ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-396/2021 от 16.03.2022 Курского областного суда (Курская область)

Судья: Мацько О.В. (Дело 2-396/2021) Дело № 33-794-2022 г.

46RS0026-01-2020-000499-71

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2022 года г. Курск

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Апалькова А.М.,

судей Букреевой Е.В., Черниковой Е.Н.

прокурора Морозова Д.И.

с участием пом. судьи Якушевой М.Н.

при секретаре Алфимовой О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Фатежского района Курской области к Комитету по управлению имуществом Курской области, Администрации Фатежского района Курской области, КХ «Ивановское» в лице ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 об обязании разработать проект рекультивации земель и проведении рекультивации в соответствии с проектом, поступившее по апелляционным жалобам главы КХ «Ивановское» ФИО1 и главы Фатежского района Курской области на решение Фатежского районного суда Курской области от 25 ноября 2021 года, которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора Фатежского района Курской области к Комитету по управлению имуществом Курской области, Администрации Фатежского района Курской области, КХ «Ивановское» в лице ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 об обязании разработать проект рекультивации земель и проведении рекультивации в соответствии с проектом удовлетворить в части.

Обязать Администрацию Фатежского района Курской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать разработку проекта рекультивации участков нарушенных земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в границах кадастрового квартала № 46:25:050011, расположенных на территории Верхнелюбажского сельсовета Фатежского района.

Обязать Администрацию Фатежского района Курской области организовать проведение рекультивационных работ участков нарушенных земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в границах кадастрового квартала , расположенных на территории Верхнелюбажского сельсовета Фатежского района, с обозначением характерных точек границы X 472 363,6 Y 1 270 081,76; X 472 354,96 Y 1 270 053,221; X 472 358,5 Y 1 270 042,09; X 472 359,69 Y 1 270 034,72; X 472 367,25 Y 1 270 029,6; X 472 372,9 Y 1 270 019,34; X 472 380,08 Y 1 270 013,89; X 472 389,58 Y 1 270 015,07; X 472 391,12 Y 1 270 012,89; X 472 388,52 Y 1 270 005,79; X 472 392,79 Y 1 270 005,6; X 472 394,76 Y 1 270 014,37; X 472 398,39 Y 1 270 017,29; X 472 398,73 Y 1 270 021,8; X 472 408,13 Y 1 270 029,56; X 472 409,68 Y 1 270 029,5, X 472 414,2 Y 1 270 029,81; X 472 413 Y 1 270 025,71; X 472 408,85 Y 1 270 018,01; X 472 398,23 Y 1 270 023,11; X 472 400,01 Y 1 270 029,62; X 472 400,41 Y 1 270 035,91; X 472 403,82 Y 1 270 039,03; X 472 410,14 Y 1 270 031,13; X 472 373,68 Y 1 270 081,23; X 472 395,14 Y 1 270 060,02; X 472 410,36 Y 1 270 041,78 согласно утвержденному проекту рекультивации.

Обязать КХ «Ивановское», ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать разработку проекта рекультивации участков нарушенных земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенных на территории Верхнелюбажского сельсовета Фатежского района, с обозначением характерных точек границы X 472410,79 Y 1270063,25; X 472403,9 Y 1270071,07; X 472401,46 Y 1270078,73; X 472395,9 Y 1270085,28; X 472390,93 Y 1270089,71; X 472388,82 Y 1270090,49; X 472384,8 Y 1270087,5; X 472383,63 Y 1270080,69; X 472398,23 Y 1270023,11; X 472400,01 Y 1270029,62; X 472400,41 Y 1270035,91; X 472403,82 Y 1270039,03; X 472410,14 Y 1270031,13; X 472373,68 Y 1270081,23; X 472395,14 Y 1270060,02; X 472410,36 Y 1270041,78.

Обязать КХ «Ивановское», ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 организовать проведение рекультивационных работ участков нарушенных земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенных на территории Верхнелюбажского сельсовета Фатежского района, с обозначением характерных точек границы X 472410,79 Y 1270063,25; X 472403,9 Y 1270071,07; X 472401,46 Y 1270078,73; X 472395,9 Y 1270085,28; X 472390,93 Y 1270089,71; X 472388,82 Y 1270090,49; X 472384,8 Y 1270087,5; X 472383,63 Y 1270080,69; X 472398,23 Y 1270023,11; X 472400,01 Y 1270029,62; X 472400,41 Y 1270035,91; X 472403,82 Y 1270039,03; X 472410,14 Y 1270031,13; X 472373,68 Y 1270081,23; X 472395,14 Y 1270060,02; X 472410,36 Y 1270041,78.»

Заслушав доклад судьи Букреевой Е.В., объяснения главы КХ «Ивановское» ФИО1 и его представителя ФИО13, представителя администрации Фатежского района Курской области по доверенности ФИО14, поддержавших доводы апелляционных жалоб, ответчиков ФИО10, ФИО9, полагавших апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению, прокурора Морозова Д.И., представителя комитета по управлению имуществом Курской области по доверенности ФИО15, возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

Прокурор Фатежского района Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Фатежского района в рамках исполнения поручения прокуратуры Курской области, а также проверки по обращению главы КХ ФИО1 проведена проверка соблюдения природоохранного и земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером и прилегающей к нему территории. В ходе проведенной проверки установлено, что в границах пятого контура земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , границы которого обозначены пронумерованными межевыми столбами, установлено нахождение части карьера по добыче общераспространенного полезного ископаемого - песка, остальная часть которого находится в границах кадастрового квартала , территория которого также относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Часть карьера по добыче песка, не входящая в границы земельного участка с кадастровым номером , обозначенные межевыми знаками, свежих следов работы специальной техники не имеет, однако имеет следы колес транспортного средства (предположительно, легкового автомобиля). Весь карьер по добыче песка, расположенный частично в границах пятого контура земельного участка с кадастровым номером , а также за пределами указанного земельного участка, порос отдельно растущей травянистой растительностью.

Согласно результатам проведенных измерений ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория», по данным КПТ № 46/20-1-148110 на кадастровый квартал установлено, что нарушенные земельные участки находятся в границах кадастровых земельных участков: отвал в границах кадастрового квартала площадью 191,7 кв.м; карьерная выемка общей площадью 2 963,2 кв.м, которая расположена в границах земельного участка с кадастровым номером (5) (граница участка многоконтурная, количество контуров - 5) площадью 675,5 кв.м и в границах кадастрового квартала площадью 2 287,7 кв.м; снятие плодородного слоя в границах кадастрового квартала площадью 95,8 кв.м.

Указанные земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в границах кадастрового квартала площадью 191,7 кв.м (отвал), площадью 2 287,7 кв.м. (карьерная выемка), площадью 95,8 кв.м (снятие плодородного слоя) непригодны для сельскохозяйственного производства без проведения рекультивации в соответствии с земельным законодательством РФ.

До настоящего времени проведение рекультивационных работ нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на вышеуказанных землях, расположенных в границах кадастрового квартала , не осуществлено, данный земельный участок не пригоден для сельскохозяйственного производства без проведения рекультивации в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В ходе проведенной проверки лиц, организовавших разработку песчаного карьера без разрешительной и природоохранной документации, установить не представилось возможным.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 22 марта 2018 года в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено постановление о направлении материалов проверки в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по признакам преступления. Уголовное дело по указанным в постановлении фактам возбуждено 26 апреля 2018 года по ст. 171 ч. 2 п. «б» УК РФ, 20 августа 2020 года производство по нему приостановлено СЧ СУ УМВД России по Курской области на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

Неустановленными лицами эксплуатировались недра в коммерческих целях, не имея лицензии на пользование данными недрами, что причинило ущерб государству в размере не менее 22 049 726 рублей, а также были сопряжены с извлечением доходов в особо крупном размере.

Работы по добыче песка, нанесли ущерб землям в границах кадастрового квартала и не соответствуют целевому назначению земель населенных пунктов в соответствии со смыслом ст. 83 Земельного кодекса РФ.

Согласно выписке из ЕГРН от 16 сентября 2020 года № КУВИ-002/2020-21096102 государственная собственность на земли в границах кадастрового квартала не разграничена, в ЕГРН запрошенные сведения об объекте недвижимости отсутствуют.

Согласно схеме конфигурации участков нарушенных земель от 01 июня 2020 года, расположенных в границах кадастрового квартала на территории Верхнелюбажского сельсовета Фатежского район, изготовленной ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория» с нанесенными границами кадастрового плана территории земельных участков кадастрового квартала с кадастровым номером , нарушенные земли, находящиеся в границах кадастрового квартала (площадью 191,7 кв.м. (отвал), площадью 2 287,7 кв.м. (карьерная выемка), площадью 95,8 кв.м. (снятие плодородного слоя) имеет обозначения характерных точек границы X 472 363,6 Y 1 270 081,76; X 472 354,96 Y 1 270 053,221; X 472 358,5 Y 1 270 042,09; X 472 359,69 Y 1 270 034,72; X 472 367,25 Y 1 270 029,6; X 472 372,9 Y 1 270 019,34; X 472 380,08 Y 1 270 013,89; X 472 389,58 Y 1 270 015,07; X 472 391,12 Y 1 270 012,89; X 472 388,52 Y 1 270 005,79; X 472 392,79 Y 1 270 005,6; X 472 394,76 Y 1 270 014,37; X 472 398,39 Y 1 270 017,29; X 472 398,73 Y 1 270 021,8; X 472 408,13 Y 1 270 029,56; X 472 409,68 Y 1 270 029,5, X 472 414,2 Y 1 270 029,81; X 472 413 Y 1 270 025,71; X 472 408,85 Y 1 270 018,01; X 472 398,23 Y 1 270 023,11; X 472 400,01 Y 1 270 029,62; X 472 400,41 Y 1 270 035,91; X 472 403,82 Y 1 270 039,03; X 472 410,14 Y 1 270 031,13; X 472 373,68 Y 1 270 081,23; X 472 395,14 Y 1 270 060,02; X 472 410,36 Y 1 270 041,78.

Кроме того, нарушенные земли в соответствии с указанной схемой имеются также в границах земельного участка с кадастровым номером , который на основании договора аренды земельного участка с 02 ноября 2012 года сроком на 49 лет используется КХ «Ивановское» со следующим обозначением характерных точек границы X 472410,79 Y 1270063,25; X 472403,9 Y 1270071,07; X 472401,46 Y 1270078,73; X 472395,9 Y 1270085,28; X 472390,93 Y 1270089,71; X 472388,82 Y 1270090,49; X 472384,8 Y 1270087,5; X 472383,63 Y 1270080,69; X 472398,23 Y 1270023,11; X 472400,01 Y 1270029,62; X 472400,41 Y 1270035,91; X 472403,82 Y 1270039,03; X 472410,14 Y 1270031,13; X 472373,68 Y 1270081,23; X 472395,14 Y 1270060,02; X 472410,36 Y 1270041,78.

Считает, что в результате ненадлежащего исполнения обязанностей по защите земель причинен вред плодородному слою земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах кадастрового квартала , и земельного участка с кадастровым номером , выразившийся в уничтожении плодородного слоя почвы в результате его снятия и перемещения, необходимо устранить выявленные нарушения путем рекультивации нарушенных земель, произведя комплекс работ по восстановлению нарушенного состояния земельного участка и приведению качества почв земельного участка до ранее достигнутого уровня плодородия соответствующего разрешенному использованию - для сельскохозяйственного производства.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, просил: обязать Комитет по управлению имуществом Курской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать разработку проекта рекультивации участков нарушенных земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в границах кадастрового квартала , расположенных на территории Верхнелюбажского сельсовета Фатежского района; обязать Комитет по управлению имуществом Курской области организовать проведение рекультивационных работ участков нарушенных земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в границах кадастрового квартала , расположенных на территории Верхнелюбажского сельсовета Фатежского района, с обозначением характерных точек границы X 472 363,6 Y 1 270 081,76; X 472 354,96 Y 1 270 053,221; X 472 358,5 Y 1 270 042,09; X 472 359,69 Y 1 270 034,72; X 472 367,25 Y 1 270 029,6; X 472 372,9 Y 1 270 019,34; X 472 380,08 Y 1 270 013,89; X 472 389,58 Y 1 270 015,07; X 472 391,12 Y 1 270 012,89; X 472 388,52 Y 1 270 005,79; X 472 392,79 Y 1 270 005,6; X 472 394,76 Y 1 270 014,37; X 472 398,39 Y 1 270 017,29; X 472 398,73 Y 1 270 021,8; X 472 408,13 Y 1 270 029,56; X 472 409,68 Y 1 270 029,5, X 472 414,2 Y 1 270 029,81; X 472 413 Y 1 270 025,71; X 472 408,85 Y 1 270 018,01; X 472 398,23 Y 1 270 023,11; X 472 400,01 Y 1 270 029,62; X 472 400,41 Y 1 270 035,91; X 472 403,82 Y 1 270 039,03; X 472 410,14 Y 1 270 031,13; X 472 373,68 Y 1 270 081,23; X 472 395,14 Y 1 270 060,02; X 472 410,36 Y 1 270 041,78 согласно утвержденному проекту рекультивации; обязать КХ «Ивановское» (ОГРН <***>, ИНН <***>), ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать разработку проекта рекультивации участков нарушенных земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенных на территории Верхнелюбажского сельсовета Фатежского района, с обозначением характерных точек границы X 472410,79 Y 1270063,25; X 472403,9 Y 1270071,07; X 472401,46 Y 1270078,73; X 472395,9 Y 1270085,28; X 472390,93 Y 1270089,71; X 472388,82 Y 1270090,49; X 472384,8 Y 1270087,5; X 472383,63 Y 1270080,69; X 472398,23 Y 1270023,11; X 472400,01 Y 1270029,62; X 472400,41 Y 1270035,91; X 472403,82 Y 1270039,03; X 472410,14 Y 1270031,13; X 472373,68 Y 1270081,23; X 472395,14 Y 1270060,02; X 472410,36 Y 1270041,78;

обязать КХ «Ивановское» (ОГРН , ИНН ), ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, организовать проведение рекультивационных работ участков нарушенных земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенных на территории Верхнелюбажского сельсовета Фатежского района, с обозначением характерных точек границы X 472410,79 Y 1270063,25; X 472403,9 Y 1270071,07; X 472401,46 Y 1270078,73; X 472395,9 Y 1270085,28; X 472390,93 Y 1270089,71; X 472388,82 Y 1270090,49; X 472384,8 Y 1270087,5; X 472383,63 Y 1270080,69; X 472398,23 Y 1270023,11; X 472400,01 Y 1270029,62; X 472400,41 Y 1270035,91; X 472403,82 Y 1270039,03; X 472410,14 Y 1270031,13; X 472373,68 Y 1270081,23; X 472395,14 Y 1270060,02; X 472410,36 Y 1270041,78.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Фатежского района Курской области и в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционных жалобах глава КХ «Ивановское» ФИО1 и глава Фатежского района Курской области просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, без учета обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционных жалоб, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1статьи 42 и 58).

Из указанных конституционных предписаний следует, что охрана окружающей среды - важнейшая функция государства. Федеральный законодатель, определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, исходит из необходимости обеспечения сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (Преамбула Федерального закона "Об охране окружающей среды"). При этом, согласно статье 3 указанного Федерального закона, в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу требований ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Кроме того, ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Пунктом 3 Правил установлено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно пунктам 5 и 6 Правил, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с п. 8 Правил, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Согласно п. 24 Правил, лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов от лиц, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и направляют способами, указанными в пункте 16 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, а также в следующие федеральные органы исполнительной власти: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель, не указанных в подпункте "а" настоящего пункта.

Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии со ст. 2 Закона Курской области от 02 июня 2020 года № 32-ЗКО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов Курской области и органами государственной власти Курской области по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено» орган исполнительной власти Курской области, осуществляющий проведение единой государственной политики в сфере имущественно-земельных отношений, управления и распоряжения собственностью Курской области, осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов Курской области по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципальных районов, за исключением: садовых, огородных земельных участков; земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства; земельных участков, предназначенных для гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд); земельных участков, предназначенных для размещения объектов недвижимого имущества. Полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, перераспределяются сроком на 49 лет.

В соответствии с Положением о Комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденном Постановлением Губернатора Курской области от 25 июня 2007 года № 286, органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим проведение единой государственной политики в сфере имущественно-земельных отношений, управления и распоряжения собственностью Курской области, является Комитет по управлению имуществом Курской области.

Из материалов дела следует, что проверкой, проведенной прокуратурой Фатежского района Курской области, установлено, что в границах пятого контура земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , границы которого обозначены пронумерованными межевыми столбами, установлено нахождение части карьера по добыче общераспространенного полезного ископаемого - песка, остальная часть которого находится в границах кадастрового квартала , территория которого также относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Часть карьера по добыче песка, не входящая в границы земельного участка с кадастровым номером , обозначенные межевыми знаками, свежих следов работы специальной техники не имеет, однако имеет следы колес транспортного средства (предположительно, легкового автомобиля). Весь карьер по добыче песка, расположенный частично в границах пятого контура земельного участка с кадастровым номером , а также за пределами указанного земельного участка, порос отдельно растущей травянистой растительностью.

Прокурором Фатежского района Курской области 29 мая 2020 года вынесено представление в адрес Главы администрации Фатежского района Курской области об устранении допущенных нарушений действующего законодательства, их причин и сопутствующих им условий (т. 1 л.д. 72-78).

Согласно результатов проведенных измерений ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория» от 24 августа 2020 года и схем земельных участков к нему (т. 1 л.д. 16-22), по данным КПТ № 46/20-1-148110 на кадастровый квартал установлено, что нарушенные земельные участки находятся в границах кадастровых земельных участков: - отвал в границах кадастрового квартала площадью 191,7 кв.м.; - карьерная выемка общей площадью 2 963,2 кв.м., которая расположена в границах земельного участка с кадастровым номером (граница участка многоконтурная, количество контуров - 5) площадью 675,5 кв.м. и в границах кадастрового квартала площадью 2 287,7 кв.м.; - снятие плодородного слоя в границах кадастрового квартала площадью 95,8 кв.м.

Согласно схеме конфигурации участков нарушенных земель от 01 июня 2020 года, расположенных в границах кадастрового квартала на территории Верхнелюбажского сельсовета Фатежского район, изготовленной ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория» с нанесенными границами кадастрового плана территории земельных участков кадастрового квартала с кадастровым номером , нарушенные земли, находящиеся в границах кадастрового квартала (площадью 191,7 кв.м. (отвал), площадью 2 287,7 кв.м. (карьерная выемка), площадью 95,8 кв.м. (снятие плодородного слоя) имеет обозначения характерных точек границы X 472 363,6 Y 1 270 081,76; X 472 354,96 Y 1 270 053,221; X 472 358,5 Y 1 270 042,09; X 472 359,69 Y 1 270 034,72; X 472 367,25 Y 1 270 029,6; X 472 372,9 Y 1 270 019,34; X 472 380,08 Y 1 270 013,89; X 472 389,58 Y 1 270 015,07; X 472 391,12 Y 1 270 012,89; X 472 388,52 Y 1 270 005,79; X 472 392,79 Y 1 270 005,6; X 472 394,76 Y 1 270 014,37; X 472 398,39 Y 1 270 017,29; X 472 398,73 Y 1 270 021,8; X 472 408,13 Y 1 270 029,56; X 472 409,68 Y 1 270 029,5, X 472 414,2 Y 1 270 029,81; X 472 413 Y 1 270 025,71; X 472 408,85 Y 1 270 018,01; X 472 398,23 Y 1 270 023,11; X 472 400,01 Y 1 270 029,62; X 472 400,41 Y 1 270 035,91; X 472 403,82 Y 1 270 039,03; X 472 410,14 Y 1 270 031,13; X 472 373,68 Y 1 270 081,23; X 472 395,14 Y 1 270 060,02; X 472 410,36 Y 1 270 041,78.

Кроме того, нарушенные земли в соответствии с указанной схемой имеются также в границах земельного участка с кадастровым номером контур (5), со следующим обозначением характерных точек границы X 472410,79 Y 1270063,25; X 472403,9 Y 1270071,07; X 472401,46 Y 1270078,73; X 472395,9 Y 1270085,28; X 472390,93 Y 1270089,71; X 472388,82 Y 1270090,49; X 472384,8 Y 1270087,5; X 472383,63 Y 1270080,69; X 472398,23 Y 1270023,11; X 472400,01 Y 1270029,62; X 472400,41 Y 1270035,91; X 472403,82 Y 1270039,03; X 472410,14 Y 1270031,13; X 472373,68 Y 1270081,23; X 472395,14 Y 1270060,02; X 472410,36 Y 1270041,78.

Согласно заключению кадастрового инженера ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» ФИО16 от 15 июля 2021 года по результатам обследования объекта (карьерная выемка), расположенного по адресу: <адрес>, выполненного по заказу Комитета по управлению имуществом Курской области ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области", схем и фототаблиц к нему (т. 2 л.д. 90-104) участок нарушенной земли, находящийся на земельном участке с кадастровым номером , имеет незначительные повреждения (снят верхний слой - приблизительно 10-15 см.), рядом расположена лесопосадка; ранее нарушенный земельный участок не использовался под сельскохозяйственное производство в качестве продуктивных земель; вблизи оврага (карьера) на территории земель населенных пунктов расположен пруд; в самом овраге (карьере) имеются гнезда и большое количество птиц. Использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться в соответствии с целевым назначением земельных участков и видом разрешенного использования земельного участка. В результате обследования выявлено, что нарушенные земли в границах земельного участка номером не использовались собственником по целевому назначению. Среди земель сельскохозяйственного назначения имеются так называемые неудобья: это овраги, балки, болота, гари и прочие участки, которые по своему состоянию в данный момент не могут быть использованы в качестве продуктивных земель. Часть спорной территории земельного участка номером располагается на склоне оврага и не используется в качестве продуктивных земель.

Судом установлено, что в границах кадастрового квартала и земельного участка с кадастровым номером ) расположен незаконный карьер по добыче песка. При этом лица, виновные в незаконной разработке карьера в настоящее время не установлены.

В ЕГРН содержатся следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером : категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 3132000+/-1239 кв.м., сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», граница земельного участка состоит из 5 контуров, учетные номера контуров и их площади: 1-1300002 кв.м., 2-1593508 кв.м, 3- 31490 кв.м,, 4 - 144000 кв.м., 5- 63000 кв.м, местоположение: <адрес>.

Собственниками земельного участка с кадастровым номером , в том числе и пятого контура, являются: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, КХ «Ивановское». (Выписка из ЕГРН от 14 октября 2020 года № КУВИ-002/2020-29395400 (т. 1 л.д. 150-240).

Согласно выписке из ЕГРН от 16 сентября 2020 года № КУВИ-002/2020-21096102, государственная собственность на земли в границах кадастрового квартала не разграничена, в ЕГРН запрошенные сведения об объекте недвижимости отсутствуют.

Как следует из Правил землепользования и застройки МО «Верхнелюбажский сельсовет» от 29 ноября 2019 года № 68 территории в границах кадастрового квартала в соответствии с градостроительным зонированием установлена территориальная зона СХ-1 - земли, занятые сельскохозяйственными угодьями. При этом к категории СХ-1, в том числе относится растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, виноградарство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных.

При этом из заключения кадастрового инженера ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» ФИО16 от 15 июля 2021 года следует, участок карьерной выемки находится в границах земель населенного пункта <адрес> и границах пятого контура земельного участка с кадастровым номером .

Проанализировав положения действующего законодательства, оценив представленные доказательств, суд первой инстанции указал, что в результате ненадлежащего исполнения обязанностей по защите земель причинен вред плодородному слою земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах кадастрового квартала , и земельного участка с кадастровым номером , выразившийся в уничтожении плодородного слоя почвы в результате его снятия и перемещения.

В связи с чем, суд пришел к выводу, что при отсутствии установленных виновных лиц обязанность по организации и проведению рекультивации участков нарушенных земель должна быть возложена на собственников земельных участков и администрацию Фатежского района, осуществляющую полномочия земельного контроля.

При этом суд указал, что оснований для удовлетворения требований к комитету по управлению имуществом Курской области не имеется, поскольку земли кадастрового квартала отнесены к населенному пункту Нижний Любаж Фатежского района Курской области.

Данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами. Оснований не согласиться с указанными выводами суда, основанными на фактических обстоятельствах дела и законе, судебная коллегия не усматривает.

Несостоятельны доводы апелляционной жалобы ответчика КХ «Ивановское» в той части, что суд необоснованно отклонил представленное им заключение ФГБУ «Управление «Курскмелиоводстрой» «Проектной документации на агромелиоративные мероприятия на землях сельскохозяйственного назначения КХ «Ивановское» в Фатежском районе Курской области».

Оценив данное заключение по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции отразил эти результаты своей оценки в решении, эти выводы подробно мотивированы.

Доводы апелляционной жалобы ответчика- главы Фатежского района Курской области о наличие ошибки в Генеральном плане МО «Верхнелюбажский сельсовет», судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку на момент рассмотрения дела данная ошибка не устранена.

Несостоятельны доводы апелляционной жалобы ответчика - главы Фатежского района Курской области в той части, что администрация Фатежского района является ненадлежащим ответчиком по делу.

Согласно подпункта «б» пункта 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством).

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (подпункт «в» пункт п. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800).

С учетом приведенных правовых норм, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что при отсутствии установленных виновных лиц обязанность по организации и проведению рекультивации участков нарушенных земель должна быть возложена на собственников земельных участков и администрацию Фатежского района Курской области, осуществляющую полномочия земельного контроля.

При этом, как указано ранее и подтверждается заключением кадастрового инженера ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» ФИО16 от 15 июля 2021 года, участок карьерной выемки находится в границах земель населенного пункта Нижний Любаж Фатежского района Курской области и границах пятого контура земельного участка с кадастровым номером .

Доводы апелляционной жалобы ответчика - главы Фатежского района Курской области о неверном указании координат характерных точек земельного участка, подлежащего рекультивации, несостоятельны, поскольку данные координаты подтверждаются схемой конфигурации участков нарушенных земель от 01 июня 2020 года, расположенных в границах кадастрового квартала на территории Верхнелюбажского сельсовета Фатежского район, изготовленной ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория».

Кроме того, нарушенные земли в соответствии с указанной схемой имеются также в границах земельного участка с кадастровым номером контур (5).

Доказательств иных границ земельного участка, подлежащего рекультивации, ответчиком в соответствии с требованиями с. 56 ГПК РФ не представлено, ходатайств о назначении экспертизы заявлено не было.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика администрации Фатежского района Курской области в той части, что администрации не было известно о привлечении ее к участию в деле в качестве соответчика, несостоятельны.

Как следует из материалов дела, определением суда от 12 октября 2021 года администрация Фатежского района Курской области была привлечена к участию в деле в качестве соответчика ( т.3 л.д.221).

Согласно протоколам судебных заседаний от 28.10.2021 г, от 16.11.2021 г., от 25.11.2021 г. представитель администрации Фатежского района Курской области участвовал в судебных заседаниях в качестве ответчика.

Иные доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.

В соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал надлежащую правовую оценку доказательствам по делу с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не находит.

При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно части 4 ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного акта, не допущено.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.

Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а :

Решение Фатежского районного суда Курской области от 25 ноября 2021 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы главы КХ «Ивановское» ФИО1 и главы Фатежского района Курской области - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: