ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-392/2022 от 26.05.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Баташева М.В. дело № 33-8814/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Щетининой Е.В.,

судей Котельниковой Л.П., Портновой И.А.,

при секретаре Димитровой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-392/2022 по иску Москалева Дмитрия Владимировича к ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЮВО» об установлении факта выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, признании решения об отказе в выдаче удостоверении ветерана боевых действий незаконным, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий, по апелляционной жалобе ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЮВО» на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 03 марта 2022 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия

установила:

Москалев Д.В. обратился в суд с настоящим иском к ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЮВО», об установлении факта выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, признании решения об отказе в выдаче удостоверении ветерана боевых действий незаконным, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий, указав в обоснование заявленных исковых требований, что в период с 04.04.1996г. по 17.07.1996г. выполнял правительственное задание по обеспечению государственной безопасности РФ, разоружению незаконных вооруженных формирований в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике, что подтверждается: копией архивной справки от 13.06.2019г №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и копией военного билета НД №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" истец является ветераном боевых действий.

Согласно п. 2 Инструкции "О порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Истцом в установленном законом порядке было подано заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, однако решением Комиссии Южного военного округа от 26.08.2019г. в выдаче удостоверения истцу было отказано. При этом, причиной отказа комиссия указала не соответствие документов требованию абз.4 п. 14 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в МО (приложение к приказу МО РФ от 29.09.2017г. №595), а именно тот факт, войсковая часть НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в период, указанный в архивной справке от 06.2019г. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в перечне воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для участия в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, не значится. Однако данный факт не является обстоятельством, препятствующим выдаче удостоверения ветерана боевых действий и не влечет за собой несоответствие предоставленных им документов абз. 4 п. 14 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны РФ.

Истец полагает, что в силу положений Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации", является необходимым и достаточным условием для признания ветераном боевых действий. Постановление правительства и приказ министерства не могут и не имеют цели отменять либо изменить права предоставленные гражданам в соответствии с указанным федеральным законом, а могут лишь дополнять и уточнять их. В данных документах уточняется порядок установления факта выполнения задач военнослужащими при вооруженных конфликтах, а не вводятся дополнительные условия для признания гражданина РФ ветераном боевых действий, в противном случае это привело бы к ущемлению прав лиц фактически принимавших участие в боевых действиях на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ "О ветеранах".

Факт его участия, в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, в боевых действиях на территории Российской Федерации доказывается исчерпывающим образом предоставленными документами.

На основании вышеизложенного, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ истец просил суд: установить факт участия Москалева Д.В. в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации в период с 04 апреля 1996 года по 17 июля 1996 года; признать незаконным решение ЮВО от 26.08.2019г об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, возложить на комиссию Южного военного округа обязанность выдать удостоверение ветерана боевых действий.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 03 марта 2022 года исковые требования Москалев Д.В. удовлетворены частично.

Установлен факт участия Москалева Д.В. в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации в период с 04 апреля 1996 года по 15 июля 1996 года. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым по делу решением ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЮВО» подало апелляционную жалобу и дополнения к ней, в которых просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, в связи с неправильным определением обстоятельств имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, просит в иске истцу отказать в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации регулируется Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. №595 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации» (далее - Порядок). В соответствии с п. 2 вышеназванного Порядка, рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий. Пунктом 14 Порядка определено, что при принятии решения о выдаче либо отказе в выдаче удостоверения комиссии (центральная комиссия) руководствуются соответствующими перечнями воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.Из выписки из протокола комиссии ЮВО усматривается, что личный состав воинской части, в которой Москалев Д.В. проходил военную службу, в Перечне воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, входящих в состав ОГВ (с) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и принимающих участие в контртеррористических операциях значится.

Заявитель жалобы указывает на то, что на момент рассмотрения комиссией ЮВО документов Москалева Д.В., воинская часть, в которой истец проходил военную службу, в Перечне частей, принимающих участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в период с 3 апреля 1996 г. по 17 июля 1996 г. и с 14 августа 1996 г., не значилась, а значилась в период с 11 декабря 1994г. по 17 февраля 1995 г.Указанное обстоятельство было установлено и в ходе судебного заседания, в котором был представлен ответ уполномоченного должностного лица о том, что указанная воинская часть принимала участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в вышеназванный период.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, выслушав истца, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.

Как следует из положений пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, и лица, уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 559, от 25 марта 2013 года N 257), выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца предписано осуществлять лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 п. 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах" федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.

В разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации указаны позиции: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

В качестве документов, подтверждающих факт непосредственного участия в боевых действиях, а равно и выполнении задач по поддержанию мира, охране границы обратившихся могут быть представлены: выписки из приказов соответствующих командиров, об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из донесений соответствующих командиров об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из журналов боевых действий; записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках; копии командировочных удостоверений; выписки из послужного списка личного дела; копии документов о полученном ранении (контузии, увечье), связанном с непосредственным участием в боевых действиях: реализованный наградной материал; копии справок соответствующих воинских частей и организаций, подтверждающие факт непосредственного участия в боевых действиях: копии архивных справок.

Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

Согласно статьи 28 вышеуказанного Федерального закона реализация мер их социальной поддержки осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.

Во исполнение вышеприведенных положений Федерального закона Правительством РФ 19 декабря 2003 года издано Постановление № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.

В соответствии с пунктом 2 названного Постановления (в редакции Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 559) выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Согласно пункта 1, подпункта 43 пункта седьмого Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции, реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Министерство обороны РФ в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009, в пределах своей компетенции на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ издает нормативные правовые акты.

На основании указанных выше норм Федерального закона и нормативных правовых актов, Министром обороны РФ в рамках предоставленных ему этими нормативными правовыми актами полномочий 29.09.2017г. издан Приказ №595 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», которым утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ.

Согласно пункта 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017г. № 595 выдача удостоверений осуществляется лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, предоставляются при этом выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие даты или периоды выполнения заявителем указанных задач, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Таким образом, в указанном Порядке предусмотрен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению об оформлении удостоверения ветерана боевых действий. Указанные документы должны подтверждать непосредственное участие в выполнении задач.

Правом установления факта участия в выполнении специальных задач гражданина по линии Министерства обороны РФ в соответствии с действующим законодательством РФ наделено исключительно коллегиально созданная комиссия соответствующего военного округа Министерства обороны РФ.

Определение критериев принадлежности лиц к категории ветеранов боевых действий является прерогативой законодателя, который, действуя в рамках своих полномочий, предусмотрел конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия их предоставления с учетом норм, обуславливающих специальный статус отдельных категорий граждан.

Законодательством предусмотрены различные меры социальной защиты лиц, выполнявших задачи в зонах вооруженных конфликтов и в условиях чрезвычайного положения, и лиц, признанных ветеранами боевых действий.

В силу п. 2 Инструкции "О порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

В установленном порядке истцом было подано заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, однако решением Комиссии Южного военного округа от 26.08.2019г. было отказано в выдаче, по причине не соответствия документов требованию абз.4п. 14 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в МО (приложение к приказу МО РФ от 29.09.2017г. №595), а именно тот факт, войсковая часть НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН период, указанный в архивной справке от 06.2019г. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в перечне воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для участия в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, не значится. Однако данный факт не является обстоятельством, препятствующим выдаче удостоверения ветерана боевых действий и не влечет за собой несоответствие предоставленных им документов абз. 4 п. 14 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в МО РФ.

Исходя из абз. 4 п. 14 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерства Обороны Российской Федерации указано: "При принятии решения о выдаче либо отказе в выдаче удостоверения комиссии (центральная комиссия) руководствуются соответствующими перечнями воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, уготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций". Как следует из текста, комиссиям необходимо руководствоваться соответствующими перечнями, но не ограничиваться. При этом п. 1 данного постановления четко указано, что дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", предоставляются военнослужащим воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, Москалевым Д.В.в Комиссию ЮВО были предоставлены следующие документы: - заявление, копия архивной справки от 13.06.2019г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, копия запроса от 01.03.2019г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, копия сопроводительного от 13.05.2019г №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, копия военного билета НД №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, копия паспорта, фотографии.

По итогам рассмотрения заявления истца комиссия приняла решение 26.08.2019. об отказе в выдаче удостоверения ввиду того, что представленные документы не соответствуют требованиям абз.4 п. 14 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в МО (приложение к приказу МО РФ от 29.09.2017г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), а именно тот факт, войсковая часть НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в период, указанный в архивной справке от 06.2019г. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в перечне воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для участия в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, не значится.

Разрешая заявленные требования суд первой инстанции, на основании оценки представленных доказательств, руководствуясь действующим законодательством, пришел к обоснованному выводу, об удовлетворении иска в части установления факта участия истца в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда. При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.

В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте. Состязательное рассмотрение дела в суде первой инстанции может быть успешным только при раскрытии сторонами всех существенных для дела доказательств, их активности в отстаивании своей позиции.

Содержание принципа состязательности раскрывают нормы, закрепленные в ст. ст. 35, 56, 57, 68, 71 ГПК РФ.

Общие правила доказывания в гражданском процессе урегулированы положениями главы 6 ГПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 55 данного кодекса доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положений ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия. Принцип состязательности состоит в том, что стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав.

Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ, на который ссылаются ответчики в обоснование своей позиции по делу, утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017г.№595

Указанный Порядок не является федеральным законом и не регулирует порядок гражданского судопроизводства.

В силу вышеизложенного, наряду с приказами, поименованными в Порядке, утвержденном приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017г.№595, иные доказательства, представленные сторонами в обоснование своей позиции по делу (послужной список, справки и др.), могут быть предметом исследования и оценки суда в гражданском процессе.

Возможность установления юридически значимых фактов предусмотрена законодателем именно для тех случаев, когда документы, удостоверяющие эти факты, не могут быть получены заявителем во внесудебном порядке.

В материалы настоящего гражданского дела были представлены следующие документы:

1)копия военного билета НД НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН из содержания которого следует, что в период с 04.04.1996г. по 17.07.1996г. Москалев Д.В. находился в Чеченской республике по обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, разоружению незаконных вооруженных формирований (л.д. 9-11);

2)архивная справка от 13.06.2019г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а также архивная справка Центрального архива МО РФ (Южный военный окргу) от 21.12.2021г., из которой следует:

Приказа начальника штаба Северо-Кавказского военного округа от 11 марта 1996 года № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в филиале Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Южного военного округа, г. Ростов-на- Дону) (далее - архив) не имеется.

В архиве имеется приказ командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 11 марта 1996 года № 22 «Об организации в 1996 году приема и зачисления в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации кандидатов из числа офицеров».

Перечня органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, принимавших участие и привлекавшийся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике в 1996 году в архиве не имеется.

Командировочные удостоверения военнослужащих войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в том числе Москалева Д.В., на хранение в архив не поступали.

В приказе командира войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02 апреля 1996 года № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (г. Знаменск), значится:

«...§-6. Полагать убывшими 3 апреля 1996 года:

... рядового Москалева Д.В. (инициалы не раскрыты) ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА;.. . - в командировку для выполнения погрузочно- разгрузочных работ.

Основание: приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 11.03.96г.Основание: филиал ЦА МО РФ (ЮВО, г. Ростов-на-Дону), фонд НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, опись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН лист НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

В приказе командира войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17 июля 1996 года № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (г. Знаменск), значится:

«...§-2. Полагать прибывшими 17 июля 1996 года

... рядового Москалева Д.В. (инициалы не раскрыты) ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА . - с выполнения правительственного задания в республике Чечня.

Основание: ком. удостоверения».Основание: филиал ЦА МО РФ (ЮВО, г. Ростов-на-Дону), фонд НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, опись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, лист НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

В приказе командира войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13 августа 1996 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (г. Знаменск), значится:

«...§-3. Полагать убывшими 14 августа 1996 г.г

...2. Рядового Москалева Д.В. (инициалы не раскрыты) ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в отпуск, за выполнение правительственного задания в республике Чечня, сроком на 21 сутки по НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН сентября...».

Основание: филиал ЦА МО РФ (ЮВО, г. Ростов-на-Дону), фонд НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН опись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, лист НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

В приказе командира войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27 сентября 1996 года № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (г. Знаменск), значится:

«§-1. Нижепоименованных военнослужащих выслуживших установленный Законом РФ «О всеобщей воинской обязанности» срок действительной срочной службы, с учетом прохождения службы в горячих точках, во исполнении приказа Президента РФ № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17.08.1996г. п. 1, приказа МО РФ № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17.09.1996г. с 28 сентября с.г. исключить из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направить на воинский учет:

...2. Рядового Москалева Дмитрия Владимировича, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.

Выдать выходное пособие, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА

Основание: ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Основание: филиал ЦА МО РФ (ЮВО,- г. Ростов-на-Дону), фонд НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, опись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, Аист НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

Согласно книге алфавитного учета личного состава по призыву войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН за период 26.10.1985-01.06.1998: «Москалев Дмитрий Владимирович, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, призван Таганрогским РВК 10.12.1994 в в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, военный билет НД № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, зачислен в списки части ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА воинское звание - ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА уволен в запас и направлен в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от 27.09.1996»

Основание: филиал ЦА МО РФ (ЮВО, г. Ростов-йа-Дону), фонд НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, опись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

Давая оценку в совокупности в порядке ст. 67 ГПК представленным архивным сведениям, соответствующим записям в военном билете, объяснениям истца, представленным фотографиям с иллюстрацией прохождения военной службы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец действительно принимал участие в выполнении специальных задав в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.

При этом, суд обоснованно указал, что то обстоятельство, что сведения об участии войсковой части №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в 1996 году отсутствуют, учитывая все вышеуказанные доказательства, представленные в материалы дела (запись в военном билете, архивные сведения на основании приказов командира в\ч ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, свидетельствующих о направлении Москалева Д.В. на территорию вооруженного конфликта для выполнения ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, о возвращении с выполнения правительственного задания в республике Чечня, ссылки на прохождение истца службы в горячих точках), не может служить основанием для отказа в иске в части установлении факта участия в выполнении специальных задач, поскольку данный факт подтвержден относимыми и допустимыми доказательствами по делу в соответствии с требованиями ст.ст.55,56, 59,60 ГПК РФ, не вызывающими сомнениям у суда.

Само по себе указанное обстоятельство не может являться основанием для вывода о том, что в указанный истцом период истец не принимал участия в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в спорный период.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно счел возможным в порядке ст.264 ГПК РФ установить факт выполнения Москалевем Д.В. задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации в период с 04 апреля 1996 года по 15 июля 1996 года.

Требования истца о признании действий ответчика об отказе в выдаче удостоверения, возложении обязанности на ответчиков по оформлению удостоверения ветерана боевых действий, то в данном случае, учитывая, что оснований для признания действий ответчика об отказе в выдаче такого удостоверения незаконными оставлены судом без удовлетворения, поскольку у ответчика отсутствовали при принятии решения необходимый перечень документов, предусмотренный Порядком, факт участия истцом в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации в указанный период установлен только в судебном порядке, следовательно, оснований для понуждения выдать удостоверения ветерана боевых действий соответствующего образца не имеется, истец не лишен права на повторное обращение к ответчику, к компетенции которого и относится вопрос об установлении статуса ветерана боевых действий и выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебная коллегия обращает внимание, что поскольку истцом решение суда в апелляционном порядке не обжаловано в части отказа в удовлетворении исковых требований, то в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГК РФ судебной коллегией в не обжалованной части решение суда не проверяется и не ревизуется.

В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции, на основании ст.264 ГПК РФ, обоснованно установил факт выполнения Москалевым Д.В.задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации в период с 04 апреля 1996 года по 15 июля 1996 года.

Рассматривая требования заявителя в части освобождения от уплаты государственной пошлины, суд апелляционной инстанции обращает внимание на положения пп. 19 п. 1 статьи 333.36 НК РФ, в соответствии с которым ФКУ «ОСК ЮВО» и комиссия ЮВО являются органами военного управления, созданными в целях обороны и безопасности государства, следовательно, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 03 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЮВО» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен - 02 июня 2022 года.