ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-38/20 от 02.07.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Стр.091г, г/п 150 руб.

Судья Кокотова Е.И.

Докладчик Гулева Г.В.

№ 33-3633/2020

г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Гулевой Г.В., судей Бланару Е.М., Маслова Д.А., при помощнике судьи Проселковой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-38/2020 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения», Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Лешуконского районного суда Архангельской области от 17 марта 2020 г.

Заслушав доклад судьи Гулевой Г.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился с иском к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» Отделение социальной защиты населения по Лешуконскому району, Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда».

В обоснование требований указал, что 6 декабря 2019 г. обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Решением ответчика 25 декабря 2019 г. №10-17/293 в удовлетворении заявления было отказано в связи с тем, что нагрудный знак «Отличник Советской Армии» в перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 20 мая 2008 г. №115-па/13, отсутствует Полагал, что отсутствие в настоящем перечне ведомственного знака отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) не является основанием для отказа в присвоении звания «Ветеран труда». Нагрудный знак «Отличник Советской Армии» был учреждён приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 г. №67, который является руководителем соответствующего ведомства. В соответствии с пунктом 5 Положения «О нагрудных знаках «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского флота», «Отличник Военно- Воздушных сил», утверждённых данным приказом МО СССР, право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы. Таким образом, награждение нагрудным знаком «Отличник Советской Армии» может быть произведено руководством полков, кораблей и т.п. в силу делегированных им соответствующим министерством полномочий в порядке, определённом Положением о министерском нагрудном знаке, а не в силу понижения статуса награды. Прохождение службы является разновидностью трудовой деятельности, следовательно, нагрудный знак «Отличник Советской Армии» является ведомственным знаком за отличие в труде. Просил признать незаконным решение ответчика от 25 декабря 2019 г. №10-17/293, обязать ответчиков присвоить звание «Ветеран труда».

На основании определения Лешуконского районного суда Архангельской области от 5 марта 2020 г. с согласия истца допущена замена ненадлежащего ответчика Отделения социальной защиты населения по Лешуконскому району надлежащим Государственным казенным учреждением Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения».

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по указанным в иске основаниям.

Ответчики ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения», Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, а также третье лицо ГУ-УПФ РФ в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) в судебное заседание не явились.

Решением Лешуконского районного суда Архангельской области от 17 марта 2020 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения», Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» отказано.

С указанным решением не согласился истец ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.

В обоснование жалобы указывает на необоснованность вывода суда о том, что срочная воинская служба осуществляется в силу призыва в порядке выполнения конституционной обязанности гражданина Российской Федерации и не отнесена законодателем к трудовой деятельности, под которой понимается выполнение за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности в соответствии с законодательством о труде. Ссылается, что срочную службу он проходил в период действия иных нормативно-правовых актов. Так, в соответствии со статьей 61 Конституции РСФСР от 12 апреля 1978 г. воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - это почетная обязанность граждан РСФСР. В соответствии со статьей 78 Закона РСФСР «О всеобщей воинской повинности» время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж. Солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы, кроме того, зачитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности. Подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. №590, предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных сил СССР приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Указанные нормативно-правовые акты действовали в период его срочной службы, прямо относили срочную службу к трудовой деятельности по специальности. Полагает, что ссылка суда первой инстанции на действующую Конституцию Российской Федерации при оценке срочной службы как нетрудовой деятельности нарушает положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, обращает внимание, что суд первой инстанции, делая вывод о том, что нагрудный знак «Отличник Советской Армии» не является ведомственным знаком отличия, не дал оценку тому факту, что в перечне ведомственных знаков, утвержденных Постановлением администрации Архангельской области от 20 мая 2008 г. №115-па/13, в том числе указан нагрудный знак «Отличник Военно-Морского Флота». Положение о нагрудных знаках, в том числе «Отличник ВМФ» и «Отличник Советской Армии», учреждены одним и тем же нормативным актом - приказом Министра обороны Союза ССР от 17 апреля 1957г. № 67.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» ФИО2 указал на законность и обоснованность принятого решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, по правилам, установленным частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), заслушав представителя истца ФИО3, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ответчика ФИО4, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (подп. 1); награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп.2).

Из системного толкования положений статей 1, 7 Федерального закона «О ветеранах» следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение «Ветеран труда», и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет указанный критерий ведомственной награды за продолжительный добросовестный труд.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 имеет трудовой стаж, соответствующий требованиям указанного Федерального закона «О ветеранах», в период прохождения военной службы по призыву в войсковой части 42761 со 2 мая 1981 г. по 31 мая 1983 г. награжден нагрудным знаком «Отличник Советской Армии».

Имея соответствующий стаж работы и нагрудный знак «Отличник Советской Армии», ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».

Решением начальника отделения социальной защиты населения по Лешуконскому району ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» от 25 декабря 2019 г. № 10-17/293 ФИО1 отказано в удовлетворении заявления о присвоении звания «Ветеран труда Российской Федерации», так как нагрудный знак «Отличник Советской Армии» не включен в Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный Постановлением Администрации Архангельской области от 20 мая 2008 г. № 115-па/13.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, исходя из анализа представленных доказательств, пришел к выводу, что представленный истцом нагрудный знак «Отличник Советской Армии» не может рассматриваться как основание для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку не отнесен и не приравнен к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Бюджетного кодекса РФ.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В Архангельской области звание «Ветеран труда» присваивается в соответствии с Законом Архангельской области от 19 марта 2008 г. №488-25-ОЗ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

Статьей 2 указанного Закона Архангельской области установлено, что право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют: лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Перечень ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», устанавливается постановлением Правительства Архангельской области с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи.

Звание «Ветеран труда» присваивается распоряжением Губернатора Архангельской области (пункты 1.1, 2, 3 Закона Архангельской области от 19 марта 2008 г. № 488-25-ОЗ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда»).

Из статьи 3 названного закона следует, что лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», подают в государственное учреждение социальной защиты населения Архангельской области (далее - государственное учреждение социальной защиты населения) по месту жительства заявление и документы, подтверждающие право на присвоение звания «Ветеран труда».

Лица, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 настоящего закона, представляют документы, подтверждающие:

1) награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики);

2) трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Постановлением Администрации Архангельской области от 20 мая 2008 г. №115-па/13 утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». В данном перечне знаков отличия отсутствует нагрудный знак «Отличник Советской Армии».

Нагрудный знак «Отличник Советской Армии» учрежден приказом министра обороны СССР от 17 апреля 1957 г. № 67 «Об учреждении нагрудных знаков «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского Флота», «Отличник Военно-Воздушных Сил».

В соответствии с пунктом 2 Положения о нагрудных знаках «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского Флота», «Отличник Военно-Воздушных Сил», утвержденного приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 г. № 67, нагрудными знаками награждаются:

- солдаты и матросы, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение учебного года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию закрепленного за ними оружия, боевой техники и имущества;

- сержанты и старшины, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, умеющие хорошо организовать и методически правильно проводить обучение подчиненных, добившиеся высоких показателей в боевой и политической подготовке и укреплении воинской дисциплины своих подразделений и обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию оружия, боевой техники и имущества, закрепленного за подчиненными им подразделениями.

В соответствии с пунктом 3 Положения нагрудным знаком «Отличник Советской Армии» награждаются солдаты, сержанты и старшины Сухопутных войск и Войск ПВО страны, кроме авиации ПВО страны.

Право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы (пункт 5 Положения от 17 апреля 1957 г. № 67).

Срочная воинская служба осуществляется в силу призыва в порядке выполнения конституционной обязанности гражданина и не отнесена законодателем к трудовой деятельности, под которой понимается выполнение за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности в соответствии с законодательством о труде.

Согласно статье 78 Закона СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж, однако это не означает, что военная служба по призыву является трудовой деятельностью, соответственно нагрудный знак, полученный в период службы по призыву, не является ведомственным знаком отличия в труде.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Судебная коллегия также исходит из того, что нагрудный знак, которым был награжден истец, не может быть отнесен к ведомственным знакам отличия, сведения о данной награде отсутствуют в Общероссийской классификаторе информации о населении 118-2014, утвержденном Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2014-СТ, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению, поскольку знак «Отличник Советской Армии» не является ведомственным знаком отличия в труде и не дает основания для присвоения истцу звания «Ветеран труда».

Кроме того, нагрудный знак «Отличник Советской Армии», которым был награжден истец в период прохождения военной службы, являлся видом поощрения за образцовое несение службы в рядах Советской Армии, что не относит его к поощрению за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, данная награда не относится к числу ведомственных, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, были рассмотрены судом и получили надлежащую правовую оценку, по сути, направлены на переоценку обстоятельств и доказательств по делу, в связи с чем признаются апелляционной инстанцией несостоятельными, поскольку не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом норм материального и процессуального права, данные доводы противоречит действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании.

Суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Процессуальных нарушений, которые в силу части 4 статьи 330 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Лешуконского районного суда Архангельской области от 17 марта 2020 г.

оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В. Гулева

Судьи

Е.М. Бланару

Д.А. Маслов