Судья: Ажахова М.К. Дело № 33-747/2020
Дело № 2-389/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2020 года г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Макоева А.А.
судей - Шомахова Р.Х. и Мисхожева М.Б.
при секретаре - Геттуеве А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Макоева А.А. гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства КБР к ФИО1 о расторжении соглашения и взыскании суммы гранта;
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Чегемского районного суда КБР от 20 мая 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства КБР обратилось в суд с иском к ФИО1 о расторжении соглашения и взыскании суммы гранта в размере 500 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что 27.12.2013 г. Министерство сельского хозяйства КБР заключило с индивидуальным предпринимателем главой крестьянско- фермерского хозяйства ФИО1 соглашение № о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, согласно которому ему предоставлен грант в размере 500000 рублей, из которых: 439580,50 рублей из федерального бюджета, 60419,50 рублей - из республиканского бюджета КБР. Ответчиком не выполнено условие, предусмотренное пунктом 2.2.4 Соглашения о возложении на него обязанности осуществлять деятельность КФХ не менее пяти лет с момента получения гранта, так как 15.07.2015 г., т.е. до истечения установленного соглашением срока, ответчик прекратил деятельность КФХ. Истец просил в соответствии с положениями ст. 78 Бюджетного кодекса РФ взыскать с ФИО1 сумму гранта в пользу Министерства сельского хозяйства КБР и расторгнуть соглашение.
Представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности от 14.05.2019 г. сроком на два месяца, в судебном заседании иск поддержала.
Ответчик ФИО1, будучи извещен о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки не уведомил.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167 ч.4 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии ответчика.
Решением Чегемского районного суда КБР от 20 мая 2019 года постановлено:
Исковые требования Министерства сельского хозяйства КБР к ФИО1 о расторжении соглашения и взыскании суммы гранта, удовлетворить.
Расторгнуть соглашение №42 от 27.12.2013 г., заключенное между Министерством сельского хозяйства КБР и ФИО1, о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства КБР сумму гранта в размере 500000 (пятьсот тысяч) рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 8 200 (восемь тысяч двести) рублей.
Не согласившись с таким решением, ФИО1 подал на него апелляционную жалобу, в которой просит восстановить процессуальный срок для его обжалования; отменить и вынести новое, как незаконное и необоснованное, отказав в удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства КБР к ФИО1 о расторжении соглашения и взыскании суммы гранта. В обоснование этих требований ФИО1 в апелляционной жалобе указывает следующее.
В нарушение ст.113 ГПК РФ ФИО1утверждает, что не получал каких-либо документов из Чегемемского районного суда о рассмотрении в отношении него искового заявления Министерства, ему не было известно об этом факте, в связи с чем был лишен возможности участвовать в судебном заседании и реализовывать предоставленные ему законом права, в том числе права на подачу заявления о применении судом исковой давности, что является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Суд незаконно рассмотрел дело в его отсутствие. Исходя из материалов судебного дела, судья не располагал документами, подтверждающими факт уведомления ФИО1 Суд располагал лишь отчетом об отслеживании отправления почтовым идентификатором, содержащим информацию о вручении письма адресату 24 апреля 2019 г., в свою очередь, в это время ФИО1заявляет в жалобе, что находился на рабочем месте в г. Нальчике.
О взыскании с ФИО1 денежных средств в пользу Министерства ему стало известно 28 января 2020 года, тогда, когда с его вклада в банке автоматически списали 154,86 рубля по исполнительному производству, возбужденному Чегемским РОСП УФССП России по КБР, о котором ему также не было известно.
Копию судебного решения он получил в Чегемском районном суде 07 февраля 2020 года.
Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено понятие исковой давности, т.е. срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии со ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об
отказе в иске.
В свою очередь, ФИО1 считает, что суд лишил ФИО1 возможности обратиться с заявлением о применении исковой давности при рассмотрении искового заявления.
Суд установил, что 27 декабря 2013 года между Министерством и главой КФХ ФИО1 по итогам конкурсного отбора заключено соглашение № 42 о предоставлении гранта начинающему фермеру на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Соглашение).
В соответствии с подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 Соглашения получатель обязуется осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта. Однако ФИО1 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя крестьянского (фермерского) хозяйства, до истечения установленного срока, а именно 15 июля 2015 г.
Несоблюдения условия соглашения об осуществлении деятельности в соответствии с подпунктом 2.2.4 Соглашения явилось основанием для возврата выделенных средств
Между тем, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 №-ПГ1 утверждены Правила предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи начинающим фермерам в 2012-2014 годах.
В соответствии с п. 14 указанных Правил получатель гранта предоставляет в Министерство отчеты об использовании полученных финансовых средств.
Указанная обязанность по предоставлению отчетов также закреплена в Соглашении. Срок предоставления отчета установлен ежегодно в течение 5 лет со дня поступления средств гранта на счет получателя.
Более того, Ведомственные целевые программы «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на 2012-2014 годы и 2015-2017 годы», утвержденные приказами Министерства от 28.10.2013 № и от 30.10.2014 №, предусматривают ежеквартальное предоставление начинающими фермерами в Министерство отчетов о деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства за счет гранта.
Исходя из бюджетных полномочий, Министерство обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. В рамках реализации названных полномочий Министерство вправе обратиться в суд с требованием о возврате бюджетных средств, в случае нарушения условий их предоставления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года № «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров и соответствующего нормативного правового регулирования в субъекте Российской Федерации (пункты 1,3, 6).
Контроль над исполнением этого акта возложен на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Приказом Минсельхоза России от 6 марта 2012 года № в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы утверждена целевая программа ведомства «Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов», которая предусматривает как гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, так и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров, предоставляемые на условиях софинансирования соответствующих региональных программ.
Пунктом 4.1 программы предусмотрено, что поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации обеспечивает контроль над движением и целевым расходованием средств начинающими фермерами. Начинающий фермер ежеквартально представляет органу управления АПК субъекта Российской Федерации, в котором начинающий фермер подал заявку на участие в мероприятии Программы, отчет о целевом расходовании средств гранта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по форме, установленной субъектом Российской Федерации. Контроль за достоверностью представляемых отчетов осуществляют органы управления АПК субъектов Российской Федерации (пункты 4.5, 4.6 программы).
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 апреля 2012 года №-Г1П утверждены Правила предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи, начинающим фермерам в 2012-2014 годах (далее по тексту Правила).
В соответствии с пунктом 15 Правил ответственность за целевое использование бюджетных средств, в части предоставления получателям субсидий возложено на Министерство сельского хозяйства Кабардино- Балкарской Республики.
В этой связи, в целях осуществления контроля, за целевым расходованием выделяемых грантополучателю денежных средств, в заключенном Соглашении на меня была возложена обязанность ежегодно в течение пяти лет со дня поступления средств гранта на его счет представлять отчеты в Министерство о расходовании полученного гранта и об осуществляемой хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в бумажном виде и на электронном носителе не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 2.2.3 соглашения).
Доказательств, как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, свидетельствующих о том, что ФИО1 с момента прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, представлял соответствующие отчёты, истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, при проявлении должной заботливости и осмотрительности, действуя разумно, Министерство сельского хозяйства КБР, начиная с 16 июля 2015 года, то есть с даты, когда ФИО1 прекратил деятельность в качестве главы КФХ, не было лишено возможности установления факта прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства до истечения пятилетнего срока, поскольку такие сведения находятся в свободном доступе и являются общедоступными.
Исходя из бюджетных полномочий, Министерство обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. В рамках реализации названных полномочий Министерство вправе обратиться в суд с требованием о возврате бюджетных средств, в случае нарушения условий их предоставления.
Реализуя предоставленные полномочия, Министерство обратилось в Чегемский районные суд КБР с вышеназванным исковым заявлением от 22 марта 2019 года (поступило в суд 04 апреля 2019 г.), т.е. спустя практически 4 года с момента прекращения ФИО1 регистрации в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства и неисполнения обязанности по возврату полученных средств в 30-ти дневный срок (п. 3.1 Соглашения).
О якобы совершенном ФИО1 нарушении условия соглашения о предоставлении гранта, Министерство узнало или должно было узнать еще в 2015 году, с момента неполучения отчета о его крестьянской (фермерской) деятельности, так как данные отчеты им не предоставлялись по причине недостаточной осведомленности о необходимости их предоставления и отсутствия какого-либо контроля за их предоставлением со стороны Министерства.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.1 Соглашения непредставление отчетов об осуществляемой деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством являлось самостоятельным основанием для предъявления требования о возврате суммы гранта.
Так, в соответствии с п. 3.1 Соглашения грант должен был быть возвращен ответчиком в течение 30 дней после прекращения деятельности КФХ, т.е. не позднее 15 августа 2015, между тем, иск предъявлен в суд 22 марта 2019 г. (поступил в суд 04 апреля 2019 г.).
С учетом изложенного ФИО1 считает, что Министерством при предъявлении искового заявления пропущен установленный законом трехлетний срок исковой давности, что является основанием к вынесению решения об отказе в иске.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5.5 Соглашения оно действует пять полных лет, а в части выполнения обязательств Получателем - до полного выполнения обязательств по нему. Таким образом, по состоянию на сегодняшний день Соглашение утратило силу, является недействующим, так как пятилетний срок его действия и все сроки исполнения Получателем обязательств истекли. Ввиду указанного, Соглашение расторжению не подлежит.
Также ФИО1 в апелляционной жалобе обращает внимание суда на судебную практику по аналогичным исковым заявлениям Министерства, сложившуюся в регионе.
Так, например, по результатам рассмотрения аналогичного искового заявления Министерства к главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО5 из <адрес> республики судами первой, апелляционной и кассационной инстанций вынесены решения об отказе в удовлетворении искового заявления Министерства в связи с пропуском исковой давности (номер дела в первой инстанции № 2-425/2019).
Согласно ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Лицо, пропустившее срок апелляционного обжалования, вправе обратиться в суд, постановивший решение, с заявлением (ходатайством) о восстановлении пропущенного процессуального срока. В заявлении (ходатайстве) должны быть указаны причины пропуска срока на подачу апелляционной жалобы.
В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 № «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» для лиц, участвующих в деле, к уважительным причинам пропуска указанного срока, в частности, могут быть отнесены получение лицом, не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, копии решения суда по истечении срока обжалования или несоблюдение установленного статьей 214 ГПК РФ срока высылки копии решения суда лицам, участвующим в деле, но не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, если такие нарушения привели к невозможности подготовки и подачи мотивированных апелляционных жалобы, представления в установленный для этого срок.
При решении вопроса о восстановлении срока апелляционного обжалования лицам, не привлеченным к участию в деле, о правах и обязанностях которых судом принято решение, судам первой инстанции следует учитывать своевременность обращения таких лиц с заявлением (ходатайством) о восстановлении указанного срока, которая определяется исходя из сроков, установленных статьями 321, 332 ГПК РФ и исчисляемых с момента, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав и (или) возложении на них обязанностей обжалуемым судебным постановлением.
Определением Чегемского районного суда КБР от 13 марта 2020 года восстановлен срок апелляционного обжалования решения Чегемского районного суда КБР от 20.05.2019 г. и определением того же суда от 13 мая 2020 года приостановлено производство, связанное с исполнением решения Чегемского районного суда КБР от 20 мая 2019 года до рассмотрения апелляционной жалобы ФИО1
В возражении на апелляционную жалобу Министерство сельского хозяйства КБР, опровергая доводы апелляционной жалобы ФИО1, просит решение Чегемского районного суда КБР от 20 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи ФИО8, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 ч. 1 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда; обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Судом первой инстанции были допущены нарушения норм процессуального закона, в силу ст.330 ч.5 ГПК РФ повлекшие рассмотрение настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, о чем вынесено отдельное определение.
В связи с изложенным в соответствии со ст.330 ч.4 п.2 ГПК РФ судебное решение подлежит отмене с рассмотрением дела по правилам производства в суде первой инстанции.
ФИО1 в апелляционной жалобе просит применить к заявленным к нему исковым требованиям срок исковой давности и отказать в их удовлетворении.
Судом установлено и следует из материалов дела, что по соглашению №, заключенному 27 декабря 2013 года между Министерством сельского хозяйства КБР и индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО1, в соответствии с Постановлением Правительства КБР от 20 апреля 2012 г. №-ПП «О правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи, начинающим фермерам в 2012-2014 годах», истец ответчику предоставил бюджетные средства в виде гранта на поддержку начинающих фермеров. Сумма гранта составила 500000 рублей, из них: 439580 рублей 50 копеек из федерального бюджета, 60419 рублей 50 копеек из республиканского бюджета КБР.
В свою очередь, согласно пункту 2.2.4 названного Соглашения, получатель гранта обязался осуществлять деятельность КФХ не менее пяти лет с момента получения гранта.
Из раздела 3 Соглашения следует, что в случае невыполнения получателем условий, указанных в пунктах 2.2.1-2.2.7 соглашения получатель обязан возвратить полученные средства в 30-дневный срок с момента наступления основания для возврата.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ответчик 15.07.2015 года прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Поскольку Минсельхоз КБР о нарушении ответчиком условий Соглашения должен был узнать не позднее 15.07.2015 года, то есть с даты прекращения деятельности КФХ, вместе с тем обратился в суд с настоящим иском 22 марта 2019 года, который поступил в суд 04 апреля 2019 года, то есть за пределами срока исковой давности, о чем было заявлено стороной ответчика, истцу в удовлетворении иска следует отказать.
В силу положений пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, по общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условий Соглашения, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о таких нарушениях.
При этом, как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года № «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров и соответствующего нормативного правового регулирования в субъекте Российской Федерации (пункты 1, 3, 6).
Контроль над исполнением этого акта возложен на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Приказом Минсельхоза России от 6 марта 2012 года № в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы утверждена целевая программа ведомства «Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов», которая предусматривает как гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, так и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров, предоставляемые на условиях софинансирования соответствующих региональных программ.
Пунктом 4.1 программы предусмотрено, что поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации обеспечивает контроль над движением и целевым расходованием средств начинающими фермерами. В этих целях субъект Российской Федерации может в установленном законодательством Российской Федерации порядке определить кредитную организацию, через которую осуществляется выдача грантов и единовременных пособий. Начинающий фермер ежеквартально представляет органу управления АПК субъекта Российской Федерации, в котором начинающий фермер подал заявку на участие в мероприятии Программы, отчет о целевом расходовании средств гранта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по форме, установленной субъектом Российской Федерации. Контроль за достоверностью представляемых отчетов осуществляют органы управления АПК субъектов Российской Федерации (пункты 4.5, 4.6 программы).
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 апреля 2012 года №-ПП утверждены Правила предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи, начинающим фермерам в 2012-2014 годах (далее по тексту Правила).
В соответствии с пунктом 15 Правил ответственность за целевое использование бюджетных средств, в части предоставления получателям субсидий возложено на Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
В этой связи, в целях осуществления контроля, за целевым расходованием выделяемых грантополучателю денежных средств, в заключенном соглашении на ФИО1 была возложена обязанность ежегодно в течение пяти лет со дня поступления средств гранта на его счет представлять отчеты в Министерство о расходовании полученного гранта и об осуществляемой хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в бумажном виде и на электронном носителе не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 2.2.3 соглашения).
Доказательств, как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, свидетельствующих о том, что ФИО1 с момента прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, представлял соответствующие отчёты, истцом ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах, при проявлении должной заботливости и осмотрительности, действуя разумно, Министерство сельского хозяйства КБР, начиная с 6 апреля 2015 года, то есть с даты, когда ответчик обязан был предоставить очередной отчёт, не было лишено возможности установления факта прекращения ФИО1 деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства до истечения пятилетнего срока, поскольку такие сведения находятся в свободном доступе и являются общедоступными.
Коллегия также принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 3.1 соглашения непредставление отчетов об осуществляемой деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством являлось самостоятельным основанием для предъявления требования о возврате суммы гранта.
При этих обстоятельствах имеются правовые основания для применения к спорным правоотношениям срока исковой давности, в связи с чем, иск Минсельхоза КБР к ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения из-за пропуска срока исковой давности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чегемского районного суда КБР от 20 мая 2019 года отменить и принять по делу новое решение. В удовлетворении иска Министерства сельского хозяйства КБР к ФИО1 о расторжении соглашения и взыскании суммы гранта отказать.
Председательствующий: А.А.Макоев.
Судьи: Р.Х.Шомахов.
М.Б.Мисхожев.