ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-386/20 от 16.12.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Татаренкова Н.В. Дело № 2-386/2020

33-5170/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Калининград 16 декабря 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Михальчик С.А.

судей Филатовой Н.В., Королевой Н.С.

с участием прокурора Горынина П.А.

при секретаре Худоба О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Гвардейского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Лангендорф» с участием 3-го лица – ООО «Ирбис Европа» о признании незаконным бездействия в части неисполнения требований прокурора, обязании произвести категорирование, по апелляционной жалобе ООО «Лангендорф» на решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 14 сентября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Филатовой Н.В., объяснения представителя ООО «Лангендорф» Старковой Ю.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражение прокурора Горынина П.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Гвардейского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Лангендорф», указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризма в замковом имении «Лангендорф», расположенном по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, пос. Сокольники, ул. Парковая, 5, деятельность в котором осуществляет ООО «Лангендорф».

В ходе проверки было установлено, что в замковом имении «Лангендорф» услуги ресторана и конференц-зала предоставляются не только для проживающих в гостинице, а поэтому возможное одновременное нахождение посетителей превышает 50 человек.

10.11.2017 г. руководством ООО «Лангендорф» проведено категорирование замкового имения «Лангендорф» и определена 4 категория опасности, что не соответствует положениям п.п. «г» п. 12 постановления Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов», согласно которому к гостиницам четвертой категории опасности относятся гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых, прогнозируемое количество пострадавших составит менее 50 человек.

Кроме того, по информации Министерства спорта Калининградской области на территории замкового имения «Лангендорф» расположен частный объект недвижимого имущества, специально предназначенный для проведения физкультурных мероприятий, а именно бассейн в здании оздоровительного комплекса, услуги в котором предоставляет ООО «Лангендорф». Согласно информации, полученной из филиала ФКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Калининградской области», указанный объект подлежит обследованию и категорированию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта». Однако руководством ООО «Лангендорф» категорирование указанного объекта спорта не проводилось.

25.12.2019 г. прокуратурой района в адрес ООО «Лангендорф» внесено преставление об устранении допущенных нарушений с требованием в течение 30 дней принять меры к их устранению.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки в период времени с 17.02.2020 г. по 18.03.2020 г. установлено, что до настоящего времени указанные нарушения руководством ООО «Лангендорф» не устранены.

Наличие выявленных нарушений требований федерального законодательства приводит к невозможности обеспечения безопасности, гарантии охраны от проявлений терроризма, охраны жизни и здоровья граждан, в том числе посетителей и сотрудников замкового имения «Лангендорф».

Учитывая изложенное, прокурор просил признать незаконным бездействие ООО «Лангендорф» в части неисполнения требований прокурора об устранении допущенных нарушений требований законодательства в сфере противодействия терроризма, а также обязать ООО «Лангендорф» провести повторное категорирование замкового имения «Лангендорф» в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов» и категорирование объекта спорта - бассейна в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта».

Решением Гвардейского районного суда Калининградской области от 14.09.2020 г. исковые требования прокурора Гвардейского района Калининградской области удовлетворены. На ООО «Лангендорф» возложена обязанность произвести категорирование замкового имения «Лангендорф» в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов», а также категорирование объекта спорта – бассейна в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта».

В апелляционной жалобе ООО «Лангендорф» просит решение суда отменить и вынести новое решение - об отказе в иске. Ссылается на то, что ответчиком проведено категорирование замкового имения и установлена 4 категория опасности, что соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов». В этой связи считает, что ответчиком выполнены требования законодательства, а поэтому категория опасности гостиницы может быть изменена при проведении процедуры актуализации паспорта безопасности, т.е. не ранее 10.11.2022 г. Обращает внимание, что действующая категория гостиницы в установленном порядке не признана незаконной. Считает, что вместимость гостиницы определяется числом постоянных спальных мест, а поэтому составляет менее 50 человек. Полагает, что оснований для проведения категорирования бассейна не имеется, поскольку он не входит во Всероссийский реестр объектов спорта. Кроме того, в нем не проводятся организованные занятия граждан, а информация, размещенная на сайте гостевого комплекса, не может быть использована как подтверждающая указанное обстоятельство.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с п. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ - физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 утверждены Требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения (далее Требования).

Документ устанавливает обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований.

В целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц осуществляется их категорирование (п. 5 Требований).

Пунктом 6 Требований установлено, что категорирование гостиниц осуществляется с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов на территории гостиниц, а также масштабов возможных последствий совершения таких террористических актов.

При этом возможные последствия совершения террористического акта на территории гостиницы определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, и о возможном материальном ущербе. Прогнозный показатель численности людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в результате совершения террористического акта на территории гостиницы, принимается равным уровню максимальной единовременной заполняемости гостиницы (п.7 Требований).

Согласно п. 12 Требований в зависимости от степени угрозы совершения на территории гостиниц террористических актов, возможных последствий их совершения, а также с учетом оценки состояния защищенности гостиниц устанавливаются следующие категории опасности гостиниц:

а) гостиницы первой категории опасности:

гостиницы, в районе расположения которых в течение последних 12 месяцев совершен террористический акт или пресечена попытка его совершения;

гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит более 1 тыс. человек;

гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемый размер экономического ущерба составит более 800 млн. рублей;

б) гостиницы второй категории опасности:

гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит от 200 до 1 тыс. человек;

гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемый размер экономического ущерба составит от 150 до 800 млн. рублей;

в) гостиницы третьей категории опасности:

гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит от 50 до 200 человек;

гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемый размер экономического ущерба составит от 50 до 150 млн. рублей;

г) гостиницы четвертой категории опасности:

гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит менее 50 человек;

гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемый размер экономического ущерба составит менее 50 млн. рублей.

Всем гостиницам присваивается категория опасности, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящего документа (п.13 Требований).

В отношении каждой гостиницы в соответствии с актом ее обследования и категорирования по решению ответственного лица разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования. Сроки завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должны превышать один год со дня подписания акта обследования и категорирования гостиницы (п. 15 Требований).

Согласно п.п. 37, 40 Требований на каждую гостиницу, за исключением гостиниц, отнесенных к четвертой категории опасности, в течение 3 месяцев после проведения их обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности гостиницы, который согласовывается с руководителями территориального органа безопасности и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы и утверждается ответственным лицом.

Приведенные нормы права предусматривают обязанность для каждой гостиницы и иного объекта, где предоставляются услуги по временному проживанию граждан, определить категорию опасности и составить паспорта безопасности в случае отнесение гостиницы или иного объекта к первой, второй, третьей категории опасности.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в соответствии с договором аренды недвижимого имущества № 10/01-2020 от 10.01.2020 г. арендодатель ООО «Ирбис Европа» передал, а арендатор ООО «Лангендорф» принял в аренду недвижимое имущество: здание нежилое площадью 414,3 кв.м. для размещения ресторана; здание нежилое площадью 1223,2 кв.м. под размещение отеля; здание нежилое площадью 805,9 кв.м. под размещение физкультурно-оздоровительного комплекса, расположенные по адресу: Калининградская область, пос. Сокольники, ул. Парковая, д. 5.

10.11.2017 г. руководством ООО «Лангендорф» проведено категорирование замкового имения «Лангендорф», определена 4 категория опасности, о чем имеется Акт обследования и категорирования.

Вместе с тем, по сообщению межмуниципального отделения вневедомственной охраны по Гвардейскому району ФГКУ УВО ВНГ России по Калининградской области от 17.03.2020 г. на территории замкового имения «Лангендорф» расположены: офисное помещение с прилегающим ангаром, площадью 285,3 кв.м.; гостиница, средство размещения на 16 номеров, площадью 1223,2 кв.м.; гостевой дом, средство размещения на 5 номеров, площадью 271 кв.м.; баня; ресторан с двумя гостевыми залами, кухней, подсобными помещениями, залом караоке, детской игровой комнатой, бильярдной, площадью 414,3 кв.м.; СПА-центр, оздоровительный комплекс с бассейном, раздевалками, подсобными помещениями, кабинетами для оказания СПА-услуг, площадью 805,6 кв.м.; развлекательный комплекс «Замковая гора», здание ресторанно-развлекательного комплекса, площадью 776,9 кв.м.; служебное помещение. В замковом имении «Лангендорф» услуги ресторана и конференц-зала предоставляются не только для проживающих гостиницы, а поэтому возможное одновременное нахождение посетителей превышает 50 человек: ресторан рассчитан на 60 посетителей, жилые комнаты - 39 посетителей, конференц-зал - 100 посетителей.

Установив приведенные обстоятельства, правильно применив указанные выше нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом возможного нахождения в замковом имении «Лангендорф» более 50 посетителей, 4 категория опасности руководством ООО «Лангендорф» определена неверно. В этой связи суд признал, что при осуществлении своей деятельности ООО «Лангендорф» необходимо руководствоваться требованиями постановления Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов» и провести повторное категорирование замкового имения «Лангендорф».

Вопреки доводам апелляционной жалобы, такие выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела и законе.

Доводы жалобы о том, что вместимость гостиницы определятся численностью постоянных спальных мест и составляет менее 50 человек, на правильность выводов суда не влияют, поскольку при категорировании учитываются возможные последствия совершения террористического акта, которые определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью. При этом прогнозный показатель такой численности людей принимается равным уровню максимальной единовременной заполняемости гостиницы, а как установлено по делу и ответчиком это не опровергнуто, такой показатель превышает 50 человек.

Ссылка в жалобе на возможное изменение категории опасности при проведении процедуры актуализации паспорта безопасности (не реже одного раза в 5 лет) является несостоятельной, учитывая, что актуализация паспорта безопасности гостиницы осуществляется в отношении гостиницы или иного объекта, отнесенных к первой, второй и третьей категории опасности. С учетом установленной в отношении замкового имения «Лангендорф» 4 категории опасности паспорт безопасности гостиницы не составлялся, соответственно его актуализация невозможна.

Тот факт, что установленная в отношении замкового имения «Лангендорф» 4 категории опасности в судебном порядке не была признана незаконной, правового значения не имеет, поскольку обоснованность присвоения гостинице ответчиком 4 категории опасности являлась предметом проверки при разрешении настоящего спора.

Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов спора.

Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества, специально предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий (далее - объекты спорта), включая проведение категорирования объектов спорта, осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов спорта.

В целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта осуществляется их категорирование. Категорирование объектов спорта осуществляется на основании оценки состояния защищенности объектов спорта, учитывающей степень потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов на объектах спорта, а также масштабов возможных последствий их совершения (п.4).

В силу п.п 6, 7, 11 данных Требований для проведения категорирования объекта спорта решением ответственного лица создается комиссия по обследованию и категорированию объекта спорта, к работе которой могут привлекаться представители территориального органа безопасности и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (по согласованию). По результатам обследования объекта спорта комиссия не позднее одного месяца со дня ее создания принимает решение об отнесении объекта спорта к конкретной категории опасности. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта спорта, который составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта спорта.

Согласно п. 3 Методических указаний по порядку проведения обследования и категорирования объектов спорта, утвержденных приказом Минспорта России от 30 сентября 2015 г. N 921 (зарегистрирован Минюстом России 14.01.2016 г., регистрационный N 40579) категорирование объектов спорта осуществляется в отношении каждого отдельного объекта спорта, вне зависимости от возможного объединения объектов спорта в рамках единого комплекса или расположения на едином земельном участке.

Как установлено судом, на территории замкового имения «Лангендорф» в отдельном здании расположен оздоровительный комплекс, который имеет в своем наличии 20-ти метровый бассейн и фитнесс зал. Тренажерный зал расположен на первом этаже оздоровительного центра, оборудован кардиотренажерами (беговыми дорожками и велосипедами), силовыми тренажерами, свободными весами. Кроме того, в здании организовано пространство для занятий фитнесом, йогой и аэробикой. Также предоставляются платные услуги населению по использованию бассейна и тренажерного зала, по организованным занятиям физической культурой (фитнесом, аквааэробикой), для предоставления услуг населению разработана система абонементов. При этом услуги в сфере физической культуры на объекте оказываются гражданам вне зависимости от их проживания в замковом имении «Лангендорф».

Указанные обстоятельства подтверждены обращением и.о. министра спорта Калининградской области в адрес прокурора Калининградской области от 28.11.2019 г.; ответом министра спора Калининградской области от 18.08.2020 г. на запрос суда.

Кроме того, прокурором в материалы дела были представлены сведения с официального сайта ООО «Лангендорф», на котором размещена информация о наличии бассейна и фитнес-зала, пространства для занятий фитнессом, йогой, аэробикой, а также указано, что услугами зала могут воспользоваться не только проживающие в имении гости, но и все желающие посетители по абонементам.

Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что расположенный в замковом имени «Лангендорф» объект спорта – бассейн подлежит обязательному категорированию в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта». Поскольку такая обязанность ООО «Лангендорф» не исполнена, суд правомерно возложил на ответчика обязанность произвести категорирование объекта спора.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что бассейн не входит во Всероссийский реестр объектов спорта, а поэтому не подлежит категорированию, являлись предметом изучения суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.

Как верно указано судом, категорированию подлежат не только объекты, включенные во Всероссийский реестр объектов спорта, но и объекты недвижимого имущества и комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий, которыми признаются организованные занятия граждан физической культурой (п. 29 ст. 2 ФЗ РФ № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

При этом по сообщению министра спора Калининградской области на территории замкового имения «Лангендорф» расположен оздоровительный комплекс с бассейном и фитнес-залом, населению предоставляются платные услуги, в том числе по организованным занятиям физической культурой.

Вопреки доводам жалобы оснований ставить под сомнение достоверность информации, размещенной ответчиком на своем сайте, у суда не имелось, а поэтому она обоснованно принята во внимание при разрешении настоящего спора. Кроме того, такая информация подтверждена и согласуется с указанными выше письменными доказательствами, не опровергнутыми ответчиком.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, должно быть исполнено.

Вместе с тем, возлагая на ответчика обязанность произвести категорирование замкового имения и бассейна, суд не установил ему срок для совершения таких действий.

В этой связи судебная коллегия считает необходимым решение суда дополнить указанием о сроке, в течение которого ООО «Лангендорф» обязано произвести категорирование.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для исполнения решения суда, судебная коллегия, учитывая объем мероприятий, подлежащих выполнению в рамках категорирования объектов, считает разумным и достаточным установить срок до 01.02.2021 г.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 14 сентября 2020 г. дополнить указанием о сроке, в течение которого ООО «Лангендорф» обязано произвести категорирование замкового имения и бассейна, установив его до 01.02.2021 г.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: