ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-386/14-33-1128 от 07.05.2014 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья - Юршо М.В. 07 мая 2014г. Дело №2-386/14-33-1128 А П Е Л Л Я Ц И О Н НО Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е    Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

 председательствующего – Сергейчика И.М.,

 судей – Ребровой И.А. и Павловой Е.Б.,

 при секретаре Усоян О.В.,

 с участием старшего помощника прокурора Новгородской области Степановой Е.И., заместителя Новгородского межрайонного природоохранного прокурора Шутова В.А., представителя Управления Росприроднадзора по Новгородской области Григорьева В.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Павловой Е.Б. дело по апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле - заместителя Новгородского межрайонного природоохранного прокурора на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 03 февраля 2014г., которым иск Новгородского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету охотничьего и рыбного хозяйства Новгородской области и Новгородской региональной общественной организации охотников и рыболовов «ТАЙГА» о признании недействительным охотхозяйственного соглашения оставлен без удовлетворения,

у с т а н о в и л а:

 Новгородский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Комитету охотничьего и рыбного хозяйства Новгородской области (далее по тексту также – Комитет) и Новгородской региональной общественной организации охотников и рыболовов «ТАЙГА» (далее по тексту также – Организация) в котором просит признать недействительным охотхозяйственное соглашение, заключенное между ответчиками 07 апреля 2011 года, в силу его несоответствия закону, положениям ст.ст. 27,71 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2009 года «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее также – УФАС по Новгородской области).

 Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.

 В апелляционном представлении прокурор, участвовавший в рассмотрении дела, заместитель Новгородского межрайонного природоохранного прокурора просит решение суда отменить, считая его не законным и не обоснованным, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное толкование закона, указывая на то обстоятельство, что заключенное ответчиками охотхозяйственное соглашение не могло заключаться на срок, превышающий срок действия долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира.

 В письменных возражениях Комитет охотничьего и рыбного хозяйства Новгородской области, Новгородская региональная общественная организация охотников и рыболовов «ТАЙГА» решение суда считают законным и обоснованным, а доводы апелляционного представления несостоятельными, основанными на неверном толковании закона.

 Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав старшего помощника прокурора Новгородской области Степанову Е.И., заместителя Новгородского межрайонного природоохранного прокурора Шутова В.А., представителя Управления Росприроднадзора по Новгородской области Григорьева В.В., поддержавших доводы апелляционного представления, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

 Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

 В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

 В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

 Согласно п. 1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

 Исходя из п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

 Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

 Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в связи с осуществлением деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2009 года «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 209-ФЗ), который вступил в действие с 01 апреля 2010 года. Данным законом внесены изменения в Закон №52-ФЗ от 24 апреля 1995 года «О животном мире» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), отменившие долгосрочное лицензирование пользования животным миром, в том числе в виде охоты.

 Статьей 37 Федерального закона № 52-ФЗ предусматривалось заключение специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователем животным миром договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Сведения о границах и площади такой территории, акватории, а также условия пользования ими подлежали включению в долгосрочную лицензию (ст. 38 Федерального закона № 52-ФЗ).

 Исходя из содержания ст.ст. 33, 38 Федерального закона № 52-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 апреля 2010 года), заключение договора, согласно которому заинтересованному лицу предоставляется соответствующая территория (акватория) для реализации его права пользования животным миром, обусловленного долгосрочной лицензией, являлось обязательным элементом порядка ее выдачи. Реализация права пользования животным миром в границах определенной территории (акватории) возможна только при наличии права пользования ею, закрепляемого за лицом соответствующим договором, а потому такой договор наряду с лицензией выступал обязательным условием осуществления пользования животным миром.

 Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. № 1574 «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира» установлено, что долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира в порядке, установленном Законом «О животном мире» в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, выдает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

 Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26 июня 2000 года № 569 утверждено Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, действовавшее до 4 октября 2010 года (далее также – Положение).

 Согласно данному Положению органом, уполномоченным выдавать долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, за исключением охотничьих животных, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, является специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания (п. 3).

 Для получения долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными соискатель лицензии подает в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заявку на получение охотничьих животных в пользование, а также иные документы, установленные Положением.

 Долгосрочная лицензия на пользование охотничьими животными по форме, утвержденной Приказом Госкомэкологии России и Минсельхозпрода России от 22 июня 1998 года № 378/400, выдается лицензирующим органом на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о заключении договора о предоставлении соискателю лицензии территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными (п. 9 Положения).

 Частью 1 статьи 27 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет

 В силу ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 209-ФЗ по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

 Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона № 209-ФЗ расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

 Согласно ч. 1 ст. 71 Федерального закона № 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

 Долгосрочные лицензии, указанные в ч. 1 ст. 71 Федерального закона № 209-ФЗ, не подлежат продлению (ч. 2 ст. 71 Федерального закона № 209-ФЗ).

 Исходя из ч. 3 ст. 71 Федерального закона № 209-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

 При этом, в силу ч. 4 ст. 71 Федерального закона № 209-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Таким образом, по смыслу ст. 71 Федерального закона № 209-ФЗ заключение охотхозяйственного соглашения в упрощенном порядке (без проведения аукциона) возможно с лицами, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром и при наличии заключенного договора о предоставлении в пользование территорий, на которых это право может быть реализовано.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, 28 мая 2002 года Организация зарегистрирована Управлением Министерства юстиции РФ по Новгородской области в качестве юридического лица с наименованием Солецкая Районная Общественная организация охотников и рыболовов «Тайга».

 Постановлением Администрации Новгородской области от 24 июля 2002 года № 154 Организации предоставлена сроком на 20 лет территория в соответствии с прилагаемым описанием границ для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты в следующих границах:

 северная - от автодороги Сольцы - Волот по административной границе с Солецким, Шимским и Старорусским районами до р. Перехода;

 восточная - от р. Перехода по административной границе со Старорусским районом до лесной дороги Новая Деревня (Старорусский район) - Токариха - Верехново;

 южная - от административной границы со Старорусским районом по лесной дороге Новая Деревня (Старорусский район) - Токариха - Верехново до д. Верехново, далее - по автомобильной дороге через населенные пункты Верехново, Сутоки, Шилова Гора, Ильино, Славитино до д. Конотопцы, от д. Конотопцы по лесной дороге до д. Пуково, от д. Пуково по автодороге через д. Раменье до административной границы с Псковской областью;

 западная - от д. Раменье по административной границе с Псковской областью и Солецким районом до автодороги Сольцы – Волот.

 30 июля 2002 года между Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Новгородской области и Организацией был заключен договор о предоставлении в пользование территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром на срок 10 лет, в соответствии с которым в пользование Организации как охотопользователю передана территория, акватория площадью 60000 га в следующих границах: северная (от административной границы с Солецким и Шимским районами, по административной границе с Шимским районом, далее по границе со Старорусским районом), восточная (по административной границе со Старорусским районом до лесной дороги на д. Токариха), южная (по границе о/х ГПС УВД области, по дороге через д. Верехово, Сутоки, Шилова Гора, Ильино, Конотопцы, Пуково, Раменье, далее – по административной границе с Псковской областью), западная (по границе с Псковской областью и Солецким районом до точки пересечения с Солецким и Шимским районом).

 30 июля 2002 года Организации была выдана долгосрочная лицензия серии ХХ № 4509 на пользование объектами животного мира сроком действия с 30 июля 2002 года по 30 июля 2012 года.

 16 июня 2010 года общим собранием членов Организации принято решение об изменении наименования Организации на Новгородскую региональную общественную организацию охотников и рыболовов «ТАЙГА», об изменении адреса (места нахождения) Организации и изменении ее Устава.

 Распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по Новгородской о области № 280 от 30 июля 2010 года принято решение о государственной регистрации Устава Организации в новой редакции и внесении изменений в сведения о ее наименовании, месте нахождения, видах экономической деятельности, лице, имеющем право действовать от имени Организации без доверенности.

 09 августа 2010 года УФНС России по Новгородской области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц об изменениях, вносимых в учредительные документы Организации, в том числе и о ее новом наименовании.

 03 марта 2011 года Организация обратилась в Комитет с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения на срок 49 лет.

 07 апреля 2011 года Организацией (охотопользователь) и Комитетом было заключено охотхозяйственное соглашение № 6 без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок 49 лет. В соответствии с соглашением Организация как охотопользователь обязалась обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а Комитет обязался предоставить Организации право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

 Признавая данное охотхозяйственное соглашение соответствующим приведенным выше требованиям закона, суд первой инстанции исходил из того, что Организация обратилась с заявкой на заключение охотхозяйственного соглашения 03 марта 2011 года, то есть в период действия долгосрочной лицензии. Поскольку право долгосрочного пользования животным миром возникло у ответчика Организации на основании долгосрочной лицензии от 30 июля 2002 года, то есть до дня вступления в силу Федерального закона №209-ФЗ, право на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении ранее предоставленных по договору от 30 июля 2002 года охотничьих угодий без проведения аукциона реализовано им путем обращения с заявкой до истечения срока действия лицензии, то заключение охотхозяйственного соглашения между Комитетом и Организацией соответствует положениям действующего законодательства в области регулирования охоты, в том числе, статье 71 Федерального закона №209-ФЗ, а также положениям антимонопольного законодательства.

 Заключенное между Комитетом и Организацией охотхозяйственное соглашение соответствует требованиям закона, заключено уполномоченным органом государственной власти, содержит все существенные условия и порождает у Организации право пользования указанной в нем территорией, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.

 Данный вывод суда первой инстанции соответствует приведенным положениям закона и подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в решении от 21 ноября 2013 года по делу № АКПИ13-1028, где указано, что положения ч.ч. 1 и 2 ст. 71 Федерального закона № 209-ФЗ предусматривают, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Закона об охоте, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Указанные долгосрочные лицензии не подлежат продлению. Данные законоположения не регламентируют вопрос о сроке действия охотхозяйственных соглашений, заключаемых без проведения аукциона на основании ч. 3 ст. 71 Федерального закона № 209-ФЗ. Данная норма также не содержит запрета на заключение охотхозяйственных соглашений на срок, превышающий срок действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром, выданных до вступления в силу Федерального закона № 209-ФЗ. Следовательно, установленная частью 1 статьи 27 Федерального закона № 209-ФЗ общая норма о заключении охотхозяйственных соглашений на срок от двадцати до сорока девяти лет применима и при заключении данных соглашений без проведения аукциона на право их заключения на основании части 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ. В таких случаях имеет место не продление долгосрочной лицензии на пользование животным миром, а возникновение нового основания реализации права юридического лица или индивидуального предпринимателя на добычу охотничьих ресурсов - охотхозяйственного соглашения, условия которого, в том числе и срок его действия, закреплены в статье 27 Федерального закона № 209-ФЗ.

 С учетом представленных по делу доказательств, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом. В связи с этим судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения. Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения суда, судебная коллегия также не усматривает.

 Доводы апелляционного представления аналогичны доводам, положенным в основу иска, были предметом судебного рассмотрения, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, направлены на иное толкование примененного судом закона, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 327–330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

 Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 03 февраля 2014г. оставить без изменения, апелляционное представление заместителя Новгородского межрайонного природоохранного прокурора– без удовлетворения.

 Председательствующий И.М. Сергейчик

 Судьи                                                                          И.А. Реброва

 ФИО1