ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3883/19 от 30.10.2019 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Филиппова Е.Ю. Дело № 2-3883/2019

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 октября 2019 года № 33-5971/2019

город Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Балаевой Т.Н.,

судей Вершининой О.Ю., Кяргиевой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дойницыной М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ершовой Т. П.Ершова Е. В. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 19.08.2019, которым в удовлетворении исковых требований Ершовой Т. П. к мэрии города Череповца, Департаменту строительства Вологодской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о предоставлении жилого помещения отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Балаевой Т.Н., объяснения Ершовой Т.П., ее представителя Ершова Е.В., судебная коллегия

установила:

Ершова Т.И. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением серии РА №... от <ДАТА>.

Постановлением мэрии города Череповца от <ДАТА>№... Ершова Т.П. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как бывший несовершеннолетний узник концлагеря, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, и включена в список граждан по категории ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем государственного жилищного фонда.

Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 13.10.2017, оставленным без изменения апелляционным определением Вологодского областного суда Вологодской области от 09.02.2018, на Департамент строительства Вологодской области возложена обязанность включить Ершову Т.П. в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Вологодской области, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

На основании указанного решения суда в марте 2018 года Департаментом строительства Вологодской области Ершова Т.П. включена в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Вологодской области.

Ссылаясь на то, что до настоящего времени жилье ей не предоставлено, Ершова Т.П. обратилась в суд с иском к мэрии города Череповца, Департаменту строительства Вологодской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о предоставлении жилого помещения.

Уточнив в ходе рассмотрения исковые требования, просила обязать мэрию города Череповца Вологодской области заключить с Ершовой Т.П. за счет средств федерального бюджета договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, пригодного для постоянного проживания граждан, площадью 36 кв.м. на одного человека, в порядке очередности из числа лиц, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации выделить денежные средства на реализацию её права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета; взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате нотариальных услуг в размере 400 рублей.

Истец Ершова Т.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ее представитель Ершов Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что Ершова Т.П. имеет право на получение жилья по договору социального найма на основании Федерального закона «О ветеранах», Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Вологодской области «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами о ветеранах и о социальной защите инвалидов.

Представитель ответчика мэрии города Череповца по доверенности Миллер Т.Л. в судебном заседании иск не признала, указав, что мэрия города Череповца жилые помещения данной категории граждан не представляет, а выделяет единовременную денежную выплату, предоставленную из средств федерального бюджета, на приобретение или строительство жилого помещения.

В судебное заседание представитель ответчика Департамента строительства Вологодской области не явился, извещался надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что обеспечение жильем бывших несовершеннолетних узников концлагеря, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, за счет средств федерального бюджета возможно лишь при условии финансирования данной категории граждан из федерального бюджета; в настоящее время субвенций из федерального бюджета не поступало.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлен отзыв на исковое заявление, в котором выражено несогласие с исковыми требованиями со ссылкой на то, что предоставление денежных средств из федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством путем принятия соответствующего закона о бюджете на очередной финансовый год, и денежные средства, предоставляемые главным распорядителям бюджетных средств на реализацию возложенных на них полномочий, носят целевой характер, и не могут быть использованы на иные цели.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации не присутствовал, извещался надлежащим образом.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Ершовой Т.П. Ершов Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что в основу судебного решения был положен Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714, тогда как исковые требования истцом были основаны на нормах действующего федерального законодательства и законодательства Вологодской области о ветеранах, в соответствии с которым бывшие несовершеннолетние узники концлагерей имеют право на получение жилья за счет средств федерального бюджета, поскольку они приравнены по правовому статусу к ветеранам Великой Отечественной войны.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Ершова Т.И., как бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не подпадает под категорию лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, перечень которых содержится в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Действительно, меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны, к которым в силу пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 02.08.2004 № 122-ФЗ относятся бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).

Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах»).

Статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки, согласно пунктам 1 и 2 которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункты 4 и 5 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15.10.2005 № 614).

Абзацем первым пункта 3 названных правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).

Согласно Приказу Минстроя России от 25.12.2017 №1710/пр органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в срок до 20 января и 20 июля ежегодно обязаны предоставлять заявки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил).

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как инвалиды и участники Великой Отечественной войны, к которым приравнены бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, который подразумевает под собой подачу соответствующей заявки органом исполнительной власти субъекта на выделение субвенций из федерального бюджета для реализации названных целей, которая рассматривается органом исполнительной власти Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Ершова Т.П. состоит в сводном списке граждан, имеющих статус бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Согласно пояснениям представителя истца в судебном заседании 01.08.2019, а также исходя из сведений, содержащихся в ответе Департамента строительства Вологодской области от 16.05.2019 (л.д. 25), Правительством Вологодской области по результатам мер прокурорского реагирования 19.07.2018 и 17.01.2019 были направлены заявки в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджету Вологодской области на обеспечение жильем бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, в которых указана общая потребность в средствах федерального бюджета по состоянию на 01.07.2018 и на 01.01.2019, что свидетельствует о том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации исполнили предусмотренную обязанность по направлению в Минстрой Российской Федерации заявки на выделение субвенций из федерального бюджета для обеспечения жильем указанной категории граждан.

По смыслу положений статей 5, 6, 11, 169, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства исполняются в соответствии с федеральным бюджетом, разрабатываемым и утверждаемым ежегодно на очередной финансовый год и плановый период в форме федеральный законов, подлежащих официальному опубликованию. Сводная бюджетная роспись составляется и ведется в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета непосредственно финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом).

Таким образом, поскольку без соблюдения очередности, установленного порядка предоставления субвенций из федерального бюджета, соответствующей заявки органа государственной власти субъекта Российской Федерации и лимита бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на данные цели, денежные средства на обеспечение жильем бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей выделены быть не могут, оснований для удовлетворения исковых требований истца, у суда первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, не имелось.

Ссылки апелляционной жалобы на положения Закона Вологодской области от 06.04.2009 № 1985-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Вологодской области от 25.12.2009 № 2190-ОЗ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные правовые акты определяют форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» только в случае поступления денежных средств на данные цели из федерального бюджета.

При этом обязанность по перечислению бюджетных средств в субъект Российской Федерации по представленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации заявке в размере сверх установленных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации лимитов вышеупомянутыми Правилами не установлена, в связи с чем сам факт отнесения Ершовой Т.П. к категории лиц, перечисленных в статье 1 Закона Вологодской области от 25.12.2009 № 2190-ОЗ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, и неисполнение органом местного самоуправления обязанности по предоставлению жилого помещения, при отсутствии целевого финансирования на реализацию возложенных полномочий, прав истца не нарушают.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, основания, предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 19.08.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ершовой Т. П. - Ершова Е. В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: