ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Риффель В.В. Дело №2-38/2022
Докладчик Фролова Е.М. № 33-2385/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
судейКоровкиной А.В., Маншилиной Е.И.,
при помощнике судьи Крыловой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ООО «Фермер-Л» на решение Липецкого районного суда Липецкой области от 14 апреля 2022 года, которым постановлено:
«Иск Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Фермер-Л» о взыскании вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, - удовлетворить.
Взыскать с ООО «Фермер-Л» в доход бюджета Липецкого муниципального района Липецкой области сумму в размере 878500 руб. в возмещение вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».
Заслушав доклад судьи Фроловой Е.М., судебная коллегия
установила:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском к ООО «Фермер-Л» о взыскании вреда. Указал, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры области и на основании коллективного обращения жителей с. Сухая Лубна Липецкого района проведена проверка по факту сброса жидкой фракции навоза с животноводческого комплекса ООО «Фермер-Л» на земельные участки общего пользования. 15.07.2021 г. в ходе обследования установлено, что жидкая фракция навоза из лагуны свинокомплекса ООО «Фермер-Л» с применением специализированной сельскохозяйственной техники и гибкого трубопровода поступала на земельный участок с/х назначения, расположенный на земельном участке с КН № (далее КН…61), в качестве удобрения (географические координаты 52048"22.6"N 39022"55.4"Е), в результате чего допущено перетекание жидкой фракции навоза через лесополосу в точку географических координат (52 048"23.4"N 39022"54.3"Е) на земельный участок общего пользования, где зафиксировано перекрытие почвы жидкой фракцией навоза на площади 502 кв.м. Экологической лабораторией ОБУ «Центр экологических проектов» 15.07.2021 г. отобраны пробы почвы под источником загрязнения (жидкая фракция навоза) и фоновый образец почвы, не покрытой слоем навоза. Согласно протоколу полученных результатов физико-химического состава почвы от 27.07.2021 г. №26-08 при сравнении двух образцов почвы выявлены превышения условно-фоновых концентраций по следующим веществам в образце почвы, перекрытой жидкой фракцией навоза: азот аммонийный в 2,7 раза; азот нитритный в 1,3 раза; нитраты в 2,5 раза; фосфор, подвижная форма в 2,0 раза; хлорид - ион в 1,5 раза, сульфат-ион 3,4. Кроме этого, обозначенной лабораторией отобраны пробы жидкой фракции навоза в трех точках: в 3-х м от поля сельскохозяйственного назначения в точке с географическими координатами 52048"22.6"N 390 22"55.0"Е, около лесополосы в точке географических координат 52048"23.4"N 39022"54.5"Е, около водного объекта в точке географических координат 52048"24.3"N 39022"52.8"E. Согласно протоколу полученных результатов определения токсичности проб методом биотестирования от 23.07.2021 г. №27-10 во всех точках жидкая фракция навоза оказывала токсическое воздействие на тест-объекты. Согласно расчету истца, общая сумма вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды в результате сброса жидкой фракции навоза на почву с территорий животноводческой фермы общества на земельные участки площадью 502 кв.м, составляет 878500 руб. По результатам проверки в отношении директора ООО «Фермер-Л» ФИО1 и юридического лица 11.08.2021 г. вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ, в адрес директора общества внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды. Однако вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, до настоящего времени не возмещен, следовательно, ответчик несет имущественную ответственность в полном объеме.
Представители ответчика ООО «Фермер-Л» не отрицали факта причиненного Обществом вреда почве, однако с заявленной истцом суммой ущерба не согласны, полагая произведенный расчет суммы ущерба неправильным, произведенным с учетом веществ, не подлежащих учету при расчете ущерба, несоответствием данных о площади загрязнения (с учетом точек координат, отраженных в справке), а также данных о перекрытии почвенного покрова.
Представитель третьего лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в суд не явился, ранее в судебном заседании представитель поддержала позицию прокурора, просила требования прокурора удовлетворить.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик ООО «Фермер-Л» просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылался на то, что в решении суда не дана оценка отсутствию представителя Общества при отборе проб и фиксации размеров разлива с нарушением требований п. 2 ст. 81 Федерального закона от 31.07.2020 г № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; расчет размера вреда выполнен некорректно. Полагал, что в отношении Общества может быть произведен расчет степени загрязнения в соответствии с Методикой только по загрязняющему веществу «азот нитритный» на сумму 81375 руб. Ни один из доводов возражений ответчика на иск не нашел своего отражения в решении суда. Экспертным заключением установлено отсутствие ущерба.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и возражения на них, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Деление земель на категории установлено ч.1 ст. 77 ЗК РФ, одной из таких категорий являются земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) – ч.1 ст. 78 ЗК РФ.
В силу ч.1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Частью 2 ст. 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (п. 1).
Вред, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3).
Пунктом 1 ст. 78 указанного закона предусмотрено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно абзацу второму п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» при рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Из пунктов 12 и 13 данного Постановления Пленума ВС РФ следует, что вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды, ст. 1064 ГК РФ). Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины.
Из материалов дела следует, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры области и на основании коллективного обращения жителей с. Сухая Лубна Липецкого района с привлечением специалистов управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, специализированной лаборатории ОКУ «Центр экологических проектов» проведена проверка по факту сброса жидкой фракции навоза с животноводческого комплекса ООО «Фермер-Л», расположенного по адресу: Липецкая область, Липецкий район, Рудничное территория, строение 1, на земельные участки общего пользования.
В ходе обследования 15.07.2021 г. установлено, что жидкая фракция навоза из лагуны свинокомплекса ООО «Фермер-Л» с применением специализированной сельскохозяйственной техники и гибкого трубопровода поступала на земельный участок с/х назначения, расположенный на земельном участке с КН…61, в качестве удобрения (географические координаты 52048"22.6"N 39022"55.4"Е), в результате чего допущено перетекание жидкой фракции навоза через лесополосу в точку географических координат (52 048"23.4"N 39022"54.3"Е) на земельный участок общего пользования, где зафиксировано перекрытие почвы жидкой фракцией навоза (порча почв) на площади 502 кв.м.
Экологической лабораторией ОБУ «Центр экологических проектов» 15.07.2021 г. отобраны пробы почвы под источником загрязнения (жидкая фракция навоза) и фоновый образец почвы, не покрытой слоем навоза.
Согласно протоколу полученных результатов физико-химического состава почвы от 27.07.2021 г. № 26-08 при сравнении двух образцов почвы выявлены превышения условно-фоновых концентраций по следующим веществам в образце почвы, перекрытой жидкой фракцией навоза: азот аммонийный в 2,7 раза; азот нитритный в 1,3 раза; нитраты в 2,5 раза; фосфор, подвижная форма в 2,0 раза; хлорид - ион в 1,5 раза, сульфат-ион 3,4.
Также лабораторией отобраны пробы жидкой фракции навоза в трех точках: в 3-х м от поля с/х назначения в точке с географическими координатами 52048"22.6"N 390 22"55.0"Е, около лесополосы в точке географических координат 52048"23.4"N 39022"54.5"Е, около водного объекта в точке географических координат 52048"24.3"N 39022"52.8"E.
Согласно протоколу полученных результатов определения токсичности проб методом биотестирования от 23.07.2021 г. №27-10 во всех точках жидкая фракция навоза оказывала токсическое воздействие на тест-объекты.
По указанному материалу проверки в отношении директора ООО «Фермер-Л» и ООО «Фермер-Л» Липецким межрайонным природоохранным прокурором Липецкой области 11.08.2021 г. возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ.
Постановлениями Управления экологии и природных ресурсов №278, №279 от 06.09.2021 г. директор ООО «Фермер-Л» и ООО «Фермер-Л» привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ.
Из указанных постановлений о возбуждении дел об административном правонарушении и постановлений о привлечении к административной ответственности следует, что ООО «Фермер-Л» причинен вред почве как объекту окружающей среды в результате сброса жидкой фракции навоза с территорий животноводческого комплекса на почву площадью 502 кв.м.
Проанализировав представленные доказательства, учитывая установленные по делу юридически значимые обстоятельства, суд верно установил, что ООО «Фермер-Л» допустило загрязнение земельного участка общего пользования, общей площадью 502 кв.м, загрязняющими веществами (азот аммонийный в 2,7 раза; азот нитритный в 1,3 раза; нитраты в 2,5 раза; фосфор, подвижная форма в 2,0 раза; хлорид - ион в 1,5 раза, сульфат-ион 3,4), выразившееся в порче земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства.
Вина ответчика ООО «Фермер-Л в причинении экологического вреда является доказанной.
Доводы апелляционной жалобы об обратном, опровергаются представленными доказательствами.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено доказательств отсутствия своей вины, наличия обстоятельств, освобождающих его ответственности.
Ссылки ответчика на то, что отбор проб производится в отсутствие представителя ответчика опровергаются справкой, подписанной представителем прокурора и директором ООО «Фермер-Л» (л.д. 17 т. 1).
Расчет размера вреда произведен Управлением Россельхознадзора в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2010№ 238 (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.09.2010№18364), в редакции на июль 2021 г.
Итоговый размер вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, в результате сброса жидкой фракции навоза на почву с территорий животноводческой фермы ООО «Фермер-Л» на земельные участки площадью 502 кв.м определен в соответствии с п. 4 Методики и составляет: Щзагр (753000)+ УЩотх (0) + УЩперкр (125 500)+ УЩсн (0) + УЩуничт (0) = 878 500 руб.
Судом указанный расчет проверен и признан правильным.
Ответчик не согласился с рассчитанной суммой ущерба, полагая произведенный расчет суммы ущерба неправильным, произведенным с учетом веществ, не подлежащих учету при расчете ущерба, несоответствия данных о площади загрязнения (с учетом точек координат, отраженных в справке), а также данных о перекрытии почвенного покрова.
Доводы ответчика основаны на экспертном заключении ООО «Независимая экспертиза» №СГ-068 от 31.03.2022 г., согласно которым использование для расчетов суммы вреда концентраций загрязняющих веществ, не включенных в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, не предусмотрено законодательством.
Концентрации загрязняющих веществ, не превышающие ПДК, а также отношение концентраций веществ (азот аммония обменный, фосфор, подвижная форма, хлорид-ион, фосфаты, сульфат-ион) к «условно-фоновым концентрациям» не подлежат для расчетов суммы вреда.
Жидкая фракция навоза из лагуны искусственным покрытием, линейным объектом, отходом не является. Исчисления размера вреда при разливе в имеющихся концентрациях не осуществляется.
Суд обоснованно не согласился с выводами эксперта и не принял данное заключение в качестве доказательства по делу, поскольку химическое загрязнение согласно п. 6.15 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст, определяется как загрязнение окружающей среды, формирующиеся в результате изменения ее естественных химических свойств или при поступлении в среду химических веществ, несвойственных ей, а также в концентрациях, превышающих фоновые (естественные) колебания количеств каких-либо веществ для рассматриваемого периода.
Это могут быть химические элементы и соединения, в т. ч. сточные воды и биологические элементы, выбрасываемые в окружающую среду животноводческой отраслью.
Загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 №1316-р) определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
Ввиду того, что Перечень утвержден в силу ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», то в нем содержатся только те загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, а именно Перечень применяется при нормировании воздействия на окружающую среду, оформлении разрешительной документации, подготовке отчетности и внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Более того, согласно абз. 6 п. 6 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 №238, при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения Хн применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного нарушения.
При этом, несмотря на то, что вещества, по которым установлены превышения относительно фоновых значений, являются природными (азот, фосфор, хлорид, сульфат), их концентрация по результатам исследований ОБУ «ЦЭП» в пробе жидкой фракции навоза (протокол 27-10.Т от 23.07.2021) оказывает токсическое воздействие на организмы, что подтверждает тенденцию к загрязнению почв.
Ответ эксперта на вопрос суда относительно измерений загрязняющих веществ, не включенных в Перечень, ничем не мотивирован.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что под компонентами природной среды понимается земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Почвы выделяются в экологическом праве как особый объект охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности (п.1 ст. 4).
Почвы являются неотъемлемой частью земель и представляют их поверхностную часть, обладающую уникальным свойством - плодородием.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», утвержденный и введенный в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13.12.1983 № 5854, определяет, что плодородный слой почвы это - верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и биологическими свойствами.
К нарушению земель ГОСТ 17.5.1.01-83 относит процесс, происходящий при добыче полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ и приводящий к нарушению почвенного покрова, гидрологического режима местности, образованию техногенного рельефа и другим качественным изменениям состояния земель. При этом техногенный рельеф - это рельеф, созданный в результате промышленной деятельности человека.
Таким образом, размещение материалов, предметов, несвойственных земле и ее верхнему плодородному слою, в том числе отходов, мусора образует так называемый техногенный рельеф, который не может обеспечить землю в достаточном количестве воздухом, влагой, вследствие чего в почве нарушаются естественные процессы, и происходит ее деградация как экологической системы.
Исходя из п.п. 2.1.1, 2.1.4, 2.1.5 Методических рекомендаций по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденных Роскомземом Минсельхозпродом России 26.01.1995, Минприроды России 15.02.1995, деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель. Различают различные виды деградации почв и земель, из которых к наиболее существенным относится технологическая (эксплуатационная) деградация, вызываемая снятием или перекрытием посторонними наносами (рельефами) гумусового горизонта почв.
В силу положений части 4 ст. 13 ЗК РФ с целью охраны земель установлено, что при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. При этом в силу п. 1.1 ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ» снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы при производстве земляных работ следует производить на землях всех категорий.
Абзацем вторым п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления на почву.
На основании ст. 13 Закона Липецкой области от 08.01.2003 №33-03 «Об охране окружающей среды Липецкой области» установлен запрет на деятельность, приводящую к сбросам на почве производственных, бытовых и других видов отходов.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» устанавливает, что несанкционированная свалка отходов - это территория, используемая, но не предназначенная для размещения на них отходов (п. 4.13). При этом пункты 6.8 и 6.15 данного нормативного документа разделяют виды загрязнений на механическое - засорение среды агентами, оказывающими лишь механическое воздействие без физико-химических последствий (например, мусор), и на химическое загрязнение - загрязнение окружающей среды, формирующееся в результате изменения ее естественных химических свойств или при поступлении в среду химических веществ, несвойственных ей, а также в концентрациях, превышающих фоновые (естественные) среднемноголетние колебания количеств каких-либо веществ для рассматриваемого периода времени.
Определение указанных понятий в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями ч. 2 ст. 13 ЗК РФ, устанавливающими необходимость охраны земель как от загрязнения химическими веществами, так и от загрязнения отходами производства и потребления.
Таким образом, наличие любых веществ и компонентов, оказывающих воздействие на поверхностный слой почвы, приводит к его перекрытию, влекущему деградацию. При этом не имеет принципиального значения, чем осуществлено перекрытие.
Именно невозможность точного установления характера, степени и размера вреда, причиненного объекту окружающей среды, в том числе вреда, причиненного почве отходами производства, обусловлено возложение законодателем на правонарушителя обязанности возместить вред на основании утвержденных в установленном порядке такс и методик определения размера вреда окружающей среде.
Таким образом, вывод эксперта о том, что разлив жидкой фракции навоза на площади 502 кв.м не образует ее перекрытия, не соответствует положениям действующего законодательства, фактическим обстоятельствам и носит исключительно субъективный характер, не основанный на специальных знаниях в области плодородия почв.
Более того, согласно ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242) жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления имеет код 1 12 551 11 32 4, данный вид отхода отнесен к 4 классу опасности для окружающей среды.
Загрязнение почв отходами производства и потребления вследствие их перекрытия даже без наличия химического загрязнения является отдельным видом вредного воздействия на землю. В случае несанкционированного размещения отходов факт причинения вреда почвам, выраженного в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, деградации и разрушении естественных экологических систем, презюмируется.
В соответствии с п. 2 Методики - Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, в результате: а) загрязнения почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах; б) несанкционированного размещения отходов производства и потребления; в) порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.
Принцип Методики устанавливает, что сам факт несанкционированного размещения отходов на почве образует вред почвам как объекту охраны окружающей среды и подлежит возмещению.
Выводы эксперта об отсутствии негативных последствий от действий ответчика необоснованны.
Наличие признаков деградации почвы, исходя из самого определения деградации, то есть качественного ухудшения ее свойств, в данном случае очевидно. Оптимальными значениями представляются те значения, при которых почва может выполнять свои основные функции, и количественное соотношение которых обеспечивает нормальный рост растений.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отверг в качестве доказательства отсутствия вины ответчика в причинении вреда почвам как объекту окружающей среды результаты проведенной судебной экспертизы и выводы эксперта.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, учитывая установленные юридически значимые обстоятельства по делу, суд пришел к верному выводу, что вследствие виновных действий ответчика ООО «Фермер-Д» причинен вред почве как объекту охраны окружающей среды. Расчет вреда в заявленной прокурором сумме произведен верно.
Ответчиком не представлено доказательств отсутствия своей вины, наличия обстоятельств, освобождающих от ответственности.
Судебная коллегия считает, что суд верно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора и взыскании с ответчика ООО «Фермер-Л» в возмещение вреда, причиненного в результате сброса жидкой фракции навоза на почву с территорий животноводческой фермы общества на земельные участки площадью 502 кв.м суммы ущерба в размере 878 500 руб.
Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения, выводов суда не опровергают и не могут служить основанием к отмене либо изменению правильного по существу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Липецкого районного суда Липецкой области от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО «Фермер-Л» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.07.2022 г.