Судья Панаитиди Т.С. Дело № 33-1952/2021
УИД-09RS0001-01-2021-006537-78
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Черкесск 08 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего – Лайпанова А.И.,
судей – Коркмазовой Л.А., Чотчаева Х.О..,
при секретаре судебного заседания – Чочуеве М.А-А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 3924/2021 по апелляционной жалобе Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 07 октября 2021 года по иску Гербекова Х.Э. и Гербековой Д.Х., действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей Гербекова Р.Х., Гербековой М.Х., Гербекова Х.Ю., к Министерству туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности предоставить социальную выплату.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Лайпанова А.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Гербеков Х.Э. и Гербековой Д.Х., действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей Гербекова Р.Х., Гербековой М.Х., Гербекова Ю.Х., обратились в суд с иском Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о возложении обязанности предоставить социальную выплату.
В обоснование указано, что в установленном законом порядке их семья стала участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 21 мая 2019 года № 29 ( с учётом внесенных изменений в свидетельство). Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счёта, на который подлежала зачислению социальная выплата в размере 1 227 312,0 руб. Однако социальная выплата их семье не предоставлена. В целях внесудебного урегулирования данного вопроса в Министерство туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики было направлено заявление от 18 мая 2021 года, на которое ответчик ответил отказом.
На основании изложенного истцы просили суд:
1) обязать Министерство туризма, курортов и молодёжной политики КЧР включить Гербекова Х.Э. и Гербекову Д.Х., действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей Гербекова Р.Х., Гербековой М.Х., Гербекова Ю.Х., как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2021 год;
2) обязать Министерство туризма, курортов и молодёжной политики КЧР предоставить (выплатить) социальную выплату на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты от 21 мая 2019 года № 29 на приобретение (строительство) жилья на территории КЧР в размере 1 227 312,0 руб. до 31 декабря 2021 года на всех членов семьи: Гербекова Х.Э. и Гербековой Д.Х., Гербекова Р.Х., Гербековой М.Х., Гербекова Ю.Х.
Из возражений следует, что исковое заявление и приложенные к нему материалы не содержат информации о выполнении вышеуказанных условий, следовательно, основания для перечисления на счет семьи истцов предусмотренной свидетельством социальной выплаты не имеются.
В судебное заседание первой инстанции участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенные не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 07 октября 2021 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование указывает, что суд неправильно применил нормы материального права. При рассмотрении данного дела необходимо было установить объемы субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размер бюджетных ассигнований в бюджете КЧР и местных бюджетах на соответствующий год на финансирование мероприятия ведомственной целевой программы. Судом не указано за счет каких средств ответчик должен исполнить решение суда. Истцы не предъявляли документы в банк до истечения срока действия свидетельства, необходимые для осуществления выплаты. Срок действия свидетельства не подлежит продлению. Решение суда является неисполнимым и подлежит отмене.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в силу ч. 1 ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены решения суда по следующим основаниям.
Государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории КЧР, на период возникновения спорных правоотношений в 2018 году, предоставлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050.
До 01 апреля 2019 года на территории КЧР подлежали применению положения постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 364, которым утверждена государственная программа «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы», в рамках которой реализовывалась подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы».
Впоследствии Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики КЧР» с 01 апреля 2019 года утверждены основные показатели подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Положения и показатели Постановлений Правительства КЧР № 364 и 34 аналогичны и схожи.
В соответствии с условиями указанных подпрограмм, государственная поддержка молодым семьям - участницам подпрограмм в улучшении жилищных условий оказывается путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правил), являющихся Приложением № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.
Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).
Согласно пункту 46 Правил банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами «а» и «б» пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.
Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.
Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).
Подпунктом «а» пункта 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами «а» и «б» пункта 45 и пунктом 45(1) настоящих Правил, но оплата не произведена.
Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.
Как следует из материалов дела, семья истца из пяти человек (Гербекова Х.Э. и Гербековой Д.Х., детей Гербекова Р.Х., Гербековой М.Х., Гербекова Ю.Х.), являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики в Карачаево-Черкесской Республике на 2015 - 2020 годы».
19 мая 2017 года между Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР и Карачаево-Черкесским Республиканским Казенным Предприятием «Дирекция капитального строительства» было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым а КЧР КП «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности в том числе по своевременному ежегодному (до 1 сентября года, предшествующему планируемому) формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР для дальнейшего утверждения.
21 мая 2019 года КЧР КП «Дирекция капитального строительства» выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 1 227 312,0 руб. на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства со сроком действия до 21 июня 2019 года (включительно).
Свидетельство подлежало предъявлению в банк до 21 декабря 2019 года.
Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР заключено соглашение о сотрудничестве в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с ПАО АКБ «Связь-Банк» № 01 от 05 февраля 2016 года, действие которого ежегодно подтверждалось дополнительными соглашениями (№ 4 от 29 декабря 2018 года, № 5 от 18 ноября 2019 года).
23 мая 2018 года между ПАО АКБ «Связь-Банк» и Гербековым Х.Э. заключен договор банковского счета для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы со сроком действия: до окончания действия свидетельства.
23 мая 2018 года в ПАО АКБ «Связь-Банк» предъявлено свидетельство на получение социальной выплаты.
19 июня 2019 года на основании договора купли-продажи истцы приобрели в собственность земельный участок площадью 3000 кв.м, и размещенный на нем жилой дом, состоящий из основного строения общей площадью 107,7 кв.м., расположенный по адресу: КЧР, пос.Новая Джегута, пер.Базарный, 11.
Государственная регистрация перехода права собственности на жилой дом и земельный участок по указанному выше адресу осуществлена 21 июня 2019 года.
Данный договор был расторгнут, ввиду того, что ответчиком не была перечислена сумма, согласно свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1 227 312,00 рублей.
26 февраля 2021 года по договору купли - продажи истцы приобрели в общую долевую собственность по 1/5 доле на каждого, земельный участок площадью 2585 кв.м, за 500 000 рублей и расположенный на нем жилой дом, площадью 94,3 кв.м., за 1 950 000 рублей, находящиеся по адресу: КЧР, Карачаевский район, а. Новая Теберда, ул. Шоссейная, д. 17.
Договором предусмотрено, что оплата части стоимости, приобретаемого жилого дома, в размере в 1 227 312,00 рублей, будет производиться за счёт социальных выплат, путём перечисления с расчётного счёта 40817810200004000383, «Покупателя» Гербекова Х.Э., открытого 29 января 2021 года, в Акционерном обществе Акционерный банк «Тексбанк», для осуществления операций в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», утвержденной постановлением Правительством Карачаево-Черкесской Республики №34 от 31.01.2019 года и на основании Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилого строительства от 21.05.2019 №29 серия АА 0004712, на счёт Продавца Эсеккуева Р.Б., в установленный законом срок. Оставшаяся часть стоимости жилого дома в размере 262 688,00 рублей уплачены «покупателями» продавцу до подписания настоящего договора и за счет средств материнского капитала.
Государственная регистрация перехода права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости по указанным адресам осуществлена 10 марта 2021 года.
Из пояснений ответчика в суде первой инстанции следует, что согласно протокола изъятия УЭБ и ПК МВД по КЧР от 15 сентября 2020 года папки с реестрами участников подпрограммы, со списками молодых семей, получивших свидетельства, имеющих право на социальную выплату, и все иные документы касательно реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2015 - 2020 годы» изъяты у ответчика в рамках возбужденного уголовного дела.
Третьим лицом КЧР КП «Дирекция капитального строительства» на запрос суда о предоставлении учетного дела истца также представлен протокол выемки от 28 сентября 2020 года об изъятии ГУ МВД России по СКФО сшивов документов со сводными списками получателей социальных выплат, сшивов документов со сведениями о получателях социальных выплат и иных документов, имеющих значение для уголовного дела.
Информацию о направлении Банком заявки на перечисление денежных средств установилось не представилось возможным.
01 мая 2020 года ПАО АКБ «Связь-Банк» прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ПАО «Промсвязьбанк» (01 мая 2020 года Федеральной налоговой службой России в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись № 2207704303080 о реорганизации в форме присоединения ПАО АКБ «Связь-Банк» к ПАО «Промсвязьбанк», основанием послужили договор о присоединении и передаточный акт от 26 марта 2020 года).
Социальная выплата семье истца не предоставлена.
18 мая 2021 года со стороны истцов имело место обращение к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения социальной выплаты в 2021 года, продлении срока сертификата. В своем ответе Министерство ответило отказом в продлении срока действия сертификата, оставив без ответа иные требования истца.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, пришел к выводу, что семья Гербековых на момент постановки на учет отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участниками подпрограммы, однако социальная выплата указанной семьей получена не была по независящим от нее обстоятельствам, что не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что поскольку из содержания пункта 36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту «а» пункта 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
По данному делу юридически значимым обстоятельством являлось выяснение судом вопроса о том, был ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, государственной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушен порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Материалами дела подтверждается, что семья истцов ответчиком признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы Карачаево-Черкесской Республики «Обеспечение жильем молодых семей», выдано свидетельство от 21 мая 2019 года № 29, следовательно, семья истцов соответствовали критериям для включениях их в данную программу.
В апелляционной жалобе ответчик полагает, что истцом не соблюден порядок реализации права на получение сертификата, не представлены в банк документы, необходимые для осуществления социальной выплаты.
Однако, довод апелляционной жалобы противоречит обстоятельствам дела, поскольку истцы реализовали право на улучшение жилищных условий, приобрели по договору купли-продажи жилое помещение, переход права собственности на него зарегистрирован, счет в банке открыт, свидетельство выдано, однако не исполнено, что исключает возможность сохранения за семьей Гербековых права на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях в соответствии с пунктом 52 Правил и лишило их возможности реализовать право на получение социальной выплаты.
Причиной образования задолженности перед семьей Гербековых, согласно объяснениям Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики от 07 декабря 2020 года № 2072, является уменьшение объема средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Карачаево-Черкесской Республики на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики», утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34.
При этом, статьей 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из основных принципов бюджетной системы является принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что государство, включая молодую семью Гербековых в качестве участников подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики» и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, в связи с чем произвольный отказ исключается.
Необоснованным является довод ответчика о том, что свидетельство, выданное семье истцов 21 мая 2019 года удостоверяющее их право на получение социальной выплаты, являлось недействительным ввиду окончания срока его действия.
Так, из содержания пункта 36 Правил, договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту «а» пункта 49 Правил следует, что имеется возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена.
Таким образом, оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.
Не могут быть приняты судебной коллегией и доводы жалобы о том, что судом первой инстанции не выяснялись вопросы, связанные с объемом финансирования мероприятий ведомственной целевой программы, поскольку ст. 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из основных принципов бюджетной системы является принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, сам факт выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты, исходя из содержания пунктов 27, 28 Правил предполагает оформление и выдачу свидетельства о праве на получение социальной выплаты после утверждения списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований местных бюджетах на соответствующий год.
Таким образом, с учетом приведенных норм действующего законодательства, оценив представленные доказательства в их совокупности с пояснениями сторон и обстоятельствами дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку молодая семья Гербековых была в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям федеральной программы, то вправе получить меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 07 октября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Судья Панаитиди Т.С. Дело № 33-1952/2021
УИД-09RS0001-01-2021-006537-78