Судья Калнина М.Ю. Дело № 33-5918/2020
№ 2-392/19
УИД:23RS0030-01-2019-000491-98
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2020 года город Краснодар
Суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Комбаровой И.В.
судей Черновой Н.Ю., Губаревой С.А.
при ведении протокола помощником судьи Леоновой О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края к ФИО1 об изъятии земельных участков для государственных нужд и взыскании компенсации за изымаемые земельные участки, по встречному иску ФИО1 к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края об изъятии земельных участков для государственных нужд и возмещении за изымаемые земельные участки;
по апелляционной жалобе представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 07 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Черновой Н.Ю., содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
у с т а н о в и л :
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края обратилось в суд с иском к ФИО1 об изъятии земельных участков для государственных нужд и взыскании компенсации за изымаемые земельные участки, указывая на то, что в связи с необходимостью размещения на территории МО Ленинградский район объекта капитального строительства регионального значения «Автомобильная дорога» были приняты приказы министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Краснодарского края», проекты соглашений об изъятии земельных участков направлены и вручены ответчику, которые до настоящего времени им не подписаны.
Просило изъять у ФИО1 для государственных нужд Краснодарского края земельные участки с кадастровыми номерами: <...>, с выплатой возмещения в сумме 8 737 022 рубля.
ФИО1 заявил встречный иск, в котором просил суд изъять для государственных нужд Краснодарского края земельные участки с кадастровыми номерами: <...>. Также просил взыскать в возмещение за изымаемые земельные участки 12 822 116 рублей.
Решением Ленинградского районного суда Краснодарского края от 07 октября 2019 года исковые требования Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края удовлетворены частично, также удовлетворены встречные исковые требования ФИО1.
Судом постановлено: изъять для государственных нужд Краснодарского края земельные участки с кадастровыми номерами <...> расположенные по адрес; <Адрес...>
Взыскать с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в пользу ФИО1 компенсацию в счет возмещения за изымаемые для государственных нужд земельные участки (рыночная стоимость земельных участков и убытки, причиненные изъятием земельных участков) в сумме 12 822 116 рублей.
Прекратить право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами <...>, расположенные по адресу: <Адрес...> после выплаты Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края соответствующего возмещения в сумме 12822116 руб.
Признать право собственности субъекта РФ Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами <...>, расположенные по адресу: <Адрес...>
В апелляционной жалобе представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края просит решение изменить, изъять из государственных нужд Краснодарского края земельные участки с кадастровыми номерами: <...> и взыскать с Министерства возмещение за изымаемые земельные участки в размере 8737022 руб.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края просил жалобу удовлетворить.
Представитель КБ «Кубань Кредит» (ООО) и представитель ФИО1 просили жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов, указанных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в исключительных случаях, в том числе связанных с реконструкцией автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Согласно ч. 3 ст. 54 Земельного кодекса Российской Федерации порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка. В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно п. 1 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения на земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Судом установлено и это следует из материалов дела, что ФИО1 является собственником:
<...>
<...>
<...>
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края приняты приказы от 27 сентября 2017 года № 460 и от 06 августа 2018 года № 352 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Краснодарского края» об изъятии частей вышеуказанных земельных участков, принадлежащих ФИО1, с целью размещения на территории муниципального образования Ленинградский район объекта капитального строительства регионального значения «Автомобильная дорога станица Стародеревянковская - станица Ленинградская - станица Кисляковская на участке обхода станицы Ленинградской в Ленинградском районе», с выплатой возмещения в размере 8 737 022 рубля.
Согласно вышеуказанным приказам в результате кадастровых работ образованы земельные участки, подлежащие изъятию:
<...>
<...>
<...>
В соответствии с приказом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 24 августа 2017 года № 270 место размещения объекта строительства соответствует документам территориального планирования: схеме территориального планирования Краснодарского края, проекту планировки и проекту межевания территории. Другие варианты возможного размещения объекта, реконструкции автомобильной дороги, регионального значения отсутствуют.
О принятом решении, об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд Краснодарского края, ФИО1 был уведомлен письмом от 23.10.2018 года.
Письмом от 23.10.2018 году ответчику было предложено заключить соглашение об изъятии объектов недвижимости на следующих условиях: определен размер возмещения за изымаемые земельные участки с учетом Федерального Закона от 29.07.1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности РФ», истец указывает, что ответчик до настоящего времени соглашение об изъятии земельных участков не подписал.
Согласно отчета об оценке <№..><...>, рыночная стоимость за недвижимое имущество составляет 1 574 008 руб., убытки, причиненные изъятием земельных участков, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...>, составляют 1 031 778 руб.
Согласно отчета об оценке <№..><...>, рыночная стоимость за недвижимое имущество составляет 2 884 566 руб., убытки, причиненные изъятием земельных участков, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...>, составляют 1 863 553 руб.
Согласно отчета об оценке <№..><...>, рыночная стоимость за недвижимое имущество составляет 859 254 руб., убытки, причиненные изъятием земельных участков, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...>, составляют 563 863 руб.
Возражая против определенного Министерством размера возмещения, ФИО1 представил в судебное заседание отчеты <№..> от 25.01.2019 года, <№..> от 25.01.2019 года, <№..> от 35.01.2019 года, выполненные <...> согласно которым рыночная стоимость изымаемых земельных участков существенно выше и составляет 12 822 116 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования Министерства и удовлетворяя требования ФИО1 в полном объеме, руководствовался вышеприведенными требованиями законодательства и исходил из установленных по делу обстоятельств, подтверждающих, что при создании вновь образуемых земельных участков для строительства дороги производится вклинивание и вкрапливание, что приведет к несоблюдению требований ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом суд принял во внимание заключение кадастрового инженера < Ф.И.О. >5 от 24.04.2019 г., которым установлено, что на вновь сформированные земельные участки с видом разрешенного использования – Автомобильный транспорт не наложены сервитуты для движения сельхозтехники, что исключает возможность ведения ФИО1 сельскохозяйственных работ на земельных участках с кадастровыми номерами <...>.
Помимо этого, определяя компенсацию в счет возмещения за изымаемые для государственных нужд земельные участки, суд правомерно руководствовался отчетом <...> предоставленном ФИО1, поскольку он выполнен квалифицированными оценщиками, в соответствии с требованиями Федерального закона РФ №135-Ф3 от 29.07.1998г. «Об оценочной деятельности в РФ» с учетом всех требований и параметров, необходимых для определения объективной рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества, на основе информации, предоставленной собственником земельных участков арендатором ООО «НПО «Нива» (справки об экономических показателях выращивания с/х культур на спорных земельных участках, сведения о сборе урожая за 2016-2018 годы, товарные накладные за 2017-2018 годы, отчет о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства за 2016г. и 2017 г. по форме №9-АПК и иная информация), тогда как при подготовке отчетов <...> от октября 2018 года не были истребованы сведения у собственника и арендатора земельных участков об урожайности и себестоимости продукции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в мотивировочной части решения дана подробная оценка всем имеющимся в деле материалам, включая и те, на которые ссылается истец.
Позиция автора жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене либо изменения решения суда, поскольку по существу сводится к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяет доводы, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с решением суда, находит, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых судом доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи, с чем доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене либо изменению состоявшегося судебного решения.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменению решения суда по доводам, указанным в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
Решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 07 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий:
Судьи:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>