ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-395/19 от 01.02.2022 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Зубков Г.А. дело № 33-58/2022

(№ дела суда I инстанции 2-395/2019)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

01 февраля 2022 года г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего Бзегежевой Н.Ш.,

судей Сиюхова Р.А. и Муращенко М.Д.,

при ведении протокола судебного заседания по поручению председательствующего помощником судьи Азашиковой С.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

исковые требования ФИО2 к Представительству Республики Дагестан в <адрес> и Министерству по национальной политике и делам религий Республики Дагестан о признании права собственности - удовлетворить.

Признать за ФИО1 право собственности на здание культурного центра с кадастровым номером 01:08:0512001:901, общей площадью 39,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения истца ФИО2, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 обратился в суд с иском к Представительству Республики Дагестан в <адрес> и Министерству по национальной политике и делам религий Республики Дагестан о признании права собственности на недвижимое имущество.

Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГг. в <адрес> открыто представительство Республики Дагестан, а представителем назначен истец, что подтверждается указом Государственного совета Республики Дагестан .

Во исполнение распоряжения Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГг. и в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ, ДД.ММ.ГГГГг. между Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям МО «<адрес>» и Постоянным представительством Республики Дагестан в <адрес> в лице представителя ФИО2 заключен договор аренды земельного участка . В соответствии с договором аренды постоянному представительству Республики Дагестан в <адрес> предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 1 003 кв.м с кадастровым номером 01:08:0512001:31, расположенный по адресу: Республики Адыгея, <адрес> (МКР 6) для строительства культурного центра сроком до ДД.ММ.ГГГГ<адрес> договор аренды ДД.ММ.ГГГГг. прошел государственную регистрацию в УФРС по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГг. между теми же сторонами заключен новый договор аренды сроком до ДД.ММ.ГГГГг., который также прошел государственную регистрацию в УФРС по РА ДД.ММ.ГГГГг. В целях строительства культурного центра ООО проектный институт «Адыгеягражданпроект» подготовлена проектно-сметная документация культурного центра, управлением архитектуры и градостроительства подготовлен градостроительный план земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Республики Дагестан в <адрес> выдано разрешение на строительство нежилого помещения (технического здания) № RU01301000-158 и была возведена первая очередь объекта площадью застройки 33,1 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг. -АА .

ДД.ММ.ГГГГг. правовой статус указанного объекта изменен на оперативное управление, что подтверждается выпиской из ЕГРН. В 2018 году представительству разрешено провести реконструкцию технического здания в культурный центр, что подтверждается разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГг. № RU . По окончании строительства возведено здание культурного центра с кадастровым номером 01:08:0512001:901 общей площадью 39,7 кв.м, которое введено в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГг. № RU.

С целью оформления прав на возведенный объект и изменения сведений ЕГРН, истец обратился в Отдел государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по <адрес>, но ему было отказано ввиду не предоставления документа, подтверждающего принадлежность спорного объекта на праве собственности <адрес>.

Все расходы по оформлению проектно-разрешительной документации, закупке строительных материалов и оплате услуг строителей, а также арендной плате за землю истец нес самостоятельно, что подтверждается соответствующими документами. С момента организации и до момента упразднения представительства Республики Дагестан в <адрес> органы государственной власти Республики Дагестан не несли расходов по строительству и содержанию спорного культурного центра, что подтверждается письмом Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. и письмом Министерства финансов Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг.

В соответствии с Положением о представителе Правительства Республики Дагестан в субъектах РФ на общественных началах, утвержденных Правительством Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. их деятельность из бюджета Республики Дагестан не финансируется, при этом запретов на хозяйственную, коммерческую деятельность они не имеют. Письмом Министерства по национальной политике Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. подтверждено, что истец может распоряжаться зданием культурного центра и расположенным под ним земельным участком по своему усмотрению.

Указом Главы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. представительство Республики Дагестан в <адрес> ликвидировано и Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. был назначен только представитель Республики Дагестан в <адрес>, с отнесением его к Министерству по национальной политике Республики Дагестан, деятельность которого осуществлялась на общественных началах.

В связи с тем, что здание культурного центра возведено истцом за свои средства и своими силами, при этом государственные органы не возражают против возникновения у него прав собственности на него, истец просил суд признать за ним право собственности на здание культурного центра с кадастровым номером 01:08:0512001:901, общей площадью 39,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Определением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГг. произведена замена ненадлежащего ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на надлежащих Представительство Республики Дагестан в <адрес> и Министерство по национальной политике Республики Дагестан с привлечением Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» в качестве третьего лица.

Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГг. исковые требования ФИО2 удовлетворены.

В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом МО «<адрес>» просит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГг. отменить и принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных им требований. В обоснование жалобы указывает на неверное установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение норм материального и процессуального права.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГг. постановлено перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ. К участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан. Также изменен процессуальный статус в деле Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>», который привлечен в качестве ответчика.

Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО2 полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.

Рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, выслушав лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГг. в <адрес> открыто представительство Республики Дагестан, представителем которой назначен ФИО2, что подтверждается указом Государственного совета Республики Дагестан (л.д. 36-37).

Распоряжением Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ постоянному представительству Республики Дагестан в <адрес> выделен земельный участок для строительства здания культурного центра Республики Дагестан в <адрес> (л.д. 13).

Во исполнение данного распоряжения и в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ, ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям МО «<адрес>» и Постоянным представительством Республики Дагестан в <адрес> в лице представителя ФИО2 заключен договор аренды земельного участка , в соответствии с которым постоянному представительству Республики Дагестан в <адрес> предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 1 003 кв. м с кадастровым номером 01:08:0512001:31, расположенный по адресу: <адрес> (МКР 6) для строительства культурного центра сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-12).

Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок передан по договору аренды Постоянному представительству Республики Дагестан в <адрес> Республики Адыгея по имущественным отношениям МО «<адрес>» (л.д. 15).

Из приобщенной к делу выписки из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок находится в государственной собственности (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ между теми же сторонами заключен новый договор аренды сроком до ДД.ММ.ГГГГг., который прошел государственную регистрацию в УФРС по РА ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 16-21).

ДД.ММ.ГГГГ Представительству Республики Дагестан в <адрес> выдано разрешение на строительство нежилого помещения (технического здания) № RU01301000-158 (л.д. 89).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 01-АА за представительством Республики Дагестан в <адрес> зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства площадью застройки 33,1 кв.м, готовность которого составила 5% (л.д. 34).

Разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № RU Представительству Республики Дагестан в <адрес> разрешено провести реконструкцию технического здания в культурный центр.

По окончании строительства возведено здание культурного центра с кадастровым номером 01:08:0512001:901 общей площадью 39,7 кв.м, которое введено в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГг. № RU (л.д. 24- 25).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ за Представительством Республики Дагестан в <адрес> зарегистрировано право оперативного управления на спорное строение (л.д. 68- 70).

В целях оформления прав на возведенный объект и изменения сведений в ЕГРН, истец обратился в Отдел государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по <адрес>, но ему отказано ввиду непредставления документа, подтверждающего принадлежность спорного объекта на праве собственности <адрес> (л.д. 26).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО2 о признании права собственности на здание культурного центра, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 218 ГК РФ, а также разъяснениями, данными в пунктах 11, 58 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», исходил из того, что все расходы по строительству нес истец самостоятельно. Письмом Министерства по национальной политике Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГФИО2 разрешено распоряжаться построенным зданием и земельным участком по своему усмотрению.

С таким выводом суда судебная коллегия по гражданским делам не может согласиться и при повторном рассмотрении дела приходит к следующим выводам.

Как предусматривает пункт 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац первый и второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Основания отказа в государственной регистрации прав являются исчерпывающими и перечислены в статье 20 Закона о регистрации.

В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.

Установлено, что земельный участок общей площадью 1 003 кв. м, расположенный в <адрес>, на котором размещено здание культурного центра Республики Дагестан, находится в государственной собственности и выделялся постоянному представительству Республики Дагестан в <адрес> под строительство здания культурного центра Республики Дагестан в <адрес>.

Постоянное представительство Республики Дагестан в соответствии с Указом Главы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ ликвидировано.

Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключен Комитетом по управлению имуществом МО «<адрес>» заключен с несуществующим на момент рассмотрения иска юридическим лицом, что не соответствует требованиям ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ФИО2 являлся представителем Постоянного представительства Республики Дагестан, действуя на основании Указа Государственного Совета Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, Указом Главы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО2 освобожден от занимаемой должности (л.д. 98-100).

Правообладателем земельного участка, на котором расположено здание культурного центра Республики Дагестан, истец не является. Доказательств оплаты аренды земельного участка в размере 79 963,37 рублей за счет личных средств ФИО2 в материалы дела не представлено.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ также выдавалось не ФИО2, а Постоянному представительству Республики Дагестан в <адрес>.

Таким образом, ФИО2 осуществлял строительство, как частное лицо на земельном участке в отсутствии правоустанавливающих документов, разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию.

При таких обстоятельствах, письмо Министерства по национальной политике Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому представитель Правительства Республики Дагестан в <адрес>ФИО2 вправе распоряжаться построенным зданием и земельным участком по своему усмотрению (л.д.31), не имеет правового значения для разрешения спора и не может служить основанием для удовлетворения иска.

Все перечисленные обстоятельства указывают на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска о признании права собственности на недвижимое имущество.

В силу приведенных обстоятельств, решение Майкопского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене на основании ч. 1 и 2 ст. 330 ГК РФ.

Руководствуясь ч. 2 ст. 328, ст. 329, ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Представительству Республики Дагестан в <адрес>, Министерству по национальной политике и делам религий Республики Дагестан, Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и Комитету по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» о признании права собственности на здание культурного центра отказать.

Председательствующий Н.Ш. Бзегежева

Судьи Р.А. Сиюхов

М.Д. Муращенко

Председательствующий Бзегежева Н.Ш.

судьи Сиюхов А.Р. и Муращенко М.Д. – подписи.

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея М.Д. Муращенко