Судья Коваленко Е.Н. дело № 33-4494/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
председательствующего судьи Пашковой Т.В.,
судей: Боеску-Зыковой М.В., Грековой Н.О.,
при секретаре Дроботовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-38/2022 по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Сиротинского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области о понуждении к устранению нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической безопасности,
по апелляционной жалобе администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области, апелляционному представлению прокурора Иловлинского района Волгоградской области,
на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15 февраля 2022 г., которым исковые требования прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц – удовлетворены; на администрацию Сиротинского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области возложена обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, провести на объекте культуры – МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Сиротинского сельского поселения» Иловлинского муниципального района Волгоградской области по адресу: <адрес>, следующие мероприятия антитеррористической защищённости: организовать обучение работников объекта (территории) способами защиты и действиям в условиях совершения террористического акта или угрозы его совершения; организовать периодическую проверку здания, а также потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта с целью выявления признаков подготовки или совершения террористического акта; назначить должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объекта и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Росгвардии и территориальными органами МВД РФ; организовать проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищённости объекта; организовать пропускной режим контроль за соблюдением пропускного режима, установленного на объекте; улучшить систему освещения прилегающей территории; заменить неисправные («ветхие») входные двери (на основных, эвакуационных и служебных входах (выходах); обеспечить защиту служебной информации ограниченного распространения, содержащаяся в паспорте безопасности объекта, иных документах и на других материальных носителях, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах антитеррористической защищённости объекта; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций с применением инженерно-технических средств охраны; оборудовать объект системой экстренного вызова полиции; дооборудовать объект системой наружного видеонаблюдения; с администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в доходмуниципального образования – Иловлинский муниципальный район Волгоградской области взыскана государственная пошлина в размере 6000 руб.
Заслушав доклад судьи Боеску-Зыковой М.В., выслушав прокурора Гриценко Е.В., поддержавшего доводы апелляционного представления и возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к устранению нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта культуры.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Иловинского района в августе 2021 г. проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности «МКУ «Центр культуры, спорта ибиблиотечного обслуживания Сиротинского сельского поселения».
Проверкой установлено, что в здании «МКУ «Центр культуры, спорта ибиблиотечного обслуживания Сиротинского сельского поселения», расположенном по адресу: <адрес>, собственником которого является администрация Сиротинского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области, не организовано обучение работников объекта (территории) способами защиты и действиям в условиях совершения террористического акта или угрозы его совершения, не организована периодическая проверка здания, а также потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта с целью выявления признаков подготовки или совершения террористического акта, не назначены должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объекта и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Росгвардии и территориальными органами МВД РФ, не организовано проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищённости объекта, не организован пропускной режим, контроль за соблюдением пропускного режима, установленного на объекте, система освещения прилегающей территории подлежит улучшению, установлены неисправные («ветхие») входные двери (на основных, эвакуационных и служебных входах (выходах), не обеспечена защита служебной информации ограниченного распространения, содержащаяся в паспорте безопасности объекта, иных документах и на других материальных носителях, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах антитеррористической защищённости объекта, не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций с применением инженерно-технических средств охраны, объект не оборудован системой экстренного вызова полиции, объект не дооборудован системой наружного видеонаблюдения.
Срок завершения указанных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта культуры истёк 20 мая 2021 г. Между тем, по состоянию на 09 декабря 2021 г. названные мероприятия не осуществлены.
Выявленные нарушения отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих на территории объекта культуры, поскольку не позволяют обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, что, в свою очередь, может способствовать совершению противоправных действий в отношении неопределённого круга лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом изменения исковых требований, прокурор просил суд обязать администрацию Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, провести на объекте культуры – МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Сиротинского сельского поселения» Иловлинского муниципального района Волгоградской области по адресу: <адрес>, следующие мероприятия антитеррористической защищённости: организовать обучение работников объекта (территории) способами защиты и действиям в условиях совершения террористического акта или угрозы его совершения; организовать периодическую проверку здания, а также потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта с целью выявления признаков подготовки или совершения террористического акта; назначить должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объекта и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Росгвардии и территориальными органами МВД РФ; организовать проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищённости объекта; организовать пропускной режим, контроль за соблюдением пропускного режима, установленного на объекте; улучшить систему освещения прилегающей территории; заменить неисправные («ветхие») входные двери (на основных, эвакуационных и служебных входах (выходах); обеспечить защиту служебной информации ограниченного распространения, содержащаяся в паспорте безопасности объекта, иных документах и на других материальных носителях, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах антитеррористической защищённости объекта; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций с применением инженерно-технических средств охраны; оборудовать объект системой экстренного вызова полиции; дооборудовать объект системой наружного видеонаблюдения.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области оспаривает постановленное судом решение, просит его изменить в части определения срока исполнения возложенной обязанности, просит об его увеличении до 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционном представлении прокурор Иловлинского района Волгоградской области оспаривает постановленное судом решение в части взыскания с ответчика государственной пошлины, просит его в указанной части отменить.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и апелляционном представлении, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Одной из основных задач противодействия терроризму является - обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма Концепцией отнесено: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 г. №176.
Указанные Требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористическойзащищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорт безопасности объектов (территорий).
Ответственность за обеспечение антитеррористическойзащищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
На основании п. 3 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
В силу п. 7 Требований, для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия).
В ходе своей работы комиссия: е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования (п. 11 Требований).
Из п. 19 Требований следует, что в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать два года со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, по адресу: <адрес>, расположен объект культуры МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Сиротинского сельского поселения» Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
В ходе проведения прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проверки соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности указанного объектов культуры установлено, что 30 апреля 2019 г. был подписан акт обследования и категорирования объекта культуры МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Сиротинского сельского поселения».
С учетом характеристик и особенностей функционирования указанного объекта присвоена 2 категория опасности, определены необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). На основании комиссионного обследования 20 мая 2019 г. утверждён паспорт безопасности объекта, в котором содержатся рекомендации по обеспечению антитеррористической безопасности.
26 мая 2020 г. МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Сиротинского сельского поседения», как юридическое лицо, ликвидировано. Его учредителем является администрация Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Разделом 9 Паспорта безопасности названного объекта культуры предусмотрена необходимость проведения мероприятий для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта, в том числе: назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Росгвардии и территориальными органами МВД РФ, организация и проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта, улучшение системы освещения прилегающей территории, проведение мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов, обеспечение обхода и осмотра зданий и территории, обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта, иных документах и на других материальных носителях, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах антитеррористической защищенности объекта, организация и размещение на объекте наглядных пособий и информации о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных предметов на объекте, а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории), оборудование объекта системой экстренного вызова полиции, оборудование объекта системой наружного видеонаблюдения.
Принимая во внимание, что в соответствии с п. 19 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 года № 176, срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории), а паспорт безопасности объекта утверждён 20 мая 2019 г., срок завершения вышеуказанных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта культуры истёк 20 мая 2021 г.
Между тем, антитеррористические мероприятия, указанные в разделе 9 Паспорта безопасности объекта культуры - МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Сиротинского сельского поселения» на момент проведения проверки и до настоящего времени не проведены.
МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Сиротинского сельского поселения» является объектом с массовым пребыванием людей, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Осуществление деятельности учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных прокурором требований.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из фактических обстоятельств дела и характера тех действий, к совершению которых ответчики были обязаны, суд обоснованно определил шестимесячный срок для выполнения соответствующей обязанности.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку разрешая указанные заявленные требования, суд верно определил юридически значимые обстоятельства дела, правильно применил закон, дал надлежащую правовую оценку всем собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, постановив решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. У судебной коллегии отсутствуют объективные причины для иной оценки доказательств по делу.
Доводы апелляционной жалобы администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района о необходимости увеличения срока исполнения решения суда отклоняются судебной коллегией, поскольку данные требования апеллянта не мотивированы. Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность исполнения решения суда в установленный срок, заявитель апелляционной жалобы не представил.
Данные доводы могут служить основанием для обращения в суд с заявлением о предоставлении ответчику отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, как это предусмотрено ст. 203 ГПК Российской Федерации.
При этом доводы апелляционного представления прокурора Иловлинского района о незаконном взыскании с ответчика государственной пошлины в размере 6000 руб. заслуживают внимания в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета (часть 4 статьи 103 ГПК РФ).
Согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку администрация Сиротинского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области является органом местного самоуправления, то в силу положений статьи 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, где оно участвовало в качестве истца или ответчика.
В данном случае и истец, и ответчик освобождены от уплаты судебных расходов, в связи с чем, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета, а решение суда подлежит отмене в части взыскания с администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15 февраля 2022 г. отменить в части взыскания с администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области государственной пошлины в доход муниципального образования – Иловлинский муниципальный район Волгоградской области в размере 6000 руб.
В остальной части решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: