО5, Отделением ДД.ММ.ГГГГ (то есть после вынесения судом настоящего обжалуемого решения от ДД.ММ.ГГГГ) вынесено распоряжение о прекращении выплаты пенсии в соответствии со ст. 25 ФЗ №400 –ФЗ. Данное обстоятельство находится за пределами данного спора и заявленного иска.

В пункте 32. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30. Обращено внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.

Судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить, указав о том, что выплата пенсии должна быть возобновлена с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющем пенсионное обеспечение, было получено заявление ФИО5 и в нарушение требований ФЗ №-400 ФЗ, Административного регламента не была разъяснена обязанность предоставить оригинал вида на жительство, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, решение суда следует изменить, указав о возобновлении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ; и о периоде, за который должны быть выплачены неполученные ФИО5 суммы страховой пенсии по старости – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (вынесение решения суда первой инстанции, разрешившего спор о праве на возобновление выплаты.) Право ФИО5 на получение задолженности по пенсии за период, следующий после вынесения судом решения, на момент разрешения спора не нарушено.

При этом, судебная коллегия полагает, что ошибочное указание в иске термина «восстановление выплаты» (ст. 25 ФЗ №400) вместо правильного «возобновление выплаты» (ст. 24 ФЗ №400 –ФЗ), как и вынесенное судом постановление о возложении на ответчика обязанности выплатить ФИО5 задолженности по пенсии за период приостановления пенсии, не являются выходом за пределы заявленного истцом иска, поскольку материально – правовой интерес истца направлен на восстановление выплаты страховой пенсии и получение указанных денежных сумм за период приостановления. Что касается прекращения выплаты пенсии решением ГУ - УПФР в гор. Ялте от ДД.ММ.ГГГГ, истец, в случае нарушения его прав, не лишен возможности на внесудебное разрешение спора либо на обращение в суд в установленном законом порядке.

В удовлетворении исковых требований ФИО5 о возложении на ответчика обязанности выдать выплатное (пенсионное) дело для ознакомления и предоставить информацию о должностном лице, производившем перерасчет пенсии, и основаниях перерасчета, судебным постановлением отказано. Сторонами решение суда в данной части в апелляционном порядке не обжаловано. Суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части, и не усматривает оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2021 года изменить, указав о возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязанности возобновить выплату страховой пенсии ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ; и о возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязанности выплатить неполученные ФИО5 суммы пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения

Председательствующий:

Судьи: