ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-395/19 от 22.01.2021 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

№ 2-395/2019

Судья Зубков Г.А. Дело № 33-62 (33-2053/2020) 2021 год

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 января 2021 года город Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Богатыревой Е.В.

судей – Мерзакановой Р.А., Аутлева Ш.В.

при ведении протокола судебного заседания по поручению председательствующего помощником судьи – Схашок З.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 12 февраля 2019 года, которым постановлено:

исковые требования Асильдарова ФИО9 к Представительству Республики Дагестан в Республике Адыгея и Министерству по национальной политике и делам религий Республики Дагестан о признании права собственности – удовлетворить.

Признать за Асильдаровым ФИО10 право собственности на здание культурного центра с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>.

Заслушав доклад судьи Богатыревой Е.В., объяснения представителя ответчика Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» по доверенности – Жирновой П.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Асильдаров Ч.Ю. обратился в суд с иском к Представительству Республики Дагестан в Республике Адыгея и Министерству по национальной политике и делам религий Республики Дагестан о признании права собственности на недвижимое имущество. Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГг. в Республике Адыгея было открыто представительство Республики Дагестан, а представителем был назначен истец, что подтверждается указом Государственного совета Республики Дагестан . Во исполнение распоряжения Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГг. и в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ, ДД.ММ.ГГГГг. между Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям МО «Город Майкоп» и Постоянным представительством Республики Дагестан в Республике Адыгея в лице представителя Асильдарова Ч.Ю. был заключен договор аренды земельного участка , в соответствии с которым постоянному представительству Республики Дагестан в Республике Адыгея был предоставлен в аренду земельный участок общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> для строительства культурного центра сроком до ДД.ММ.ГГГГг. Данный договор аренды ДД.ММ.ГГГГг. прошел государственную регистрацию в УФРС по Республике Адыгея. ДД.ММ.ГГГГг. между теми же сторонами был заключен новый договор аренды сроком до ДД.ММ.ГГГГг., который также прошел государственную регистрацию в УФРС по РА ДД.ММ.ГГГГг. В целях строительства культурного центра ООО проектный институт «Адыгеягражданпроект» была подготовлена проектно-сметная документация культурного центра, управлением архитектуры и градостроительства был подготовлен градостроительный план земельного участка. ДД.ММ.ГГГГг. Представительству Республики Дагестан в Республике Адыгея было выдано разрешение на строительство нежилого помещения (технического здания) и была возведена первая очередь объекта площадью застройки <данные изъяты> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг. . ДД.ММ.ГГГГг. правовой статус указанного объекта был изменен на оперативное управление, что подтверждается выпиской из ЕГРН. В ДД.ММ.ГГГГ представительству было разрешено провести реконструкцию технического здания в культурный центр, что подтверждается разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГг. По окончании строительства было возведено здание культурного центра с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> которое было введено в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГг. . С целью оформления прав на возведенный объект и изменения сведений ЕГРН, истец обратился в Отдел государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Республике Адыгея, но ему было отказано ввиду не предоставления документа, подтверждающего принадлежность спорного объекта на праве собственности Республике Дагестан. Все расходы по оформлению проектно-разрешительной документации, закупке строительных материалов и оплате услуг строителей, а также арендной плате за землю истец нес самостоятельно, что подтверждается соответствующими документами. С момента организации и до момента упразднения представительства Республики Дагестан в Республике Адыгея органы государственной власти Республики Дагестан не несли расходов по строительству и содержанию спорного культурного центра, что подтверждается письмом Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. и письмом Министерства финансов Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. В соответствии с Положением о представителе Правительства Республики Дагестан в субъектах РФ на общественных началах, утвержденных Правительством Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. их деятельность из бюджета Республики Дагестан не финансируется, при этом запретов на хозяйственную, коммерческую деятельность они не имеют. Письмом Министерства по национальной политике Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. было подтверждено, что истец может распоряжаться зданием культурного центра и расположенным под ним земельным участком по своему усмотрению. Указом Главы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. представительство Республики Дагестан в Республике Адыгея было ликвидировано и Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. был назначен только представитель Республики Дагестан в Республике Адыгея, с отнесением его к Министерству по национальной политике Республики Дагестан, деятельность которого осуществлялась на общественных началах. В связи с тем, что здание культурного центра было возведено истцом за свои средства и своими силами, при этом государственные органы не возражают против возникновения у него прав собственности на него, истец просил суд признать за ним право собственности на здание культурного центра с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>.

Определением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14 января 2019г. произведена замена ненадлежащего ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея на надлежащих Представительство Республики Дагестан в Республике Адыгея и Министерство по национальной политике Республики Дагестан с привлечением Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» в качестве третьего лица.

Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 12 февраля 2019г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.

В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом МО «Город Майкоп» просит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 12 февраля 2019г. отменить и принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных им требований. В обоснование жалобы указывает на неверное установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение норм материального и процессуального права.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 25 декабря 2020г. постановлено перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

В телефонограмме истец, сославшись на недомогание, просил отложить слушание дела на неопределенный срок. Однако поскольку подтверждающих медицинских документов он не представил, судебная коллегия признала причины его неявки в судебное заседание неуважительными.

Рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, выслушав лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что определением Майкопского городского суда от 14 января 2019г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по управлению имуществом МО «Город Майкоп» (далее по тексту Комитет).

Однако поскольку в полномочия Комитета входит распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГг. он является арендодателем земельного участка, на котором расположено спорное строение, данный орган следовало привлечь к участию в деле в качестве ответчика.

Кроме того, согласно абз. 1 п. 1.1 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан является органом исполнительной власти Республики Дагестан, реализующим в Республике Дагестан государственную политику в сфере управления государственным имуществом Республики Дагестан, включая вопросы управления земельными ресурсами, реализующим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере земельных и имущественных отношений, осуществляющим полномочия собственника по управлению имуществом, находящимися в государственной собственности Республики Дагестан.

Между тем, судебные извещения о рассмотрении дела в адрес Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» и Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан судом не направлялись.

Таким образом, суд первой инстанции разрешил спор без привлечения и надлежащего извещения лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются принятым судебным актом, что в соответствии с п.п. 2,4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием к отмене решения суда.

При рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции судебная коллегия установила, что ДД.ММ.ГГГГг. в Республике Адыгея открыто представительство Республики Дагестан, представителем которой назначен ФИО1, что подтверждается указом Государственного совета Республики Дагестан (л.д. 36-37).

Распоряжением Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ постоянному представительству Республики Дагестан в Республике Адыгея был выделен земельный участок для строительства здания культурного центра Республики Дагестан в Республике Адыгея (л.д. 13).

Во исполнение данного распоряжения и в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ, ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям МО «Город Майкоп» и Постоянным представительством Республики Дагестан в Республике Адыгея в лице представителя ФИО1 заключен договор аренды земельного участка , в соответствии с которым постоянному представительству Республики Дагестан в Республике Адыгея предоставлен в аренду земельный участок общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> для строительства культурного центра сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-12).

Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок передан по договору аренды Постоянному представительству Республики Дагестан в Республике Адыгея Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям МО «Город Майкоп» (л.д. 15).

Из приобщенной к делу выписки из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок находится в государственной собственности (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ между теми же сторонами был заключен новый договор аренды сроком до ДД.ММ.ГГГГг., который прошел государственную регистрацию в УФРС по РА ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 16-21).

ДД.ММ.ГГГГ Представительству Республики Дагестан в Республике Адыгея выдано разрешение на строительство нежилого помещения (технического здания)

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии за представительством Республики Дагестан в Республике Адыгея зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства площадью застройки <данные изъяты>, готовность которого составила 5% (л.д. 34).

Разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ Представительству Республики Дагестан в Республике Адыгея разрешено провести реконструкцию технического здания в культурный центр.

По окончании строительства было возведено здание культурного центра с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> которое было введено в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГг.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ за Представительством Республики Дагестан в Республике Адыгея зарегистрировано право оперативного управления на спорное строение (л.д. 68-70).

В целях оформления прав на возведенный объект и изменения сведений в ЕГРН, истец обратился в Отдел государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Республике Адыгея, но ему было отказано ввиду непредоставления документа, подтверждающего принадлежность спорного объекта на праве собственности Республике Дагестан (л.д. 26).

Заявляя иск о признании права собственности на здание культурного центра Республики Дагестан в Республике Адыгея, ФИО1 ссылался на пункт 1 ст. 218 ГК РФ, согласно которому право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

При этом в обоснование требований истец указывал на то, что оплата услуг по оформлению проектно-разрешительной документации, строительству, закупке строительных материалов и арендной плате за землю производилась за счет его личных средств. Кроме этого письмом Министерства по национальной политике Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ ему разрешено распоряжаться зданием культурного центра и выделенным под его строительство земельным участком по своему усмотрению.

Между тем истец не доказал наличия правовых оснований, позволяющих признать за ним право собственности на спорное имущество.

Судом установлено, что земельный участок общей площадью <данные изъяты> расположенный в <адрес>, на котором размещено здание культурного центра Республики Дагестан, находится в государственной собственности.

Указанный земельный участок выделялся постоянному представительству Республики Дагестан в Республике Адыгея под строительство здания культурного центра Республики Дагестан в Республике Адыгея.

ФИО1 правообладателем данного земельного участка не является.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

По договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям МО «Город Майкоп» и Постоянным представительством Республики Дагестан в Республике Адыгея, ФИО1 выступал представителем последнего, действуя на основании Указа Государственного Совета Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ.

Более того, Указом Главы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. в связи с ликвидацией представительств Республики Дагестан в субъектах РФ представитель Республики Дагестан в Республике Адыгея ФИО1 освобожден от занимаемой должности (л.д. 98-100).

По условиям договора арендная плата в размере <данные изъяты>. вносится Арендатором путем перечисления на расчетный счет Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» (п.4.2 Договора).

Каких-либо доказательств того, что оплата аренды земельного участка, а также расходы по строительству спорного объекта осуществлялись за счет личных средств ФИО1, суду представлено не было.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ также выдавалось не ФИО1, а Постоянному представительству Республики Дагестан в Республике Адыгея.

То обстоятельство, что до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся представителем Постоянного представительства Республики Дагестан в Республике Адыгея, не может служить основанием для признания за ним права собственности на здание культурного центра Республики Дагестан в Республике Адыгея.

При этом письмо Министерства по национальной политике Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное на имя начальника Управления федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, согласно которому представитель Правительства Республики Дагестан в Республике Адыгея ФИО1 вправе распоряжаться построенным зданием и земельным участком по своему усмотрению (л.д.31), не имеет правового значения для разрешения спора и не может служить основанием для удовлетворения иска.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований.

Руководствуясь ч. 2 ст. 328, ст. 329, ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда Республика Адыгея от 12 февраля 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО11 к Представительству Республики Дагестан в Республике Адыгея, Министерству по национальной политике и делам религий Республики Дагестан, Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и Комитету по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» о признании права собственности на здание культурного центра, - отказать.

Председательствующий Е.В. Богатырева

Судьи Р.А. Мерзаканова

ФИО2