Судья Шунина Н.Е.
дело № 2-397/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-2341/2020
03 марта 2020 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Андрусенко И.Д., Мокроусовой Л.Н.,
при секретаре Дмитриевой П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО2, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхнем Уфалее Челябинской области на решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 12 ноября 2019 года по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхнем Уфалее Челябинской области о включении периодов работы, курсов повышения квалификации в специальный стаж, назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела, доводах апелляционных жалоб, объяснения истца ФИО2, поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы и возражавшей относительно жалобы Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхнем Уфалее Челябинской области, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхнем Уфалее Челябинской области (далее – УПФР в г.Верхнем Уфалее, пенсионный орган), в котором после уточнения исковых требований просила включить в специальный страховой стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы <данные изъяты> в малокомплектной начальной школе № (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать в возмещение расходов по оплате юридических услуг 6 000 рублей, на уплату государственной пошлины 300 рублей.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии отказано. Отказ считает незаконным, так как постоянно работала в учреждениях для детей. Кроме того, с момента обращения за назначением пенсии до принятия решения об отказе в назначении пенсии прошло более одного года, в настоящее время она продолжает педагогическую деятельность.
Истец ФИО2 при надлежащем извещении о времени и месте в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимала.
Представитель истца по ордеру ФИО3 в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика УПФР в г. Верхнем Уфалее по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения иска.
Суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований, на УПФР в г. Верхнем Уфалее возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО2, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в качестве <данные изъяты> в малокомплектной начальной школе № (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении исковых требований в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ отказано. Этим же решением суда с УПФР в г.Верхнем Уфалее в пользу ФИО2 взысканы судебные расходы в сумме 5 300 рублей.
В апелляционной жалобе истец ФИО2 просит решение суда изменить в части отказа в назначении досрочной пенсии и вынести в этой части новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает на несогласие с выводом суда о том, что пенсия не может быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ, потому что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на предмет включения его в льготный стаж не оценивался пенсионным органом. Из представленной справки работодателя усматривается, что в указанный период она работала по профессии, дающей право на досрочную пенсию, в отпусках без сохранения заработной платы не находилась. Судом не учтено, что повторное обращение с заявлением о назначении пенсии в 2019 году будет рассматриваться с учетом требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
В апелляционной жалобе представитель ответчика УПФР в г. Верхнем Уфалее просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№; судом не учтено, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в специальный стаж, поскольку наименование учреждения: малокомплектная начальная школа не предусмотрено Списками. Кроме того, податель жалобы считает, что при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов суд не учел, что в соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы присуждаются пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.
Ответчик УПФР в г. Верхнем Уфалее Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен заказной почтовой корреспонденцией с обратным уведомлением о вручении, представитель ответчика в суд апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав истца ФИО2, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене и изменению в части в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно названному приложению возраст, дающий право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, определяется путём суммирования значения возраста, при наступлении которого предоставлялось право на указанную пенсию по состоянию на 31 декабря 2018 года, и указанного в приложении количества месяцев.
Частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ (в редакции по состоянию на 31 декабря 2018 года) было предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
На основании приложения 6 к Закону № 400-ФЗ для лиц, у которых названный возраст наступает в 2019 году, дополнительно прибавляется 6 месяцев.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397) - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Разделом 1 «Наименование должностей» и разделом 1.1 «Наименование учреждений» Списка, должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрены преподаватели, учителя общеобразовательных учреждений: школ всех наименований.
В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, предусмотрена должность учителя школ всех типов и наименований.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, предусмотрены учителя общеобразовательных учреждений: начальной, основной общеобразовательных школ, средних общеобразовательных школ.
Как установлено судом и следует из трудовой книжки, ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты> по <данные изъяты> разряду ЕТС в малокомплектной начальной школе №; с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности <данные изъяты> МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» (л.д. 13-23).
По данным муниципального казенного учреждения «Управление образования администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 действительно работала в Управлении образования администрации <адрес> в малокомплектной начальной школе № (<адрес>) <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, уволена ДД.ММ.ГГГГ из муниципального общеобразовательного учреждения «Малокомплектная начальная школа №».
Документы о переименовании малокомплектной начальной школы № в муниципальное общеобразовательное учреждение «Малокомплектная начальная школа №» отсутствуют.
Основанием выдачи справки явились: лицевые счета за 1998-2002 годы, приказы по личному составу за 1998-2002 годы, штатное расписание за 1998-2002 годы, тарификационные списки за 1998-2002 годы. Данные справки сверены с индивидуальными сведениями, расхождений нет (л.д. 60).
Приказом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № на основании ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» и в целях повышения качества образования детей и создания полноценных условий для их развития в школе № с ДД.ММ.ГГГГ приостановлен учебный процесс (п. 1); осуществлен перевод учащихся, работников школы, передача имущества (п. 2); школа № расформирована, исключена из структуры Управления образования администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (п. 3) (л.д. 89).
На основании приказа директора Муниципального общеобразовательного учреждения «Малокомплектная начальная школа №» администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2, <данные изъяты> школы №, уволена ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода в Муниципальное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» (л.д. 85).
Согласно уточняющей справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» Верхнеуфалейского городского округа, ФИО2 действительно работает в филиале МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» основная общеобразовательная школа <адрес> в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время. В течение данного периода работы ФИО2 находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в УПФР в г. Верхнем Уфалее Челябинской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости (л.д. 41-43).
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 52-54).
Как следует из указанного решения, продолжительность стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей ФИО2 составила: по постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при последовательном применении нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работы, - 24 года 02 месяца 01 день; по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 – 21 год 03 месяца 24 дня; с учетом норм постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П – 24 года 02 месяца 03 дня.
В стаж на соответствующих видах работ по пункту 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ ФИО2 не учтены периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как указанные периоды не предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в малокомплектной начальной школе № (<адрес>).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж ФИО2 периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в малокомплектной начальной школе № (<адрес>), суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что в указанные периоды истец осуществляла педагогическую деятельность в качестве <данные изъяты> в общеобразовательном учреждении – начальной общеобразовательной школе.
Судебная коллегия полагает указанные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на совокупности исследованных судом доказательств и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», действовавшего до 01 сентября 2013 года, образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
В соответствии со ст. 55 указанного Закона педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Действующим законодательством Российской Федерации также не предусмотрены какие-либо ограничения работникам образовательных учреждений в зависимости от их организационно-правовых форм.
При этом согласно п. 2 ст. 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» финансирование образовательных учреждений, находящихся в введении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений, осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.
В силу пункта 11.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 малокомплектным образовательным учреждением является образовательное учреждение, в котором до 50 обучающихся.
Постановлением Главы местной администрации г. Челябинск - 70 от 23 июня 1992 года № 175 во исполнение решения Совета народных депутатов №89-М от 02 апреля 1992 года о введении в черту города деревни Ключи и обеспечения условий для образования детей, культурного, медицинского, торгового обслуживания и социального обеспечения жителей деревни Ключи, школа № 13 д. Ключи передана в ведение Управления образования г.Челябинска - 70 и ей присвоен статус малокомплектной начальной школы №113.
Приказом Управления образования администрации г. Снежинска Челябинской области № 328 «Об отнесении учреждений образования к группам по оплате труда руководящих работников» от 27 июня 1995 года № 328 образовательное учреждение малокомплектная школа № 113 отнесена с 01 сентября 1995 года к пятой группе по оплате труда руководящих работников (л.д. 86-87).
По информации муниципального казённого учреждения «Управление образования администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, Устав (Положение) малокомплектной школы №, Устав общеобразовательной школы №, сведения о реорганизации малокомплектной школы № в общеобразовательную школу № представить не имеется возможности по причине отсутствия в архиве вышеупомянутых документов. Представлен перечень школ <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по июль 2001 года, в котором значится малокомплектная начальная школа № (в структуре Управления образования администрации <адрес>).
Учитывая, что Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, предусмотрены <данные изъяты> общеобразовательных учреждений, в том числе и начальной общеобразовательной школы, тип учреждения, в котором работала истец в спорные периоды, как общеобразовательного и вид, как начальной общеобразовательной школы, подтверждены материалами дела, то у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении иска ФИО2 о включении спорных периодов работы <данные изъяты> в малокомплектной начальной школе № в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии.
То обстоятельство, что школе № д. Ключи присвоен статус малокомплектная начальная школа №, не свидетельствует об изменении целей, задач и функций образовательного учреждения для детей школьного возраста.
При таких установленных обстоятельствах несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для включения спорного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж истца со ссылкой на то, что наименование учреждения: малокомплектная начальная школа не предусмотрено Списками.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходил из того, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранялось место работы, производилась выплата заработной платы, с которой работодателем уплачивались взносы на государственное социальное страхование.
Оснований для несогласия с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, соответствуют закону.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, отклоняются судебной коллегией как основанные на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства.
Пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5).
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, прохождение курсов повышения квалификации являлось для ФИО2 обязательным условием работы в соответствующих должностях, в связи с чем, период нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Отказывая в удовлетворении иска ФИО2 в части установления досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением о назначении страховой пенсии истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, на дату обращения с заявлением в пенсионный орган специальный стаж истца, с учетом зачтенных пенсионным органом периодов и по решению суда первой инстанции, составил менее требуемых 25 лет, стаж на соответствующих видах работ проверялся пенсионным органом по ДД.ММ.ГГГГ, требование о включении в стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рамках настоящего гражданского дела истцом заявлено не было, какого-либо решения по указанному периоду пенсионным органом принято не было.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права. Доводы апелляционной жалобы истца заслуживают внимания.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В силу ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В случае несогласия гражданина с решением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, как решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, так и решение вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суд (пункт 46 Правил № 884н).
Из изложенного следует, что право на страховую пенсию, в том числе досрочную страховую пенсию по старости, носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение. При этом пенсионный орган вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. По результатам рассмотрения заявления гражданина о назначении страховой пенсии пенсионный орган выносит решение, которое в случае несогласия с ним гражданина, может быть обжаловано им, в том числе и в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции не учтено, что ФИО2, реализуя гарантированное ей право на судебную защиту, обратилась в суд за разрешением спора, поставив перед судом вопрос о правомерности отказа пенсионного органа во включении в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов ее работы и в связи с этим о наличии у нее права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как следует из справки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» Верхнеуфалейского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве <данные изъяты>. В течение данного периода работы в отпуске по уходу за ребенком, без сохранения заработной платы, в учебных отпусках, командировках, курсах повышения квалификации, не находилась (л.д. 145).
Учитывая, что на момент обращения ФИО2 с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости – ДД.ММ.ГГГГ её стаж на соответствующих видах работ по пункту 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ составил 24 года 10 месяцев 05 дней (по решению УПФР по наиболее выгодному варианту исчисления стажа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ специальный стаж истца составил - 24 года 02 месяца 01 день и по решению суда - 00 года 08 месяцев 04 дня), после ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 продолжала педагогическую деятельность в учреждениях для детей, решение об отказе в установлении страховой пенсии вынесено пенсионным органом ДД.ММ.ГГГГ (спустя 1 год 20 дней), то у суда не имелось оснований к отказу в удовлетворении заявленных истцом требований о назначении ей страховой пенсии с даты, когда она выработала необходимый педагогический стаж, независимо от того, что какого-либо решения по указанному периоду пенсионным органом принято не было.
Принимая во внимание, что стаж педагогической деятельности 25 лет выработан истцом ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ, как указано истцом в уточненном исковом заявлении, то судебная коллегия считает необходимым решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО2 о назначении страховой пенсии по старости отменить и вынести в указанной части новое решение о назначении истцу страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов (часть 3).
Согласно части 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В подтверждение несения расходов на представителя ФИО2 представлена квитанция серии АА № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой истцом произведена оплата услуг за составление искового заявления - 1000 рублей; за участие представителя в суде первой инстанции – 5 000 рублей.
Разрешая ходатайство ФИО2 о возмещении за счет ответчика судебных расходов по оплате услуг представителя, суд первой инстанции принял во внимание категорию спора, объем проделанной представителем работы в суде первой инстанции, результат рассмотрения спора и взыскал с ответчика в пользу истца ФИО2 5 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оплате услуг представителя.
Однако с учетом того, что судебной коллегией отменено решение суда в части и вынесено новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО2 о назначения страховой пенсии по старости, то есть исковые требования удовлетворены в полном объеме, то возмещению расходы по оплате услуг представителя в размере 6 000 рублей подлежат в полном объеме. Доказательств чрезмерности понесенных истцом расходов ответчиком суду не представлено. В связи с чем решение суда в части размера судебных расходов по оплате услуг представителя подлежит изменению.
Кроме того, при обращении в суд ФИО2 понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, возмещение которых обоснованно, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, в силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возложено судом первой инстанции на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 12 ноября 2019 года отменить в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, принять по делу в указанной части новое решение.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхнем Уфалее Челябинской области обязанность назначить ФИО2 страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25 июля 2018 года.
Это же решение суда в части размера судебных расходов изменить.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхнем Уфалее Челябинской области в пользу ФИО2 в возмещение судебных расходов 6 300 рублей.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхнем Уфалее Челябинской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: